Примерные конспекты занятий по математике в подготовительной группе

Занятие 5

Цель. Закрепить представление о том, что число предметов не зависит от их размеров; упражнять в счете и в воспроизведении указанного количества движений; учить детей устанавливать к воспроизводить отношения взаимного расположения геометрических фигур на плоскости: посередине, вверху (над), внизу (под), слева, справа.

Демонстрационный материал: наборное полотно с 2 полосками; 10 больших и 10 маленьких кубов; 9 больших и 1 маленький круг; 10 разноцветных флажков; 2 таблицы, на которых посередине нарисована 1 фигура и вокруг нее (вверху, внизу, справа и слева) по 1 фигуре.

Раздаточный материал: детские счеты (или карточки с 2 свободными полосками) и пенал с набором геометрических фигур; лист бумаги и конверт с моделями геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).

Ход занятия. 1-я часть. Воспитатель обращается к детям: «Сейчас я буду ставить кубы в ряд, а вы все вместе их считайте! Сколько кубов я поставила? («8».) Закройте глаза! (На каждый большой куб педагог помещает маленький.) Откройте глаза! Можно ли сказать, не считая, сколько маленьких кубов я разместила? Почему это можно сделать? Докажите, что маленьких и больших кубов поровну! Как сделать, чтобы маленьких кубов стало на 1 больше, чем больших? Сколько их тогда будет? (Добавляет маленький куб.) Каких кубов стало больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? Какое число больше (меньше): 8 или 9? Что над сделать, чтобы больших и маленьких кубов

стало опять поровну?»

Вместе с воспитателем дети устанавливают, что можно либо добавить 1 большой куб, либо убрать маленький. Проверяют оба способа. Педагог вызывает 10 детей, предлагает им взять по 1 флажку и встать в шеренгу лицом к остальным ребятам. Затем задает следующие вопросы: «Сколько детей вы видите? По скольку флажков взял каждый из детей? Сколько всего флажков они взяли? Поровну ли флажков и детей? Как это доказать? Зависит ли число предметов от из размеров?»

2-я часть (работа с раздаточным материалом).

На наборном полотне воспитатель размещает в 1 ряд 9 маленьких кругов и 1 большой и предлагает детям их сосчитать. Затем задает вопросы: «Чем отличаются круги? Сколько маленьких? Сколько больших? Сколько всего кругов?» После этого дает задания: «Отложите на верхней проволочке счетов столько косточек, сколько маленьких кругов, а на нижней — столько, сколько маленьких и больших кругов вместе. Скажите, на какой проволочке вы отложили больше косточек и почему. Какое число больше (меньше): 9 или 10? На сколько 9 меньше 10?»

3- я часть. Воспитатель предлагает детям 8 раз отвести руки в сторону, 5 раз наклониться вперед, 4 раза присесть, 6 раз хлопнуть в ладоши.

4- я часть. Зрительный диктант. Воспитатель вывешивает таблицу с геометрическими фигурами и объясняет задание: «Внимательно рассмотрите таблицу, запомните, как расположены фигуры, и разместите свои фигуры на листе точно так же. Чтобы хорошо все запомнить, надо рассмотреть таблицу в следующем порядке: сначала назвать фигуру) расположенную посередине, затем — вверху и внизу, слева и справа. Кто хочет рассказать, как расположены фигуры?» (Кто-либо из детей дает описание.) После этого воспитатель поворачивает таблицу обратной стороной к детям.

Выполнив задание, ребята рассказывают, как они разместили фигуры, сверяют результат своей работы с образцом, исправляют ошибки. (Могут быть еще даны аналогичные задания.)

Занятие 6

Цель. Закрепить представление о том, что число предметов не зависит от расстояний между ними: упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10; учить детей сопоставлять результаты зрительного и осязательно-двигательного обследования геометрических фигур (шар, куб, цилиндр и т. д.).

Демонстрационный материал: наборное полотно с 2 полосками, предметные картинки с изображениями астр и маков (по 7 шт.), на доске нарисованы 2 заборчика, каждый состоит из 7 досок, но у первого доски расположены вплотную, а у второго — на некотором расстоянии друг от друга. На полочках подставки размещены модели геометрических фигур: шара, куба, цилиндра, круга, квадрата, прямоугольника, треугольника. На 3 полосках — модели этих же фигур, но меньшего размера. Подносы закрыты салфетками.

Раздаточный материал: карточки с 2 свободными полосками. На полосках красные и синие кружки (по 10 кружков каждого цвета на ребенка).

Ход занятия. 1-я часть. На наборном полотна в 2 ряда точно один под другим расположены по 6 рисунков маков и астр. Воспитатель говорит: «Представьте себе, что это клумба и на ней в 2 ряда растут цветы. Сколько маков? Давайте все вместе сосчитаем! Можно сказать, сколько астр, не пересчитывая их? Почему это можно сказать? Давайте проверим. Коля, громко сосчитай астры! Сейчас я пересажу маки и астры. (Педагог размещает маки вплотную друг к другу и увеличивает расстояние между астрами.) Что изменилось? Как теперь растут маки? астры? Поровну ли теперь цветов? Как можно доказать, что цветов поровну? Почему нам кажется, что астр больше, чем маков? (Добавляет 1 цветок мака.) Сколько стало маков? Как мы получили 7 маков? Каких цветов теперь больше (меньше)? Как доказать, что маков больше? (Можно сосчитать и сравнить числа.) Какое число больше (меньше): 6 или 7? Как сделать, чтобы было видно, что маков больше, чем астр?» (Кто-либо из детей располагает астры под маками, парами.)

Указывая на доску, воспитатель говорит:. «Эти заборчики нарисовали Коля и Сережа. У какого заборчика больше досок? Как еще можно доказать, что досок поровну? Нужно поочередно делать на них отметки, как бы составлять пары. Посмотрите, я зачеркну 1 доску Коли него заборчика, а теперь — Сережиного. Кто хочет продолжить? (Кто-либо из детей делает отметки на остальных досках.) У каждой доски оказалась пара? Почему же нам кажется, что Сережа нарисовал больше досок? Зависит ли количество предметов от расстояний между ними?»

2-я часть (работа с раздаточным материалом). Педагог дает задание: на верхнюю полоску карточки положить 6 красных кружков, а на нижнюю — 5 синих кружков на некотором расстоянии друг от друга. Затем обращается к детям: «Каких кружков у вас больше: красных или синих? Почему вы думаете, что красных кружков больше? Что надо сделать, чтобы кружков стало поровну? Добавьте 1 синий кружок. Что теперь можно сказать о количестве красных и синих кружков? Как доказать, что кружков поровну? Расположите кружки точно один под другим, парами».

3-я часть. На подставке расставлены модели геометрических фигур. Воспитатель говорит детям: «Сейчас мы проведем игру «Кто быстрее найдет?». Те, кого я вызову, должны найти на ощупь под салфеткой такую же фигуру, на какую я укажу. Выиграет тот, кто сделает это быстрее». (Вызывает сразу по 3 человека.)

Занятие 8

Цель. Закрепить представления детей об основном правиле счета: считать предметы можно в любом направлении, но нельзя пропустить ни один предмет и ни один предмет сосчитать дважды; уточнить представление о том, что число предметов не зависит от формы их расположения и размеров, упражнять в счете звуков и отсчете предметов; упражнять в сравнении предметов по Длине, ширине, высоте и толщине.

Демонстрационный материал: наборы игрушек (6 рыбок, 7 утят и 8 пингвинов) и числовые фигуры с количеством кружков от 5 до 10; карточки, на которых нарисованы разные предметы в количестве от 5 до 10 (по 3—4 карточки на каждое число), причем предметы расположены по-разному: по кругу, в 2—3 ряда, по вертикали или по горизонтали; предметы разных размеров (высокие и низкие березки; цветные плоскостные изображения), тонкие и толстые палочки, широкие и узкие ленточки (по 10" шт. каждого вида предметов).

Раздаточный материал: карточки, на которых нарисованы /от 5 до 8 предметов (по 1—2 карточки на каждого ребенка).

Ход занятия. 1-я часть. Воспитатель ставит на стол в ряд 3 группы игрушек и спрашивает: «Как узнать, сколько разных игрушек?» Одному ребенку предлагает сосчитать какие-либо игрушки слева направо, а другому эти же игрушки — справа налево. (По очереди вызывает 6 детей.) В заключение педагог задает вопросы: «Как дети считали игрушки? Изменялся ли результат счета?» И делает вывод: «Когда нужно узнать, сколько предметов, их можно считать в любом направлении, результат получится один и тот же».

Воспитатель.помещает на доску 3 числовые фигуры, а карточки с изображением предметов раскладывает на столе рисунками вниз. Затем обращается к детям: «На столе лежат карточки рисунками вниз. Те, кого я вызову, должны взять По 1 карточке, сосчитать, сколько предметов на ней, нарисовано, найти на доске карточку, на которой нарисовано столько же кружков, и поставить под нею свою. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее других сделает это».

Вызывает 3 детей, после выполнения задания вместе с детьми рассматривает карточки, поставленные к каждой числовой фигуре, обращает их внимание на то; что предметы на карточках расположены по-разному, но количество их одинаковое.. Воспитатель, пересчитывая рисунки на одной из карточек, намеренно допускает ошибки (пропускает какой-либо рисунок или считает его дважды) и спрашивает: «Почему получился неправильный результат? Что надо запомнить, когда считаешь предметы, расположенные не в ряд? Правильно, надо хорошо запомнить, с какого предмета начат счет, чтобы не пропустить ни одного предмета и ни один предмет не сосчитать дважды».

2- я часть (работа с раздаточным материалом). «Сосчитайте, сколько раз ударит молоточек, и покажите карточку, на которой нарисовано столько же предметов». (Педагог извлекает от 5 до 8 звуков.) После этого приглашает детей, которые правильно выполнили последнее задание, выйти вперед, встать в ряд лицом к остальным детям и показать свои карточки. Ребята рассказывают, сколько предметов нарисовано на карточке и как они расположены. В заключение воспитатель задает вопросы: «Одинаково ли расположены предметы на карточках? Поровну ли предметов на карточках?» После того как выслушает ответы нескольких детей, подводит итог: «Предметы расположены по-разному, но их поровну — по 7».

3- я часть. Воспитатель дает детям задания: отсчитать и принести на стол 6 высоких и 6 низких березок; - 7 тонких и 7 толстых палочек; 5 больших и 5 маленьких матрешек и т. д., после этого обращается к детям с вопросом: «Можно ли взять равное количество предметов, если одни из них большие, а другие маленькие?» Ц заключение предлагает самим придумать задания: маленьких (коротких, узких, низких) предметов должно быть столько же (или больше, или меньше), сколько больших (длинных, широких, высоких).

Занятие 11

Цель. Раскрыть значение порядковых числительных и закрепить навыки порядкового счета в пределах 10. Показать, что для определения порядкового места предмета существенное значение имеет направление счета; упражнять в сравнении предметов по длине и ширине, закрепить представление о том, что место, занимаемое каждым предметом среди других, изменяется в зависимости от того, по какому признаку эти предметы сравниваются; уТтражнять в определении формы предметов и в соотнесении по форме с геометрическим образцом. Обобщать предметы по признаку формы.

Демонстрационный материал: 5 елочек и 5 березок (плоскостные цветные изображения на подставках), 7 разных игрушек, подставка с 3 полочками, модели геометрических фигур (куб, цилиндр, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); предметы разной формы.

Раздаточный материал: по 7 полосок разной длины и ширины (размер полосок в сантиметрах: 12X6, 13X4, 14X7, 15X8, 16X2, 17X5, 18X3).

Ход занятия. 1-я часть. На столе педагога в 1 ряд стоят 5 елочек и 5 березок (чередуются).

Воспитатель обращается к детям: «Что это? Как назвать одним словом? Сколько всего деревьев? Коля, пойди и громко сосчитай! Что сделал Коля? Что мы узнали? Когда мы считаем «один, два, три, четыре...», то что мы узнаем? Если нам надо узнать, на каком месте вот эта березка (указывает на последнюю), то как мы будем считать? Верно, мы будем считать по порядку Кто хочет посчитать по порядку? (Желающие считают.) Которая по счету последняя березка? А на каком по счету месте вот эта высокая березка? (Указывает на шестую.) А вот эта? (Указывает на третью.) Сколько всего березок? Юра, громко сосчитай! Как считал Юра? Почему он так считал? Сколько всего елочек?

Которые они по счету? Ира, пойди и сосчитай! Что узнала Ира? Как она считала?»

Педагог ставит в ряд 7 разных игрушек. «Сколько всего игрушек? Надя, сосчитай] В каком направлении Надя считала игрушки? Что она узнала? Витя, посчитай игрушки справа налево. В каком направлении считал Витя? Изменился ли результат счета? Почему не изменился результат? Верно, когда надо узнать, сколько предметов, то считать можно в любом направлении, результат будет одинаковым. Вера, посчитай игрушки слева направо и скажи, которая по счету матрешка. В каком направлении Вера считала игрушки? Которой по порядку оказалась матрешка? («Пятой».) Саша, посчитай игрушки справа налево и скажи, на каком по счету месте стоит матрешка? («На третьем».) В каком направлении Саша считал игрушки? На каком по счету месте оказалась матрешка? Одинаковый ли результат получился у Веры и Саши? Который по счету петушок, если вести счет слева? А справа? Одинаковый ли получается результат, если вести счет слева направо и справа налево?

Видите, дети, как меняется порядковое место предмета в зависимости от того, в каком направлении их пересчитывают. Поэтому, называя порядковое место, говорят о направлении счета: вторая слева, пятая справа, четвертая сверху. Какая игрушка пятая? Можно ли точно ответить на этот вопрос? Какая игрушка пятая слева? А пятая справа? Почему вы смогли точно ответить на эти вопросы? Обычно, определяя порядковое место, договариваются вести счет слева направо. Тогда каждый раз можно и не говорить о направлении. В других случаях непременно указывают направление: вторая справа (сверху, снизу). Если я не назову направление счета, как вы будете считать? («Слева направо».)

Теперь мы будем учиться находить игрушки, занимающие указанное место в ряду. Какая игрушка шестая? третья справа? седьмая? четвертая справа?»

Воспитатель вызывает 7—10 детей, предлагает им встать в шеренгу и пересчитаться: сначала слева направо, затем справа налево. После этого каждый ребенок говорит, который он был по счету слева и справа.

2- я часть. Педагог предлагает детям взять полоски, положить их перед собой и задает вопросы: «Сколько всего полосок? Что можно сказать об их размере? Покажите самую длинную (короткую, узкую, широкую) полоску. Как разложить по порядку полоски от самой короткой до самой длинной? (Каждый раз надо брать самую короткую из оставшихся.) Положите полоски по порядку от самой длинной. (Дети выполняют задание.) В каком порядке вы положили полоски? Которая по счету самая короткая (длинная)? На каком по счету месте оказалась самая широкая (узкая) полоска? Разложите полоски по порядку от самой узкой до самой широкой. Которая по счету самая широкая (узкая) полоска? Где теперь оказалась самая длинная (короткая) полоска?»

3- я часть. На полочки подставки воспитатель ставит по 2—3 модели геометрических фигур, на столе размещает предметы разной формы и обращается к детям: «Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет предмет указанной формы?» Кто хочет назвать фигуры, которые стоят на полочках? (Желающие называют.) Посмотрите, какие предметы находятся у меня на столе! Послушайте, как мы будем играть. Я буду вызывать по одному человеку из каждого ряда и говорить, какой формы предмет надо найти. Тот, кто первый найдет подходящий предмет и поместит его рядом с фигурой такой же формы, получит фишку. В конце игры мы пересчитаем фишки и узнаем, какой ряд детей выиграл. Правило игры: если взял предмет, то заменять его нельзя». Педагог вызывает сразу по 4 человека.

В конце игры воспитатель спрашивает: «Какие предметы стоят рядом с треугольником (квадратом и др.)? Чем все они похожи?»

Занятие 13

Цель. Закрепить представление о количественном составе из единиц чисел от 2 до 5; упражнять в порядковом счете, в счете звуков, в счете и отсчете предметов, развивать у детей наблюдательность и память; упражнять в сравнении предметов по длине и толщине; учить сопоставлять и упорядочивать предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений, развивать глазомер.

Демонстрационный материал: числовые фигуры с количеством кружков 4, 5, 7, 8; наборы игрушек (5 матрешек и 10 разных игрушек); барабан, металлофон, 2 палочки, бубен, погремушка, - ширмочка.

Раздаточный материал: карточки с 2 свободными полосками, подносы с мелкими игрушками (5 видов); наборы палочек (или прутиков) разной длины и толщины — длина и диаметр палочек (в мм) 60 X 20, 68 X10, 76 X 25, 84 X 15, 92 X 5, по 5 палочек на каждого ребенка.

Ход занятия. 1-я часть. Воспитатель помещает на доску в ряд 4 числовые фигуры с количеством кружков 5, 8, 7, 4 и объясняет задание: «Сначала дети, которых я вызову, сосчитают кружки на карточках. Будьте внимательны и постарайтесь запомнить, сколько кружков на первой, второй, третьей, четвертой карточках. Потом я закрою карточки и проверю, хорошо ли вы это запомнили».

Педагог вызывает по очереди 4 детей и предлагает каждому сосчитать кружки, затем закрывает карточки и спрашивает: «Сколько кружков на первой (второй, третьей, четвертой) карточке?» Выслушав ответы, открывает карточку. Дети проверяют правильность ответов. И т. д.

2- я часть. Воспитатель предлагает одному ребенку взять 3 матрешки и поставить на стол слева, а другому взять 3 разные игрушки и поставить на стол справа. Затем спрашивает: «Сколько матрешек слева? По скольку разных игрушек справа и сколько их всего? Поровну ли игрушек слева и справа? Как вы узнали? Как доказать, что их поровну? Сколько же надо взять разных игрушек, если я назову число 3? А сколько надо принести, разных игрушек, если я назову число 4 (2, 5)?» Педагог вызывает нескольких детей по очереди, предлагает принести 4 (2, 5) разные игрушки и рассказать, по скольку они взяли разных игрушек и сколько их всего..

3- я часть (работа с раздаточным материалом). Детям дают задание: на верхнюю полоску карточки поместить 3 (4) разные игрушки, а на нижнюю — 4 (5).

Выполнив задание, дети отвечают на вопросы: «По скольку у вас разных игрушек на верхней (нижней) полоске и сколько их всего? Как получилось 3 (4, 5) игрушки? На какой полоске игрушек больше (меньше)? Как вы это узнали? Какое число больше (меньше): 3 или 4 (4 или 5)? На сколько 3 меньше 4 (5 больше 4)?»

4- я часть. Воспитатель размещает на столе барабан, металлофон, палочки, бубен, погремушку. Предлагает детям сначала послушать, как звучит каждый инструмент, затем ставит ширмочку и говорит: «Сейчас мы с вами поиграем. Надо будет угадать, на каких инструментах я играла и сколько всего было звуков». Педагог извлекает 3 звука. Ребенок отвечает: «1 раз вы ударили по барабану, 1 раз палочкой о палочку, 1 раз по металлофону, всего было 3 звука». Задание повторяют — педагог извлекает от 2 до 5 звуков.

5-я часть. Воспитатель предлагает детям разложить перед собой палочки и спрашивает: «Сколько палочек? Чем они отличаются? По скольку палочек разного размера? Как вы будете выбирать нужную по порядку палочку, чтобы разложить их от самой толстой до самой тонкой? Помните, что брать надо сразу нужную палочку, примеривать и перекладывать их нельзя!»

После того как задание выполнено, кто-либо из детей называет -сравнительную толщину палочек в порядке их расположения (самая толстая, тоньше...), указывает, сколько всего палочек и которая по счету самая длинная (самая короткая). Затем дети раскладывают палочки в ряд по порядку от самой короткой до самой длинной и определяют, где теперь оказались самая тонкая и самая толстая палочки.

Занятие 15

Цель. Познакомить детей с количественным составом из единиц чисел 8 и 9; закрепить навыки порядкового счета; продолжать учить определять равное количество разных предметов в группах, правильно обобщать числовые значения (всех предметов здесь по 8, по 9, по 10); упражнять в ориентировке на плоскости листа, учить последовательно рассматривать и описывать расположение геометрических фигур на карточках.

Демонстрационный материал: наборное полотно с 3 полосками, набор предметных картинок с изображением разных цветков (9 шт.), карточки, на которых нарисованы предметы в количестве от 8 до 10 (по 3 карточки на каждое число); 6—8 парных карточек, на которых нарисованы 5 геометрических фигур разного цвета (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Одна из фигур посередине и вокруг нее (вверху и внизу, слева и справа) по одной фигуре. Пару составляют карточки, на которых совпадают цвет и пространственное расположение фигур.

Раздаточный материал: предметные картинки разных видов посуды (8), игрушек (9), учебных принадлежностей (8) (по 1 картинке на ребенка).

Ход занятия. 1-я часть. На наборном полотне в ряд воспитатель ставит 7 различных цветков и говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Угадай, который по счету цветок я спрятала». Посмотрите, сколько всего цветков. Как составлена группа из 7 цветков?» Выслушав ответы детей, объясняет задание: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке расположены цветы. Затем 1 цветок я спрячу, а вы скажете, который по счету он был. Кто хочет пересчитать цветы по порядку?» (Желающий называет порядковый номер и цвет каждого цветка. «Первый — голубой, второй — зеленый...») Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает 1 из цветков. (Упражнение повторяют несколько раз.)

2-я честь. Воспитатель спрашивает детей: «Сколько всего цветков? Сколько их будет, если добавить 1? (Ставит 1 цветок.) Давайте все вместе сосчитаем цветы! (Счет хором.) Сколько их стало? Как же получили 8 цветков? На сколько 8 больше 7? Как составлена группа из 8 цветков? («1 цветок голубой, 1 —синий... Всего 8 цветков разного цвета».) Юля, поставь еще 1 цветок. Сколько стало цветков? Как составлена группа из 9 цветков?»

3- я часть. Воспитатель обращается к детям: «Возьмите картинку и рассмотрите, что на ней нарисовано. Ребята, на карточках которых изображена посуда, выйдут к доске и поставят свои картинки на верхнюю полоску наборного полотна. (Дети выполняют задание.) Сколько всего рисунков посуды? (Кто-либо из ребят пересчитывает.) Расскажите, по скольку рисунков разной посуды и сколько их всего?» (Вызывает 1—2 детей.)

Такая же работа проводится с картинками игрушек и учебных принадлежностей, которые дети расставляют на средней и нижней полосках наборного полотна. В заключение педагог спрашивает: «Каких предметов у вас поровну?»

4- я часть. Воспитатель вывешивает 3 карточки, на каждой из которых изображено 8 предметов, и предлагает детям сравнить их и сказать, чем они отличаются и чем похожи. Дети пересчитывают рисунки и делают выводы: «На карточках нарисованы разные предметы, но их поровну — по 8». Аналогично рассматриваются карточки, на которых нарисовано по 9 и 10 предметов.

5- я часть. На доске вывешивается 4—6 карточек, парные к ним раскладываются на столе рисунками вниз. Педагог объясняет задание: «Сейчас мы поиграем в игру «Найди парную карточку!». Тот, кого я вызову, возьмет 1 из карточек на этом столе, назовет, какие фигуры на ней нарисованы и где они расположены. Затем найдет такую же карточку среди висящих на доске и поместит под ней свою». (Воспитатель может вызывать детей одного за другим, не дожидаясь, пока будет найдена нужная карточка. Когда на столе остается по 2—3 карточки, педагог помещает новые пары.)

Примечание. Вместо данного упражнения может быть проведен зрительный диктант.

Занятие 17

Цель. Познакомить детей с составом числа 10 из единиц; учить воспроизводить количество движений больше, меньше на 1, чем дано; упражнять в сопоставлении 10 предметов по длине; развивать глазомер.

Демонстрационный материал: подставка с 10 цветками разного цвета, набор предметных картинок разных видов одежды и транспорта (по 12 шт.); фланелеграф; счетная линейка; карточки с нашитыми в 2 ряда пуговицами (от 6 до 10 шт.); молоточек для извлечения звуков, указка.

Раздаточный материал: наборы из 10 полосок разного цвета, равномерно увеличивающихся по длине от 2 до 11 см, и полоски-мерки длиной в 1 см.

Ход занятия. 1-я часть. Воспитатель, обращая внимание детей на подставку с флажками, задает следующие вопросы: «Сколько всего флажков? Как составлена группа из 10 флажков? По скольку флажков каждого цвета? Который по счету последний флажок?» Затем вызывает 2 детей, одному из них предлагает отобрать поставить слева в ряд вдоль доски 10 картинок разных видов одежды, а другому справа—10 картинок разных видов транспорта. Выполнив задание, дети рассказывают, по скольку у них картинок разных предметов одежды (транспорта) и сколько их всего. «Поровну ли картинок предметов одежды и видов транспорта? По скольку их?» — поясняет воспитатель.

Физкультурная минутка. Все дети вместе под счет воспитателя «Один, два, три...») 10 раз отводят руки в стороны и опускают вниз.

2-я часть (работа с раздаточным материалом). Педагог предлагает детям положить полоски перед собой и задает вопросы: «Чем отличаются полоски друг от друга? Сколько всего полосок? Как составлена группа из 10 полосок разного цвета?» Затем предлагает разложить полоски в ряд по порядку от самой короткой до самой длинной, предупреждает, что надо сразу выбирать нужную по порядку полоску, примеривать и менять местами полоски нельзя. Один ребенок выполняет задание на фланелеграфе. После этого воспитатель обращается к детям: «Сколько всего полосок? Как составлена лесенка из 10 полосок разной длины?» (1 полоска самая короткая, 1 —подлиннее, 1 — еще длиннее...) Воспитатель обращает внимание детей на то, что полоски расположены строго по порядку, каждая последующая длиннее предыдущей, выступающие части как бы образуют ступеньки лесенки. «Равны ли эти ступеньки? — спрашивает детей.— Как можно проверить, на сколько каждая полоска длиннее или короче соседних? Измерьте ступеньки вашей лесенки меркой! Посмотрите, равны ли они. Верно, ступеньки наших лесенок равны, каждая следующая полоска на 1 и тот же кусочек длиннее соседней. Поэтому и лесенки наши ровные. Сейчас мы поиграем,— продолжает воспитатель.— Закройте глаза, а я уберу 1 из полосок. Откройте глаза и угадайте, которую по счету полоску я спрятала». (Упражнение повторяется.)

3-я часть. Педагог дает задания: «Сосчитайте, сколько самолетиков покажется в окошках счётной линейки. Сколько раз надо поднять руку, чтобы движений руки было на 1 больше (меньше), чем самолетиков? Угадайте, сколько пуговиц на карточке у Оли, если она поднимет руку на 1 раз меньше. Как вы догадались, что у Оли 7 пуговиц? Витя, хлопни в ладоши на 1 раз больше, чем пуговиц на карточке у Оли. Юра, сосчитай, сколько раз ударит молоточек, и подпрыгни на 1 раз меньше». И т. п.

Занятие 19

Цель. Продолжать развивать у детей представление о независимости числа предметов от их размеров и площади, которую они занимают; учить сравнивать смежные числа, прибегать к наглядным способам доказательства; упражнять в счете звуков; развивать умение группировать геометрические фигуры по указанным признакам; упражнять в подборе предметов по слову, обозначающему форму.

Демонстрационный материал: на Доске нарисованы 2 лесенки, одна выше другой на 10 см, у высокой лесенки 8 ступенек, а у низкой—9, но расстояние между ступеньками меньше, чем у высокой; схематичный рисунок, на котором изображен контур парохода, на нем 6 кружков слева и 7 точек справа; молоточек.

Раздаточный материал: схематичные рисунки парохода, соответствующие демонстрационному; «числовые фигуры» с количеством кружков от 5 до 10, по 2 на каждого ребенка; конверты, в которых по 12 моделей геометрических фигур: маленький красный и большой зеленый круг, маленький синий и зеленый овалы, большой красный, маленький синий прямоугольник и 3 больших прямоугольника красного, зеленого и синего цвета, маленький синий и зеленый квадраты и большой синий квадрат.

Ход занятия. 1-я часть. Воспитатель обращается к детям: «Какая лесенка выше: левая или правая? У какой лесенки больше ступенек? Почему вы так думаете? Как доказать, что у низкой лесенки ступенек больше, чем у высокой? Чем же отличаются лесенки друг от друга?»

2-я часть. На доску воспитатель прикрепляет рисунок парохода и предлагает его внимательно рассмотреть. «Теперь я вам объясню, что обозначают кружки и точки— продолжает педагог.— Дети старшей группы построили пароход и пригласили малышей на нем покататься. Кружками обозначены старшие ребята, а точками — малыши. Скажите, кого на пароходе было больше: малышей или старших детей? Почему вы так думаете? На сколько 6 меньше 7? Как показать, что 7 больше 6 на 1?

Давайте соединим точки с кружками стрелочками. От каждой точки проведем стрелочку к кружку. (Кто-либо из детей выполняет задание у доски.) Что же у нас получилось? Без пары остался кружок или точка? На сколько точек больше, чем кружков? Сколько их? На сколько кружков меньше, чем точек? Сколько их? На сколько 7 больше 6, а 6 меньше 7? Кого на пароходе меньше: малышей или детей старшей группы? Почему вы так думаете? Больше места занимают точки или кружки? Почему точки занимают меньше места, чем кружки, ведь их больше?»

3- я часть. Воспитатель предлагает детям взять карточки с кружками и поясняет: «Я буду стучать молоточком, а вы с закрытыми глазами считать звуки, а затем найдете карточки, на которых нарисовано на 1 кружок больше или на 1 меньше, чем количество звуков. Сосчитайте и запомните, сколько кружков на ваших карточках. Закройте глаза и слушайте внимательно! (Стучит 5 раз.) У кого на 1 кружок меньше?»

Дети поднимают карточку и объясняют, почему они ее выбрали. Задание повторяется (воспитатель извлекает от 8 до 10 звуков).

4- я часть. Педагог предлагает детям вынуть из конвертов фигуры и разложить перед собой. Затем спрашивает: «Как можно сгруппировать фигуры? Сколько групп получится, если фигуры подобрать по форме? Какие это группы? Сколько фигур войдет в группу прямоугольников (кругов)? (Дети группируют фигуры.) Сколько рядов фигур получилось? Сколько кругов (овалов, квадратов, прямоугольников)? Каких фигур больше? Почему вы так думаете? Каких фигур поровну? Как еще можно сгруппировать фигуры? («По цвету»,) Сколько будет групп?» (Дети группируют фигуры по цвету, а затем по размеру.)

5- я часть. Воспитатель предлагает найти предмет или часть предмета круглой (овальной, треугольной, квадратной, прямоугольной) формы и объяснить, как дети узнали, что этот предмет круглый (овальный, треугольный,..).

Занятие 20

Цель. Дать детям представление о том, что при увеличении любого числа на 1 всегда получается следующее по порядку число. Упражнять детей в установлении отношений между 3 предметами по величине (по представлению).

Демонстрационный материал: набор из 5 матрешек в разноцветных платочках; подставки с 10 флажками разного цвета; счетная линейка с 10 окошечками; пирамидка из 3 колец, 3 картинки-аппликации пирамидок (или пирамидки).

Раздаточный материал: карточки с 3 свободными полосками, пеналы с моделями геометрических фигур.

Ход занятия. 1-я часть. Воспитатель ставит на стол матрешку и спрашивает: «Сколько матрешек я поставила? Сколько станет матрешек, если я добавлю еще 1? Как получилось 2 матрешки? Если добавить еще 1 матрешку, то сколько их станет и почему? (Количество матрешек доводится до 5. Воспитатель следит, чтобы дети объясняли, как получилось следующее число, к какому числу предметов сколько добавили и сколько их стало.) Сколько стало матрешек? Как получилось 5 матрешек? Как же мы получали новое, следующее по порядку число?»

Педагог уточняет ответы детей: «Правильно, всегда, когда мы добавляли 1, матрешек становилось больше, получалось новое, следующее по порядку число. Давайте проверим это еще раз. (Ставит на стол подставку с 5 флажками разного цвета.) Сколько всего флажков? Как составлена группа из 5 флажков? Который по счету последний флажок? Я добавлю еще 1 флажок. Не считая флажки, можно сказать, сколько их стало? Почему это можно сказать? Как получилось 6 флажков? Если к 6 флажкам добавить еще 1, то сколько их станет и почему? (Добавляет флажок.) Как получилось 7 флажков? (Количество флажков доводится до 10.) Сколько стало флажков? Как получилось 10 флажков? Как же мы получали любое, следующее по порядку число?»

Воспитатель берет счетную линейку, открывает первое окошечко и спрашивает: «Сколько снегирей показалось в окошечке?» Открывая окошечки одно за другим, произносит: «1 да 1 — 2, 2 да 1 — 3, 3 да 1 — 4...» Все дети вместе с педагогом считают до 10.

2- я часть (работа с раздаточным материалом). Дети кладут перед собой карточку с 3 полосками. Воспитатель открывает 3 окошечка счетной линейки и задает вопросы: «Сколько кружков надо положить на верхнюю полоску карточки, чтобы их было на 1 больше, чем снегирей? Почему надо положить 4 кружка? (Дети раскладывают кружки.) Сколько квадратов надо положить на среднюю полоску, чтобы их было на 1 больше, чем кружков? (Дети размещают квадраты.) Положите на нижнюю полоску столько же треугольников, сколько квадратов на средней полоске, и еще 1. (Дети выполняют задание.) Сколько треугольников вы положили на нижнюю полоску и почему? Какое число больше: 4 или 5, 5 или 6, 4 или 6?»

3- я часть воспитатель ставит на стол пирамидку и спрашивает: «Как составлена пирамидка? В каком порядке расположены колечки? Что можно сказать о величине второго колечка снизу? о величине третьего и второго колечка? второго и первого? третьего и первого?» После этого убирает пирамидку и предлагает детям решить задачи.

«Мальчик собрал пирамидку из 3 колечек, расположил их по порядку, от самого большого до самого маленького. В каком порядке он нанизал колечки на стерженек, если зеленое больше синего, а синее больше красного?

Затем мальчик составил пирамидку из 3 других колечек. В каком порядке они расположены, если желтое больше зеленого, а красное меньше зеленого?»

Выслушав ответы, воспитатель показывает картинку-аппликацию соответствующей пирамидки. Дети проверяют правильность решения.

Занятие 21

Цель. Дать представление о том, что при удалении единицы из любого числа получается предыдущее число. Развивать понимание взаимно-обратных отношений между числами в пределах 10. Упражнять детей в решении задач на установление отношений между величинами.

Демонстрационный материал: наборное полотно с 2 полосками, предметные картинки: васильки, ромашки, снегири (по 10 шт.).

Раздаточный материал: карточки с 2 свободными полосками, подносы с набором игрушек 2—3 видов (10 игрушек каждого вида на ребенка).

Ход занятия. 1-я часть. Воспитатель обращается к детям: «На прошлом занятии вы учились получать новые, следующие по порядку числа. Как вы это делали? Давайте поупражняемся еще раз! (Ставит на верхнюю полоску наборного полотна 10 картинок васильков.) Сколько васильков я поместила на верхнюю полоску? Сколько надо поместить ромашек на нижней полоске, чтобы их было столько же, сколько васильков? Сережа, помести на нижнюю полоску столько же ромашек, сколько васильков на верхней полоске, точно цветок под цветком, а мы с вами все вместе будем их считать: один да один — два, два да один — три, три да один — четыре. (Дети вместе с воспитателем считают картинки по мере того, как ребенок их выкладывает на полоске.)

Мы с вами вспомнили, как получают следующее число. А сейчас узнаем, как получают число, которое стоит перед данным. Поровну ли у нас ромашек и васильков? Если я 1 василек сниму, то сколько их будет? (Снимает картинку.) Сколько теперь васильков? Как получилось 9 васильков? (Дети должны точно сказать, из какого числа предметов удалили 1 и сколько их получилось.) Какое же число идет до 10? 9 больше или меньше 10? Что надо сделать, чтобы цветов стало поровну — по 9? (Кто-либо из детей снимает ромашку.) Какое число идет до 9? Что надо сделать, чтобы было 8 васильков, а не 9? (Снимает картинку.) Каких цветов теперь меньше и почему? Из какого числа ромашек и сколько надо убрать, чтобы получилось 8? (Снимает ромашку.) Если из 8 ромашек убрать 1, то сколько их получится? (Снимает ромашку.) Сколько теперь ромашек и почему? На сколько 7 меньше 8? Как сделать, чтобы цветов стало поровну — по 7?» И т. д. (Количество цветов в обеих группах доводится до 6.)

В заключение воспитатель спрашивает: «Как же мы получали число, которое идет до данного? Правильно, мы убирали 1 предмет и полу число (меньше на 1), которое идет до данного числа?»

2-я часть (работа с раздаточным материалом). Воспитатель предлагает детям положить карточки перед собой, ставит на стол 6 игрушек и задает вопросы: «Сколько игрушек надо поставить на нижнюю полоску карточки, чтобы их было на 1 меньше?» Дети отвечают, а затем проверяют это практически: выясняют, у кого меньше игрушек: у каждого из них или у воспитателя. Далее педагог спрашивает: «Сколько игрушек надо поставить на верхнюю полоску карточки, чтобы их было на 1 меньше, чем игрушек на нижней полоске? Почему надо взять 4 игрушки?» Выполнив задание, дети сравнивают количество игрушек на верхней и нижней полосках карточки.

Ставя на стол 4 игрушки, воспитатель дает новое задание: «На верхнюю полоску карточки поставьте на 1 игрушку меньше, чем у меня, а на нижнюю — на 1 игрушку больше, чем вы поставите на верхнюю полоску».

Затем задает вопросы: «Сколько у меня игрушек? Сколько игрушек у каждого из вас на нижней полоске? Почему у вас на нижней полоске столько же игрушек, сколько у меня?»

Примечание. Вместо данного упражнения можно провести игру в лото «Найди на 1 меньше».

3- я часть. Воспитатель выставляет в ряд на наборном полотне 10 картинок снегирей и предлагает кому-либо из детей их сосчитать, а затем объясняет задание: «Я буду убирать по 1 снегирю, а вы все вместе со мной будете называть, сколько их осталось. 10 без 1 —9, 9 без 1 — 8, 8 без 1 —- 7...» И т. д. В заключение педагог говорит: «Видите, дети, всегда, когда мы убирали 1 предмет, число уменьшалось на 1, получалось новое число, которое идет до него».

4- я часть. Воспитатель вызывает 5 детей разного роста и предлагает им встать по росту за ребенком самого низкого роста. Когда дети построятся, задает вопросы: «Кто из детей самого низкого роста? Каких детей он ниже? Кто самого высокого роста? Каких детей он выше?» Сравнивает рост детей, стоящих рядом: «Кто выше: Коля или Леня? Леня или Вера? А теперь скажите, кто выше ростом: Вера или Коля?» В заключение педагог предлагает решить задачи.

Вариант 1. В старшую группу ходят Юля, Боря и Маша. Юля ростом выше Бори, а Боря — выше Маши. Кто из этих ребят самого высокого роста? Самого низкого? Почему вы так думаете?

Вариант 2. Коля ростом выше Юли, а Наташа — ниже Юли. Кто из этих детей самого низкого роста? Почему вы так думаете? Расскажите.

Занятие 22

Цель. Продолжать развивать у детей представление о последовательности чисел; развивать понимание взаимно-обратных отношений между числами в пределах 10; учить пользоваться словами до и после; упражнять детей в мысленном объединении предметов в группы, в образовании множеств.

Демонстрационный материал: наборное полотно с числовой лесенкой (числа до 10); таблица, на которой изображены разные виды овощей и фруктов (вперемешку).

Раздаточный материал: карточки с 4 свободными полосками, коробочки с кружками (по 25 кружков на каждого ребенка).

Ход занятия. 1-я часть. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Вы научились хорошо считать. А знаете ли, в каком порядке идут числа? Посмотрите на числовую лесенку. Рассмотрите ее внимательно. Она вам подскажет, в каком порядке идут числа, какие числа больше, какие — меньше. Сколько ступенек у числовой лесенки? Пересчитаем их по порядку! Я буду показывать ряд, а вы называйте, который он по счету. Какое самое маленькое число на числовой лесенке? Какие числа идут до него? Сколько кружков в пятом ряду? Какое число идет до 5? 4 больше или меньше 5? Какое число идет после 5? 6 больше или меньше 5? 5 больше какого числа? А какого числа оно меньше? Посмотрите, какое число идет до 3 и какое — после 3. 2 больше или меньше 3? А 4 больше или меньше 3? Сколько кружков в девятом ряду? Какое число идет до 9 и какое — после 9? 8 больше или меньше 9? 8 идет до или после 9? Больше или меньше число, которое идет после 9? Почему?

Вы рассмотрели числовую лесенку. Называли число и соседей этого числа, которые идут до или после него. Сейчас я закрою лесенку. Вспомните, больше или меньше число, которое идет до названного. На сколько меньше? Больше или меньше число, которое идет после названного? На сколько больше?»

Педагог открывает числовую лесенку: «Сосчитайте, сколько кружков в восьмом ряду. Назовите числа, которые идут до 8. Эти числа больше или меньше 8? Какие числа идут после 8? Эти числа больше или меньше 8? Почему вы считаете, что числа 9 и 10 больше 8?» Далее сравнивают число 4 со всеми числами ряда. И затем педагог опять закрывает лесенку и спрашивает ребят: «Что можно сказать про все числа, которые идут до (после) названного числа? Подумайте, почему эту таблицу называют числовой лесенкой. Правильно, мы на ней видим, в каком порядке идут числа, какие числа идут до и после каждого числа, какие числа больше и какие меньше других».

2- я часть (работа с раздаточным материалом). Воспитатель говорит: «Возьмите карточку и сосчитайте, сколько на ней полосок. На третью полоску положите 6 кружков. Какое число идет до 6? 5 больше или меньше 6? На какую полоску надо положить 5 кружков и почему? Положите 5 кружков. Какое число идет после 6? 7 больше или меньше 6? На какую полоску надо положить 7 кружков и почему? Положите 7 кружков. Кто догадается, сколько кружков надо положить на первую полоску? Положите 4 кружка на первую полоску. Посмотрите, какое самое маленькое число кружков на ваших карточках. Какие числа идут до 4? Какое самое большое число кружков на вашей карточке? Какие числа идут после 7? Теперь мы с вами знаем, что все числа, которые идут до какого-нибудь числа, меньше этого числа а все числа, которые идут после этого числа, больше него».

Примечание. Вместо данного упражнения детям можно предложить разложить по порядку карточки с кружками (числовые фигуры) от 1 до 10.

3- я часть. Воспитатель указывает на таблицу с изображениями разных овощей и фруктов и задает вопросы: «Что здесь нарисовано? Какой формы овощи (фрукты)? Какого цвета овощи (фрукты)? Как можно сгруппировать эти предметы? Сколько тогда получится групп?»

(Дети предлагают варианты группировок.) Далее педагог говорит: «А теперь мы посоревнуемся. Кто (какой ряд) придумает больше вопросов со словами сколько и на сколько и даст больше правильных ответов? За каждый правильный вопрос я буду давать 2 фишки. Если я попрошу ответить на вопрос, то за каждый правильный ответ получают 1 фишку. В конце игры мы сосчитаем фишки и узнаем, какой ряд детей выиграл».

Занятие 23

Цель. Упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах -10. Учить делить целое на 2 равные части; закрепить представление о том, что половина — это 1 из 2 равных частей целого; показать отношение между целым и частями; учить пользоваться следующими выражениями: «разделить на 2 равные части, пополам», «половина целого»; закрепить знания о прямоугольнике и квадрате.

Демонстрационный материал: наборное полотно, 10 цветных изображений морковок, корзинка, лист бумаги, ножницы, яблоко, модели прямоугольника и квадрата.

Раздаточный материал: полоски из бумаги, ножницы, коробки, в которых по 10 палочек, салфетки.

Ход занятия. 1-я часть. Воспитатель говорит: «Вчера вечером я купила морковь. Помогите мне сосчитать, сколько морковок у меня оказалось. Я буду помещать морковки на наборное полотно, а вы тихо считайте, сколько их стало. (Помещает 10 морковок.) Сколько у меня морковок? Теперь я буду убирать морковки обратно в корзинку, а вы хором называйте число морковок, которое остается на наборном полотне». «Десять без одной»,— говорит воспитатель. «Девять»,— отвечают дети. И т. д. «Кто хочет посчитать в обратном порядке от 10 до 1?» (Вызывает нескольких детей.)

2-я часть. Воспитатель рассказывает: «Бабушка подарила Лене плитку шоколада. К Лене пришла подружка, Лена захотела ее угостить. Что она сделала? Правильно, дети, Лена разделила плитку шоколада пополам, на 2 равные части, половину плитки дала подружке, а вторую — съела сама. Подружки захотели рисовать. А лист бумаги у них был только 1. (Показывает лист бумаги.) Что же им надо было сделать? Да, им надо было разделить лист бумаги пополам, на 2 равные части. Сегодня мы с вами будем учиться делить предметы на 2 равные части. Кто знает, I как разделить лист на 2 равные части? (Желающий делит.) На сколько частей Аня (Вера) разделила лист? Правильно, она сложила лист 1 раз пополам и разделила на 2 части. Равные ли это части?» (Педагог складывает лист пополам и показывает, что края обеих частей совпадают, значит, они равны.)

Педагог предлагает кому-либо из детей показать 1 из 2 равных частей и обвести ее рукой. «Как называется эта часть? Правильно, 1 из 2 равных частей называется половиной. Сколько всего половин? Максим, обведи пальцем вторую половину. Что больше: целый лист или 1 из 2 равных его частей? Что меньше: целый лист или 1 из его половин? (Педагог обводит рукой целое и часть.) Сейчас я разрежу лист пополам точно по линии сгиба. Что у меня получилось? Как я получила 2 равные части?»

3-я часть (работа с раздаточным материалом). Воспитатель говорит: «Дети, вам надо разделить полоску на 2 равные части. Как вы это сделаете?» (Сначала надо сложить полоску пополам, а затем разрезать ее по линии сгиба.) После выполнения задания обращается к детям: «Что вы сделали? Что у вас получилось? Покажите 1 из половин. Покажите обе половины. Соедините их друг с другом, как будто у вас осталась целая полоска. Что вы сделали? Что получилось? Проведите пальцем вдоль всей полоски! А теперь вдоль одной из половин. Что больше (меньше): целая полоска или 1 из ее половин?»

4- я часть. «У меня есть яблоко! — говорит педагог.— Я хочу угостить им 2 подружек. На сколько частей надо разделить яблоко?» Затем разрезает яблоко пополам и спрашивает: «Что я сделала и что у меня получилось? Что больше (меньше): целое яблоко или его половина?»

5- я часть. Воспитатель показывает прямоугольник и квадрат и выясняет, по скольку у них углов, сторон, что можно сказать о сторонах прямоугольника, квадрата. Затем предлагает составить из палочек прямоугольник, короткая сторона которого равна длине 1 палочки, а длинная — 2; составить квадрат, каждая сторона которого равна длине 2 палочек.

После выполнения задания дети говорят, какую фигуру составили и сколько палочек для этого потребовалось.

Занятие 24

Цель. Учить детей делить предметы на 2 и 4 равные части, отражать в речи действия и результат деления: разделили пополам — получили 2 равные части, каждую часть еще раз разделили пополам — получили 4 равные части, соединили части вместе, получили 1 целый предмет; уточнить, что половиной называют 1 из 2 равных частей целого, учить устанавливать отношение между целым и его частью; упражнять в сравнении смежных чисел и в установлении разностных отношений между ними; учить находить предметы указанных размерных соотношений (длиннее, короче, шире, уже, выше, ниже, толще, тоньше).

Демонстрационный материал: 5 карточек с рисунками предметов в количестве от 6 до 10; 2 прямоугольника из бумаги, лента, ножницы; на подсобном столе предметы разных размеров расположены вперемешку (дощечки, кусочки ткани, бруски, карандаши, коробочки ит. п.), всего 12—14 предметов.

Раздаточный материал: квадраты из бумаги (по 2 шт.); ножницы.

Ход занятия. 1-я часть. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Кто быстрее назовет?». Он берет в левую руку карточку с рисунками 6 предметов, в правую—7. Первую держит обратной стороной к детям, а вторую — лицевой и спрашивает: "«Сколько предметов нарисовано на карточке, которая у меня в левой руке, если на ней на 1 предмет меньше, чем на карточке, которая в правой руке?» И т. д.

2-я часть. «Как разделить прямоугольник на 2 равные части?» — спрашивает воспитатель и просит кого-либо это сделать. Если ребенок выполнит задание, педагог выясняет, что он сделал, можно ли полученные части назвать половинами и почему. Пользуясь приложением, ребенок устанавливает равенство частей.

Воспитатель показывает детям ленту и говорит: «Я разделю ленту на 2 части (делит на 2 неравные части). Можно ли такие части назвать половинами? Почему?» Уточняет ответы детей: «Эти части неравные, поэтому их нельзя назвать половинами. 1 из 2 частей мы называем половиной лишь тогда, когда обе части, равны». Кому-либо из детей он предлагает разделить вторую ленту на 2 равные части. (Ребенок делит.) «Можно ли каждую из этих частей назвать половиной? Почему? Сколько всего половин в целом предмете?»

Воспитатель берет второй прямоугольник, складывает его пополам и задает вопросы: «Что я сделала? На сколько частей разделила прямоугольник? Если я еще раз сложу прямоугольник пополам, то разделится только 1 часть или обе сразу? Сколько будет частей в каждой половине? Сколько всего частей получится?»

Воспитатель складывает и разрезает прямоугольник пополам, а затем каждую половину еще раз пополам, показывает 1 часть и спрашивает: «Сколько частей я взяла? Как можно назвать такую часть? («Четвертая часть».) Сколько всего таких частей?»

3- я часть (работа с раздаточным материалом). Воспитатель предлагает детям: «Разделите 1 квадрат на 2 равные части, покажите 1 часть. Как называют такую часть? Сколько всего половин в целом? Покажите обе половины. Соедините их так, как будто у вас целый квадрат, и положите его перед собой. Что вы сделали? Что у вас получилось? Сколько раз вы сложили квадрат пополам, чтобы получить 2 равные части? А если разрезать квадрат пополам, а потом каждую часть еще раз пополам, то сколько частей получится? Разделите второй квадрат на 4 равные части. Сколько получилось частей? Покажите 1 из 4 частей. Покажите 2 (3, 4) части. Соедините 4 части так, как будто у вас остался целый квадрат. Когда вы соединили 4 части вместе, что получилось? Обведите указательным пальцем квадрат и 1 из 4 частей. Что больше (меньше): целый квадрат или 1 его часть? Если сложить 2 четвертинки, какая часть квадрата получится? («Половина».) 4 части? («Целый квадрат».) Сколько раз вы разрезали квадрат пополам, чтобы получить 2 (4) равные части? На сколько равных частей вы научились делить предметы?»

4- я часть. Воспитатель вызывает сразу 3 детей и предлагает им: «Найдите 2 предмета, про которые можно сказать, что 1 из них длиннее (короче, шире, уже, толще, тоньше) другого».

Занятие 26

Цель. Учить детей ориентироваться на листе бумаги, познакомить с тетрадью в клетку; упражнять в счете на слух, учить уменьшать цело на 1.

Демонстрационный материал: доска, разлинованная в клетку, цветные мелки; карандаш, тетрадь в клетку; молоточек и ширмочка.

Раздаточный материал: тетради в клетку, равные школьной тетради; простые мягкие карандаши; подносы с мелкими игрушками.

Ход занятия. 1-я часть. Воспитатель сообщает детям: «Сегодня мы с вами начнем учиться рисовать в тетрадях. В таких тетрадях пишут школьники на уроках математики. Мы будем готовиться к школе, выполнять разные упражнения, научимся правильно держать карандаш. Проверьте, правильно ли вы сидите. Положите тетрадь прямо перед собой, Давайте ее рассмотрим. Возьмите 2 пальцами левой руки верхний правый угол обложки и откройте тетрадь. (Показывает.) Полистайте тетрадь. Как называются стороны листа? Правильно, они называются страницами. Покажите правую страницу первого листа. Покажите его левую страницу. А теперь покажите правую страницу второго листа. Откройте тетрадь на первой странице, рассмотрите ее. Что вы здесь видите на странице? Посмотрите на доску. (Проводит рукой вдоль 2—3 горизонтальных линеек.) Видите эти линеечки, они прямые, идут слева направо. Найдите у себя такие линеечки, поставьте карандаш неочиненным концом на левый конец второй линеечки и проведите карандашом по ней слева направо. Нет ли на этой странице еще линеек? Правильно, они идут прямо сверху вниз. Найдите вторую линеечку слева и проведите по ней карандашом сверху вниз. Линеечки пересекаются, получаются клетки, похожие на квадратики. Посмотрите на доску, я обведу несколько клеток. (Обводит 3—4 клетки в разных частях доски.) Вся доска у меня разлинована в клетку.

Теперь проверьте, правильно ли лежит ваша тетрадь, она должна лежать прямо перед вами. Возьмите карандаш в правую руку. Он должен опираться на третий средний палец, большой палец придерживает его, а указательный направляет. (Показывает.) Тупой конец карандаша должен смотреть в плечо. Левой рукой придерживайте тетрадь. Обведите клетки в разных частях страницы».

Педагог дает детям 1—2 мин для работы, а затем предлагает сосчитать, сколько клеток они успели обвести.

2- я часть. Воспитатель объясняет задание: «Я буду стучать молоточком, а вы сосчитаете, сколько раз он ударит, и поставите в ряд на 1 игрушку меньше, чем ударов». Когда дети выполнят задание, педагог спрашивает: «Сколько игрушек вы поставили и почему?» Выслушав ответы нескольких детей, оценивает правильность выполнения задания. Упражнение повторяется 3—4 раза. Затем воспитатель предлагает задачи: «У Коли 3 конфеты. У Светы на 1 конфету меньше. Сколько конфет у Светы? Маша купила 4 катушки белых ниток, а черных — на 1 катушку меньше. Сколько катушек черных ниток купила Маша? Почему вы так думаете?»

3- я часть. Воспитатель вызывает 10 детей, предлагает им встать в шеренгу и спрашивает последнего: «Сколько вас?» Тот отвечает: «Нас 10». Педагог предлагает последнему сесть на место: «1 ушел. Сколько осталось?» «Нас 9!» — отвечают дети. «1 ушел! (Девятый садится на место.) Сколько осталось?» И т. д.

Занятие 27

Цель. Уточнить представление детей о том, что у квадрата 4 стороны, 4 угла, все стороны равны, учить располагать фигуры в 2 рядах, строго одну под другой; упражнять в делении квадратов на 2 и 4 равные части, развивать умение ориентироваться в пространстве, изменять направление движения, упражнять в воспроизведении движений по названному числу.

Демонстрационный материал: доска, разлинованная б клетку; большой и маленький квадраты; 2 полоски бумаги, равные по длине сторонам большого и маленького квадратов.

Раздаточный материал: тетради в клетку, простые мягкие карандаши.

Ход занятия. 1-я часть. Воспитатель говорит детям: «Сегодня мы будем учиться рисовать квадраты в тетрадях в клетку. (Помещает на фланелеграф 2 квадрата.) Давайте сравним квадраты, посмотрим, чем они похожи и чем отличаются. Чем отличаются квадраты? («Один большой, второй маленький».) Чем похожи квадраты? («У каждого из них по 4 угла, 4 стороны, все стороны равны».) (Воспитатель предлагает нескольким детям пересчитать стороны и углы квадратов.) Как доказать, что все стороны каждого квадрата равны? (Воспитатель предлагает одному ребенку измерить стороны большого квадрата полоской, равной по длине стороне квадрата, второму — стороны маленького квадрата короткой полоской.) Равны стороны большого (маленького) квадрата? Что можно сказать о сторонах каждого из квадратов?»

После этого педагог показывет, как надо рисовать квадрат: «Отступя от верхнего и от левого края страницы, ставлю точку, от нее вправо провожу линию, равную длине 2 клеток, это будет верхняя сторона квадрата. Вниз провожу линию, тоже равную длине 2 клеток. Получилась правая сторона квадрата. Затем нарисую нижнюю сторону, проведу линию справа налево. Какой она должна быть длины? (Воспитатель дорисовывает квадрат.) От первого квадрата я отсчитываю вправо 4 клетки, поставлю точку и нарисую новый квадрат...» Педагог рисует еще 1—2 квадрата, а затем предлагает детям нарисовать 4 квадрата, сторона которых равна длине 2 клеток, между квадратами пропускать по 4 клетки. Педагог помогает детям, которые затрудняются выполнить задание. После окончания работы задает вопросы: «Сколько квадратов вы нарисовали? Как вы докажете, что получились квадраты?»

Далее воспитатель объясняет новое задание: «Под маленькими квадратами мы рисуем 4 больших, у которых каждая сторона равна длине 4 клеток. Большие квадраты нужно располагать точно под маленькими. Для этого от маленького квадрата я отсчитаю вниз 2 клетки и поставлю точку, а от нее начну рисовать квадрат, вправо проведу линию, равную длине 4 клеток, вниз проведу линию такой же длины, затем — влево и вверх. Получился большой квадрат. Второй большой квадрат нарисую под вторым маленьким. Для этого от второго маленького квадрата вниз опять отсчитываю 2 клетки, поставлю точку и нарисую большой квадрат. (Рисует.) Нарисуйте 4 больших квадрата. Каждый большой квадрат нужно нарисовать точно под маленьким». Когда дети закончат работу, педагог спрашивает:«Сколько больших квадратов вы нарисовали? Поровну ли больших и маленьких квадратов? Если 1 сторона квадрата равна длине 4 клеток, то чему равна длина других его сторон? Почему?»

2-я часть. Воспитатель предлагает детям подумать, как можно по-разному разделить маленькие квадраты на 2 равные части, вызывает к доске желающих это сделать. Выясняет все способы деления квадратов (провести прямую линию от середины верхней стороны к нижней или от середины левой стороны к правой, соединить прямой линией противоположные вершины).

Педагог обращает внимание детей на форму частей, получившихся при делении, и предлагает разделить маленькие квадраты на 2 равные части разной формы, задает вопросы: «На сколько частей вы разделили маленькие квадраты? Какой формы получились части?» Затем предлагает детям разделить разными способами большие квадраты на 4 равные части. Кто-либо из детей делит большие квадра-

ты на доске. Выполнив задание, дети рассказывают, как они разделили квадраты и какой формы получились части, сравнивают результаты своей работы и работы товарища.

3-я часть. Воспитатель строит детей в 4 колонны и дает им задания на ориентировку в пространстве: «Сделайте 3 шага вперед, 2 шага назад, 5 — влево, 4 — вправо, 2 — назад и т. д.»

Занятие 28

Цель. Упражнять детей в увеличении и уменьшении числа на 1; закрепить знания о квадрате и прямоугольнике. Учить обводить модели этих фигур и штриховать полученные контуры рисунков; упражнять в проведении линий в направлении сверху вниз и слеза направо; учить детей находить наиболее рациональные способы деления предметов на 2 и 4 равные части с учетом их формы и пропорций.

Демонстрационный материал: числовые фигуры с количеством кружков от 5 до 8; модели прямоугольника и квадрата; доска, на которой проведена горизонтальная линия; цветные, мелки; 2 узкие полоски и 2 квадрата (15 X 15 см).

Раздаточный материал: конверты с моделями квадрата (3X3 см) и прямоугольника (6X3 см); простой мягкий карандаш, коробки с цветными карандашами; тетрадь в клетку; по 2 узкие полоски и по 2 квадрата из бумаги (8X8 см).

Ход з а н я т и я. 1-я часть. Воспитатель показывает числовую фигуру, предлагает сосчитать кружки и назвать число, больше или меньше на 1. Вызванные дети с места называют числа.

2-я часть. Педагог обращается к детям: «Положите тетради прямо перед собой, достаньте из конвертов квадрат и прямоугольник. Сегодня вы поучитесь обводить контуры фигур простыми карандашами так, чтобы в тетради получались рисунки квадрата и прямоугольника. Посмотрите, как это надо делать. Я беру прямоугольник, прикладываю его к доске и, придерживая левой рукой, правой обвожу его мелом. Что я делаю левой рукой? А правой? Теперь я сниму прямоугольник. Что получилось на доске? Наташа, подойди к доске и обведи квадрат. Расположи его справа от прямоугольника, точно на линеечке.

Дети, такие рисунки вы сделаете в тетрадях. Проверьте, правильно ли вы сидите. Положите прямоугольник и квадрат так, чтобы нижняя их сторона лежала на линеечке. (Воспитатель проверяет, правильно ли лежат фигуры.) Какой рукой вы будете держать фигуру? Держите ее так, чтобы она не передвигалась, и не снимайте ее, пока не обведете со всех сторон, иначе не получится правильного рисунка. Возьмите карандаш в правую руку и обводите фигуры».

Когда работа будет закончена, воспитатель показывает на доске, как надо заштриховать прямоугольник, и поясняет: «Нужно проводить прямые линии сверху вниз, точно от верхней стороны прямоугольника до нижней. Я ставлю мел на верхнюю сторону и провожу линию рядом с левой стороной прямоугольника, отрываю мел только тогда, когда довела линию до нижней стороны. Опять ставлю мел на верхнюю сторону, чуть правее того места, где я провела первую линию, и провожу линию до нижней стороны, рядом с первой». Поясняя свои действия, педагог проводит еще 2—3 линии, затем предлагает детям взять синий карандаш и заштриховать прямоугольник. В ходе работы он обращает внимание детей на то, что все линии должны идти прямо сверху вниз. Когда дети выполнят задание, педагог показывает, как надо, проведя линии слева направо, заштриховать квадрат (первую линию провести рядом с верхней стороной квадрата, слева направо и т. д.).

3-я часть. Воспитатель предлагает подумать, как можно по-разному сложить узкие полоски, чтобы разделить их на 4 равные части. После того как дети разделят обе полоски путем складывания, педагог выясняет, какой способ удобнее. Затем предлагает по-разному разделить 2 квадрата на 4 равные части.

В заключение занятия воспитатель вместе с детьми делает вывод о том, как удобнее делить на 4 равные части узкую полоску и квадрат.

Занятие 31

Цель. Закрепить представление о прямой и обратной последовательности чисел в пределах 10; продолжать учить детей делить предметы на 2 и 4 равные части, устанавливать отношения между целым и частью; употреблять выражения «1 из 2 (4) частей», «половина», «разделить пополам», «разделить на 2 (4) равные части»; упражнять в порядковом счете в пределах 10.

Демонстрационный материал: числовые фигуры с количеством кружков 4, 6, 8; схема деления квадрата на 4 равные части, 5 полосок (мерок) разной длины; наборное полотно с 10 полосками, карточки с 2 числовыми фигурами («билеты в кино»).

Раздаточный материал: наборы из 3 бумажных полосок, равных по длине; ножницы, картинки разных животных.

Ход заняти я. 1-я часть. Воспитатель показывает числовую фигуру, предлагает детям сосчитать, сколько на ней кружков, и назвать числа, которые идут после данного числа или до него.

2- я часть. «Сегодня вы будете не только делить предметы на 2 и 4 равные части, но и сравнивать размер частей», — говорит воспитатель и просит детей положить все 3 полоски прямо перед собой., одну под другой. После этого предлагает вторую полоску разделить на 2 равные части и положить ее так, чтобы было видно, что она разделена на 2 части. Затем третью полоску разделить на 4 равные части и положить ее так, чтобы было видно, на сколько частей она разделена.

Воспитатель задает вопросы: «На сколько равных частей вы разделили вторую полоску? Покажите 1 из частей. На сколько частей вы разделили третью полоску? Покажите 1 часть из 4. Покажите 2 (3) такие части. Что вы показали? Сравните размер разных частей. Что больше: целая полоска или ее половина? Сколько всего таких частей в целой полоске? Что больше: целая полоска или ее четверть? Сколько всего таких частей в полоске?» Далее вывешивает схему деления квадрата на 2 и 4 равные части и задает вопросы: «На сколько равных частей сначала разделили квадрат? Лена, покажи каждую из этих частей! Сколько всего таких частей и как они называются? Как потом разделили квадрат? Сережа, покажи каждую из 4 частей! Сколько всего таких частей? Что больше и что меньше: половина или целый квадрат? 2 половины или целый квадрат? 4 части квадрата или целый квадрат?» (Задавая вопросы, педагог обводит указкой соответствующие части квадрата.)

3- я часть. Воспитатель обращается к детям: «Представьте себе, что это не наборное полотно, а зал кинотеатра, где каждый кармашек — стул. Сколько всего рядов стульев? Кто хочет посчитать ряды по порядку? (Желающий считает.) Сколько стульев в каждом ряду? Давайте все вместе назовем номер каждого стула первого ряда». (Порядковый счет хором.) После этого педагог говорит: «У каждого из вас по 1 картинке разных животных. Это зрители. Надо будет взять для них билет в кино (касса на моем столе) и помочь зрителям найти их места. На каждом билете номер ряда указан вверху, а номер места — внизу».

Воспитатель приглашает детей по очереди к своему столу. Каждый берет билет, громко называет номер ряда и места и помещает картинку в кармашек. Остальные проверяют, правиль


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: