Лекция № 10. Каталитический крекинг

В незнакомой ситуации эти младенцы держались настолько близко к матери и так беспокоились по поводу ее местонахождения, что практи-чески не занимались исследованиями. Они приходили в крайнее волнение, когда мать покидала комнату, и проявляли заметную амбивалентность по отношению к ней, когда она возвращалась. Они то тянулись к ней, то сердито отталкивали ее.

Неуверенные, амбивалентные младенцы (insecure-ambivalent infants).

Неуверенные, избегающие младенцы (insecure-avoidant infants).

Эти младенцы выглядели достаточно независимыми в Незнакомой ситуации. Оказавшись в игровой комнате, они сразу же начинали изучать игрушки. Во время своих исследований они не использовали мать в качестве отправной точки в том смысле, что не подходили к ней время от времени. Они ее просто не замечали. Когда мать покидала комнату, они не проявляли беспокойства и не искали близости с ней, когда она возвращалась. Если она пыталась взять их на руки, они старались этого избежать, вырываясь из ее объятий или отводя взгляд. Этот избегающий паттерн был выявлен примерно у 20 % младенцев в американских выборках.

Поскольку эти малыши демонстрируют такую независимость в Незнакомой ситуации, они кажутся многим людям исключительно здоровыми. Но когда Эйнсуорт увидела их избегающее поведение, то предположила, что они испытывают определенные эмоциональные трудности. Их отчужденность напомнила ей детей, которые пережили травмирующее разлучение.

Домашние наблюдения подтвердили догадку Эйнсуорт, о том, что что-то обстоит не так. Матери в этом случае оценивались как относительно несенситивные, вмешивающиеся и отвергающие. Их дети часто казались неуверенными в себе. Хотя некоторые из них были дома очень независимыми, большинство тревожились по поводу местонахождения матери. Разлука с ней сопровождалась громким плачем.

Таким образом, общая интерпретация Эйнсуорт сводится к следующему: когда эти малыши попадали в Незнакомую ситуацию, они опасались, что не смогут найти у своей матери поддержки и поэтому реагировали в оборонительном ключе. Они избирали безразличную, сдержанную манеру поведения, чтобы себя защитить. Их так часто отвергали в прошлом, что они пытались забыть о своей потребности в матери, чтобы избежать новых разочарований. А когда мать возвращалась после эпизодов разлучения, они отказывались на нее смотреть, как бы отрицая какие-либо чувства к ней. Они вели себя так, как будто говорили: "Кто ты? Должен ли я тебя признавать? - ту, которая не поможет мне, когда мне это будет нужно".

Боулби полагал, что это оборонительное поведение может стать фиксированной и всеохватывающей частью личности. Ребенок превращается во взрослого, который излишне самонадеян и отчужден, - в человека, который не может никогда "опустить забрало" и поверить другим настолько, чтобы установить с ними тесные отношения.

У себя дома эти матери, как правило, обращались со своими малышами в непоследовательной манере. Иногда они бывали ласковыми и отзывчивыми, а иногда нет. Эта непоследовательность, очевидно, оставляла малышей в неуверенности относительно того, будет ли их мама рядом, когда они будут в ней нуждаться. В результате, они обычно хотели, чтобы мать была поблизости - желание, которое сильно возрастало в Незнакомой ситуации. Эти малыши очень расстраивались, когда мать покидала игровую комнату, и настойчиво пытались восстановить контакт с ней, когда она возвращалась, хотя при этом также изливали на нее свой гнев.

Амбивалентный паттерн иногда называют "сопротивлением", поскольку дети не только отчаянно добиваются контакта, но и сопротивляются ему. Этот паттерн характеризует 10-15 % годовалых детей в выборках по США.

Исходя из своих наблюдений Эйнсворт (Ainsworth, Blehar и др) выделяют 3 типа привязанностей у младенцев:

1. Дети группы «А» обычно не огорчаются и не плачут при разлуке с матерью, игнорируют и даже избегают ее при встрече. Такое поведение ребенка свидетельствует об отчуждении и избегании матери, об отсутствии чувства безопасности у ребенка. Этот тип привязанности был назван «избегающая, небезопасная привязанность» (avoidant-unsecure attachment).

2. Дети группы «В» огорчаются и плачут (либо не плачут) при разлуке с матерью и сильно радуются, стремятся к близости и к взаимодействию при ее появлении. Такое поведение ребенка свидетельствует о надежности привязанности и о чувстве безопасности, которое дает ребенку мать. Поэтому тип привязанности этой группы детей получил название «безопасная привязанность» (secure attachment).

3. Дети группы «С» дают яркую гневную реакцию на разлуку с матерью, но сопротивляются контактам с ней при встрече: сердятся, плачут, не идут на руки, хотя явно хотят, чтобы на них обратили внимание и «взяли на ручки». Такое поведение свидетельствует об амбивалентном, непоследовательном отношении к матери и об отсутствии чувства уверенности и безопасности у ребенка. Данный тип привязанности обычно называют «амбивалентная небезопасная привязанность» или «тревожно-амбивалентная привязанность».

Некоторые исследователи выделяют кроме того еще и четвертый тип, который у разных авторов имеет разное содержание и, как правило, является одним из вариантов приведенных выше типов привязанности – дезорганизованная привязанность. Матери в этом случае страдали от депрессии, либо в случаях жестокого обращения, а также в шизоидных семьях. Дети с такой привязанностью вели себя очень по-разному. Часто им был свойственен детский аутизм.

В большинстве исследований, однако, рассматриваются только предыдущие три типа привязанности.

В детстве развитию привязанности способствует нежное, бережное обращение взрослого, принятие и поддержка, благодаря чему у ребенка формируется базовое доверие к миру и положительная самооценка. Детская привязанность к родителям проявляется у взрослых в их последующей жизни в особенностях межличностных отношений, в выборе партнера, в самооценке и любви к себе. В случае если привязанность сформирована, человек нормально развивается, учится различать свои чувства и чувства других, легко устанавливает контакт, доверяет окружающим, становится уверенным в себе, легче справляется с переживаниями; меньше ревнует и завидует, не подвержен страхам; проявляет любовь и нежность к другим. Если в детстве формирование привязанности нарушено, то во взрослом возрасте человек будет не способен устанавливать длительные любовные отношения. При первом знакомстве такие люди кажутся обаятельными и вовлеченными в отношения, но как дело доходит до близких и стабильных отношений, становится очевидным, что они не доверяют партнеру и не способны на проявление в отношениях нежности, заботы и любви.

Нарушение привязанности может проявляться по-разному, например:

· Родитель хочет привязать к себе ребенка любой ценой;

· Ребенок не способен проявить самостоятельность и уйти из родительского дома;

· Молодой человек пытается влюбить в себя девушку, не имея искренних чувств к ней;

· Девушка кокетничает и флиртует со многими мужчинами, но ни с кем не устанавливает близких отношений;

· Попытка установить полный контроль над партнером в браке.

Наиболее остро мы ощущаем потребность в привязанности, когда нам грустно и одиноко, когда мы испытываем стресс или переживаем утрату. Противоположностью привязанности является одиночество, ведь расставание и разлука нередко сопутствуют привязанности.

Быть привязанным – значит подвергать себя риску боли расставания. Не получив отклик от любимого или близкого человека, возникает чувство полного одиночества. Если же нет привязанности, то нет боли потери и расставания.

Как уже было отмечено выше, в младенчестве личность приобретает тот или иной тип привязанности. Приверженность к одному типу привязанности сохраняется во взрослой жизни. Но объектом привязанности теперь становится не мать, а партнёр романтических взаимоотношений. Разделение на типы остаётся тем же:

1.Безопасный тип привязанности.

2.Избегающий тип привязанности.

3.Тревожно-амбивалентный тип привязанности.

Безопасный тип привязанности оказался прежде всего связанным с переживанием счастья, дружбы и доверия. Обладатели безопасного типа привязанности относятся к любовным чувствам как к чему-то относительно стабильному, постепенно развивающемуся и затухающему. Они скептически относятся к романтическим историям в книгах и кино, в которых от любви теряют голову, считая, что подобные истории лишены здравого смысла. Им свойственно в большей степени контролировать свои эмоции, однако они не отвергают возможности крепкой эмоциональной связи. Любое рискованное поведение люди с безопасным типом привязанности считают неприемлемым.

В близких доверительных отношениях такие люди чувствуют себя комфортно, они проявляют большую нежность и заботу к своему партнёру, оправданно ожидая от него того же самого. Взрослые, склонные к подобным привязанностям, без труда создают близкие отношения и не боятся ни стать слишком зависимыми, ни потерять любимого человека. Они способны поддерживать длительные любовные связи, приносящие удовлетворение. Данный тип привязанности демонстрируют примерно 7 детей из 10 (и примерно столько же взрослых).

Избегающий тип привязанности можно соотнести со страхом близости, эмоциональными взлетами и падениями, а также с ревностью. Примерно 2 из 10 детей и взрослых его демонстрируют. Обладатели избегающего типа привязанности относятся скептически к прочности романтических отношений и считают, что достаточно редко удается найти человека, в которого можно влюбиться. Также можно отметить такие черты характера как неуверенность в себе, низкая самооценка, ранимость. Их внутренний страх того, что в трудной ситуации они не найдут понимания и поддержки со стороны объекта привязанности, заставляет проявлять сдержанность, а порой и холодность в романтических отношениях.

Людям с избегающим типом привязанности также очень трудно довериться партнёру, что определяет такую черту характера как независимость.

Тревожно-амбивалентный тип – более всего соотносится с навязчивой поглощенностью любимым человеком, желанием тесной связи, эмоциональными крайностями и ревностью. Примерно один ребенок и один взрослый из 10 демонстрируют тревожность и двойственность, характерные для тревожной привязанности. Обладатели тревожно-амбивалентного типа привязанности считают, что влюбиться легко, найти же истинную любовь очень трудно. Порой им трудно контролировать свои эмоции и желания. Для представителей данного типа проблематичным является выстраивание долговременных прочных отношений с партнёром.

Став взрослыми, тревожно-амбивалентные дети не очень доверяют окружающим, а потому зачастую ревнивы и ведут себя, как собственники. Они могут регулярно ссориться с одним и тем же человеком и бурно, гневно реагируют на все обсуждения конфликтных ситуаций. Поэтому одной из наиболее серьёзных проблем, часто встречающейся у представителей тревожно-амбивалентного типа привязанности является выходящая из под контроля ревность. Человек постоянно озабочен возможной потерей партнера и может даже воображать его связь с другими людьми. Редкие и вполне невинные социальные интеракции партнера могут вызывать неоправданно резкую реакцию.

Причины возникновения собственнического чувства разнообразны. Важную роль в его появлении часто играют комплекс неполноценности и незрелость личности. Некоторые люди требуют от своих партнеров абсолютной и безусловной преданности, не понимая, что каждому человеку, даже при наличии близких отношений, необходимо личное пространство для психологического развития. Как правило, собственническое чувство свидетельствует о том, что человек в значительной степени не уверен в себе.

Вид привязанности влияет на выбор партнера, на самоощущения и поведение в межличностном общении, на переживание ситуации разрыва отношений и разлуки. Понимание своего вида привязанности помогает пролить свет на особенности межличностных отношений.

В 1945—1949 гг. в СССР начали строить и осваивать установки каталитического крекинга с циркулирующим шариковым синтетическим алюмосиликатным катализа­тором. На этих установках перерабатывали фракции ди­зельного топлива и получали базовый авиационный бен­зин. Крекинг этих фракций проводили в жестких усло­виях с целью получения ароматизированного бензина с концом кипения 220 °С. Для углубления конверсии сырья и повышения качества вырабатываемого бензина осуществляли рециркуляцию газойля.

В связи с развитием в нашей стране реактивной авиации и расширенного применения в автотракторном парке дизельных двигателей производство базового авиационного бензина сильно сократилось и ресурсы сырья (фракции дизельного топлива) уменьшились. Сырьем каталитического крекинга могли служить толь­ко прямогонные фракции нефти с пределами кипения выше, чем у дизельного топлива (200—360 °С), и фрак­ции вторичного происхождения (керосиновые и газойлевые фракции процесса термического крекинга). В сере­дине пятидесятых годов на установках каталитического крекинга начали перерабатывать вакуумные газойли и флегму термического крекинга. При переработке тяжелых фракций (350—500 °С), содержащих много смо­листых веществ и непредельных углеводородов, увели­чилось коксообразование, и возникла перегрузка регене­раторов по теплу. С целью уменьшения коксообразования были подобраны мягкие условия крекирования и увеличен объем регенераторов. Количество зон в регене­раторе возросло с 9 до 14—15. На некоторых установках объединили несколько зон и стали подавать в них боль­ше воздуха. С целью повышения кратности циркуляции катализатора была проведена реконструкция и автома­тизация пневмотранспорта. Все эти мероприятия позво­лили перерабатывать на установке модели 43-102 тяже­лое сырье и сырье вторичного происхождения. Техноло­гическая схема такой установки описана ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: