Эксперимент

Социологический эксперимент - способ получения информации о количественном и качественном изменении деятельности и поведения социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов.

В социологии под экономическим экспериментом подразумевают непосредственное влияние конкретных экономических условий на сознание людей.

Классическая модель эксперимента. Её можно свести к изучению воздействия независимой переменной (например, выступление кандидата в президенты) на зависимую переменную (голосование человека на выборах). Целью эксперимента является проверка гипотезы о наличии или отсутствии влияния независимой переменной на зависимую.

Принципиальное значение в такой модели имеет вопрос о подборе экспериментальной и контрольной групп. Основная задача исследователя- достичь до эксперимента максимального подобия (т. к. полной идентичности достичь невозможно) этих двух групп. Термин "подобие" понимается здесь в статистическом смысле, т. е. единицы генеральной совокупности, из которых подбираются группы, должны иметь одинаковые шансы попасть и в первую группу, и во вторую. Подобный процесс подбора часто называют рандомизацией. Рандомизация преследует цель исключить систематические смещения и ошибки, которые могут возникнуть при экспериментальном воздействии на неэквивалентные группы.

Внутренняя и внешняя обоснованность. Проблема внутренней обоснованности означает наличие вероятности того, что выводы, которые исследователь делает на основе экспериментальных результатов, могут не отражать суть происходившего во время самого эксперимента.

Источниками этой проблемы могут быть:

- влияние событий в прошлом на результаты эксперимента;

- изменение самих участников эксперимента в процессе эксперимента;

- влияние процесса тестирования и повторения тестирования на поведение людей;

- влияние инструмента, используемого в процессе эксперимента, включая и самого экспериментатора;

- несопоставимость экспериментальной и контрольной групп.

Внешняя обоснованность относится к возможности обобщения, распространения выводов эксперимента на реальные объекты. Даже если результаты внутренне обоснованы, то можно ли перенести выводы, полученные на экспериментальных группах, на реальные социальные объекты и процессы?

Существует много примеров, когда результаты экспериментов оказываются неприемлемыми вовсе или приемлемыми не в полной мере для изучаемого феномена.

Лабораторный эксперимент предполагает, что исследователь создаёт искусственную среду (например, в лаборатории) для его проведения, что позволяет ему более тщательно контролировать среду, в которую помещены изучаемые группы. Искусственность среды заключается в том, что объект наблюдения переносится из своей обычной среды в обстановку, которая помогает добиться высокой степени точности в наблюдении за его поведением. В социологии одна из наиболее трудных проблем, связанных с лабораторным экспериментом, относится к внешней обоснованности результатов эксперимента.

Полевой эксперимент. Для него характерна максимально естественная ситуация- это может быть учебный класс, производственная среда.

Естественный эксперимент. Под ним понимают такой эксперимент, в котором исследователь заранее не выбирает и не подготавливает независимую переменную, не воздействует ею на экспериментальную группу. Исследователь отводит себе роль наблюдателя и фиксатора процессов, самостоятельно происходящих в изучаемой сфере жизни.

Итоги социального эксперимента отражаются в отчёте, который содержит следующие три раздела:

- результаты исследования;

- выводы;

- рекомендации.


[6] Заславская Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества. // Социс. – 2001. №8. – с. 3‑11.

[7] Средний класс в современном российском обществе. / Под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой и др. – М.: РОССПЭН, РНИСиНП, 2000. – с.44.

[8] Там же, стр. 122-143.

[9] Ф. Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства//К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные сочинения. Т.6, Изд-во политической литературы, 1987. – стр.142-143.

[10] B.Thorne, M.Yalom. Rethinking the family. Some Feminist Questions. Notheastern University Press, Boston. 1992. – p. 4-5.

[11] Э. Гидденс. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – стр. 365.

[12] Сорокин П.А. Кризис современной семьи. Ежемесячный журнал для всех.– 1916. – № 2 и 3. – с. 166.

[13] Цит. По А. Митрикас Семья как ценность: состояние и перспективы изменений ценностного выбора в странах Европы// https://www.demoscope.ru/weekly

[14] Purvaneckiene G. Decision making on family level. Report on The Conference “Women and Democracy”, 13-14 Feb, 2003, Tallinn

[15] А. Митрикас Семья как ценность: состояние и перспективы изменений ценностного выбора в странах Европы// https://www.demoscope.ru/weekly

[16] Там же.

[17] Авдеев А.А. Браки и разводы в России: устойчивость и изменчивость. Доклад на семинаре, Москва, 1998.

[18] Levis, R.A., Spanier, G.B. Theorizing about the quality and stability of marriage. Contemporary theories about the family. W.R. Burr, R. Hill, F.I. Nye, I.L. Reiss (Eds.). Vol.1. New York: Free Press, 1979.

[19] Гурко Т.А. Трансформация института родительства в постсоветской России. – М., 2008.- Автореферат на соискание степени доктора социологических наук.

[20] Inglehart, R. Inglehart-Welzel cultural map of the world. https://www.worldvaluessurvey.org/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: