Минимизация накладных ресурсов

Организационная структура управления турфирмы

Организационная структура управления (ОСУ) — упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих функционирование и развитие предприятия как единого целого. По существу, речь идет о соотношении уровней управления и функциональных служб, которые строятся таким образом, чтобы достичь поставленных целей предприятия.

Элементами структуры управления в турфирме выступают звенья управления (подразделения, отдельные работники) и уровни (ступени) управления, отношения между которыми поддерживаются благодаря связям: горизонтальным и вертикальным, линейным и функциональным.

Горизонтальные связи являются одноуровневыми и носят характер согласования, вертикальные же — подчинения, а необходимость в них возникает при иерархичности управления.

Линейные связи отражают движение информации между линейными руководителями (лицами, отвечающими за деятельность предприятия или его структурных подразделений). Функциональные связи имеются там, где происходит обмен информацией по тем или иным функциям управления (планирование, организация, мотивация и контроль).

Туристское предприятие строит свою организационную структуру в зависимости от масштабов и содержания деятельности, региональных особенностей рынка, финансово-экономического положения. ОСУ зависит от:

организационно-правовой формы предприятия, закрепленной в учредительных документах;

□функциональной направленности деятельности предприятия (туроператор, турагент);

□технологии формирования, продвижения и реализации туристского продукта.

В основе построения ОСУ лежат следующие принципы:

1. достаточная целесообразность — способность отражать содержание деятельности предприятия, обеспечивать функциональную целесообразность звеньев управления;

2.гибкость — способность реагировать и адаптироваться к изменяющимся условиям деятельности;

3. минимальное количество звеньев;

4. минимизация персонала;

5. высокая квалификация персонала;

Функциональная структура предполагает распределение всей деятельности туристского предприятия по направлениям, каждое из которых (например, отдел продаж, отдел маркетинга, бухгалтерия и т.д.) возглавляет функциональный руководитель. При этом предполагается, что функциональные руководители не вмешиваются в дела друг друга, а их деятельность координируется директором предприятия.

Использование такой организационной структуры способствует быстрому профессиональному росту функциональных руководителей, а также повышению оперативности и качества принятия решений внутри подразделения.

Формально организационная структура управления турфирмы закрепляется Уставом предприятия и оформляется организационно-правовой документацией, к которой относятся:

- штатная численность – организационно-правовой документ. составляемый на основании организационной структуры управления. В нем указываются все структурные подразделения, вводимые на предприятии должности и количество штатных единиц по каждой должности;

- штатное расписание – документ, отражающий должностной и численный состав предприятия с указанием фонда заработной платы;

- положение о структурном подразделении – документ, определяющий правовой статус, задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделения;

- должностная инструкция – документ, регламентирующий функциональные обязанности, права, ответственность, назначение и место работника в туристском предприятии;

- правила внутреннего трудового распорядка – документ, определяющий организацию работы предприятия.

Таким образом, организационная структура управления турфирмы:

- обеспечивает координацию всех функций менеджмента;

- устанавливает полномочия и ответственность руководителей и каждого сотрудника;

- во много определяет стиль менеджмента, организационную культуру, эффективность труда сотрудников и функционирования предприятия в целом.

Структура управления турфирмы должна постоянно совершенствоваться в соответствии с изменяющимися внешними и внутренними условиями. Любое реформирование структуры управления рассматривается с точки зрения повышения эффективности функционирования предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: