Условно можно разделить текстовые сопровождения фотоснимков на газетных и журнальных полосах на 7 видов:
- подпись «Кто есть кто» или «Что это такое»;
- собственное художественное название снимка или название статьи/заметки/очерка… на фотоизображении;
- цитата героя публикации, изображенного на снимке;
- дополнительная (не упомянутая журналистом) информация об изображенных на фото объектах/явлениях;
- пояснение к снимку (для адекватного восприятия изображения);
- текстовое сопровождение снимка, как продолжение статьи (заметки, очерка и т.д.)
- графические пояснения и указатели поверх фотоизображения.
Разберем подробнее, каковы формы и стиль текстовых сопровождений фотоснимков наиболее приемлем.
- Подпись «Кто есть кто» или «Что это такое» уместна, когда в статье упомянуты несколько лиц или объектов, которых можно проассоциировать с изображением на снимке. Например, герои публикации три студента – Морковкин, Помидоркин и Яблоков. Статью сопровождает только один снимок молодого человека. Без подписи тут читателю не разобраться. Она будет, скорее всего, лаконична и может выглядеть так: «Петя Морковкин» или «Студент Морковкин».
Другое дело если в статье речь шла о голливудских актерах, а в качестве иллюстрации – фото С.Сталоне с базукой. Тут подпись явно излишня – 99% читателей и так поймут, что это не Том Хенкс или Гаррисон Форд.
|
|
Борис Пастернак в Переделкино, октябрь 1958 г.
- Собственное художественное название снимка может быть помещено на полосе, когда фотография сама по себе является основным журналистским материалом, а редакция уверена, что с темой/проблемой отраженной на снимке читатель знаком давно и хорошо. Как правило, используется лаконичное авторское название снимка.
Название этого снимка и кто его автор выяснить не удалось.
Возможные названия по мере усиления абстрагирования:
Сталевары/ У мартена/ Сталь.
Довольно часто название статьи помещается прямо на фотографии, которая ассоциативно взаимодействует не только с публикуемым материалом, но и с самим названием.
3. Цитата героя публикации, изображенного на снимке вполне уместна, если такая форма соответствует стилю/формату самого издания. В серьезной информационно-аналитической газете, пожалуй, это неприемлемо. А в популярной массовой городской газете «запросто прокатит». Например, снимок мэра города на трибуне и под ним цитата крупным шрифтом: «Вот придет зима, а у нас хвосты!» Как правило, стиль выбранной цитаты должен или соответствовать стилю самой публикации, или слегка оттенять его.
«Еще выше и вперед!»
4. Дополнительная (не упомянутая журналистом) информация об изображенных на фото объектах, пожалуй, чаще всего появляется на полосах газет и журналов. Это удобно и фотокору, и журналисту. Первый всегда может дополнить такой информацией статью журналиста (в целях улучшения общего качества публикации) или, так сказать, оправдать присутствие своего снимка в качестве иллюстрации к статье. Иными словами, если шедевр не удался или не соответствует акцентам статьи, фотокор может выкрутиться, дополнив фото связующей информацией. Второй может использовать блок информации, не вписывающийся в статью по стилю, как сопроводительный текст к фотоснимку. Главное правило – не переборщить!
|
|
Байконур. Традиционная встреча экипажа космонавтов в аэропорту «Крайний».
На переднем плане командир корабля «Союз ТМА-11» Юрий Маленченко.
5. Пояснение к снимку (для адекватного восприятия изображения) появляются тогда, когда фотография в техническом или композиционном плане откровенно плоха. Наличие такого пояснения автор-профессионал должен расценивать как транспарант «Позор мне!». Пожалуй, право на публикацию такого непонятного снимка имеют лишь автоматические камеры наружного наблюдения и кино-фотолюбители, случайно запечатлевшие мгновение, которое потрясло мир. (Покушение на президента Кеннеди, например). К такому пояснению еще прибегают уфологии и очевидцы приведений, но настоящим фотожурналистам обычно не везет на такие явления. Итак, пояснения к снимку пусть лучше будут маленькими и скромными.
6. Текстовое сопровождение снимка, как продолжение статьи чаще всего появляется, когда редактор «выдергивает» из статьи несколько предложений и помещает их на полосе под фотоснимком. Соответственно стиль будет тот же, что и в публикации. Главное чтобы дизайнер/верстальщик поместил фото в то место статьи, откуда взято текстовое сопровождение.
7. Графические пояснения и указатели поверх фотоизображения применяются в случае, когда сам снимок имеет прикладное значение или фигурирует в статье как своеобразный документ. Обычно это фото скрытой камерой, снимки сделанные очевидцами экстраординарных событий, фото из архивов редакции или разведслужб, органов безопасности и т.д. Подобные пояснения вполне приемлемы в журналистском расследовании, в репортаже с мест катастроф и всевозможных ЧП. Если вы хороший фотожурналист и рассчитываете опубликовать свои уникальные снимки не только в заштатной городской газетенке, то вы будете снимать так, что бы никаких графических пояснений для вашего фоторепортажа не потребовалось.