Содержание. Тема: Подготовка лаборатории электрических

КОМПЛЕКСНЫЙ КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Тема: Подготовка лаборатории электрических

Средств измерений к аккредитации

На право проведения поверки

Дисциплины: Электрические и магнитные измерения и их МО

Законодательная метрология

Экономика отрасли

Студент: Мельников А.С.

Преподаватель: Ахтямова Т.А.

Ушаков В.В.

Г. Среднеуральск

Г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение: 5

1 Общая часть 7

1.1 Сфера гос……..

 
 


1 ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1 Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений

Целями Федерального закона являются:

1) установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации;

2) защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

3) обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности;

4) содействие развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу.

Настоящий закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.

Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 статьи 1 ФЗ ОЕИ, установлены обязательные требования и которые выполняются при:

1) осуществлении деятельности в области здравоохранения;

2) осуществлении ветеринарной деятельности;

3) осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды;

4) осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях;

5) выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда;

6) осуществлении производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта;

7) осуществлении торговли и товарообменных операций, выполнении работ по расфасовке товаров;

8) выполнении государственных учетных операций;

9) оказании услуг почтовой связи и учете объема оказанных услуг электросвязи операторами связи;

10) осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства;

11) осуществлении геодезической и картографической деятельности;

12) осуществлении деятельности в области гидрометеорологии;

13) проведении банковских, налоговых и таможенных операций;

14) выполнении работ по оценке соответствия промышленной продукции и продукции других видов, а также иных объектов установленным законодательством Российской Федерации обязательным требованиям;

15) проведении официальных спортивных соревнований, обеспечении подготовки спортсменов высокого класса;

16) выполнении поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти;

17) осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора);

18) осуществлении деятельности в области использования атомной энергии.

К сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений относятся также измерения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется также на единицы величин, эталоны единиц величин, стандартные образцы и средства измерений, к которым установлены обязательные требования.

Обязательные требования к измерениям, эталонам единиц величин, стандартным образцам и средствам измерений устанавливаются законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Обязательные требования к единицам величин, выполнению работ и (или) оказанию услуг по обеспечению единства измерений устанавливаются законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Особенности обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства и в области использования атомной энергии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 347-ФЗ)

1.2 Поверка средств измерения

Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства

измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Правительством Российской Федерации устанавливается перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии.

Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации средства измерений не позволяют нанести знак поверки непосредственно на средство измерений, он наносится на свидетельство о поверке.

Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Сведения о результатах поверки средств измерений, предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений проводящими поверку средств измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут подвергаться поверке в добровольном порядке.

1.3 Аккредитация метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений

Аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений в соответствии с настоящим Федеральным законом. К указанным работам и (или) услугам относятся:

1) аттестация методик (методов) измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;

2) испытания стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа;

3) поверка средств измерений;

4) обязательная метрологическая экспертиза стандартов, продукции,

проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов, проводимая в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется на основе принципов:

1) добровольности;

2) компетентности и независимости экспертов по аккредитации;

3) недопустимости совмещения полномочий по аккредитации с выполнением работ и (или) оказанием услуг, указанных в части 1 статьи 19 ФЗ ОЕИ;

4) применения единых правил аккредитации, их открытости и доступности;

5) обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;

6) недопустимости незаконного ограничения прав аккредитуемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений для всех потребителей (заказчиков) и на всей территории Российской Федерации.

Положение о системе аккредитации в области обеспечения единства измерений, определяющее федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий аккредитацию в области обеспечения единства измерений, и содержащее структуру системы, порядок аккредитации, порядок определения критериев аккредитации, порядок аттестации привлекаемых на договорной основе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию в области обеспечения единства измерений, экспертов по аккредитации и порядок оплаты работ указанных экспертов, утверждается Правительством Российской Федерации.

1.3.1 Требования, предъявляемые к аккредитуемым метрологическим службам

МС юридического лица должна располагать положением о метрологической службе, персоналом, эталонами, иными СИ и вспомогательным оборудованием, необходимым для реализации требований документов на методики поверки, нормативной и методической документацией, а также помещениями и условиями, обеспечивающими проведение поверки СИ.Администрация предприятия или организации, в составе которых функционирует аккредитованная МС, должна принять меры, обеспечивающие свободу руководства и сотрудников поверочных подразделений от любого внешнего или внутреннего коммерческого, финансового или другого давления и влияния, которое может оказать отрицательное воздействие на результаты поверки.Под вспомогательным оборудованием понимают техническиеустройства, не относящиеся к средствам измерений, но используемые при реализации требований документов на методики поверки и оказывающие влияние на показатели их достоверности.Документация по вопросам, связанным с обеспечением качества поверочных работ, может быть составной частью общего документа (Руководства по качеству), определяющего цели, структуру и организацию работы системы качества МС, а также предприятия или организации в целом. В этом случае элементы системы качества, определяющие качество поверки, должны быть включены в общее Руководство по качеству или приложены к нему в виде отдельных документов (например, стандартов предприятия).Документация системы качества должна быть доведена до сведения персонала, принимающего участие в осуществлении предусмотренных работ, понята им, доступна ему и выполняема им.Работу по обеспечению внедрения системы качества и ее постоянному функционированию осуществляет сотрудник, на которого в установленном организацией - заявителем порядке возложена ответственность за осуществление указанной деятельности и определена его подчиненность должностному лицу, принимающему решения по политике в области качества и выделению ресурсов, необходимых для достижения намеченных целей.Руководство по качеству должно содержать комплексное описание МС юридического лица и организацию работ по поверке.Руководство по качеству должно содержать следующую информацию:- определение организационной и управленческой структуры МС, ее место в вышестоящей организации и взаимосвязи между управлением качеством, технической деятельностью и вспомогательными службами;- изложение политики в области обеспечения качества, содержащей заявление руководства об уровне обслуживания, осуществляемого МС, задачи, стоящие перед системой качества, требование к исполнителям ознакомиться с документацией системы качества и следовать в своей деятельности установленной политике и процедурам;- описание процедуры управления всеми документами, являющимися составной частью системы качества (разработанными внутри МС или поступившими извне);- описание процедуры анализа заявок на выполнение работ по поверке, включая анализ возможностей и ресурсов метрологической службы;- описание политики и процедур по выбору необходимых услуг и запасов, влияющих на качество выполнения поверочных работ;- изложение методов работы с другими подразделениями или организациями, которые являются заказчиками при выполнении поверочных работ (включая процедуры по разрешению претензий);- описание процедуры приемки, хранения, поверки, оформления ее результатов и выдачи СИ, поступивших на поверку;- описание политики и процедуры, к которым прибегают в тех случаях,когда какой-либо аспект поверочной деятельности не соответствует требованиям нормативных документов, собственным процедурам МС или согласованным с клиентом требованиям;- описание политики, процедуры и соответствующих полномочий по принятию корректирующих действий в тех случаях, когда выявлены несоответствующая работа или отступления от политики, или процедур, предусмотренных системой качества или нормативной документацией;- изложение методов определения необходимых улучшений и потенциальных источников несоответствий технического характера или связанных с системой качества;- описание процедуры идентификации, сбора, индексирования, доступа, систематизации, хранения, ведения и изъятия учетных данных по качеству и техническим вопросам, связанным с выполнением поверочных работ, сведения об информационных технологиях, обеспечивающих учет поверительных клейм и результатов поверки;- описание порядка составления и утверждения графика, а также процедуры проведения внутренних проверок системы качества, включая вопросы анализа результатов проверки, проводимого руководством МС;- сведения о поверяемых СИ и средствах поверки, необходимых для поверки СИ, установленных областью аккредитации (форма 2);- сведения о кадровом составе (персонале) сотрудников, проводящих поверку (форма 3);- должностные инструкции;- процедуры и инструкции (или ссылки на процедуры и инструкции) на выполнение работ;- сведения о состоянии производственных помещений (форма 4);- сведения о применяемых нормативных документах и документах на методики поверки (форма 2);- сведения об оснащенности эталонами и вспомогательным оборудованием (форма 5).Рекомендуется включать в Руководство по качеству описание процедуры выбора места и условий проведения поверки СИ, которые, по техническим причинам или в соответствии с действующими метрологическими правилами и нормами, не могут быть поверены самой МС.Ведение Руководства по качеству возлагается на сотрудника МС юридических лиц, назначенного руководством организации - заявителя.ЭталоныМС юридического лица должна иметь эталоны, иные СИ и вспомогательное оборудование, необходимые для проведения поверки всех СИ, определенных областью аккредитации. Эталоны должны быть поверены в установленном порядке и иметь действующие свидетельства о поверке, а вспомогательное оборудование подвергнуто контролю работоспособности в соответствии с требованиями технической документации.Примечание. Все эталоны, помимо свидетельств о поверке, должны иметь в наличии протоколы поверки, которые сохраняют в течение всего периода использования эталона.Эталоны, иные СИ и вспомогательное оборудование, используемые при осуществлении поверки, следует содержать в условиях, обеспечивающих их работоспособность, сохранность и защиту от повреждения и преждевременного износа.Для эталонов, СИ и вспомогательного оборудования должны быть разработаны и утверждены руководством метрологической службы графики по техническому обслуживанию, а также графики поверки эталонов и проверки работоспособности вспомогательного оборудования.Неисправные эталоны, иные СИ и вспомогательное оборудование следует снимать с эксплуатации и снабжать соответствующими этикетками, указывающими на их непригодность для выполнения своих функций (в случае, если нанесение этикетки невозможно, следует принять иные меры по недопущению случайного использования неисправного оборудования в процессе поверки; эти меры должны быть описаны в Руководстве по качеству).На каждый эталон и каждую единицу вспомогательного оборудования должна быть нанесена этикетка, отражающая их состояние: пригодный к эксплуатации, годный с ограничениями, подлежащий ремонту (этикетку наносят не на само устройство, а на упаковку или ячейку для хранения); и оформлен учетный документ в МС юридического лица. Учетный документ на каждую единицу оборудования должен включать следующие сведения:- наименование;- предприятие - изготовитель (фирма), тип (марка), заводской и инвентарный номер;- метрологические характеристики;- дату изготовления, дату получения и ввода в эксплуатацию;- состояние при покупке (новый, бывший в употреблении, после ремонта и т.п.);- место расположения (при необходимости);- данные о неисправностях, ремонтах и техобслуживании;- данные о поверках, межповерочный интервал.ПерсоналПерсонал должен иметь профессиональную подготовку, технические знания и опыт, необходимые для проведения поверки в заявленной области аккредитации.Поверочные лаборатории должны располагать достаточным количеством поверителей, обеспечивающим выполнение планируемого объема работ.Каждый специалист должен иметь должностную инструкцию, устанавливающую функции, обязанности, права и ответственность, требования к образованию, техническим знаниям и опыту работы. Поверка средств измерений осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя органом ГМС.Помещения и окружающая средаПомещения для проведения поверки должны соответствовать по производственной площади характеру и объему выполняемых работ. Состояние помещений и обеспечиваемые в них условия (температура, влажность, чистота воздуха, освещенность, звуко- и виброизоляция, защита от излучений, магнитного, электрического и других физических полей, снабжение электроэнергией, водой, воздухом, теплом, хладагентом и т.п.) должны соответствовать требованиям нормативных документов по поверке, санитарным нормам и правилам, требованиям безопасности труда и охраны окружающей среды. Соответствие помещений установленным требованиям должно быть документально подтверждено.Условия, в которых производят поверку, не должны отрицательно влиять на полученные результаты и снижать их нормированную точность. Это требование распространяют и на помещения, не принадлежащие заявителю, но используемые им в целях поверки, а также на передвижные поверочные лаборатории.Доступ к месту проведения поверки следует контролировать.Нормативная документацияМС юридического лица должна располагать актуализированной документацией, включающей:- организационные и методические НД;- документы на методики поверки СИ, определенные областью аккредитации, в том числе официальными изданиями стандартов, регламентирующих деятельность в области поверки;- документы, регламентирующие правила поддержания в надлежащем состоянии эталонов и вспомогательного оборудования (графики поверки, паспорта, эксплуатационная документация);- документы, определяющие хранение информации и результатов поверки (протоколы, рабочие журналы, автоматизированные информационные системы и т.п.).В поверочных подразделениях аккредитованной метрологической службы должны быть установлены и документированы процедуры, обеспечивающие актуализацию и наличие в установленных местах НД, связанных с проведением поверки, техникой безопасности и ведением документации.Поверяемые средства измеренийДолжны быть установлены правила приемки, хранения и возврата СИ, поступающих на поверку.Учет результатов поверки и хранение документов.Поверочные подразделения аккредитованных МС юридических лиц должны иметь систему учета и документирования результатов поверки, которая обеспечивает регистрацию протоколов поверки, выданных свидетельств о поверке и извещений о непригодности СИ, использовании поверительных клейм, а также возможность передачи указанных данных в соответствующую автоматизированную систему (АИС) учета поверочной деятельности Госстандарта России.МС должны обладать документально подтвержденными процедурами по хранению (включая продолжительность) и защите хранимой информации. Сведения о результатах поверок следует хранить не менее трех межповерочных интервалов.Регистрация, хранение и выдача поверительных, защитных и аннулирующих клеймХранение и учет поверительных клейм в МС юридических лиц возлагают на ответственного сотрудника, назначаемого руководством МС. Поверительные клейма выдаются персонально каждому поверителю с регистрацией в журнале учета. Соответствующую информацию передают в АИС учета поверочной деятельности Госстандарта России.

1.3.2 Порядок аккредитации метрологических служб на право проведения поверки.

Аккредитация МС юридических лиц предусматривает следующие этапы:- направление материалов по аккредитации в орган ГМС по месту расположения юридического лица;- получение заключения руководителя органа ГМС о возможности аккредитации МС юридического лица;- представление в Госстандарт России заявки на аккредитацию и заключения органа ГМС по месту расположения юридического лица и принятие решения по заявке;- экспертиза документов, представленных МС юридического лица, формирование и утверждение состава комиссии по проверке МС юридического лица;- проверка МС юридического лица комиссией, оформление акта проверки;- подготовка материалов для рассмотрения Научно - технической комиссией Госстандарта России по метрологии и измерительной технике (НТК);- рассмотрение материалов аккредитации на НТК;- оформление приказа Госстандарта России (в случае принятия положительного решения) или письма об отказе в аккредитации (в случае отрицательного решения);- оформление, регистрация и выдача аттестата аккредитации;- регистрация МС юридического лица в Реестре. Заявитель направляет в орган ГМС по месту своего расположения заявку на аккредитацию. Одновременно с заявкой направляют следующие документы: - Руководство по качеству, с приложениями по формам 1 - 5;- технико - экономическое обоснование аккредитации МС юридического лица на право поверки;- область аккредитации (проект).Орган ГМС рассматривает представленную документацию и формирует мотивированное заключение. В заключении органа ГМС, выдаваемом в течение одного месяца со дня получения заявки, должно быть приведено обоснование возможности передачи функции поверки СИ в заявленной области аккредитации заявителю, исходя из анализа обеспеченности поверкой СИ в регионе по номенклатуре и объему, сведений о наличии опыта и качестве работ в области поверки и калибровки средств измерений, оценки возможного влияния заинтересованности заявителя на результаты поверки. Несоответствие этим требованиям, а также мотивированный вывод о невозможности передачи права поверки заявителю, могут повлечь за собой отказ в аккредитации. В последнем случае комплект документов возвращают заявителю.Заключение оформляют в соответствии с приложением. В случае положительного решения оно должно содержать предложения по составу комиссии по проверке МС юридических лиц.В случае отсутствия в органе ГМС специалистов по отдельным видам измерений к экспертизе документов могут быть привлечены компетентные сотрудники других органов ГМС или ГНМЦ.Заключение подписывает руководитель органа ГМС.Если юридическое лицо осуществляет деятельность по месту расположения нескольких органов ГМС, то заключение должно быть согласовано со всеми этими органами.Заключение органа ГМС вместе с комплектом документов заявитель направляет в Госстандарт России. Госстандарт России в течение месяца решает вопрос о необходимости дополнительной экспертизы документов, представленных МС юридического лица (например, в случае возникновения разногласий между заявителем и органом ГМС), и при ее положительных результатах или принятии решения о нецелесообразности дополнительной экспертизы формирует и утверждает состав комиссии по проверке МС юридического лица. Комиссии передают комплект документов по аккредитации, подготовленных заявителем.В случае отрицательных результатов дополнительной экспертизы процедура аккредитации может быть приостановлена до устранения выявленных недостатков или прекращена совсем. О результатах экспертизы и принятом решении заявителя уведомляют письменно.В состав комиссии включают специалистов органа ГМС по месту расположения заявителя, а также специалистов Госстандарта России, ГНМЦ и других органов ГМС.Комиссию формируют из специалистов по видам измерений, содержащимся в области аккредитации.Не менее половины членов комиссии должны быть специалистами, аттестованными в качестве экспертов по аккредитации на право поверки и калибровки средств измерений.По предложению МС федеральных органов исполнительной власти в состав комиссии могут быть включены их представители.Председателем комиссии, как правило, назначают руководителя органа ГМС или его заместителя.Состав комиссии доводят до сведения заявителя и всех лиц, участвующих в проверке.По результатам проверки составляется акт, содержащий рекомендации об аккредитации или отказе в аккредитации заявителя, сроке и сфере действия аттестата аккредитации.Сфера действия аттестата аккредитации может предусматривать проведение поверки только для собственных нужд или для любых сторонних организаций и физических лиц, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в пределах ответственности органа ГМС, выдавшего заключение о возможности аккредитации.Акт подписывают члены комиссии и представляют его для ознакомления руководству заявителя.В случае возникновения неустранимых противоречий между членами комиссии или комиссией и представителями заявителя к акту может быть приложен протокол разногласий, отражающий сущность возникших противоречий.Акт оформляют в трех экземплярах. Один из них оставляют в аккредитуемой организации, второй передают председателю комиссии, третий - в местный орган ГМС.Акт вместе с проектом области аккредитации (четыре экземпляра) и документами направляют в рабочий орган системы аккредитации. В целях ускорения процедуры прохождения документов рекомендуется, помимо комплекта документов, направлять его копии на гибком диске 3,5" или в виде набора файлов, переданных по электронной почте.Рабочий орган системы аккредитации осуществляет заключительные организационно - экспертные работы, подготовку документации (если в процессе экспертизы выявляются недостатки в оформлении документов, к их устранению могут быть привлечены члены комиссии по аккредитации или заявитель) и со своим экспертным заключением направляет их в Госстандарт России для рассмотрения на НТК. Работу выполняют в течение пятнадцати дней.После рассмотрения информации о состоянии МС юридического лица и ее готовности к аккредитации НТК принимает рекомендацию об аккредитации заявителя в случае положительных решения комиссии и заключения рабочего органа системы аккредитации. В случае отрицательного заключения комиссии или наличия разногласий по вопросам, связанным с аккредитацией, могут быть приняты решения о:- проведении согласительного совещания членов комиссии и представителей заявителя с участием руководителей Управления метрологии, Управления государственного контроля и надзора, а также компетентных специалистов органов ГМС и ГНМЦ по усмотрению руководства Госстандарта России;- приостановке процедуры аккредитации на срок, необходимый для устранения недостатков, отмеченных комиссией;- сокращении области аккредитации;- полном прекращении процедуры аккредитации (при наличии неустранимых недостатков).При положительном решении об аккредитации оформляют приказ Госстандарта России, которым устанавливают область и сферу действия аттестата аккредитации, осуществляют регистрацию МС юридического лица в Реестре, устанавливают шифр поверительного клейма и оформляют аттестат аккредитации.Область аккредитации фиксирует перечень групп СИ, каждая из которых представляет собой совокупность средств измерений, поверяемых с помощью единого комплекта средств поверки, в пределах которого аккредитованной МС предоставляется право поверки.В случае отрицательного решения заявитель в десятидневный срок уведомляется об отказе в аккредитации.В случае изменения статуса или наименования юридического лица, а также при его реорганизации местный орган ГМС уведомляют письмом о произошедших изменениях с просьбой о переоформлении аттестата аккредитации.Письмо вместе с заключением органа ГМС о том, что произошедшие изменения не затрагивают вопросов деятельности МС и не влияют на выполнение критериев аккредитации, направляют в Госстандарт России.На основании указанных документов Госстандарт России переоформляет аттестат аккредитации.Если реорганизация существенно затрагивает выполнение критериев аккредитации МС, проводят ее повторную аккредитацию в соответствии с пунктами 6.2 - 6.10 настоящих правил.

2 ОБЩАЯ ЧАСТЬ

2.1 Метрологическая служба ОАО ”ЭНЕЛ ОГК-5” филиала ”Среднеуральская ГРЭС”

Аккредитована на право калибровки теплотехнических, физико-химических и электрических средств измерений.

Основными обязанностями метрологической службы СУГРЭС являются:

· Обеспечение единства и необходимой точности измерений, повышение уровня метрологического обеспечения производства.

· Координация деятельности подразделений, входящих в состав МС Среднеуральской ГРЭС.

· Определение приоритетов в решении задач метрологического обеспечения производства и распределения тепловой и электрической энергии, определение потребности электростанции в средствах измерений.

· Разработка планов организационно – технических мероприятий по совершенствованию метрологического обеспечения в целях повышения эффективности производства.

· Проведения работ по установлению соответствия номенклатуры измеряемых параметров, норм точности измерений, методик выполнения измерений, применяемых средств измерений требованиям технологического процесса производства и распределение тепловой и электрической энергии на СУГРЭС

· Проведение метрологической экспертизы технических заданий, проектной, конструкторской, технологической документации и других нормативных документов.

· Осуществление метрологического надзора за состоянием и применением измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемых для калибровки средств измерений, за соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по соблюдению единства измерений.

Функции МС по метрологическому обеспечению теплотехнических, физико-химических измерений и измерительных каналов ИИС возлагаются на измерительную лабораторию СР АСУ ТП и КИП и А, аккредитованную на право проведения калибровочных работ.

Пава, обязанности и ответственность метрологической службы филиала «Среднеуральская ГРЭС» «ЭНЕЛ ОГК-5»

Метрологическая служба имеет право:

Выдавать структурным подразделениям филиала «Среднеуральская ГРЭС» ОАО «ЭНЕЛ ОГК-5» обязательные предписания, направленные на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм.

Вносить предложения руководству филиала «Среднеуральская ГРЭС» ОАО «ЭНЕЛ ОГК-5» об отмене НД, приказов, распоряжений и указаний в области обеспечения единства измерений, метрологическим правилам и нормам.

Вносить предложения руководителям предприятий, организаций о заключении договоров об аренде уникальных СИ и испытательного оборудования для проведения калибровки и других метрологических работ, а также договоров о привлечении специалистов к проведению метрологической экспертизы документации и метрологической аттестации и внедрения МВИ.

Получать от подвергаемых контролю структурных подразделений материалы, необходимые для проведения проверок в порядке осуществления метрологического контроля и надзора.

2.2 Парк рабочих средств измерений

Парк электрических средств измерений, применяемых на предприятии, его характеристики и область использования представлен в таблице 1

Таблица 1 – Парк электрических СИ

Наименование СИ Тип СИ Диапазоны, пределы измерения, ном. значения Класс точности, пределы доп. погрешности Сфера применения
1. Трансформаторы тока И54/I И54М И515М И515М/I УТТ-5 I1=(0,5÷50)А I2=5A I1=(15÷600)A I2=5A 0.5 0.2 0.1 0.2  
2. Мосты постоянного тока Р333 МО_61 Р329 Р 316 (1÷999900)Ом (10-4÷1080Ом (10-8÷1111100)Ом (10-5÷106)Ом 0,5÷5,0 0,05 0,05÷0,5 0,2÷5,0  
3. Магазины сопротивлений МСР_60М Р 4831 МСР_58 Р33 (10-2÷11111,1)Ом (10-2÷111111,1)Ом (0÷11111,1)Ом (10-1÷99999,9)Ом 0,02/2,10-5 0,05/4,10-6 0,1 0,2/6,10-6  
4. Делители напряжения Р356 КД=10;100;1000;10000 0.005  
5. Катушки сопротивления Р331 Р310 Р321 10-3; 10-2; 1-1; 1; 10; 102; 10/Ом 0,01  
6. Нормальные элементы Э 303 Х 480 НЭ_65 (1,0188÷1,0196)В (1,01851÷1,01873)В (1,01854÷1,01873)В 0,02 0,005 0,005  
7. Шунты многопредельные Р357 Р-6 I=(0/01÷10)А I=(0,1÷50)А 0,005 0,2;0,05  
8. Потенциометры постоянного тока ПП-63 Р363 100мВ 2.1В 0,05 0,005  
9. Счетчики электрической энергии САЗ_И670М САЗУ_И670М I=5; 10A U=127; 220; 380B I=1; 5A U=100; 127; 220; 380В 2,0 2,0  

Продолжение таблицы 1

Наименование СИ Тип СИ Диапазоны, пределы измерения, ном. значения Класс точности, пределы доп. погрешности Сфера применения
10. Амперметры переменного тока СО-2М САЗУ-И68 Э514/3 Д5014 Э 525 Э530 Э 59/4 Э 337 I=5A; U=220В I=1; 5A U=100;220;380B 5А; 10A 5; 10A 0.5;1A 5;10A 2.5;5A (1÷750)мА (50÷300)A 2.5 1.0 0.5 0.2 0.5 1.0 0.5 1.5  
11. Вольтметры переменного тока Э515/I Д5015 Э531 Э59/2 Э377 (1.5÷15)В 7.5; 15, 30, 60В (1.5÷15)В (7.5÷60)В (0.5÷600)В 0,5 0,2 0,5 0,5 1,5  
12 Амперметры постоянного тока М45М М 1104 М194 М2001 (3÷150)мА (0,75÷75)мА (0,15÷30)мА (7,5÷1500)мкА 1мА 1,0 0,2 0,5 2,5  
13. Вольтметры постоянного тока М45М М1105 М105 М1106 (3÷300)В 3В (45÷750)мВ (1.5÷3)В (0,15÷750)В 1,0 0,2 0,5 0,2  
14. Цифровые вольтметры В7-40 В7-18 В7-27А 100мкВ÷1000В 0,01÷0,5  

2.3 Мост постоянного тока типа Р333

Мост постоянного тока предназначен для следующих целей:

а) измерение сопротивлений по схеме одинарного моста;

б) определение места повреждения кабеля посредством петли Варлея;

в) определение места повреждения кабеля посредством петли Муррея;

г) измерение асимметрии проводов;

д) использование моста как магазина сопротивлений.

Мосты предназначены для работы при температуре окружающего воздуха от +10 до +35OС в классе 1 и 5, и при температуре от +15 до +25ОС в классе 0.5 и относительной влажности воздуха до 80%. Нормальная температура: +20±5ОС при работе моста в классе 0,5; от 10 до +35ОС при работе моста в классе 1;5.

Нормальная температура 27±5ОС.

Таблица 2

Класс точности Пределы измерения, Ом
0,5 от 1 до 99990
  от 1х10-1 до 0,9999
5,0 от 5х10-3 до 0,0999 от 105 до 999900

Измерительная часть схемы моста представляет собой четырехплечий мост, в сравнительном плече которого включен четырехдекадный плавнорегулирующий магазин сопротивлений на 9999Ω ступенями через1Ω. Каждая декада сравнительного плеча построена по сокращенной пятикатушечной схеме. Эта схема позволяет получать в каждой декаде девять номинальных значений сопротивлений.

Декада плеч отношений содержит восемь катушек сопротивлений. При помощи переключателя плеч отношений производится включение различных комбинаций этих сопротивлений: 1000:10; 1000:100; 1000:1000; 100:1000; 10:1000; 1:1000 и 1:10000Ω, которым соответствует значения множителя “n”=100; 10; 1; 0,1; 0,01; 0,001 и 0,0001, нанесенные вокруг ручки декады плеч отношений.

При измерении низкоомных сопротивлений по четырех зажимной схеме включая применено раздельное подключение элементов моста к измеряемому сопротивлению (рисунок 1)

Рисунок 1 – схема моста постоянного тока

Схема моста может быть представлена в виде эквивалентной схемы, состоящей из четырех последовательно включенных сопротивлений, образующих замкнутый четырехугольник. Ветви, включающие в себя эти сопротивления. Мост имеет две диагонали, в одну из которых включен источник питания – диагональ питания, а в другую – индикатор нуля – измерительная диагональ. Ток в измерительной диагонали моста равен нулю, когда произведения сопротивлений противолежащих плеч равны между собой.

Плечо сравнения выполняют в виде рычажного магазина сопротивлений. Плечи отношений представляют собой набор резисторов, которые при помощи переключателя могут быть включены в различных сочетаниях. Номинальное значение отношения R3/R2 равно 10n

Одинарные мосты применяют при измерении сопротивлений от десятков Ом и выше. При измерении малых сопротивлений одинарным мостом появляются большие погрешности вследствие влияния сопротивления соединительных проводов и переходных сопротивлений контактов.

2.4 Амперметр Д5017

Амперметр Д5017 электродинамической системы, со встроенным трансформатором тока, переносный, экранированный, предназначен для измерений силы переменного электрического тока.

Класс точности 0.2

Конечные значения диапазонов измерений 0,1; 0,2; 0.5; 1; 2,5; 5; 10; 20 А

Нормальная область частот от 45 до 1000Гц

Рабочая область частот 1000-4000Гц

Работа измерительных механизмов электродинамической системы основана на взаимодействии магнитных полей двух катушек с токами – неподвижной и подвижной. При протекании в обмотках катушек токов I1 и I2 возникают электромагнитные силы, стремящиеся так повернуть подвижную часть, чтобы магнитные потоки подвижной и неподвижной катушек совпали (рисунок 2).

Рисунок 2 – Электродинамический измерительный механизм

Неподвижная катушка обычно выполняется из двух одинаковых частей, разделенных воздушным зазором. Неподвижная и подвижная катушки механизма имеют круглую или прямоугольную форму и изготавливаются из медного или алюминиевого провода.

Собственное магнитное поле электродинамических механизмов, силовые линии которого замыкаются по воздуху, невелико. На электродинамические механизмы влияют внешние магнитные поля. Для защиты от них применяется экранизирование, т.е. измерительный механизм помещают внутри одного или двух экранов из ферромагнитного материала.

Энергия магнитного поля двух катушек с токами I1 и I2

где L1 и L2 – индуктивности катушек; М12 – взаимная индуктивность катушек.

Если противодействующий момент создается упругими элементами, то для режима установившегося отклонения (М= - Мпр) получим:

откуда для механизма прибора, работающего на переменном токе,

При протекании по катушкам постоянных токов I1 и I2 уравнение преобразования можно представить следующим выражением:

Основными достоинствами электродинамических механизмов являются одинаковые показания на постоянном и переменном токе, что позволяет с большой точностью градуировать их на постоянном токе, а также стабильность показаний во времени.

Недостатками электродинамических механизмов является невысокая чувствительность, большое собственное потребление мощности, чувствительность к перегрузкам.

3 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ

3.1 Расчет годовой потребности в рабочем времени

на поверку средств измерений

Годовую потребность в рабочем времени на поверку определяем согласно (МИ 185-75) и данные сводим в таблицу 3

Потребность в поверочных работах для каждой группы определяем по формуле:

где i =1,2,3,...n – поверяемое средство измерений данного наименования, сгруппированных по признаку равенства затрат на их поверку);

Ni –норма времени на поверку i – го средства измерений (в расчете следует использовать “Типовые нормы времени на поверку средств измерений” – МИ 2322-95).

i – количество i – x средств измерений, находящихся в эксплуатации;

M i – периодичность поверки i – го средства измерений;

R – процент средств измерений подвергающихся внеочередной поверке (R=25-30%);

Kx i – количество i – x средств измерений, находящихся на хранении, шт.

(Кх = 10% Кэ).

Kp i – количество i – x средств измерений, подлежащих поверке после их выхода из ремонта (Кр = 20% Кэ).

Годовая потребность в рабочем времени на поверку заданного парка СИ составила:

П=9664,82


Наименование средства измерения1 Количество средств измерений, шт. Периодичность поверки. Число раз в год Количество СИ поверяемых согласно граф. поверки, шт. Количество СИ подвергаемых внеочередной поверке, шт. Количество СИ поверяемых после выхода из ремонта, шт. Общее количество СИ поверяемых на предприятии Норма времени на поверку СИ, ч Годовая потребность в раб. времени, ч
В эксплуатации На хранении всего
1.Вольтметры переменного тока       0,3         2,5  
2.Амперметры переменного тока                 2,5  
3.Амерметры постоянного тока                 1,8 1879,2
4.Вольтметры постоянного тока                 1,8 900,8
5.Делители напряжения                 2,4  
6.Шунты многопредельные                 4,5 652,5
7.Катушки электрического сопротивления       0,5         1,5  
8.Магазины сопротивления                 2,4  
9.Мосты постоянного тока       0,5         4,6  
10.Потенциометры постоянного тока                 7,8 967,2
11.Номальные элементы                 1,4 142,8
12.Трансформаторы тока       0,5         1,8 57,6
13.Счетчики электрической энергии       0,2         0,38 28,12
14.Цифровые вольтметры                 4,8 561,6

3.2 Выбор эталонов и вспомогательного оборудования

3.2.1 Выбор средств поверки для амперметра Д5017

В соответствии с ГОСТ 9.497-83 соотношение пределов допускаемой абсолютной основной погрешности средств поверки и поверяемых амперметров для каждой поверяемой отметки шкалы должно быть не более 1:5 при поверке приборов всех классов точности. Допускается соотношение не более 1:3 при поверке вольтметров кл.т.0,05÷0,5 при этом вариация показаний прибора, аттестованного в качестве образцового, не должно превышать половины абсолютного значения предела его допускаемой основной погрешности.

Для определения соотношения допускаемых погрешностей определяем абсолютную допускаемую погрешность амперметра по формуле:

где – приведенная погрешность

– нормирующее значение

Рассчитываем основную погрешность установки УППУ-1М. Согласно техническому описанию на универсальную поверочную полуавтоматическую установку УППУ-1М предел допускаемой приведенной основной погрешности в диапазоне частот от 40 Гц до 2,5 кГц указан в соответствующей таблице тех. описания и, например, на пределе до 750В составляет 0,03%. Тогда по известному значению приведенной основной погрешности можно определить значение абсолютной допускаемой погрешности на данном диапазоне по формуле:

где – приведенная погрешность, значение которой указано в таблице тех. описания на установку УППУ-1М, %

– нормирующее значение, численно равное концу диапазона измерений, А.

Сравним допускаемую абсолютную погрешность поверяемого амперметра [∆ор (А)] с абсолютной погрешностью установки УППУ-1М в режиме поверки амперметра [∆А (УППУ)] и проверяем выполнение неравенства:

А

Неравенство выполняется, следовательно, установка УППУ-1М может применяться для поверки амперметра Д5017.

3.2.2 Выбор средств поверки моста постоянного тока типа Р333

Выбор средств поверки для мостов постоянного тока типа Р333 осуществляется в соответствии с ГОСТ 8.449-81 Мосты постоянного тока измерительные. Методы и средства поверки.

Соотношение пределов допускаемой основной погрешности (доверительной относительной погрешности) образцовой меры и поверяемого моста должно соответствовать ГОСТ 8.028-75

При определении основной погрешности моста комплектным методом должны быть применены однозначные и многозначные меры сопротивления.

Для поверки моста Р333 методом прямых измерений выбираем в качестве образцовой меры магазин сопротивлений МСР63 к.т= 0.05, семидекадный, с диапазоном воспроизведения(0.01-111111.1)Ом

В зависимости от выбранного соотношения пределов допускаемой основной погрешности образцовой меры δо и поверяемого моста δп:

δоп = 0.05/0.5 =

и максимальной допускаемой вероятности необнаружения ошибки поверки Рн макс = 0.1(определяемое владельцем моста), значение δп уменьшаем γ раз (коэффициент, выбираемый по таблице 2 ГОСТ 8.449-81).

Следовательно, по результатам поверки мост будет забракован если полученные погрешности будут превышать допуск контроля:

δкп* γ = 0,5*0,94=0,47%

Для остальных диапазонов моста, с другой нормированной погрешностью выбор меры и расчет допуска контроля проводится аналогично.

3.2.3 Установка поверочная УППУ-1М

Установка поверочная полуавтоматическая универсальная предназначена для поверки аналоговых и цифровых вольтметров, амперметров и ваттметров на постоянном и переменном токе в диапазоне частот от 40 до 20000 Гц. Электрическая функциональная схема установки представлена на листе 1 графической части

Предел допускаемой приведенной основной погрешности установки при поверке:

а) вольтметров в диапазоне от 1мВ до 750 В составляет (0,03 – 0,25) %;

б) амперметров в диапазоне от 0,1 мА до 10 А составляет (0,03 – 0,05) %.

Установка обеспечивает поверку аналоговых приборов с количеством числовых отметок на шкале 10, 15, 25, 30.

Число поверяемых точек устанавливаются кратными 0,1 от предела измерения.

Приведенная погрешность поверки приборов на установке не превышает значений определяемых по формуле:

=γ+К* ,

где γi – предел допускаемой приведенной погрешности поверки, %

γ – предел допускаемой приведенной основной погрешности установки, %

γnn – предел допускаемой приведенной погрешности поверяемого прибора, %

К – коэффициент, равный 0,01.

3.3 Расчет необходимого количества поверочного оборудования

Количество необходимого поверочного оборудования рассчитываем по формуле:

,

где Ппр – потребность в поверочных работах;

Тпр – норма времени на одну поверку (в расчетах следует использовать “Типовые нормы времени на поверку средств измерений – МИ 2322-95”);

N пд – количество рабочих дней в году (253 дня);

N см – количество смен работы оборудования;

Нрм – средний процент времени простаивания оборудования (15÷25%);

Трд – средняя продолжительность рабочего дня (8 часов).

.

= 1.032

= 1.104

= 1.092

= 0.524

= 0.063

= 0.379

= 0.077

= 0.112

= 0.214

= 0.562

= 0.083

= 0.033

= 0.016

= 0.323

Потребность в поверочных установках и вспомогательном оборудовании, необходимом для поверки заданного парка СИ сводим в таблицу 4

Таблица 4 Потребность в рабочих эталонах

Наименование рабочего эталона, вспомогательного оборудования Потребность в эталонах Кол-во, шт.
1. Установка УППУ-1М П0102014  
2. Установка У-355 П0304  
3. Установка У-309 П0506070809010  
4. Потенциометр Р363 П0507010011  
5. Компаратор К535 П012  
6. Трансформатор И512 П012  
7.    
8.    

3.4Методики поверки электрических средств измерений

3.4.1 Методика поверки моста постоянного тока Р333

Поверка проводится в соответствии с ГОСТ 8.449 – 81 ГСИ. Мосты постоянного тока измерительные. Методика поверки и предусматривает проведение следующих операций поверки.

Внешний осмотр.

При внешнем осмотре должно быть установлено соответствие поверяемого моста следующим требованиям:

· Мост должен быть представлен на поверку с паспортом (формуляром) и техническим описанием.

· Образцовый мост должен быть представлен на поверку со свидетельством о предыдущей поверке.

· Комплектность моста (за исключением ЗИП) должна соответствовать требованиям паспорта (технического описания).

· Образцовый мост должен иметь неповрежденное клеймо или пломбу предприятия-изготовителя или поверяющей организации.

Мост не должен иметь ни одной из перечисленных ниже неисправностей:

· неудовлетворительное крепление электрических соединителей для подключения внешних цепей к мосту;

· повреждение изоляции внешних токоведущих частей;

грубые механические повреждения наружных частей, отсутствие ручек регулировки;

· неясность маркировки.

Проверка электрической прочности изоляции.

При проверке электрической прочности изоляции все зажимы моста (кроме зажимов "Земля" и "Корпус") соединяют между собой и подключают к незаземленному зажиму источника высокого напряжения;

заземленный зажим источника высокого напряжения соединяют с. зажимом защитного заземления поверяемого моста (при его отсутствии - с корпусом моста); переключатель питания поверяемого моста должен находиться во включенном положении.

Напряжение на выходе источника высокого напряжения плавно увеличивают в течение 5-10 с до значения испытательного напряжения, указанного в НТД на мост данного типа.

Изоляция должна выдерживать полное испытательное напряжение в течение 1 мин.

Внезапное возрастание тока в низковольтной цепи источника напряжения указывает на неудовлетворительное состояние изоляции.

Определение сопротивления изоляции.

Сопротивление измеряют между зажимом защитного заземления поверяемого моста (при его отсутствии - корпусом моста) и всеми остальными зажимами, соединенными между собой.

Сопротивление изоляции должно быть не меньше указанного в НТД.

Если в НТД нормируется сопротивление изоляции между измерительной цепью и вспомогательными частями (блоками питания, нулевым индикатором и т. п.), определение этих сопротивлений, проводят в соответствии с указаниями в НТД.

Определение сопротивления изоляции мостов, в которых предусмотрена специальная защита от влияния токов утечки, проводят в соответствии с указаниями НТД на мост конкретного типа.

Опробование

При опробовании выполняют следующие операции:

Проверяют:

· исправность переключателей, органов плавной регулировки и коммутирующих устройств;

· фиксацию положений переключателей и возможность установки переключателей в любое из предусмотренных положений;

· наличие, исправность и соответствие съемных частей коммутирующих устройств;

· плавность хода и отсутствие заедания органов регулировки, возможность поворота органов регулировки на предусмотренный угол;

· отсутствие проворачивания креплений переключателей, элементов регулировки, рукояток.

Проверяют работу механического корректора встроенного нулевого индикатора.

Механический корректор должен позволять устанавливать указатель индикатора на нулевую отметку шкалы.

Проверяют возможность уравновешивания моста.

Мост включают и подготавливают к работе в соответствии с указаниями НТД.

К одинарному мосту подключают многозначную меру сопротивления, соответствующую одному из диапазонов измерений моста. На плече сравнения устанавливают максимальное показание и уравновешивают мост, изменяя сопротивление меры, при этом достаточно приближенного равновесия моста. На всех остальных диапазонах возможность уравновешивания проверяют при одном произвольном сопротивлении меры, уравновешивая мост изменением сопротивления плеча сравнения.

Возможность уравновешивания реохордного моста проверяют, уравновешивая мост реохордом.

Возможность уравновешивания двойного моста проверяют так же, как и одинарного, с той лишь разницей, что вместо одной меры к зажимам и подключают две меры сопротивления.

При опробовании одинарно-двойных мостов после проверки одинарного моста достаточно проверить возможность уравновешивания двойного моста при одном значении сопротивления меры.

Проверка чувствительности встроенного нулевого индикатора

Чувствительность встроенного нулевого индикатора проверяют на нижнем и верхнем пределах измерения каждого диапазона измерений, верхний предел которых не превышает 1·10 Ом.

К мосту подключают меру с номинальным значением сопротивления, равным показанию моста


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: