Лекция 45 Американская литература первой половины ХХ века

Literature list

  1. David Begg, Foundations of Economics, McGraw-Hill Higher Education, 2009.
  2. Andrew Gillespie, Foundations of Economics, OUP Oxford, 2011.
  3. Principles of Economics, Karl E. Case, Ray C. Fair, Sharon Oster, Pearson Higher Education, 2011.
  4. Principles of Economics, N. Gregory Mankiw, Cengage Learning, 2012
  5. Stanly Fisher, Rudiger Dornbush, David Begg, Economics, 4th edition, London, 2008
  6. Камаев В.Д. и колл. Авторов, Экономическая теория, Учебник, 2010 г
  7. Мусабеков С.М. Экономическая теория. Учебное пособие. Алматы. КазУМО и МЯ 2011г

Internet resources

https://www.oup.com/uk/orc/bin/9780199586547/

Американская литература первой половины ХХ века.

К началу ХХ века США становятся самой богатой страной капиталистического мира. Особенности исторического развития Америки, наличие «свободных земель» на Западе, военные поставки в ходе первой мировой войны были причинами, вследствие которых США стали центром капиталистического мира.

В начале ХХ века в Америке господствует литература декаданса, реалистическая литература находится на стадии оформления.

Драйзер считал, что в обществе сильна романтика наживы, преобладает уверенность, что существующая система самая лучшая, Голливуд держит мертвой хваткой не только кинематографию, но и литературу; в американской литературе никто никогда не работает, нет бедности, а трудности разрешаются при помощи разных интриг. В ряде крупных журналов («Успех», «Американский журнал», «Субботняя почта») прославляется американский образ жизни, частное предпринимательство, «Америка - страна равных возможностей для всех», наилучший в мире американский государственных строй.

Большое распространение в литературе 10-х гг. ХХ в. получил политический приключенческий роман, героем которого является предприимчивый бизнесмен, дипломат, разведчик, в ряде случае этот роман трансформировался в детективно-шпионскую повесть, для которой была характерна антисоветская направленность.

Декадентское искусство поддерживали представители «бостонской школы», которую возглавляли редакции многих крупных газет и журналов, они пропагандировали «чистое искусство».

Тем не менее, реалистическая литература существовала: Марк Твен, Э. Синклер, Дж. Лондон и др.

США объявили о вступлении в первую мировую войну в апреле 1917 года, а участие в военных действиях приняли за несколько месяцев до подписания перемирия. Америка не воевала на своей территории, но ее литература не прошла мимо «потерянного поколения». Проблемы, связанные с войной, пафос войны, ее герои вошли не только в книги тех писателей, которые воевали на фронтах Европы, как Э. Хемингуэй, но и затронули широкий круг писателей и произведений, переплелись с другими проблемами, специфическими для Америки, с темой больших денег в Америке 20-х годов и крахом Американской мечты. Война вызвала горечь и гнев, помогла прозреть и увидеть истинную цену вещей, ложь и придуманность официальных лозунгов.

Экономический кризис 20-30-х гг. стянул все противоречия в единый узел, обострив социальные конфликты, на Юге и Западе массами разорялись фермы, на Севере и Северо-востоке на шахтах и заводах развернулись ожесточенные социальные столкновения.

Т. Драйзер пишет о бедствиях горняков Гарлана, Стейнбек всему миру поведал о трагедии фермеров Калифорнии и Дальнего Запада.

Свое наиболее правдивое и глубокое отражение бурные 30-е гг. находят в творчестве Э. Хемингуэя, У. Фолкнера, Дж. Стейнбека, А. Миллера, С, Фицджеральда.

Характерной чертой американских реалистов было то, что, заимствуя некоторые формальные особенности модернистского романа, они сохраняют эстетические принципы критического реализма: умение создавать типы огромного социального значения, показывать глубоко типические для американской действительности обстоятельства провинциальной и столичной жизни; умение изображать жизнь как противоречивый процесс, как постоянную борьбу и действие, в отличие от декадентского романа, который заменяет изображение социальных противоречий уходом во внутренний мир героя, в область подсознательного.

Мастера американской прозы сознательно отказывались от сложной техники богато разработанного острого и занимательного сюжета романа 19 века, по их мнению, простой сюжет, лишенный элементов занимательности, лучше способен подчеркнуть трагизм положения главного героя. Они считали, что в ХХ веке эстетика чтения должна стать более напряженной, чем в прошлом столетии, поэтому они не стремятся, как их предшественники, сообщить в экспозиции все основное о своих героях; от читателя требуется дополнительное усилие, чтобы усвоить и осмыслить компоненты сложной композиции романа.

Первая половина ХХ века оказалась плодотворной для развития всех направлений в американской литературе, открыла имена Т. Вулфа, У. Фолкнера, Ю. О'Нила, Э. Хемингуэя, Ф. С. Фицджеральда, Д. Стейнбека. Их произведения упрочили европейскую известность и всемирный авторитет литературы США.

Большой резонанс получила деятельность Джона Рида, издание в 1919 году его книги «Десять дней, которые потрясли мир». Эта книга принесла в Америку живое дыхание революции в России. Престиж рабоче-крестьянского государства необычайно возрос после 1929 года, когда в результате краха на Нью-йоркской бирже в Америке наступила «великая депрессия» и на улицы вышли демонстрации безработных, по которым армия открывала огонь. В этот период в США было написано более 100 тысяч заявлений с просьбой переселиться в Россию.

Тридцатые годы вошли в историю Америки как «красные тридцатые». По остроте социального, политического и экономического кризиса они не имеют аналогии во всей двухсотлетней истории США. И хотя «великая депрессия» была официально преодолена в 1933 году, ее присутствие в литературе выходит за означенные пределы. Опыт тех тяжелых лет навсегда остался в американцах как иммунитет против самодовольства, беспечности и душевного безразличия.

Он лег в основу дальнейшего развития национальной формулы успеха, способствовал укреплению моральной основы американского бизнеса. Этот опыт придал «второе дыхание» школе критических реалистов, ведущих традицию от «разгребателей грязи». На новом материале литературы принялись тщательно расследовать Американскую трагедию, имеющую глубокие корни в национальном сознании.

Тема Американской мечты и Американской трагедии логически влечет за собой появление проблемы патологического восхваления патриотами всего американского и чувства страха и подавленности обитателей маленьких городков, вынужденных нести на себе бремя «здорового американизма».

Теодор Драйзер (1871-1945).

Крупнейший американский художник-реалист ХХ века оставил глубокий след в американской и мировой литературе, именно он в первые 2 десятилетия ХХ века отстоял позиции критического реализма, несмотря на травлю прессы и бойкот издательств.

Драйзер создает роман за романом, изображая «серые будни» американской действительности, разоблачая миф об Америке как о стране «безграничных возможностей» («Сестра Керри» - путь простой американской девушки к успеху, подчеркивая случайность успеха героини, выкарабкавшейся со дна жизни фабричных работниц).

В «Трилогии желаний» («Финансист» (1912), «Титан» (1913), «Гений» (1915)) автор показывает судьбу всей нации, оказавшейся под пятой монополий в конце 19 века на примере карьеры главного героя Каупервуда.

Творческий путь Драйзера характеризуется в начале века нарастанием протеста против варварской жестокости капиталистического общества, выхода из которого он не видит.

Драйзер считал, что американская действительность при кажущемся внешнем благополучии трагична и ужасна, по его мнению, задачей реалистических писателей является описание всех сторон американской жизни: не только спорт, жизнь Голливуда, создание трестов и корпорация, появление новых автомобилей, но и «ад и чистилище» американской жизни.

Завершающую полноту тема Американской мечты – мифа об Америке как земле обетованной, где любой чистильщик сапог может стать миллионером, - получила в романе «Американская трагедия» (1925). Мечта обернулась иллюзией, подлинная человечность оказалась несовместимой с буржуазными стандартами счастья. Америка, обманувшая героя романа, отправляет его на электрический стул, хотя он последовательно выполнил официальную формулу успеха.

Путь от Американской мечты к Американской трагедии, исследованный Драйзером, - главное художественное открытие всего творчества писателя.

В центре романа - история рядового американца Клайда Гриффитса, сына бедных родителей. В ней две части: преступление и наказание. В основе романа детективная фабула, однако расследование преступления не таит в себе обычного вопроса «Кто убил?»: преступник читателю известен. Преступление описано столь же тщательно, как и его расследование.

Тщательно исследуя духовное развитие чувствительного и наблюдательного от природы Клайда, одинокого, не понимающего своих родителей – уличных проповедников, и не понятого в семье, автор показывает, к какому мизерному стандарту была сведена его духовная жизнь, его мечты и принципы. Окружающая среда: кинофильмы, реклама, атмосфера большого города, газеты, - рано формируют взгляды Клайда на жизнь, стремление к богатству, презрение к труду. Счастье – это деньги! Этот принцип заставил Клайда выбрать работу поближе к чаевым и легкой жизни: боем в шикарном отеле, где его мечты обрели очертания реальной жизни. Начало разложения души Гриффитса происходит в отеле, куда он поступает посыльным: он отказывается одолжить своей матери часть чаевых, отложенных на увеселительную поездку с девушками. Поездка заканчивается катастрофой, спасаясь от ответственности, Гриффитс бежит в Ликург, где устраивается на фабрике дяди. Зрелище трущоб, тяжелого труда на фабрике, великолепие особняков богачей еще сильнее разжигает в нем желание попасть в мир роскоши и богатства.

Рассчитывая на брак с Сондрой Финчли, дочерью крупного промышленника, Гриффитс решает убить соблазненную и беременную от него Роберту Олден, так как она может стать препятствием на пути к желанному богатству. И невесту он выбрал ту, что побогаче, и цепко ухватился за возможность насильственно избавиться от Роберты. В свою очередь Роберта, следуя той же логике, доверилась перспективному племяннику хозяина фабрики и своему непосредственному начальнику.

В результате Клайд Гриффитс попадает на электрический стул за убийство, таков конец человека, поверившего в миф «равных возможностей»: именно так трактовали советские литературоведы роман Драйзера.

На самом деле дело не совсем в развращающем молодого человека капиталистическом мире, дело, видимо, в том, что в его душе не нашлось достаточно серьезных моральных принципов, которые должны были не допустить его до убийства. Искать причины надо не только в буржуазных идеалах и морали, которые «испортили» милого и нравственного Гриффитса. Весь путь его нравственного падения и развращенности показывает, как логично и постепенно он шел к убийству. Находясь уже в тюрьме, сам Клайд не может понять: «За что?» Он совершенно растерян: разве он убил Роберту? Ведь он был в нее страстно влюблен и даже верил сначала, пока его не ослепило богатство Сондры, что они с Робертой подходят друг другу.

Правда, он никогда не собирался жениться на простой работнице, а когда это стало неизбежным, попытался избавиться от юношеской «ошибки». Он нечаянно толкнул девушку, от неловкого движения лодка перевернулась, Роберта совсем не умела плавать – и сразу пошла ко дну. Клайд плавал превосходно, но не стал ее спасать, а направился к берегу. Перед глазами стояло лицо тонущей, взывающей о помощи… А он плыл к своей мечте, к «сладкой жизни», развлечениям «золотой молодежи», в круг которой его ввела Сондра. Нет, он не убил. Просто не стал спасать и не помог.

Большое место занимает описание судебного процесса Клайда Гриффитса: его дело становится предметом политических спекуляций, прокурор стремится осудить его в интересах республиканской партии, его не интересует истина. Судье перед выборами так был нужен громкий процесс, где можно блеснуть перед избирателями. Вот почему судья Мейсон придал ему сенсационность, играл на эмоциях толпы, зачитывал интимные письма погибшей, забыв о ее добром имени и профессиональной чести.

Тайна суда, по прихоти которого преступник может быть и оправдан, и осужден, случайность смертного приговора Клайду – вот вопросы, отвечая на которые Драйзер пишет социально-психологическую летопись типично американского преступления. Наиболее мрачные страницы романа посвящены описанию «Дома смерти», куда попадает Клайд в ожидании казни.

Документализм истории Клайда подтвержден десятком аналогичных случаев, взятых Драйзером из газет и судебных хроник. Они и обеспечивают нравственную достоверность расследования писателя, дают ему право на безоглядную критику государственных устоев Америки, всех ее институтов – от семьи до суда.

Роман «Американская трагедия» стал одной из вершин реализма Драйзера: глубокий психологизм романа тесно связан с социальным анализом, писатель показывает формирование духовного облика человека под влиянием окружающей среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: