Функции фактуального знания и аспекты его соотношения с теоретическим знанием

Понятие научного факта. Структура и типология научных фактов. Истина и факт: абсолютность и относительность.

Любое научное исследование начинается со сбора фактов, систематизации и обобщения фактов. Понятие «факт» имеет следующие основные значения:

1) Некоторый фрагмент действительности, объективные события, результаты, относящиеся либо к объективной реальности («факты действительности»), либо к сфере сознания и познания («факты сознания»).

2) Знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана, т. е. синоним истины.

3) Предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т.е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов.

Второе и третье из названных значений резюмируются в понятии «научный факт». Последний становится таковым тогда, когда он является элементом логической структуры конкретной системы научного знания, включен в эту систему.

Факт имеет многомерную структуру. Иногда выделяют объективную составляющую факта, это реальные процессы, события, соотношения, свойства и т.п. Выделяют также информационную составляющую, это информационные посредники, обеспечивающие передачу информации от источника к приемнику – средству фиксации фактов. Можно выделить практическую детерминацию факта, это обусловленность факта существующими в данную эпоху качественными и количественными возможностями наблюдения, измерения, эксперимента. Определяют также когнитивную детерминацию факта, это зависимость способа фиксации и интерпретации фактов от системы исходных абстракций теории, теоретических схем.

О взаимосвязи понятий факта и истины можно сказать следующее. Так как факт представляет собой особый вид высказывания, то одной из его логических характеристик является значение истинности.

В понимании природы факта выделяют две крайние тенденции: фактуализм и теоретизм. Если первый подчеркивает независимость и автономность фактов по отношению к различным теориям, то второй, напротив, утверждает, что факты полностью зависят от теории и при смене теории происходит изменение всего фактуального базиса науки. Верное решение проблемы состоит в том, что научный факт, обладая теоретической нагрузкой, относительно независим от теории, поскольку в своей основе он детерминирован материальной действительностью.

Парадокс теоретической нагруженности фактов разрешается следующим образом. В формировании факта участвуют знания, которые проверены независимо от теории, а факты дают стимул для образования новых теоретических знаний. Последние, в свою очередь, – если они достоверны – могут снова участвовать в формулировании новейших фактов и т.д.

В научном познании факты играют двоякую роль: во-первых, совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и построения теорий; во-вторых, факты имеют решающее значение в подтверждение теорий (если они соответствуют совокупности фактов) или их опровержении (если тут нет соответствия). Расхождение отдельных или нескольких фактов с теорий не означает, что последнюю надо сразу отвергнуть. Только в том случае, когда все попытки устранить противоречие между теорией и фактами оказываются безуспешными, приходят к выводу о ложности теории и отказываются от нее.

В любой науке следует исходить из данных фактов, которые необходимо признавать, независимо от того, нравятся они нам или нет. При этом недопустимо «выхватывать» отдельные факты, а необходимо стремиться охватить по возможности все факты (без единого исключения).

В то же время не следует «гнаться» за бесконечным числом фактов, а, собрав определенное их количество, необходимо в любом случае включить собранную систему фактов в какую-то концептуальную систему, чтобы придать им смысл и значение. При этом ученый всегда руководствуется определенными целями, задачами, идеями.

Таким образом, эмпирический опыт планируется, конструируется теорий, а факты всегда так или иначе теоретически нагружены. Поэтому исходный пункт, начало науки – это, строго говоря, не сами по себе факты, даже в их совокупности, а теоретические схемы, «концептуальные каркасы действительности». Они состоят из абстрактных объектов (идеальных конструктов) разного рода – постулаты, принципы, определения, концептуальные модели и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: