Обычно выделяют активную и пассивную политику государственных органов в области занятости.
Тактика пассивного ожидания экономического подъема и на этой основе решения проблемы повышения уровня занятости может быть оправдана лишь при наличии высокой гибкости рабочей силы и рынка труда в целом, позитивных экономических перспектив, которые обеспечивают достаточно широкие возможности самостоятельного трудоустройства.
Тактика активных действий по обеспечению экономического подъема предполагает последовательные действия государства по повышению деловой активности и на этой основе повышению уровня занятости населения. В современный переходный период наиболее приемлемым вариантом политики занятости для России является активный.
В развитых странах Запада государственные расходы на программы обеспечения занятости составляют 2,0—5,5% ВВП. При этом важную роль в инструментарии государственной политики играют меры активного регулирования, направленные на предупреждение возникновения массовой безработицы.
В настоящее время имеет место региональная дифференциация ситуации с занятостью в регионах Российской Федерации.
В процессе экономических реформ образовалась группа территорий, в которых масштаб безработицы многократно превышает общероссийский уровень. Так, если в благополучных регионах (Москве, Санкт-Петербурге, Липецкой, Ростовской, Белгородской, Смоленской, Волгоградской, Рязанской областях) уровень безработицы колеблется в пределах от 0,9 до 2%, то в неблагополучных (Псковской, Владимирской, Кировской, Архангельской, Ивановской областях, Ингушетии, Дагестане) безработица достигает 7% и более.
Основными причинами высокого уровня безработицы в неблагополучных регионах являются:
- несоответствие темпов роста численности населения спросу на рабочую силу, наблюдавшееся на протяжении длительного времени в ряде республик Северного Кавказа, Поволжья и других экономических районов;
- кризисные явления в экономике северных и восточных регионов с высокой долей в производстве добывающих предприятий (кроме экспортно-ориентированного производства), центральных и южных регионов с высокой долей машиностроения (в том числе оборонного назначения), легкой промышленности;
- последствия военных действий в Чеченской Республике, ухудшившие ситуацию на рынке труда не только в этой республике, но и в Республике Северная Осетия — Алания, Республике Ингушетия в связи с массовым притоком беженцев и вынужденных переселенцев.
Для российского рынка труда характерно преобладание скрытых (латентных) процессов над открытыми. В России зафиксирован феномен неформальной занятости как среди работников, задействованных в экономике (вторичная занятость), так и среди лиц, формально признанных безработными. Находясь в трудном материальном положении, люди, не имеющие постоянного места работы, более активно занимаются поиском доходов, нежели занятое население. Некоторое распространение среди безработных имеют репетиторство, частные уроки, производство потребительских товаров на продажу, «совместительство» на производственном предприятии. Однако наиболее весомыми с точки зрения доходов являются услуги населению по строительству, ремонту, пошиву, уличная торговля, торговля товарами, привезенными из-за рубежа, содержание собственных частных предприятий — магазина, кафе, киоска. И здесь уже идет речь о самозанятости этой группы населения.
Вариантность форм занятости способствует формированию гибкого рынка труда, поддерживает доходы населения, позволяет сохранить ядро трудовых коллективов, предотвращает массовую безработицу. На определенном временном промежутке неформальная занятость способна оказывать определенное компенсирующее влияние на социальную сферу, что отчасти объясняет отсутствие массовых открытых конфликтов.
Сегментация рынка труда предполагает выделение в его структуре особых элементов, имеющих специфические особенности.
В качестве таковых можно выделить:
- рыночный сегмент, имеющий ярко выраженную тенденцию к сокращению официальной занятости;
- сегмент рынка, принимающий форму хронической, открытой безработицы;
- скрытую безработицу;
- неполную занятость, принявшую в некоторых регионах и отраслях экономики хронический характер;
- неформальную занятость всех групп экономически активного населения — как занятых, так и безработных.
Главная опасность развития латентных процессов для формирования рынка труда заключается в ориентации существенного по размерам экономического сектора на нетрадиционные формы трудовых отношений, не контролируемых государством и трудовым правом. По существу, этот сектор рынка труда находится за пределами легитимности, следовательно, не поддается контролю, регулированию икоррекции. В настоящее время происходит формирование латентного типа рынка труда и латентного типа трудовых отношений, в рамках которых индивидуальные интересы и личные договоренности встают над законом и трудовым правом. Это фактор неуправляемости налогово-финансовой дисциплиной экономических субъектов (как работодателя, так и наемных работников) и продолжения тенденции к «бегству» от налогов, криминализации экономики, резкой дифференциации доходов населения в результате формирования большого объема неучтенных доходов и дальнейшего перераспределения в пользу высокодоходных групп.
Если сравнить структуру российского рынка труда со структурой рынка труда развитых стран, можно отметить, что российская ситуация характеризуется принципиально иными тенденциями. В отличие от стран Запада в России работники с высшим образованием представляют одну из наименее социально защищенных групп (об этом можно судить как по уровню оплаты их труда, так и по имеющимся у них гарантиям занятости). Сравнительно высокодоходной, а потому быстро набирающей социальный престиж категорией рабочей силы являются занятые в сфере торговли и услуг на работах, не требующих специального образования и профессиональной подготовки. В развитых же странах эта категория занятых составляет наименее благополучный сегмент.
К числу негативных моментов современного российского рынка труда относятся:
- существенные изменения отраслевой структуры занятости (снижение удельного веса занятых в промышленности, перераспределение рабочей силы между обрабатывающей и добывающей промышленностью в пользу последней, рост доли сельского хозяйства в общей занятости);
- значительные масштабы неполной и неэффективной занятости; преобладание неэффективной занятости проявляется в излишней концентрации рабочей силы на убыточных предприятиях, больших масштабах недоиспользования рабочего времени занятых, низкой эффективности труда и низких заработках значительных контингентов работающих, снижении в составе работников доли занятых в высокотехнологичных и наукоемких видах деятельности;
- потеря трудового потенциала квалифицированных и высококвалифицированных кадров в результате отсутствия реальной связи между доходом и уровнем профессионализма работников, их перетока в сферу неформальной занятости, часто не требующую прежней квалификации; увеличение масштабов вторичной занятости;
- постоянный рост числа молодежи среди российских безработных; преобладание в трудовых ориентациях молодежи установок на будущую работу в непроизводственной сфере;
- медленная перестройка системы государственного профессионального образования, неадекватность масштабов, структуры и форм первичной профессиональной подготовки граждан изменениям в спросе на рабочую силу, недостаточная развитость системы вторичного обучения (переподготовка и повышение квалификации), слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации работающих и их переподготовке;
- чрезвычайно сложная ситуация с трудоустройством отдельных социально-демографических групп населения (молодежи, женщин, инвалидов, демобилизованных военнослужащих и др.); сохранение селективного подхода при высвобождении рабочей силы и приеме на работу в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья; несоблюдение в полной мере норм трудового законодательства о режиме и охране труда отдельных групп населения;
- наличие значительного числа регионов с острой, критической ситуацией в сфере занятости при ограниченных возможностях перетоков рабочей силы по территории страны, свидетельствующее о том, что перспективы развития отдельных отраслей и производств не нацелены пока на обеспечение занятости населения.
Меры по преодолению негативных моментов на рынке труда связаны в первую очередь с совершенствованием законодательства о труде.
Управление человеческими ресурсами — это целенаправленное воздействие субъекта управления, обеспечивающего воспроизводство, качество и рациональное использование человеческих ресурсов, область социального управления, которая обеспечивает целенаправленное воздействие на процессы формирования высокого качества физических, духовных и интеллектуальных способностей граждан, рационального воплощения их возможностей в различных сферах общественной жизни.
Основными целями деятельности по управлению человеческими ресурсами региона являются воспроизводство трудовых ресурсов и трудового потенциала общества, а также создание условий для развития общей трудоспособности граждан.
Роль государства в этой сфере проявляется прежде всего в создании социально-экономических условий для воспроизводства человеческих ресурсов, а ее результаты — это увеличение продолжительности трудоспособного возраста граждан, обеспечение эффективной и полной занятости трудовых ресурсов и равных условий для реализации и распоряжения способностями, организация безопасных условий труда для человека и безопасности общества от результатов и процесса труда со стороны человека. В этом смысле управление человеческими ресурсами можно рассматривать как одно из важнейших направлений социальной политики и социального управления.
Перед региональными органами власти стоят задачи создания структур управления человеческими ресурсами региона, разработки нормативно-правовой основы их деятельности, взаимодействия в интересах региона с территориальными федеральными органами службы занятости, миграционной службы, регулирования экономическими методами развития сети вузов, обеспечивающих удовлетворение потребности региона в профессиональном потенциале, и др.
При разработке концептуальных основ системы управления кадровым потенциалом региона необходимо:
- провести анализ состояния кадрового потенциала региона на настоящий момент и с учетом перспективной задачи;
- выявить тенденции количественных и качественных изменений кадрового потенциала региона;
- структурировать проблемы совершенствования и развития кадрового потенциала;
- определить пути решения проблем становления и развития кадрового потенциала региона;
- выработать рекомендации по совершенствованию систем
- финансирования и контроля кадрового обеспечения региона.
Основными принципами работы с кадрами органов региональной администрации и местного самоуправления являются:
- безусловный приоритет в организации работы с персоналом стратегических целей реализации основных положений государственной политики;
- постоянная адаптация целей и задач кадровой работы к изменяющимся политическим, социальным и экономическим условиям;
- повышение престижа государственной и муниципальной службы, разработка систем разносторонней мотивации и стимулирования кадров;
- привлечение новых специалистов, расширение социальной базы органов государственной власти и местного самоуправления;
- непрерывность образования кадров;
- регулярная оценка эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, их подразделений, отдельных руководителей и специалистов:
- налаживание эффективных горизонтальных и вертикальных взаимосвязей, обмен опытом и информацией;
- совершенствование организационных структур государственной и муниципальной власти, методов и технологий кадровой работы.
Развитие новых экономических отношений, наметившаяся тенденция перехода от линейных и линейно-функциональных структур управления к дивизиональным, нацеленность на получение готового решения проблемы расширяют возможности развития персонала через совместную деятельность, через создание команд. Командная организация труда — это синтез преимуществ
малого бизнеса с программно-целевым управлением в рамках государственной службы.
Кадровый состав органов местного самоуправления является питающей средой и основным резервом региональных кадров государственной службы.
Меры государственного воздействия на рынок труда: в зависимости от области воздействия различают меры косвенного и прямого влияния.
Меры прямого, непосредственного воздействия осуществляются путем реализации государственных программ, направленных на отдельные, специфические точки рынка труда, т.е. имеют выборочную направленность и воздействуют в основном на динамику предложения труда.
Меры косвенного влияния направлены на поддержание или изменение условий хозяйствования и предполагают использование макроэкономических рычагов воздействия (как правило, на условия регулирования спроса на труд).
В зависимости от выбора мер государственного воздействия в политике занятости можно выделить три варианта политики в области регулирования трудовых отношений: активный, умеренно-пассивный и пассивный. Активный вариант политики занятости предполагает интенсивное использование инвестиционной, финансовой, кредитной, налоговой и бюджетной политики. Пассивный вариант политики занятости сводится в основном к содействию в заполнении вакантных рабочих мест и выплате пособий по безработице в пределах, ограниченных финансовыми возможностями органов занятости.
Основными путями решения проблемы занятости в регионе являются: регулирование развития системы рабочих мест; регулирование спроса на рабочие места; развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
В развитых странах Запада государственные расходы на программы обеспечения занятости составляют заметную долю ВВП (2,0—5,5%). При этом важное место в инструментарии государственной политики занимают меры активного регулирования, направленные на предупреждение возникновения массовой безработицы. Следовательно, при разработке программ занятости важно обосновать соотношение активного и пассивного регулирования, т.е. важно не просто выделить средства, но и определить, кому отдавать деньги.
Специфическим для современной России фактором является снятие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости населения.
Важным моментом государственного воздействия на проблему занятости может стать введение в практику государственного воздействия на экономику экспертизы инвестиционных проектов,
реализуемых с привлечением средств государственного бюджета, по критерию влияния их на уровень занятости в стране и регионе.
В связи с этим необходимо применять механизм экономического стимулирования работодателей за проведение таких мероприятий, как: сохранение квалифицированного персонала, создание новых рабочих мест, поощрение частных инвестиций, направленных на создание новых рабочих мест. Большое внимание в период структурной трансформации экономики должно уделяться реализации мероприятий, направленных на решение вопросов вторичной занятости, сезонной занятости женщин и молодежи, развитию системы профессиональной ориентации подростков, поддержке молодежного и женского предпринимательства и занятости, проблеме трудоустройства беженцев и вынужденных переселенцев.
Общественные работы как один из путей решения проблемы безработицы. Общественные работы могут стать одним из действенных методов трудоустройства безработных и важным инструментом смягчения социальной напряженности. Сдерживающим фактором в развитии общественных работ стали изменения, внесенные в Положение об организации общественных работ, согласно которым безработные граждане на период участия в общественных работах снимаются с учета в органах службы занятости. Поэтому для многих работодателей и безработных новые условия участия в общественных работах стали менее привлекательными.
Отрицательно сказывается на участии в общественных работах продолжительная задолженность по выплате пособия, несвоевременная выплата заработной платы, ограниченность перечня видов общественных работ.
Можно выделить следующие направления развития системы общественных работ:
- совершенствование нормативно-правовой базы организации общественных работ;
- расширение перечня общественных работ;
- предоставление налоговых льгот работодателям, организующим общественные работы;
- полное информирование незанятого населения, работодателей, органов местного самоуправления по вопросу участия в общественных работах;
- повышение заработной платы на рабочих местах в сфере общественных работ.
Дальнейшее развитие общественных работ существенно сдерживается из-за несовершенства нормативно-правовой базы.
Гражданам, направленным на общественные работы, необходимо сохранять пособие по безработице и не снимать их с учета; следует также установить действенные налоговые льготы, повышающие заинтересованность работодателей в организации общественных работ. Представляется необходимым также принять федеральную программу общественных работ: как известно, именно национальный размах общественных работ во многом способствовал выводу из кризиса экономики и значительному сокращению армии безработных в годы Великой депрессии в США.