Лекция N1

Индекс скорректированного реального ВВП на душу населения (ППС в долл. США)

ВВП на душу населения по ППС в долл. США в среднем по Российской Федерации в 2008 году составил 16092 долл. США.

Рассчитываемый по данной методике индекс ВВП в Российской Федерации в 2008 году равен:

.

Определяемый соотношением (5) индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) в Российской Федерации в 2008 году равен:

Принципиально важным положением теории развития человеческого потенциала, которое необходимо учитывать, является то, что ИРЧП представляет собой показатель, который нецелесообразно максимизировать традиционным способом, допуская ухудшение какого-либо «малозначимого» показателя при росте других. Исходя из генеральной цели человеческого развития и учитывая необходимость непрерывного, сбалансированного развития всех измерений человеческого потенциала, теория развития человеческого потенциала отрицает избыточность любого из них и целесообразность максимизации ИРЧП за счёт какого-либо одного или пары показателей, допуская при этом ухудшение значения какого-либо иного. Поэтому максимизация индекса развития человеческого потенциала предусматривает необходимость удовлетворения расширяющихся и возрастающих базовых потребностей людей, снижение неравенства между социальными группами, преодоление отставания в развитии отдельных социальных групп по всем основным показателям и поддержку социально-экономических процессов в наиболее уязвимых регионах. Последнее обстоятельство подчеркивает насущную актуальность изучения региональной дифференциации показателей человеческого развития.

Величина ИРЧП может использоваться в качестве критерия классификации стран по уровню человеческого развития. Согласно методике ПРООН классификация стран по уровню человеческого развития осуществляется вне зависимости от уровня экономического развития (будь то развитые или развивающиеся страны).

В 2008-2009 гг. экспертами ПРООН были установлены следующие граничные значения ИРЧП, определяющие классификацию стран:

Страны, ИРЧП которых составляет 0,9 или выше, называются развитыми, а страны, не достигшие этого уровня – развивающимися.

Новая классификация стран по величине ИРЧП:

– странами с очень высоким уровнем человеческого развития признаются страны, в которых 0,900 ≤ ИРЧП ≤ 1;

– к странам с высоким уровнем человеческого развития относятся страны, в которых 0,800 ≤ ИРЧП ≤ 0,899;

– страны со средним уровнем человеческого развития – те, для которых 0,500 ≤ ИРЧП ≤ 0,799;

– для стран с низким уровнем человеческого развития
ИРЧП < 0,500 [19].

Литература

1. Докторович А.Б. Основы теории социального развития: учебное пособие/ А.Б. Докторович. – М.: Изд-во РАГС, 2011. – 146 с.

2. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 1999 год/ Под общей ред. проф. Ю.Е. Фёдорова.– М.: Изд-во “Права человека”, 1999. С. 140–144.

3. Доклад о развитии человека 2009.Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие / Пер с англ.; ПРООН. – М.: Издательство «Весь Мир», 2009.

4. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса: Учебное пособие/ Под общ. ред. проф. В.П. Колесова. – 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Права человека, 2008. – 636 с.


[1] Цит. по: Доклад о развитии человека за 2001 год. Использование новых технологий в интересах развития человека. Изд-во “Оксфорд юниверсити пресс, Инк.”, 2001. – С. 9.

[2] Marshall A. Principles of Economics. (Русский перевод: Маршалл А. Основы экономической науки. – М.: Эксмо, 2007).

[3] См.: Маршалл А. Основы экономической науки/ Пер. с англ. М.: Эксмо, 2007. (Серия «Антология экономической мысли»). – С. 210.

[4] См.: Алле М. Экономика как наука/ Пер. с франц. М.: Наука для общества, РГГУ, 1995. С. 15.

[5] Доклад о развитии человека за 2001 год. Использование новых технологий в интересах развития человека. М.: Изд-во “Оксфорд юниверсити пресс, Инк.”, 2001. – С. 9.

[6] Sen, Amartya. 1990. “Development as Capability Expansion.” In: Griffin, Keith, and Knight, John (eds.). “Human Development and the International Development Strategyfor the 1990s.” London: Macmillan.

[7] Sen, Amartya. 1992. “Inequality Reexamined.” New York: Oxford University Press.

[8] Sen, Amartya. 1999. "Development as Freedom." Oxford: Oxford University Press.

[9] Psacharopoulos, George. 1988. “Education and Development: A Review.” In: WorldBank Research Observer, Vol. 3, No. 1.

Psacharopoulos, George. 1994. “Returns to Investment in Education: A Global Update.” In: World Development, Vol. 22. Ram,Rati. 1996. “Level of Development and Returns to Schooling: Some Estimates from Multicountry Data.” In: Economic Development and Cultural Change, Vol. 44, No. 4.

[10] Strauss, John, and Thomas, Duncan. 1998. "Health, Nutrition and Economic Development." In: Journal of Economic Literature, Vol. XXXVI, No. 2 (June).

[11] Источник: United Nations Development Programme (UNDP). Human Development
Report 1995. New York: Oxford University Press, P. 12.

[12] Костин Л.А. За достойный труд в XXI веке // Доклад на Научной конференции, посвященной 60-летию кафедры экономики труда и управления персоналом Академии труда
и социальных отношений. – М.: АтиСО. – С.1-14.

[13] См.: Human Development Report 1999.– New York:. Oxford University Press.

[14] См.: Доклад о развитии человека за 1999 год. Глобализация с человеческим лицом/ По заказу ПРООН.– Изд-во “Oxford University Press”, Нью-Йорк, 1999. С. 159-160.

[15] Аналитические соотношения, определяющие ИРЧП и индексы человеческого развития, представлены в соответствии с новой методикой ПРООН, принятой в 1999 году. См.: Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 1999 год/ Под общей ред. проф. Ю.Е. Фёдорова.– М.: Изд-во “Права человека”, 1999. С. 140–144.

[16] Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2010. Цели развития тысячелетия в России: взгляд в будущее. М. 2010. – С. 150.

[17] Там же. С.150.

[18] Там же. С.150.

[19] См.: Новая классификация стран по величине ИРЧП – см.: Доклад о развитии человека 2009.Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие / Пер с англ.; ПРООН. – М.: Издательство «Весь Мир», 2009. С. 15.

Содержание лекции: Предмет гидрологии, связь с другими дисциплинами. Задачи гидрологии в деле рационального использования водных ресурсов и их охраны. Водные ресурсы и водный баланс земного шара и страны. Речная система, речной бассейн и их характеристики. Водный баланс речного бассейна.

Предмет гидрологии, связь с другими дисциплинами. Объект изучения гидрологии - гидросфера, включающая океаны, моря, реки, озера, болота, почвенные и грунтовые воды, снег и ледники, влагу атмосферы. При этом следует отметить, что по определению ландшафтной сферы Земли гидросфера связана с одной стороны, с литосферой, а с другой стороны, с атмосферой

При изучении гидрологии очень важным является определение ландшафтной сферы Земли.

Ландшафтная сфера Земли как зона активного взаимодействия литосферы, атмосферы и гидросферы имеет более значительную мощность. Помимо растительности и почв, с населяющим их животным миром, в состав ее включаются приземный слой воздуха и современная кора выветривания.

Приземный слой воздуха 30 - 50 м толщиной находится под непосредственным воздействием подстилающей поверхности; в его пределах наблюдаются суточные колебания температуры и влажности воздуха, энергично развита термическая конвекция. Этот воздушный слой отличается присутствиемжизни.

Современная кора выветривания представляет продукт прямого воздействия атмосферы, воды, растительности и животных на горные породы. Она распространена повсеместно, варьирующая от нескольких метров до нескольких десятков метров.

Таким образом, общая мощность наземной ландшафтной сферы колеблется в пределах от 30-50 м до 150 - 200 м.

Также необходимо знать, что земля как планета состоит из трех оболочек (контрастов): твердой (литосферы), жидкой (гидросферы) и газообразной (атмосферы). Физические и химические процессы в этих оболочках изучаются многими науками, которые носят общее название “наука о земле”.

Гидрология - это наука, изучающая гидросферу, ее свойства (физические, химические) и протекающие в ней процессы и явления во взаимосвязи с атмо, - лито -, и биосферой.

Для изучения гидрологических процессов и явлений производят необходимые наблюдения и измерения. Соответственно сформировался вспомогательный раздел гидрологии - гидрометрия. Таким образом, гидрометрия - часть гидрологии, занимающаяся разработкой методов измерений и наблюдений на водных объектах и методов обработки результатов этих измерений.

Гидрометрия подразделяется на гидрометрию речную, морскую, озерную, гидрометрию болот,подземных вод, ледников. Данные измерений и визуальных наблюдений обобщаются и анализируются.

При изучении гидрологических процессов и явлений приходится опираться на ряд законов, установленных другими науками. В гидрологии особенно широко используются законы физики, химии и биологии. Поскольку гидрологические процессы тесно связаны с процессами, происходящими в лито-,био-, и атмосфере, то отсюда ясна связь гидрологии с метеорологией, геофизикой, гидрогеологией и гидробиологией, климатологией, физикой атмосферы и др.

Гидрология имеет много общих вопросов с геоморфологией - наукой, изучающей закономерности возникновения и развития форм земной поверхности. Используются законы гидромеханики и гидравлики. В пределах гидросферы находится часть биосферы. Наука, изучающая водные организмы и их единство с окружающей средой, называется гидробиологией и является разделом биологии.

Воды земли с содержащимися в них твердыми, жидкими и газообразными веществами называются природными водами. Огромная часть природных вод составляют океаны, меньшая часть находится в водных объектах суши. Водные объекты суши образуются в результате выпадения атмосферных осадков, значительная часть которых формируется при испарении с поверхности океанов и морей.

Воды, находящиеся на поверхности суши в виде различных водных объектов, называются поверхностными. Раздел гидрологии изучающий их называют гидрологией суши.

Гидрография суши, в отличии от собственно гидрологии суши, занимается конкретных водных объектов и вод отдельных территорий, основываясь при этом на положениях и законах, установленных собственно гидрологией.

Гидрология и гидрография суши подразделяются на гидрологию и гидрографию рек, озер, ледников и болот.

Раздел гидрологии, исследующий воды океанов и морей, называют гидрологией океанов и морей или океанологией.

Изучение почвенных вод является одной из задач почвоведения.

Основные понятия в гидрологии суши - это водный объект. К водным объектам относятся океаны и моря, реки, ледники, озера, воды болот и др. В свою очередь водные объекты подразделяются на водотоки и водоемы.

Водоток - водныйобъект, в котором вода движется в направлении уклона в углублении земной поверхности. Различают постоянные и временные водотоки.

Водоем - водный объект в углублении суши, характеризующийся замедленным движением воды или полным его отсутствием. Различают естественные и искусственные водоемы.

Наиболее типичная форма водотоков на Земле - река. Она представляет собой водоток значительных размеров, питающийся атмосферными осадками со своего водосбора и имеющий четко выраженное русло.

Типичные формы водоемов - озера и водохранилища. Естественный водоем с замедленным водообменом называется озером. Искусственный, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения и регулирования стока воды называетсяводо хранилищем.

При классификации гидрологии суши по водным объектам различают: - гидрологию рек; - гидрологию болот; - гидрологию водохранилищ; - гидрологию ледников.

Речная гидрология и речная гидравлика ., изучающие движение воды в речных руслах и их формирование, дополняют друг друга и составляют основы инженерной гидрологии.

Инженерная гидрология занимается решением различных инженерных задач при гидротехническом, гидроэнергитическом, гидромелиоративном строительстве, при водоснабжении, сооружении мостов, автомобильных и железных дорог и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: