Рыночное ценообразование централизованное государственное ценообразование
Системы ценообразования
Функции рынка
1) Информационная (через постоянные изменения цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте, технических услугах и товарах, которые высставлены на рынок)
2) Посредническая (экономически обособленные производители в условиях общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности)
3) Ценообразующая (на рынок обычно поступает продукт и услуги одного назначения по содержанию, но не одинаковое по количеству материальных и трудовых затрат)
4) Регулирующая (она связана с воздействием на рынок, на все сферы экономики, прежде всего на производство)
5) Санирующая (с помощью конкуренции рынок очищает производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и наоборот дает зеленый свет более эффективным)
|
|
Субъектами рынка выступают собственники товаров, производители услуг, владельцы денег.
Объекты рынка — материальные блага, факторы производства, ресурсы, товары и услуги, по поводу которых субъекты рынка вступают во взаимодействие, в рыночные отношения.
Классификации рынков
По территориальному признаку:
· местный
· региональный
· национальный
· мировой
По субъектам, вступающим в обмен:
· рынок потребителей
· производителей
· промежуточных продавцов
· государственных учреждений
По объектам обмена:
· рынки средств производства
· рынок товаров и услуг
· финансовый
· рынок интеллектуальной собственности
С учетом ассортимента:
· замкнутый
· насыщенный
· смешанный
По степени соблюдения законности:
· легальный (официальный)
· нелегальный (теневой)
· чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»)
По степени насыщенности:
· равновесный (спрос = предложение)
· дефицитный(спрос > предложение)
· избыточный (спрос < предложение)
По степени развитости экономической свободы:
· свободный
· регулируемый
По степени конкуренции:
· конкурентный (совершенная конкуренция)
· с монополистической конкуренцией
· олигопольный
· монополия
Цена – денежное выражение стоимости товара.
Основная функция цены - обеспечение выручки от продажи товара.
Ценообразование - установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.
↙ ↘
Основные задачи, решаемые на предприятиях по ценообразованию:
1. Обеспечение выживаемости предприятия.
|
|
2. Максимизация текущей прибыли.
3. Завоевание лидерства по показателям доли рынка.
4. Завоевание лидерства по показателям качества.
Различают также понятия «цена спроса», «цена предложения», «равновесная цена», «рыночная цена».
Цена спроса - это цена, которую готов уплатить покупатель при некотором значении спроса на данный товар. Различают цену спроса и спрос индивидуального покупателя, а также рыночную цену спроса и рыночный спрос, которые складываются на данном рынке.
Цена предложения — это прогнозная минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.
Равновесная цена - это цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить.
Рыночная цена – это результат конкурентного сопоставления цены и спроса и цены предложения при различных значениях спроса и предложения.
Цели ценообразования
Существуют три основных цели ценообразования:
1. Основная – на сбыте ( предприятие заинтересовано в росте реализации или максимизации доли на рынке).
2. на прибыли ( в максимизации прибыли, оптимизации дохода от инвестиций, или обеспечением быстрого поступления наличных средств).
3. на существенном положении ( предприятию важно избегать влияния неблагоприятных правительственных действий, разрабатывать принципы, способствующие минимизации результатов действий конкурентов, поддержанию хороших отношений с участниками каналов сбыта, противодействию возникновению конкуренции, стабилизации цен).
Функции цены
К числу основных комплексных относятся три экономические функции цены:
- Измерительная – цена выступает как средство измерения затрат и результатов общественного труда во всех фазах общественного воспроизводства.
- Распределительная – цена используется как орудие распределения и перераспределения стоимости общественного продукта, элементов стоимости (издержек, доходов и накоплений).
- Стимулирующая – цена служит средством экономического стимулирования хозяйствующих объектов.
Принципы рыночного ценообразования:
1) Чистая конкуренция
2) Монопольный
3) Олигопольный (несколько продавцов, каждый из которых может существенно влиять на цены).
4) Рынок монополистической конкуренции (сочетает в себе черты свободной конкуренции и монополии).
Современные проблемы рынка.
1) Обеспечить товарами и услугами первой необходимости людей с низкими доходами.
2) Ликвидировать распространение трущоб и других социальных зон.
3) Обеспечить равенство будущего спроса на рабочую силу и её будущее предложение.
4) Защитить и сохранить среду обитания
5) Обеспечить социальные условия и услуги необходимые или желательные для улучшения условий жизни человека.
6) Перестройка хозяйственной структуры невосприимчивой к колебанию цены.
7) Решить проблемы связанные со стихийными бедствиями обеспечение национальной безопасности с функционированием государственных институтов.
8) Разработка законодательной базы и рыночной экономики.
9) Защита конкурентной среды.
10) Перераспределение доходов.
11) Перераспределение ресурсов.
12) Стабилизация экономики.