1. Понятие и значение трудового (страхового) стажа и выслуги лет.
2. Виды деятельности, засчитываемые в стаж.
3. Правила исчисления стажа.
4. Персонифицированный учет граждан Республики Беларусь.
1. В Республике Беларусь право на государственное пенсионное обеспечение в старости, инвалидности, потери кормильца и др. случаях, предусмотренных законодательством, гарантируется Конституцией каждому нетрудоспособному члену общества и реализуется через систему государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, что закреплено в законах: «О пенсионном обеспечении» (1992), «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» (1991), «О пенсионном обеспечении военнослужащих лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел» (1991), «Об основах государственного социального страхования» (1995), «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» (2000) и др.
Согласно законодательству, государственное пенсионное обеспечение в старости, инвалидности, потере кормильца и в иных предусмотренных случаях, предоставляется лицам, постоянно проживающим в Республике, независимо от гражданства. Согласно закону «О пенсионном обеспечении» в Республике Беларусь назначаются следующие виды трудовых пенсий: по возрасту; по инвалидности; по случаю потери кормильца; за выслугу лет; за особые заслуги перед Республикой Беларусь.
Право на назначение трудовых пенсий и ряда других видов социального обеспечения поставлено в зависимости от участия гражданина в трудовой или иной общественно-полезной деятельности. Эта зависимость получила юридическое оформление через институт трудового стажа. Помимо указанной деятельности в трудовой стаж включаются также периоды, когда гражданин не мог работать по объективным причинам, признанным государством уважительными (например, в связи с необходимостью ухода за ребенком; в связи с учебой в вузах на очной форме обучения и т.д.).
Трудовым стажем называют период работы на основании трудового договора либо иной общественно-полезной деятельности, с которым связывается возникновение или реализация тех или иных прав граждан.
Применительно к социальному обеспечению трудовой стаж можно определить как исчисленную по установленным правилам продолжительность трудовой или иной общественно-полезной деятельности гражданина, протекавшей в определенных законом общественных формах, с которой связываются правовые последствия в области социального обеспечения.
Юридическое значение трудового стажа состоит в том, что он является одним из юридических фактов, с которым связывается возникновение правоотношений по социальному обеспечению (пенсионных) и которое влияет на содержание правомочий субъектов правоотношений, поскольку от него зависят размеры пенсий. Например, увеличение размера пенсий по возрасту на 1% за каждый полный год работы сверх 25 лет мужчинам, 20 лет – женщинам.
Трудовой стаж, как особая мера величины трудовой деятельности, имеет количественную и качественную характеристики.
Количественная отражает общую продолжительность трудовой деятельности, качественная – является показателем не только продолжительности, но и характера трудовой деятельности по квалифицирующим признакам (тяжесть труда, вредные условия труда, местность, в которой протекала трудовая деятельность).
Исходя из этого трудовой стаж подразделяется на общий и специальный.
Общий трудовой стаж – это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности независимо от имевшихся перерывов и исчисленная по установленным правилам. С учетом этого стажа назначается пенсия по возрасту или по инвалидности вследствие общего заболевания, а также пенсия по случаю потери кормильца, умершего вследствие общего заболевания. Устанавливаются надбавки к этим пенсиям.
В общий трудовой стаж включается всякая работа в качестве рабочего или служащего, независимо от характера и продолжительности работы и длительности перерывов. Засчитывается штатная и внештатная. Постоянная временная, сезонная, выполняемые на дому работы, учеба, служба и т.д.
Специальный трудовой стаж – это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности, но выделенная из общего стажа либо по ее содержанию, либо по условиям труда. Специальный трудовой стаж, выделенный по содержанию работы, имеет значение для назначения пенсии за выслугу лет (работникам здравоохранения и просвещения, авиации, летно-испытательного состава, некоторым категориям артистов театров, военнослужащим, служащим государственного аппарата и т.д.). Стаж, выделенный по условиям труда, а также местности, где протекала трудовая деятельность (например, Чернобыль) дает право на определенные льготы в области пенсионного обеспечения. Наиболее широкие льготы предоставляются тем, кто трудился на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах и т.д. Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1995 г. № 408 утверждено 2 списка (Список № 1, Список № 2) производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда.
Специальный трудовой стаж необходим при назначении пенсий за выслугу лет ограниченной категории граждан.
Выслуга лет – разновидность трудового стажа. Представляет собой длительный период времени по выполнению определенной профессиональной деятельности, который по действующему законодательству дает основания для назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, а также различных надбавок к заработной плате и иных льгот в трудовых отношениях. Обычно пенсии за выслугу лет устанавливаются отдельным категориям граждан, занятым на работах, выполнение которых ведет к утрате профессиональной трудоспособности или пригодности, до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту.
Трудовой стаж исчисляется по фактической продолжительности трудовой деятельности, службы, учебы. В него включается все календарное время, прошедшее со дня поступления на работу до увольнения с нее, в том числе и время отдыха (выходные и праздничные дни, дни отпуска, а также перерывы в работе в связи с режимом рабочего времени).
Стаж работы подтверждается трудовой книжкой, а при ее отсутствии – иными документами, содержащими сведения о периодах работы, либо справками об уплате страховых взносов в Фонд социальной защиты населения (далее ФСЗН).
Порядок подтверждения стажа работы при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней, а также стажа работы лиц, подлежащих государственному социальному страхованию при условии уплаты страховых взносов, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
24 декабря 1992 г. Совет Министров постановлением № 777 утвердил Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий. В него в последующие годы было внесено ряд изменений и дополнений (01.04.1994 № 204, 18 июня 1999 № 936, 18.01.2000 № 61, 23.08.2001 № 1277).
В случаях, когда в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф или других чрезвычайных ситуаций в учреждении, в организации, на предприятии и в других хозяйственных субъектах полностью или частично не сохранились документы о стаже работы, районными (городскими) исполкомами создаются специальные комиссии, которые устанавливают стаж работы на основании частично сохранившихся документов и показаний свидетелей. Периоды трудовой деятельности, установленные указанной комиссией, включаются в общий стаж, а также в специальный стаж, дающий право на пенсию за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет, как время подтвержденное документами.
Если имя, отчество или фамилия, указанная в документе, подтверждающем трудовой стаж, не совпадают с именем, отчеством или фамилией гражданина по паспорту или свидетельству о рождении, факт принадлежности этого документа данному лицу устанавливается в судебном порядке.
Время работы лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью или работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве, подтверждается справками о периоде уплаты страховых взносов в ФСЗН. Аналогично засчитывается трудовой стаж и по договорам подряда и поручения.
Стаж работы по найму за границей, принимаемый для назначения пенсии, в случаях, предусмотренных законодательством и соответствующими международными соглашениями (договорами), устанавливается по документам, выданным нанимателями или архивными учреждениями и легализованным в установленном порядке. Документы о стаже работы, выданные на территории государств, с которыми имеются соглашения (договоры) о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принимаются к рассмотрению без легализации.
Записи в трудовые книжки работников, работавших на основании трудового договора у предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, производятся предпринимателями в соответствии с Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь 9 марта 1998 г. № 30.