Сущность монополии и закономерности её возникновения

Существует большое количество определений монополии, ведь это - многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:

1. С точки зрения рыночной структуры

2. С точки зрения рыночного поведения

3. С точки зрения рыночных итогов.

Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности, следует уточнить, что, опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия - это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

Здесь можно привести ещё одно определение монополии:

Монополия - это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.

Давая же определение монополии с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование субъектом основных инструментов (таких, как цена, реклама и.т.д.). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:

· монопольно высокими ценами

· ограниченной готовностью монополии к инновациям.

Итак, можно привести следующие признаки монополии:

Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.

Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).

Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные причины существования таких барьеров, к примеру:

Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.

Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.

Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).

При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.

Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.

Сложность в получении полной информации обо всём рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: