Тема 3.1. Общие понятия об административном праве и
Правоохранительные органы.
Правоохранительные органы – это государственные и негосударственные органы, главной задачей и функцией которых является охрана правопорядка, защита прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства.
К государственным правоохранительным органам относятся:
1) П р о к у р а т у р а;
2) О р г а н ы и у ч р е ж д е н и я ю с т и ц и и (Министерство юстиии, Высший совет юстиции, нотариат, отделы регистрации актов гражданского состояния);
3) органы внутренних дел, в том числе – м и л и ц и я;
4) Служба безопасности Украины;
5) органы государственной налоговой службы;
6) таможенные органы.
К негосударственным правоохранительным органам относят:
- адвокатуру
- частный нотариат
- частные охранные организации.
Раздел 3. Основы административного права.
1. Понятие административного права Украины, сферы и методы государственного
управления.
2. Административно-правовые отношения, их особенности.
|
|
3. Общая характеристика кодекса Украины «Об административных
правонарушениях».
1. Понятие административного права Украины.
Административное право – отрасль системы права Украины, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления.
Государственное управление – основанная на законе деятельность органов государственной власти по практической реализации функций государства. В широком смысле слова под государственным управлением понимают деятельность законодательного, исполнительных, судебных, контрольно-надзорных органов государства.
В узком значении государственное управление рассматривается как деятельность органов исполнительной власти государства, к которым относятся Кабинет Министров Украины, министерства, ведомства, местные государственные администрации.
В зависимости от специфики управляемых объектов и конкретного содержания управленческой деятельности принято выделять следующие основные сферы государственного управления: 1) управление экономикой. 2) управление в социально-культурной сфере. 3) управление в области административно-политической деятельности.
Метод государственного управления – это способ непосредственного целенаправленного влияния исполнительных органов (должностных лиц) на подчиненные им органы, граждан и их объединения.
Основные методы государственного управления:
1) метод убеждения – это система воспитательных, разъяснительных и поощрительных мер, направленных на формирование у граждан понимания необходимости четкого исполнения властных предписаний. Например, к числу таких мер относится правовая пропаганда, личный пример, материальное и моральное поощрение;
|
|
2) метод принуждения – это психологическое, физическое или материальное воздействие на определенные лица с целью заставить их исполнять властные предписания.
2. Административно-правовые отношения, их особенности.
Административно-правовое отношение – это управленческое отношение, урегулированное нормой административного права. Специфика этого вида правовых отношений состоит в том, что они носят властный характер: эти отношения возникают между властвующим и подвластным, между субъектами, неравными друг другу. (Например: водитель авто и инспектор ДПС).
Структура административно-правового отношения:
1) с у б ъ е к т ы. Один из участников административно-правового отношения – должностное лицо или орган государственной исполнительной власти, действующее в пределах своей компетенции. Вторым участником может выступать физическое или юридическое лицо.
Административная правоспособность физического лица (гражданина Украины, иностранного гражданина или подданного, лица без гражданства) возникает с момента рождения и прекращается его смертью.
Административная дееспособность физического лица зависит от возраста. Частичная дееспособность граждан Украины возникает с достижением школьного возраста. Граждане Украины, достигшие 16 лет, обязаны иметь паспорт и зарегистрироваться по месту постоянного жительства. Полная административная правоспособность возникает с достижением 18 лет.
Административная деликтоспособность (способность нести юридическую ответственность за нарушение норм административного законодательства) зависит от возраста и вменяемости. Общий возраст, с которого возможно наступление административной ответственности, определен Кодексом «Об административных правонарушениях» и составляет 16 лет. Вменяемость – это такое психическое состояние, при котором лицо в момент совершения проступка способно осознавать свои действия и руководить ими.
Административная правосубъектность юридического лица возникает в момент его регистрации;
2) о б ъ е к т. Объектом административного правоотношения является то социальное благо, по поводу которого возникло данное отношение. Например, нормальное функционирование органов государственной власти, правопорядок и общественный порядок;
3) с о д е р ж а н и е. Содержанием административного правоотношения являются права и обязанности его участников.
3. Общая характеристика Кодекса Украины «Об административных правонарушениях»
Административное право Украины определяет деяния, которые являются административными правонарушениями, а также взыскания, которые следует применить в отношении совершивших правонарушение лиц. Данные нормы права сосредоточены в Кодексе Украины «Об административных правонарушениях», который был принят 7 декабря 1984 г. И состоит из 5 разделов.
Структура Кодекса Украины «Об административных правонарушениях»:
Раздел 1 «Общие положения» содержит задачи законодательства об административных правонарушениях, определяет действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Раздел 2 «Административные правонарушения и административная ответственность»№ состоит из Общей и Особенной части.
В Общей части даны понятие административного правонарушения, понятие и виды административных взысканий.
В Особенной части содержится перечень административных проступков и определены взыскания за их совершение.
Раздел 3 «Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях» содержит перечень государственных органов и их должностных лиц, в компетенцию которых входит рассмотрение дел об административных правонарушениях. К ним относятся административные комиссии при исполнительных комитетах органов местного самоуправления, исполнительные комитеты сельских и поселковых советов народных депутатов, районные (городские) суды (судьи), органы внутренних дел, органы государственных инспекций.
|
|
Раздел 4 «Производство по делам об административных правонарушениях» определяет процессуальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях и наложения административных взысканий.
Раздел 5 «Исполнение постановлений о наложении административных взысканий» определяет процессуальный порядок исполнения решений по административным делам.