Государственном управлении

Тема 3.1. Общие понятия об административном праве и

Правоохранительные органы.

Правоохранительные органы – это государственные и негосударственные органы, главной задачей и функцией которых является охрана правопорядка, защита прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства.

К государственным правоохранительным органам относятся:

1) П р о к у р а т у р а;

2) О р г а н ы и у ч р е ж д е н и я ю с т и ц и и (Министерство юстиии, Высший совет юстиции, нотариат, отделы регистрации актов гражданского состояния);

3) органы внутренних дел, в том числе – м и л и ц и я;

4) Служба безопасности Украины;

5) органы государственной налоговой службы;

6) таможенные органы.

К негосударственным правоохранительным органам относят:

- адвокатуру

- частный нотариат

- частные охранные организации.

Раздел 3. Основы административного права.

1. Понятие административного права Украины, сферы и методы государственного

управления.

2. Административно-правовые отношения, их особенности.

3. Общая характеристика кодекса Украины «Об административных

правонарушениях».

1. Понятие административного права Украины.

Административное право – отрасль системы права Украины, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления.

Государственное управление – основанная на законе деятельность органов государственной власти по практической реализации функций государства. В широком смысле слова под государственным управлением понимают деятельность законодательного, исполнительных, судебных, контрольно-надзорных органов государства.

В узком значении государственное управление рассматривается как деятельность органов исполнительной власти государства, к которым относятся Кабинет Министров Украины, министерства, ведомства, местные государственные администрации.

В зависимости от специфики управляемых объектов и конкретного содержания управленческой деятельности принято выделять следующие основные сферы государственного управления: 1) управление экономикой. 2) управление в социально-культурной сфере. 3) управление в области административно-политической деятельности.

Метод государственного управления – это способ непосредственного целенаправленного влияния исполнительных органов (должностных лиц) на подчиненные им органы, граждан и их объединения.

Основные методы государственного управления:

1) метод убеждения – это система воспитательных, разъяснительных и поощрительных мер, направленных на формирование у граждан понимания необходимости четкого исполнения властных предписаний. Например, к числу таких мер относится правовая пропаганда, личный пример, материальное и моральное поощрение;

2) метод принуждения – это психологическое, физическое или материальное воздействие на определенные лица с целью заставить их исполнять властные предписания.

2. Административно-правовые отношения, их особенности.

Административно-правовое отношение – это управленческое отношение, урегулированное нормой административного права. Специфика этого вида правовых отношений состоит в том, что они носят властный характер: эти отношения возникают между властвующим и подвластным, между субъектами, неравными друг другу. (Например: водитель авто и инспектор ДПС).

Структура административно-правового отношения:

1) с у б ъ е к т ы. Один из участников административно-правового отношения – должностное лицо или орган государственной исполнительной власти, действующее в пределах своей компетенции. Вторым участником может выступать физическое или юридическое лицо.

Административная правоспособность физического лица (гражданина Украины, иностранного гражданина или подданного, лица без гражданства) возникает с момента рождения и прекращается его смертью.

Административная дееспособность физического лица зависит от возраста. Частичная дееспособность граждан Украины возникает с достижением школьного возраста. Граждане Украины, достигшие 16 лет, обязаны иметь паспорт и зарегистрироваться по месту постоянного жительства. Полная административная правоспособность возникает с достижением 18 лет.

Административная деликтоспособность (способность нести юридическую ответственность за нарушение норм административного законодательства) зависит от возраста и вменяемости. Общий возраст, с которого возможно наступление административной ответственности, определен Кодексом «Об административных правонарушениях» и составляет 16 лет. Вменяемость – это такое психическое состояние, при котором лицо в момент совершения проступка способно осознавать свои действия и руководить ими.

Административная правосубъектность юридического лица возникает в момент его регистрации;

2) о б ъ е к т. Объектом административного правоотношения является то социальное благо, по поводу которого возникло данное отношение. Например, нормальное функционирование органов государственной власти, правопорядок и общественный порядок;

3) с о д е р ж а н и е. Содержанием административного правоотношения являются права и обязанности его участников.

3. Общая характеристика Кодекса Украины «Об административных правонарушениях»

Административное право Украины определяет деяния, которые являются административными правонарушениями, а также взыскания, которые следует применить в отношении совершивших правонарушение лиц. Данные нормы права сосредоточены в Кодексе Украины «Об административных правонарушениях», который был принят 7 декабря 1984 г. И состоит из 5 разделов.

Структура Кодекса Украины «Об административных правонарушениях»:

Раздел 1 «Общие положения» содержит задачи законодательства об административных правонарушениях, определяет действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Раздел 2 «Административные правонарушения и административная ответственность»№ состоит из Общей и Особенной части.

В Общей части даны понятие административного правонарушения, понятие и виды административных взысканий.

В Особенной части содержится перечень административных проступков и определены взыскания за их совершение.

Раздел 3 «Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях» содержит перечень государственных органов и их должностных лиц, в компетенцию которых входит рассмотрение дел об административных правонарушениях. К ним относятся административные комиссии при исполнительных комитетах органов местного самоуправления, исполнительные комитеты сельских и поселковых советов народных депутатов, районные (городские) суды (судьи), органы внутренних дел, органы государственных инспекций.

Раздел 4 «Производство по делам об административных правонарушениях» определяет процессуальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях и наложения административных взысканий.

Раздел 5 «Исполнение постановлений о наложении административных взысканий» определяет процессуальный порядок исполнения решений по административным делам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: