Нижестоящие следственные подразделения второго звена - следственного управления МВД республик в составе РФ и ГУВД (УВД) других субъектов Российской Федерации - имеют примерно такую же структуру. Начальник следственного управления подчиняется начальнику Следственного комитета МВД РФ, а также министру внутренних дел республики, начальнику Главного управления (управления) внутренних дел, заместителем которого он является по должности.
Нижестоящими следственными подразделениями являются следственные отделы районных, городских органов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте. Они не имеют структурных подразделений, но возможна специализация следователей по определенным категориям уголовных дел. Начальник следственного отдела (отделения) подчиняется начальнику городского (районного) органа внутренних дел, органа внутренних дел на транспорте, является его заместителем, а также начальнику вышестоящего следственного подразделения.
Для обеспечения пожарной безопасности, организации государственного пожарного надзора, пожарной охраны объектов и пожаротушения в органах внутренних дел организована противопожарная служба, возглавляемая Главным управлением Государственной противопожарной службы МВД РФ, в составе которого имеются следующие структурные подразделения: координации и правового обеспечения пожарной безопасности; информационного обеспечения, науки и целевых программ; противопожарной пропаганды и связи с общественностью; организации государственного пожарного надзора; нормативно-техническое; организации службы и пожаротушения; пожарной охраны объектов; пожарной техники и вооружения. Главное управление государственной противопожарной службы МВД РФ осуществляет ведомственное руководство нижестоящими подразделениями, организует разработку государственных мер в области пожарной безопасности, организацию подготовки кадров для Государственной противопожарной службы, противопожарную пропаганду. Оно является государственным заказчиком на пожарную технику и пожарно-техническую продукцию.
Нижестоящими органами Государственной противопожарной службы являются управления (отделы) Государственной противопожарной службы, организованные в соответствии с административно-территориальным делением РФ, подразделения и иные органы управления Государственной противопожарной службы, научно-исследовательские учреждения, учебные заведения пожарно-технического профиля, войсковые части, другие предприятия и учреждения, осуществляющие свою деятельность в сфере пожарной безопасности. Государственная противопожарная служба имеет право вносить предложения о проведении неотложных противопожарных мероприятий, давать должностным лицам и гражданам предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, в случае уклонения от исполнения этих предписаний применяет административные взыскания. С целью проверки противопожарного состояния работники службы могут беспрепятственно входить на территорию и во все помещения предприятий. Государственная противопожарная служба осуществляет и уголовно-процессуальную деятельность. Законом она наделена правами органа дознания и в соответствии с этим производит дознание по делам о пожарах и нарушениях правил пожарной безопасности.
В систему МВД РФ входят внутренние войска, состоящие из округов, органов управления внутренними войсками, воинских соединений и частей оперативного назначения, по охране важных государственных объектов и специальных грузов, воинских частей по конвоированию, специальных моторизованных, авиационных и морских воинских частей, военных образовательных учреждений, учреждений обеспечения деятельности внутренних войск. О важной роли, которая отводится внутренним войскам, свидетельствует то, что они организованы и действуют в соответствии с Федеральным законом “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации”. Внутренние войска предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, зашиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств. В связи с этими целями на внутренние войска возложены задачи: участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и режима чрезвычайного положения, охрана важных государственных объектов и специальных грузов, конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, участие в территориальной обороне РФ, оказание содействия пограничным войскам Федеральной пограничной службы РФ в охране государственной границы.
Руководство внутренними войсками осуществляет Президент РФ. Он утверждает их состав, численность, структуру, принимает решение о дислокации и передислокации частей, о привлечении внутренних войск для участия совместно с органами внутренних дел в обеспечении режима чрезвычайного положения, назначает на должность Главнокомандующего внутренними войсками и освобождает его от должности. Непосредственное руководство внутренними войсками возложено на министра внутренних дел РФ. Он несет ответственность за правомерность действий внутренних войск, издает нормативные акты по вопросам организации деятельности внутренних войск и т. д. Главнокомандующий внутренними войсками является заместителем министра внутренних дел РФ и прямым начальником всего личного состава внутренних войск. Он осуществляет управление внутренними войсками, несет персональную ответственность за боевую и мобилизационную готовность внутренних войск, успешное выполнение поставленных перед ними задач.
Надзор за точным и неуклонным исполнением законов органами внутренних дел возложен на прокуратуру. Она осуществляет надзор за всеми видами правоохранительной деятельности этих органов: административной, оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной. Прокуратура также осуществляет надзор и за исполнением законов внутренними войсками, за законностью содержания задержанных и арестованных в изоляторах временного содержания, помещения в приемник-распределитель. Полномочия прокурора при осуществлении надзора определяются действующим законодательством.
Контроль за деятельностью органов внутренних дел осуществляется различными органами. Прежде всего это ведомственный контроль, осуществляемый контрольно-методическими подразделениями вышестоящих органов внутренних дел. В органах внутренних дел создана служба собственной безопасности, осуществляющая выявление среди сотрудников лиц, совершающих должностные преступления. Деятельность милиции общественной безопасности подконтрольна и органам местного самоуправления. Государственный контроль за деятельностью Министерства внутренних дел РФ осуществляют Президент и Правительство РФ.
Судебный контроль осуществляется при рассмотрении судами уголовных дел и дел об административных правонарушениях, поступивших из органов внутренних дел, жалоб на незаконное задержание и применение меры пресечения - заключения под стражу, жалоб на незаконные решения органов внутренних дел, ограничивающие права граждан.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие задачи выполняют органы внутренних дел?
2. Назовите основные функции органов внутренних дел.
3. Из каких структурных звеньев состоит система органов внутреннихдел?
4. Дайте общую характеристику организации работы МВД РФ.
5. Какое место в системе органов внутренних дел занимает милиция?
6. Назовите основные права милиции.
7. Назовите основные обязанности милиции.
8. Дайте общую характеристику статуса сотрудника милиции.
9. Являются ли следователи органов внутренних дел сотрудникамимилиции?
10. Назовите структуру следственного аппарата системы МВД РФ.
11. Назовите основные задачи и функции государственной противопожарной службы.
12. Каковы задачи и функции внутренних войск МВД РФ?
13. Какая правоохранительная деятельность осуществляется внутренними войсками МВД РФ?
ЛЕКЦИЯ № 10. ОРГАНЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
ВОПРОС 1. Понятие и виды органов обеспечения безопасности
Обеспечение безопасности в учебной литературе по курсу “Правоохранительные органы Российской Федерации” обычно рассматривалось в качестве функции лишь федеральной службы безопасности (ФСБ). В учебнике под ред. проф. В.П. Ботнева дана характеристика более широкого круга органов безопасности, что представляется вполне оправданным с учетом положений Закона РФ “О безопасности”. В соответствии с Законом РФ “О безопасности” органами обеспечения безопасности РФ являются: Вооруженные Силы, органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной власти и их высших должностных лиц, налоговой службы, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны, внутренние войска, пограничные войска, органы, обеспечивающие безопасное проведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и сельском хозяйстве, службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения. Создание органов обеспечения безопасности, не предусмотренных законом РФ, не допускается.
Каждый из этих органов обладает собственными задачами и компетенцией. Одни создаются для отражения внешней угрозы (Вооруженные Силы, органы внешней разведки), другие - для отражения внутренних угроз безопасности (органы внутренних дел, внутренние войска). Некоторые органы обеспечивают безопасность как от внутренних, так и от внешних угроз. К ним относятся федеральная служба безопасности, таможенные органы.
Общее руководство органами обеспечения безопасности возложено на Президента РФ. Он возглавляет Совет Безопасности, совместно с Федеральным Собранием определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности, контролирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности.
Совет Безопасности РФ является конституционным органом, на который возложена подготовка решений Президента РФ в области обеспечения безопасности. Он рассматривает вопросы внутренней и внешней политики России в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, обороноспособности страны, военно-технического сотрудничества, решения стратегических проблем государственной, экономической, социальной, оборонной, экологической и иных видов безопасности, прогнозирования чрезвычайных ситуаций, принятия мер по их предотвращению и преодолению их последствий.
Совет Безопасности организуется и действует в соответствии с Конституцией РФ, Законом “О безопасности” и Положением о Совете Безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ.
Задачами Совета Безопасности являются:
- определение жизненно важных интересов личности, общества, государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;
- разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организации подготовки федеральных программ ее обеспечения;
- подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
- подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь за собой существенные социально-политические, экономические, военные, экологические и иные последствия, и по организации их ликвидации;
- подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;
- разработка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;
- совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.
В состав Совета Безопасности входят председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета Безопасности. Председателем Совета Безопасности является Президент РФ. Секретарь Совета Безопасности являетсяего постоянным членом и назначается Президентом РФ. Члены Совета Безопасности назначаются Президентом РФ по представлению Секретаря Совета Безопасности. Ими могут быть руководители федеральных министерств и ведомств - внутренних дел, внешней разведки и другие должностные лица.
Совет Безопасности может образовывать постоянные и временные межведомственные комиссии.
Совет Безопасности является совещательным органом. Его решения вступают в законную силу только после утверждения их Председателем Coвета Безопасности - Президентом РФ. Решения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформляются указами Президента РФ.
ВОПРОС 2. Органы федеральной службы безопасности
Органы федеральной службы безопасности осуществляют контрразведывательную деятельность против разведывательной деятельности иностранных спецслужб, ведут работу по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений, посягающих на конституционный строй, суверенитет и обороноспособность государства, здоровье нации.
Организация и деятельность федеральных органов безопасности осуществляется на основе Федерального закона “Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации”, а также Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ. Принципами деятельности федеральных органов государственной безопасности являются законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, гуманизм, единство системы Федеральной службы безопасности и централизация управления, сочетание гласных и негласных методов и средств.
Руководство органами федеральной службы безопасности осуществляет Президент РФ, который утверждает Положение о Федеральной службе безопасности, назначает и освобождает от должности директора Федеральной службы безопасности, утверждает состав коллегии, определяет численный состав сотрудников федеральной службы безопасности.
Органы федеральной службы безопасности образуют централизованную систему, которую составляют:
- Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
- управления (отделы) Федеральной службы безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);
- управления (отделы) Федеральной службы безопасности в Вооруженных Силах, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах, управления (органы безопасности в войсках).
Возглавляет систему органов федеральной службы безопасности Федеральная служба безопасности (ФСБ) РФ на правах министерства, главой которой является Директор, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом РФ. В структуру ФСБ РФ входят департаменты: контрразведки, по борьбе с терроризмом, анализа, прогноза и стратегического планирования, организационно-кадровой работы, обеспечения деятельности; управления: разработки и пресечения деятельности преступных организаций, следственное, оперативно-поисковое, оперативно-технических мероприятий, собственной безопасности, делами; следственный изолятор; научно-исследовательский центр.
Для рассмотрения важнейших вопросов деятельности федеральных органов безопасности в ФСБ РФ образуется коллегия в составе Директора ФСБ, его заместителей, руководящих работников Федеральной службы безопасности.
Деятельность органов ФСБ осуществляется по трем направлениям: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью, разведывательная деятельность.
Контрразведывательная деятельность направлена на выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. Осуществляется эта деятельность с применением как гласных, так и негласных средств и методов. Осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей конституционное право граждан на тайну телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, допускается только на основании судебного решения. Контрразведывательная деятельность, затрагивающая неприкосновенность жилища, допускается только в случаях, установленных законом, или на основании судебного решения.
Борьба с преступностью осуществляется путем осуществления оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных мер по выявлению и раскрытию таких преступлений, как шпионаж, террористическая деятельность, незаконный оборот наркотиков и оружия, коррупция, контрабанда и других мер, отнесенных законом к компетенции органов федеральной службы безопасности, а также по выявлению и пресечению деятельности преступных групп, ставящих перед собой цель насильственного изменения конституционного строя России. Эта деятельность регламентируется Законом “Об оперативно-розыскной деятельности”, уголовно-процессуальным законодательством.
Разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ в целях получения информации об угрозах безопасности РФ во взаимодействии с органами внешней разведки.
Органы Федеральной службы безопасности наделены законом следующими основными правами:
- осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие по делами, отнесенным законом к компетенции ФСБ;
- проникать в специальные службы и организации иностранных государств, производящих разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные группы;
- осуществлять контроль за обеспечением режима секретности при обращении с шифровальной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности (за исключением учреждений РФ, находящихся за ее пределами);
- пользоваться в случаях, не терпящих отлагательства, транспортными средствами предприятий, учреждений и организаций для преследования преступников, доставления граждан в лечебные учреждения, для проезда к месту происшествия;
- беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций в случае, если имеются достаточные основания полагать, что там совершено или совершается преступление, отнесенное законом к компетенции органов ФСБ, а также в случае преследования лиц, совершивших эти преступления;
- проверять у граждан и должностных лиц документы, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления;
- использовать в целях зашифровки личности сотрудников органов ФСБ, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средств документы других министерств, ведомств, предприятий, организаций;
- оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны.
Основными обязанностями органов Федеральной службы безопасности являются:
- информирование Президента РФ, Председателя Правительства РФ, по их поручению - федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;
- выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, также деятельности отдельных граждан, направленной на нанесение ущерба РФ, преступлений, отнесенных законом к компетенции органов ФСБ;
- добывание разведывательной информации в интересах обеспечение безопасности РФ, повышения ее экономического, научно-технического оборонного потенциала;
- обеспечение безопасности в Вооруженных Силах, пограничных войсках, внутренних войсках, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации, железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, иных воинских формированиях, а также в органах внутренних дел, органах налоговой полиции, таможенных органах, органах правительственной связи и информации; объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, других стратегических объектов, в сфер космических исследований и приоритетных научных разработок;
- обеспечение безопасности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ;
- участие в разработке мер по защите сведений, составляющих государственную тайну, осуществление контроля за обеспечением их сохранности.
Сотрудниками Федеральной службы безопасности являются как военнослужащие проходящие службу в органах ФСБ в установленном законом порядке, так и гражданские лица. На службу в органы ФСБ принимаются лица, способные по своим моральным, деловым качествам и состоянию здоровья выполнять возложенные на них обязанности. При выполнении своих должностных обязанностей сотрудник ФСБ подчиняется только своим непосредственным и прямым начальникам. Никто не вправе вмешиваться в законную деятельность сотрудников органов ФСБ. При осуществлении своих должностных обязанностей сотрудник ФСБ не может быть подвергнут приводу, задержанию, личному досмотру. Не допускается личный досмотр его вещей, принадлежащего или используемого им транспорта без официального представителя органов ФСБ или решения суда. Сведения о сотрудниках, осуществляющих задание в спецслужбах иностранных государств или преступных группах, составляют государственную тайну.
Сотрудники органов ФСБ имеют право бесплатного проезда на общественном транспорте, ряд других материальных льгот. Увольнение на пенсию осуществляется как по достижении предельного возраста, так и по выслуге лет.
Сотрудники Федеральной службы безопасности не имеют права вмешиваться в политическую деятельность. В связи с этим в органах ФСБ запрещено создание партий и политических движений. Сотрудники органов ФСБ не имеют права заниматься предпринимательской и другой коммерческой деятельностью, оказывать кому-либо содействие в этом.
Надзор за соблюдением законов в деятельности органов Федеральной службы безопасности осуществляет прокуратура. Предметом надзора является и оперативно-розыскная, и уголовно-процессуальная деятельность органов ФСБ. Полномочия прокурора при осуществлении надзора определяются действующим законодательством.
Судебный контроль осуществляется при рассмотрении уголовных дел, поступивших из органов ФСБ, жалоб на незаконное применение задержания и заключения под стражу, на решения органов ФСБ ограничивающих права и свободы граждан.
Ведомственный контроль осуществляют вышестоящие подразделения органов Федеральной службы безопасности. В составе органов ФСБ действует служба собственной безопасности, осуществляющая выявление сотрудников, совершивших должностные преступления.
Государственный контроль за органами Федеральной службы безопасности возложен на Президента РФ, Правительство РФ и Федеральное Собрание.
ВОПРОС 3. Органы внешней разведки
Органами внешней разведки являются специальные государственные органы, осуществляющие защиту граждан, общества и государства от внешней угрозы. Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными,так и входящими в структуру других органовисполнительной власти органами внешней разведки.
Деятельность органов внешней разведки, их организация осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О внешней разведке”. Она заключается в добывании и обработке информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах иностранных государств, организаций и лиц, оказании содействия в обеспечении безопасности граждан.
Разведывательная деятельность осуществляется на основе принципов законности, разделения полномочий федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав сил обеспечения безопасности РФ, уважения прав и свобод человека и гражданина, сочетания гласных и негласных методов и средств.
Задачами органов внешней разведки являются обеспечение Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях; обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности; содействие экономическому, научно-техническому прогрессу страны.
Разведывательную деятельность запрещено осуществлять для достижения антигуманных и не предусмотренных законом целей.
Осуществление разведывательной деятельности возложенона:
- Службу внешней разведки Российской Федерации;
- органы разведки Министерства обороны;
- органы разведки Федерального агентства правительственнойсвязи и информации при Президенте РФ;
- органы разведки Федеральной пограничной службы РФ;
- органы разведки Федеральной службы безопасности РФ.
В процессе разведывательной деятельности органами внешней разведки используются как гласные, так и негласные средства и методы. На территории Российской Федерации применение этих средств и методов в отношении граждан РФ не допускается.
Надзор за соблюдением законов органами внешней разведки осуществляет прокуратура. За деятельностью органов внешней разведки установлен парламентский контроль, осуществляемый в порядке, предусмотренном законом. Общее руководство органами внешней разведки, включая контроль и координацию деятельности, осуществляет Президент РФ.
ВОПРОС 4. Федеральная пограничная служба Российской Федерации
Федеральная пограничная служба РФ (ФПС) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной пограничной политики Российской Федерации в сфере охраны государственной границы, территориального моря,континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.
Охрана государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу.
Организация и деятельность Федеральной пограничной службы осуществляется на основании Закона РФ “О Государственной границе Российской федерации”, а также Положения о Федеральной пограничной службе РФ, утвержденного Указом Президента РФ.
Органы федеральной пограничной службы образуют централизованную систему, возглавляемую Федеральной пограничной службой РФ. В эту систему включаются:
- органы пограничного контроля;
- органы внешней разведки;
- оперативные органы, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
- пограничная стража;
- пограничные войска и воинские образовательные учреждения;
- другие органы пограничной службы, подчиненные Федеральной пограничной службе РФ.
Федеральная пограничная служба РФ и ее органы находятся в ведении Президента РФ по вопросам, закрепленным за ними Конституцией РФ, и подчиняются Правительству РФ.
Федеральная пограничная служба РФ в пределах своей компетенции совместно с федеральными органами исполнительной власти организует и обеспечивает защиту государственной границы на суше, море, реках, иных водоемах, в пунктах пропуска через государственную границу; организует пропуск через государственную границу РФ лиц, животных, транспортных средств и грузов; организует разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность; обеспечивает руководство органами и войсками федеральной пограничной службы; участвует в подготовке органами государственной власти нормативных и иных правовых актов, касающихся сферы охраны государственной границы; осуществляет взаимодействие с соответствующими органами иностранных государств.
Возглавляет Федеральную пограничную службу РФ Директор в ранге федерального министра. Он осуществляет общее руководство всеми органами федеральной пограничной службы и является командующим пограничными войсками РФ, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на эти органы задач. Руководство конкретными направлениями деятельности органов федеральной пограничной службы осуществляют заместители Директора Федеральной пограничной службы РФ. Все они назначаются на должность и освобождаются от нее Президентом РФ. При Директоре в качестве совещательного органа образуется коллегия, которая рассматривает важнейшие вопросы охраны государственной границы. В состав коллегии, помимо Директора и его заместителей, входят другие руководители Федеральной пограничной службы. По утверждению Президента РФ в состав коллегии могут также вводиться должностные лица органов государственной власти РФ.
Органы федеральной пограничной службы обязаны всеми мерами не допустить противоправное изменение прохождения государственной границы, осуществлять контроль за соблюдением правил режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах прохода государственной границы. В связи с этим они осуществляют:
- режимно-пропускную деятельность;
- разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
- войсковую и военно-техническую деятельность;