Лекция №9 устройство и оборудование лаборатории

Детонирующие шнуры

Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КЛИНИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ.

Прежде, чем приступить к практическому изучению методов клинических лабораторных методов исследования, необходимо усвоить основные требования, которые предъявляются к организации работы клинико-диагностической лаборатории.

УСТРОЙСТВО И ОБОРУДОВАНИЕ ЛАБОРАТОРИИ

Название «лаборатория» происходит от латинского слова «laborare», что означает в переводе на русский язык работать, обрабатывать.

Значение лабораторий для учреждений здравоохранения чрезвычайно велико, потому что в них производятся различные исследования: общеклинические, биохимические, иммунологические, бактериологические и вирусологические, серологические, токсикологические, биологические, цитологические и гистологические, цитогенетические и др.

Медицинские лаборатории играют большую роль в работе различных лечебно-профилактических учреждений и научно-исследовательских медицинских учреждений: больниц, поликлиник, диспансеров, медицинских пунктов, научно-исследовательских институтов. Различают лаборатории клинико-диагностические и специализированные (бактериологические, иммунологические, вирусологические, серологические, токсикологические, цитологические и гистологические, цитогенетические и др.).

Лаборатории в системе практического здравоохранения РБ являются, как правило, клинико-диагностическими. В зависимости от характера и объема производимой работы все лаборатории имеют штат врачей-лаборантов, фельдшеров-лаборантов, лаборантов и санитарок. Штаты лабораторий могут быть различными в зависимости от объема и профиля работы.

Как правило, средний медицинский персонал (фельдшера-лаборанты и лаборанты) под руководством врачей или самостоятельно должен производить различные лабораторные исследования, например анализы мочи, кала, мокроты, желудочного сока, крови и др., делать посевы материала на питательные среды для обнаружения дифтерийных палочек, микобактерий туберкулеза и т. п.

Поэтому персоналу лаборатории необходимо прочно усвоить технику выполнения основных лабораторных работ, научиться правильно оборудовать и организовывать свое рабочее место, изучить правила техники безопасности при работе в лабораториях. Каждому начинающему работать в лаборатории необходимо овладеть такими техническими приемами, как взвешивание на весах различных видов, приготовление растворов, фильтрование, центрифугирование, мытье стеклянной посуды, предназначенной для химических анализов, микроскопирование, колориметрирование, приготовление питательных сред, стерилизация инструментария.

Медицинский персонал лаборатории (средний персонал и врачи) обязан также овладеть техникой взятия крови из пальца, вены, мазков из зева или половых органов. Более сложные манипуляции, как, например, спинномозговая пункция, венесекция, получение пунктатов из полостей и т. п., обычно производит врач, который должен знать правила подготовки пациента и инструментария.

Задачи, стоящие перед различными лабораториями, могут быть разными, но принципы организации, оборудования и работы в них остаются общими для всех лабораторий. Даже самая маленькая лаборатория должна состоять не меньше чем из двух комнат. Одна комната должна служить подсобным помещением, где производится приготовление сред, мытье посуды, сушка ее, хранение материала, предназначенного для исследования, и т. д. Если в лабораториях производятся бактериологические исследования, то в помещении общей лаборатории должны быть специальные боксы для работы с исследуемым материалом. Бактериологические лаборатории следует оборудовать так, чтобы возможность распространения инфекций и заражение работников, имеющих дело и с заразным материалом, были исключены. В зависимости от характера и объема работы лаборатории могут быть различными по специфике оборудования, но независимо от размеров они должны удовлетворять определенным санитарно-гигиеническим требованиям.

Требования к помещениям. Под клинико-диагностическую лабораторию следует отводить просторное светлое помещение, обязательно обеспеченное водопроводом, канализацией и электричеством. Отопление предпочтительнее центральное. Желательно, чтобы лаборатории были газифицированы и снабжены установками для получения дистиллированной воды.

Помещения лаборатории желательно размещать в таких зданиях, которые имеют прочный фундамент, предохраняющий строение от вибрации, так как это может сильно отразиться на работе точных приборов и аналитических весов. Лабораторное помещение нужно изолировать от проникновения вредных химических веществ (газа, дыма и т. д.). Если помещение лаборатории расположено в цокольных или полуподвальных помещениях, то рабочие места необходимо обеспечить хорошим освещением, желательно лампами дневного света. Освещенность рабочих мест должна быть не ниже 60 люкс.

Площадь лабораторных помещений должна обеспечивать среднюю санитарную норму на каждого работающего, в среднем 12-14 м2. Недопустимо скопление в лаборатории большого числа работающих.

В небольших лабораториях, не имеющих деления на специализированные отделы, нежелательным является совместное расположение биохимической и общеклинической лабораторий, так как в последней воздух обычно загрязнен аммиаком и сероводором, что может негативно отразиться на качестве реактивов и, наоборот, повышенная влажность при кипении водяных бань, испарения едких реактивов вызывают коррозию металлических частей и оптической системы микроскопов. В качестве примера, показательно иллюстрирующего влияние повышенных концентраций аммиака в воздухе, можно привести эффект резкого изменения окраски с зеленоватой на интенсивно синюю бумажных лент с электрофореграммой белковых фракций, окрашенных бромфеноловым синим.

Рабочие столы в помещении лабораторий следует размещать так, чтобы свет падал сбоку, желательно с левой стороны. Если помещение небольшое, а рабочих столов много, то лучше всего приспособить скрытые лампы дневного света, расположенные впереди работающего. Потолки и стены лабораторных помещений должны быть окрашены в светлые тона. Желательно стены облицевать кафелем или окрасить наполовину масляной краской, чтобы их можно было мыть. Табуретки и лабораторные столы должны быть белого цвета. Лабораторные столы рекомендуется покрывать кафельной белой плиткой или кислотоупорным пластиком. Полы можно покрывать линолеумом, но желательно покрыты плиткой. Все помещение лаборатории должно быть приспособлено к частому мытью и возможности проведения дезинфекции. Каждая лаборатория должна иметь хорошую вентиляцию, желательно приточно-вытяжную. Обязательно должен быть вытяжной шкаф (один или два), в котором проводят работы с газообразными, летучими и ядовитыми веществами. Легко воспламеняющиеся вещества (эфир, бензин, спирт и др.) необходимо хранить в специально обитых жестью ящиках, под тягой вытяжных шкафов.

Кроме рабочих комнат для лаборантов и врачей, в лаборатории должны быть предусмотрены помещения для взятия материала у больных, для приготовления и хранения реактивов, аппаратная, весовая, центрифужная, мокротная, мочевая, моечная, подсобная, бытовая комната для сотрудников. Для хранения больших емкостей с кислотами и легко воспламеняющимися реактивами выделяется кладовая вне помещения лаборатории.

Электрическое энергоснабжение должно обеспечивать питание всей измерительной и вспомогательной аппаратуры лаборатории. Необходимо предусмотреть достаточное количество электророзеток различных типов, электросиловых автоматов и обязательно систему заземления электрооборудования. Для работы в вечернее и ночное время необходимо создать достаточное освещение, лучше лампами дневного света.

Лаборатория должна быть оборудована приточно-вытяжной вентиляцией с мощностью не менее 3-кратного обмена воздуха в помещении за смену. Кроме того, все работы с мокротой и калом, а также с газообразными, летучими и ядовитыми веществами необходимо проводить в вытяжном шкафу. Вытяжные шкафы бывают различными по конструкции. Вытяжная система шкафа состоит из побудительного вентилятора и воздуховодов, которые имеют либо самостоятельный выход на улицу подальше от рабочих помещений и палат для больных, либо же, что еще лучше, в домах старой постройки открываются в дымоход.

Для поддержания оптимальной температуры воздуха в рабочем помещении в жаркое время года необходимо предусмотреть в лаборатории установку кондиционеров.

Лабораторная мебель. В лаборатории не должно быть много мебели, но рабочие химические столы должны быть большие, приблизительно от 1,5 до 3 м2 полезной поверхности на каждого работающего (длина не менее 1,5 м2 при ширине от 60 до 90 см). Это необходимо для того, чтобы удобно было расставить исследуемый материал, реактивы и посуду. Столы следует располагать таким образом, чтобы свет падал сбоку, желательно с левой стороны от работающего. Столешницы выпускаемых современных химических столов обычно имеют химически стойкое декоративное покрытие. Если же в качестве покрытия используется линолеум, то его необходимо обработать каким-либо кислотоупорным составом. Например, пастой, содержащей следующие ингредиенты: воска — 10 г, церезина — 20 г, скипидара — 1 г, бензина — 80 г. Пасту наносят на линолеум тонким слоем, и после высыхания растирают жесткой щеткой.

В любом случае желательно покрывать столы стеклом толщиной не менее 4 мм. Кроме химической инертности, это позволяет располагать под стеклом расчетные таблицы, номограммы и другой справочный материал. Удобно на столе, вдоль всей его длины, установить горизонтальные полочки для рабочих реактивов и штативов с пипетками. Стеклянные пипетки лучше выставлять в пробирки в обычных лабораторных штативах, каждая пипетка должна быть подписана для соответствующего реактива и размечена под необходимые объемы стеклографом. Хорошо, если пипетки и реактивы расставлены в порядке очередности их использования по ходу выполнения методики. Иногда это служит и подсказкой и создает определенный автоматизм в работе. Механические автоматические пипетки и наконечники к ним хранятся в специальных штативах. На рабочем столе следует установить также емкость для дистиллированной воды, сосуды для промывания пипеток и емкости с дезинфицирующими растворами для обработки столов и рук персонала. Около каждого химического стола надо иметь специальные склянки для слива отработанного материала и ящики для использованной посуды.

В лаборатории необходимо иметь письменные столы, где выполняются расчеты, выписки и регистрация результатов анализа. Там же хранятся журналы регистрации, справочная литература. Лаборатория должна быть укомплектована специальными шкафами для хранения реактивов и стеклянной посуды, а также сейфом для сильнодействующих и ядовитых веществ. Стулья лучше подходят типа вертушки с моющимся покрытием. В лаборатории необходимо установить аппарат для дистилляции воды, который лучше расположить в моечной.

Весоизмерительная техника.

Если нет возможности оборудовать отдельную комнату, должна быть установлена в местах, отдаленных от всякого рода отопительных и нагревательных приборов, исключаются также места возможных сквозняков и действия едких испарений реактивов. С особой тщательностью эти условия должны быть соблюдены при выборе места для установки аналитических весов. Следует иметь также в виду, что аналитические весы лучше всего устанавливать на специальных подставках, укрепленных на кронштейнах в капитальной стене. В виде исключения аналитические весы могут быть расположены на массивных утяжеленных столах. Для установки аналитических весов следует иметь специальные комнаты или боксы, расположенные в помещении лаборатории на северной ее стороне. В любом случае непременно должна быть исключена вероятность сотрясений весов. Перед каждыми весами необходимо иметь осветители.

Фотометрическую аппаратуру также предпочтительнее концентрировать в отдельной комнате — аппаратной или же на столе, где не выполняются основные рабочие манипуляции.

Во всех местах установки лабораторной аппаратуры любого класса обязательно должны быть вывешены правила работы с ней. В доступном месте для персонала лаборатории вывешиваются типовые правила по технике безопасности, пожарной безопасности и соблюдению санитарно-эпидемиологического режима работы. Там же, обычно, комплектуется аптечка для оказания первой медицинской помощи с учетом профиля работы лаборатории.

В лаборатории следует обязательно иметь в наличии самые необходимые справочные книги, пособия или учебные руководства для получения срочной справки по ходу выполняемой работы.

Все КДЛ должны иметь специальное оборудование, приборы и инструменты. Желательно, чтобы в каждой лаборатории были аналитические и аптечные весы, штативы, подставки, центрифуги, сушильный шкаф, термостаты, автоклав, стерилизаторы, различные специальные приборы, микроскопы, электроколориметры, реактивы, красители, а также набор необходимой лабораторной посуды; предметные и покровные стекла, чашки Петри, пробирки, пипетки, воронки, колбы, химические стаканчики, ступки, мензурки, цилиндры, бюретки, склянки, банки и др.

Важным условием работы в любой лаборатории является правильная организация рабочего места, в первую очередь, размещение рабочих мест и необходимого оборудования. На рабочем месте каждого лаборанта должно быть все необходимое для проводимых в данный момент исследований. Лаборанту следует подготовить необходимые приборы, посуду, инструментарий, реактивы. Лаборант обязан бережно относиться к оборудованию, экономно расходовать реактивы, соблюдать правила пользования ими, а также соблюдать правила безопасности в работе при использовании крепких кислот и щелочей. На каждой склянке с реактивом должна быть четкая надпись, указана дата приготовления реактива и срок его годности (или стоек). Хранить склянки, как и приборы, следует в определенном месте. После использования приборы и взятые для работы реактивы или растворы и мелкое оборудование необходимо ставить на их постоянные места.

Рабочее место нельзя загружать излишней посудой и оборудованием. На рабочих столах должно быть только самое необходимое. Чистота и опрятность рабочего места и помещения лаборатории являются важным условием в работе. Каждый лаборант обязан следить за чистотой своего рабочего места и помнить, что рабочее место, его оборудование, порядок характеризуют работу лаборанта.

Новую стеклянную чистую посуду нужно хранить на застекленных полках или в шкафах, горлышки посуды следует обернуть фильтровальной бумагой или накрыть стеклянными колпачками или стаканчиками. Пипетки лучше хранить в специальных ящиках с гнездами для них. Термометры, ареометры и другие стеклянные мелкие приборы хранят в футлярах в ящиках лабораторного стола. Каждый лаборант обязан быть внимательным, точным и аккуратным в работе. При работе в лаборатории никогда не следует спешить, особенно при выполнении аналитических исследований. Лаборант не должен допускать небрежности в работе. Все растворы и реактивы надо отмеривать и отвешивать точно. Всю последовательность производимых анализов следует выполнять строго по методике. При малейшем сомнении (например, забыл добавить какой-нибудь реактив или добавил больше положенного и т. д.) необходимо тотчас заметить сомнительный анализ, записав этот момент в рабочем журнале, и немедленно повторить исследование.

Очень важно в работе каждого лаборанта вести правильную документацию и отчетность. Каждый лаборант обязан иметь свой рабочий журнал, куда он записывает все производимые анализы и все расчеты с конечными результатами. Полученные результаты заведующий лабораторией или другое ответственное лицо заносит в общий лабораторный журнал.

Когда лаборант начинает работать с теми или иными приборами, он обязан, прежде всего, изучить устройство этих приборов и ознакомиться с правилами эксплуатации и техники безопасности.

Каждый работающий в лаборатории обязан иметь халаты, надлокотники, а при работе с крепкими кислотами и щелочами пользоваться прорезиненными или полиэтиленовым фартуком, перчатками и защитными очками, а при необходимости - противогазом.

Лабораторную посуду, содержащую растворы едких веществ, во избежание ожогов пальцев рук следует мыть в резиновых перчатках.

При проведении исследований в начале работы надо группировать однотипные анализы и так организовать работу, чтобы был своего рода конвейер, когда одна манипуляция сменяет другую. Например, вначале подготавливают материал для исследования, делают запись в журнале и помечают порядковый номер анализа, затем начинают какой-нибудь один вид исследования, затем второй и т. д. Если для анализа необходимо применить установку для титрования или аппаратуру, то анализы проводят на столах, где эти приборы установлены. После проведения серийных анализов записывают полученные данные в рабочий журнал и производят необходимые расчеты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: