Модель КПВ Маркетании

Проблема производственных возможностей и эффективности экономики

Так как ресурсы ограничены, перед человеком и обществом встает важный вопрос – вопрос выбора. Часто у человека нет возможности удовлетворить свои потребности или, наоборот, возможность есть, а потребности нет. Даже в повседневной жизни можно столкнуться с этой экономической дилеммой, например сходить в кино или посетить парикмахера, съесть мороженое или шоколадку. В экономической теории эта задача проявляется в необходимости выбора между альтернативными товарами: какие следует производить, а от каких следует отказаться. Выпуская, например, максимальное количество велосипедов, придется ограничить производство, например, самокатов. Это подводит нас к понятию производственных возможностей.

Впервые построил и описал модель производственных возможностей американский экономист Пол Самуэльсон. Он проанализировал возможные варианты производства «пушек» и «масла», под которыми понимались товары военного и гражданского назначения, и отразил их на графике под названием «Кривая производственных возможностей» (КПВ), получившем всемирную известность, как инструмент экономического анализа. КПВэто линия, показывающая максимально возможный объем производства двух благ при эффективном использовании всех имеющихся ресурсов.

Для упрощения анализа при построении данной модели были приняты следующие допущения:

· экономика функционирует в условиях полной занятости всех имеющихся ресурсов и достигает максимально возможного объема производства;

· имеющиеся ресурсы неизменны, как по количеству, так и по качеству;

· технология производства также постоянна;

· экономика производит два продукта;

· анализ проводится в краткосрочном периоде времени.

Упростив цифровой пример Пола Самуэльсона, построим модель производственных возможностей воображаемой страны Маркетании. Допустим, в течение некоторого периода времени в данном государстве производится два товара: спутники и школы. Возможные варианты их выпуска представлены во втором и третьем столбцах таблицы. В четвертом и пятом столбцах указываются альтернативные затраты производства дополнительной единицы спутника и школы, соответственно. Они выражаются в отказе от выпуска некоторого количества одного блага ради увеличения производства другого блага на одну единицу. Расчет альтернативных затрат производства дополнительного спутника, выраженных в количестве непостроенных школ, проводится в направлении от А к Г. А расчет альтернативных издержек выпуска дополнительной школы, выраженных в потерях спутников — от Г к А.

Таблица1.

Производственные возможности Маркетании

Как видно из таблицы, используя ресурсы полностью, можно построить 15 школ ИЛИ 5 спутников. Это варианты А и Г. Как правило, они в анализе не участвуют, поскольку общество нуждается и в школах, и в спутниках. На практике такие ситуации вполне возможны. Это зависит от приоритетов развития экономики, а также от показателей рождаемости в стране. Между этими крайними позициями существуют и другие варианты выпуска благ. При технологическом выборе одного из этих вариантов в расчет принимаются сегодняшние потребности Маркетании в школах и спутниках, а при экономическом выборе — альтернативные затраты производства дополнительной единицы каждого из этих благ. Их можно выразить в денежном выражении. Для этого нужно знать рыночную стоимость одного спутника и одной школы. Тот вариант производства, который обещает наименьшие альтернативные затраты, считается наиболее эффективным. Допустим, им является вариант производства В: 3 спутника и 9 школы.

На основании данных о выпуске спутников и школ построим и проанализируем график кривой производственных возможностей Маркетании.

Рис. 8. КПВ Маркетании

Кривая (или граница) производственных возможностей общества отражает следующие экономические принципы и законы:

1. Экономика работает на пределе своих производственных возможностей. Следовательно, ресурсы используются полностью и с максимальной эффективностью в точках А, В, С, Б, Е, Г, лежащих на КПВ. В краткосрочном периоде Маркетания может переключать ресурсы с производства спутников на производство школ, перемещаясь по КПВ. Если она захочет произвести больше и тех, и других благ, то ограниченность ресурсов не позволит сделать это одновременно.

2. Любая точка внутри области КПВ указывает на то, что ресурсы используются не полностью. Например, точка Н показывает, что заводы и стройки Маркетании заняты работой на 40%. Такое положение экономики может также означать, что ресурсы рабочего времени используются с низкой эффективностью. В этих ситуациях Маркетания может увеличить производство школ и спутников одновременно до максимально возможного объема выпуска. Это графически выражается величиной отрезков HI и HJ

3. Любая точка вне кривой предпочтительнее точки на КПВ, скажем точка М: 4 спутника и 10 школ. Она показывает невозможный (недосягаемый) вариант производства в данное время при нынешней технологии и ограниченном объеме ресурсов.

4. КПВ имеет отрицательный угол наклона, который отражает обратную зависимость между изменениями в выпуске школ и спутников. Это объясняется тем, что экономика функционирует в условиях ограниченности и полной занятости ресурсов.

5. По мере приближения к любой из осей координат наклон графика будет увеличиваться, то есть КПВ приобретает выпуклую форму. Это объясняется действием закона возрастающих альтернативных затрат. Например, количество новых школ, от выпуска которых общество вынуждено отказаться ради производства дополнительного спутника возрастает.

6. Рост альтернативных издержек производства дополнительного спутника, выраженных в недопроизведенных школах приводит к снижению эффективности использования ограниченных ресурсов. Это объясняется тем, что ресурсы, необходимые для производства спутников мало пригодны для выпуска школ, и наоборот.

Общественное производство подразделяется на материальное и нематериальное.

Рис 9.Система общественного производства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: