Система сертификации. Органы и организации, участвующие в сертификации

Важнейшей особенностью процедуры сертификации является то, что все операции осуществляются в рамках определенной системы (см. рис. 3.4), которая имеет четкие правила выполнения и: функционирует под руководством специально уполномоченного органа.

Каждая система сертификации, в соответствии с «Правилами проведения государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации» (Постановление Госстандарта России № 18 от 22 апреля 1999 г.),

Код типа системы сертификации может быть:

01 — система обязательной сертификации, которую в соответствии с законодательными актами Российской Федерации ор­ганизует федеральный орган исполнительной власти;

02 — система добровольной сертификации, организованная органом исполнительной власти;

03 — система добровольной сертификации, организованная другими юридическими лицами.

Например, «Положение о Системе сертификации ГОСТ Р» имеет регистрационный номер РОСС RU.0001.010001, «Система сертификации поднадзорной продукции для потенциально опасных промышленных производств, объектов и работ» — РОСС RU.0001.01ГС00, «Система добровольной сертификации услуг торговли» — РОСС RU.0001.03ЭB00, «Система сертифика­ции и оценки интеллектуальной собственности» — РОСС RU.0001.04ЯЗ00.

Системы сертификации разнообразны по своей организации и структуре, но в любой системе сертификации устанавливаются:

• область функционирования, т. е. виды продукции, на ко­торые она распространяется, и нормативные документы, соответствие которым подтверждается;

• правила сертификации;

• состав участников и порядок их взаимодействия, требова­ния к ним и порядок их аккредитации или включения в систему.

Система сертификации может распространяться на несколь­ко различных видов продукции или на один вид, хотя и доста­точно широкий. В первом случае речь идет об универсальной системе, во втором — о системе сертификации однородной про­дукции. В любом случае организация работ в системе подчиня­ется «Правилам по проведению сертификации в Российской Фе­дерации», утвержденным Постановлением № 26 Госстандарта России от 10 мая 2000 г.

Настоящий документ устанавливает цели, принципы и об­щие правила по проведению подтверждения соответствия про­дукции, услуг, процессов и иных объектов установленным тре­бованиям. На данных Правилах базируются разрабатываемые правила систем сертификации продукции и другие документы, касающиеся подтверждения соответствия.

Правила дополнили и расширили перечень терминов, при­меняемых при проведении процедуры сертификации.

Система сертификации однородной продукции — система сер­тификации, распространяющаяся на виды продукции, объеди­ненные по признакам общности назначения, характера требова­ний, общими правилами и процедурами сертификации.

Центральный орган системы сертификации — орган, возглав­ляющий систему сертификации или систему сертификации од­нородной продукции.

Орган по сертификации — организация, проводящая серти­фикацию определенной продукции.

Испытательная лаборатория (испытательный центр) — лаборатория (центр), которая проводит испытания (отдельные виды испытаний) определенной продукции.

Аккредитация органа по сертификации или испытательной ла­боратории (центра) — процедура, посредством которой аккреди­тующий орган официально признает компетентность органа по сертификации или испытательной лаборатории (центра) выпол­нять конкретные работы в определенной области сертификации или испытаний.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией — контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью уста­новления того, что продукция продолжает соответствовать за­данным требованиям, подтвержденным при сертификации.

Заявитель — изготовитель, продавец или исполнитель, обра­тившийся с заявкой на проведение работ по подтверждению со­ответствия.

Эксперт по сертификации — лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области серти­фикации.

Схема сертификации — форма сертификации, определяющая совокупность действий, результаты которых рассматриваются в качестве доказательства соответствия продукции установленным требованиям.

Идентификация продукции — процедура, посредством кото­рой устанавливаются тождественность представленной на сер­тификацию продукции ее наименованию и другим характерным признакам, позволяющим однозначно соотнести сертифициро­ванную продукцию с выданным на нее сертификатом соответ­ствия.

Правила построены в соответствии с действующими между­народными нормами и правилами, изложенными в Руководствах ИСО и МЭК, международных стандартах ИСО серий 9000, 10000, 14000, европейских стандартов серий 45000 и 29000 и др. Сделано это для обеспечения признания российских сертифика­тов за рубежом.

Настоящие Правила уточнили права и обязанности всех уча­стников процедуры сертификации.

Центральный орган системы сертификации выполняет следую­щие функции:

• организует работы по формированию системы сертифика­ции и осуществляет руководство ею, координирует деяте­льность органов по сертификации и испытательных лабо­раторий;

• разрабатывает предложения по номенклатуре продукции, сертифицируемой в данной системе;

• участвует в работах по совершенствованию фонда норма­тивных документов, на соответствие которым проводится сертификация;

• рассматривает апелляции по поводу действий органов по сертификации и испытательных лабораторий.

Функции Центрального органа Системы сертификации ГОСТ Р по добровольной сертификации продукции возложены на Всероссийский научно-исследовательский институт сертифи­кации.

Орган по сертификации продукции выполняет следующие ра­боты:

• проводит идентификацию продукции, представленной для сертификации, в соответствии с правилами системы сер­тификации;

• сертифицирует продукцию и выдает сертификаты;

• осуществляет инспекционный контроль за сертифициро­ванной продукцией;

• формирует и актуализирует фонд нормативных документов, необходимых для сертификации;

• предоставляет по требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.

Организация, претендующая на право работать в качестве органа по сертификации или испытательной лаборатории, дол­жна пройти процедуру аккредитации, которая в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» осущест­вляется в следующих целях:

• подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;

• обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобре­тателей к деятельности органов по сертификации и аккре­дитованных испытательных лабораторий (центров);

создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытатель­ных лабораторий (центров).

Порядок и требования аккредитации органа по сертифика­ции установлены нормативными документами Госстандарта Рос­сии и документами системы сертификации. Общие требования к органам по сертификации продукции и услуг устанавливает ГОСТ Р ИСО/МЭК 65—2000 «Общие требования к органам по сертификации продукции», к которым, в частности, относится следующее:

• структура органа по сертификации должна гарантировать беспристрастность и равные возможности участия всех за­интересованных сторон в функционировании системы сертификации;

• орган по сертификации должен иметь постоянный (штатный) персонал, возглавляемый руководителем, при этом должно быть исключено воздействие на персонал со сто­роны лиц или организаций, которые имеют непосредст­венную коммерческую заинтересованность в результатах проводимой сертификации.

Организация, претендующая на аккредитацию в качестве ор­гана по сертификации продукции (услуг), должна иметь право­вой статус.

Персонал органа по сертификации должен обладать необхо­димой компетентностью для выполнения своих обязанностей и при этом обеспечивать конфиденциальность информации, полу­чаемой в процессе проведения сертификации.

Аккредитованная испытательная лаборатория осуществляет испытания конкретной продукции или конкретные виды испы­таний для сертификации.

Общие требования к испытательным лабораториям устанав­ливает ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025—2000 «Общие требования к оценке компетентности испытательных и калибровочных лабо­раторий», к которым относятся следующие требования:

• организация, на базе которой создана испытательная лабо­ратория, должна иметь правовой статус;

• испытательная лаборатория и ее персонал не должны под­вергаться коммерческому, финансовому, административ­ному или другому давлению, способному оказывать влия­ние на выводы или оценки;

• испытательная лаборатория не должна заниматься деяте­льностью, способной подорвать доверие относительно не­ зависимости принятия решений и беспристрастности при проведении испытаний;

• испытательная лаборатория должна быть компетентной для проведения соответствующих испытаний.

Системы сертификации услуг и систем качества не предпо­лагают участия испытательных лабораторий в процессе сертифи­кации. Оценку на соответствие осуществляет орган по сертифи­кации.

Основные требования, предъявляемые к испытательным ла­бораториям: независимость, техническая компетентность, бес­пристрастность и неприкосновенность.

Независимость испытательных лабораторий определяется правовым статусом «третьей стороны».

Их техническая компетентность подтверждается соответству­ющей структурой организации и управления, наличием квали­фицированного персонала, помещений и оборудования для ис­пытаний, нормативных документов на методы испытаний и про­цедуры, включая документы системы обеспечения качества.

Беспристрастность лабораторий выражается в ее деятельно­сти при проведении испытаний, принятии решений по их резу­льтатам и оформлении протоколов испытаний.

Неприкосновенность испытательных лабораторий заключа­ется в том, что ни они, ни их персонал не должны подвергать­ся коммерческому, финансовому, административному или дру­гому давлению, способному оказывать влияние на выводы или оценки.

Соответствие требованиям испытательных лабораторий про­веряется при их аккредитации. Система сертификации преду­сматривает допуск к испытаниям продукции только аккредито­ванных лабораторий.

Совет по сертификации формируется Центральным органом по сертификации по каждому направлению на основе доброво­льного участия представителей непосредственно Центрального органа по сертификации, Госгортехнадзора России, Госстандар­та России, министерств и ведомств, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), изготовителей сертифи­цируемой продукции и других заинтересованных организаций, а также представителей общественных организаций.

Совет по сертификации выполняет следующие функции:

• разрабатывает предложения по формированию единой политики сертификации продукции для потенциально опасных промышленных производств, объектов и работ;

• подготавливает рекомендации по наиболее рациональной структуре организуемых сетей и оптимальному составу участников сертификации, по улучшению организационно-методического и нормативно-технического обеспечения работ;

• анализирует функционирование систем (правил, порядков), подготавливает рекомендации по их совершенствова­нию и содействует их реализации;

• рассматривает проекты стандартов и другие нормативные документы, проекты программ работ по сертификации, аккредитации;

• содействует распространению информации о деятельности системы (правилах, порядках), ее состоянии и развитии.

Совет по сертификации не может вмешиваться в работу дру­гих участников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с утвержденными и введенными в действие в установленное порядке системами (правилами, порядками) сертификации. Функции Совета по сертификации устанавливаются соответствующим положением и утверждаются Центральным органом системы по сертификации.

Научно-методический центр создается, как правило, на базе одного из органов по сертификации и выполняет следующие функции:

• проводит системные исследования и разрабатывает научно обоснованные предложения по составу и структуре объектов сертификации;

• участвует в работе комиссий по аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), аттестации экспертов;

• проводит научные исследования и разрабатывает предложения по совершенствованию методики и практики работ по сертификации продукции, в том числе по совершенствованию правил и разработке на их основе, при необходимости, комплекса руководящих документов;

• принимает участие в разработке программ обучения, под­готовке и аттестации экспертов;

• анализирует и обобщает информацию по объектам серти­фикации и аккредитации, ведет банк данных, ориентиро­ванный на обеспечение регулирующих и управляющих функций;

• разрабатывает методические рекомендации технико-эко­номического анализа и оценки эффективности проводи­мых работ по сертификации с учетом международного опыта;

• подготавливает информацию для Центрального органа по перечисленным выше направлениям.

Функции научно-методического центра устанавливаются со­ответствующим положением и утверждаются Центральным орга­ном по сертификации.

Комиссия по апелляциям формируется Центральным орга­ном по сертификации для рассмотрения жалоб и решения спорных вопросов, возникающих при проведении сертифика­ции, из представителей непосредственно Центрального органа по сертификации, Госстандарта России, соответствующих ми­нистерств и ведомств, органов по сертификации, испытатель­ных лабораторий (центров), изготовителей сертифицируемой продукции и заинтересованных надзорных органов, а также представителей общественных организаций. Комиссия в уста­новленный конкретными системами (правилами, порядками) срок рассматривает апелляцию и извещает подателя апелляции о принятом решении,

Изготовители продукции при проведении обязательной серти­фикации должны выполнять следующее:

• направлять заявку на проведение сертификации, в соответствии с правилами системы представлять продукцию, нормативную, техническую и другую документацию, необ­ходимую для проведения сертификации;

• принимать декларацию о соответствии на основании доку­ментов, подтверждающих соответствие продукции уста­новленным требованиям, и регистрировать ее в органе по сертификации;

• обеспечивать соответствие реализуемой продукции требо­ваниям технических регламентов, на соответствие кото­рым она была сертифицирована или подтверждена декла­рацией о соответствии;

• маркировать сертифицированную продукцию и продук­цию, соответствие которой подтверждено зарегистриро­ванной в установленном порядке декларацией о соответст­вии, знаком обращения на рынке в порядке, установлен­ным техническим регламентом;

• указывать в сопроводительной технической документации
сведения о сертификате или декларации о соответствии и нормативных документах, которым должна соответство­вать продукция, и обеспечивать доведение этой информа­ции до потребителей;

• применять сертификат, декларацию о соответствии и знак обращения на рынке, руководствуясь законодательными актами России и правилами системы сертификации;

• обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полно­мочий должностными лицами органов по сертификации продукции и должностными лицами, осуществляющими контроль за сертифицированной продукцией и продук­цией, соответствие которой подтверждено декларацией о соответствии;

• приостанавливать или прекращать реализацию продукции, подлежащую обязательной сертификации, если она не от­вечает требованиям технических регламентов, на соответ­ствие которым сертифицирована или подтверждена декла­рацией о соответствии, по истечении срока действия сер­тификата, декларации о соответствии, или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае приостанов­ки или отмены действия сертификата решение органа по сертификации;

• сообщать в трехдневный срок о прекращении действия де­кларации о соответствии в зарегистрировавший ее орган по сертификации в случае выявления федеральными орга­нами исполнительной власти несоответствия продукции установленным требованиям;

• извещать орган по сертификации об изменениях, внесен­ных в техническую документацию и в технологический процесс производства сертифицированной продукции, если эти изменения влияют на характеристики, проверяе­мые при сертификации.

Система сертификации предусматривает свободный доступ изготовителям, потребителям, общественным организациям, органам по сертификации, испытательным лабораториям (цент­рам), а также всем другим заинтересованным предприятиям, ор­ганизациям и отдельным лицам к информации о ее деятельности и сертификации.

Если в системе аккредитовано несколько органов по серти­фикации однородной продукции, то заявитель вправе провести сертификацию или зарегистрировать декларацию о соответствии в любом из них.

Сертификация проводится по схемам, установленным систе­мами сертификации однородной продукции. Сертификация оте­чественной и импортной продукций проводится по одним и тем же правилам.

Начало документа





Подборка статей по вашей теме: