Операционные системы, сервисные программы

Операционная система представляет собой комплекс системных и служебных программных средств. ОС обеспечивает интерфейс между: пользователем и программно-аппаратными средствами компьютера (интерфейс пользователя), программным и аппаратным обеспечением (аппаратно-программный интерфейс), разными видами программного обеспечения (программный интерфейс). Прикладные и другие программы работают под управлением ОС. Приложениями операционной системы называют программы, предназначенные для работы под управлением данной системы.

Классы, примеры операционных систем.

Однопользовательские, однозадачные - PC DOS, MS DOS.

Однопользовательские, многозадачные - MS Windows 95/98.

Сетевые (серверные) - MS Windows NT 4.0 Server, NetWare 5.1.

В большинстве АИС малых, средних и других предприятий применяются настольные ОС MS DOS, Windows 95/98, сетевые (серверные) ОС MS Windows NT 4.0 Server, Novell NetWare.

Сетевые рабочие станции (ПК пользователей) АИС предприятий работают под управлением настольных ОС Windows 95/98, Windows NT 4.0 Workstation, реже Windows 2000 Professional.

Для управления сетевыми ресурсами используются сетевые (серверные) ОС Windows NT 4.0 Server. Windows 2000 Server, NetWare 4.1,5.1,6 устанавливаемые на компьютеры-серверы.

Кроме указанных выше ОС, в АИС крупных организаций, предприятий используются, например, операционные системы ZOS, OS/400, Unix, Linux, Solaris, Другие операционные системы, например OS/2 4.0 WARP, используются редко.

Виды, примеры системных сервисных программ.

Файловые менеджеры - Norton Commander, FAR, DISCo Commander.

Архиваторы - WinRAR, WinZip.

Антивирусы - Doctor Web, Kaspersky AntiVirus, Norton AntiVirus

Программы зашиты информации, в т.ч. шифрования данных - Secret Disk, КриптоОфис.

Брандмауэры (межсетевые экраны) - Застава, Z-2.

Брандмауэр (firewall) - программа (или специально выделенный компьютер), выполняющая функцию межсетевого экрана (щита), который не позволяет проникать извне в локальную вы числительную сеть (ЛВС) предприятия (из Интернета) и не пропускает из ЛВС несанкционирован­ные данные и команды.

К сервисным программам относят различные утилиты в основном по обслуживанию дисков и файловой системы, в т.ч. форматирование дисков, обеспечение сохранности информации, возможности ее восстановления в случае сбоя, предоставление информации о ресурсах компьютера, распре­делении оперативной памяти между программами. Из утилит наиболее из­вестен многофункциональный комплекс Norton Utilites.

Имеются версии сервисных программ для рабочих станций (ПК) и серверов, различных операционных систем. Для защиты информации применяются программные и аппаратные средства. Например, система защиты

конфедициальной информации Secret Disk используется с ключом HASP, с ключ ем для US В-порта (электронный брелок), смарткартой с внутренним или внешним карт-ридером для параллельного/последовательного порта.

Прикладные программы общего назначении

В АИС организаций, предприятий используются следующие виды прикладных программ общего назначения: текстовые и табличные процессоры, системы управления базами данных (СУБД), справочные правовые системы, браузеры, программы электронной почты, системы автоматиза­ции делопроизводства и документооборота, программы распознавания текста, статистические пакеты программ. К прикладным программам общего назначения относят также программы подготовки презентаций, графические редакторы, экспертные системы, нейронные сети, программы машинного перевода и др.

Примеры прикладных программ общего назначения. Текстовые процессоры - MS Word 97, Word 2000, Lotus Word Pro. Табличные процессоры - MS Excel 97, Excel 2000, Lotus 1-2-3. Персональные СУБД - Fox Pro, MS Access, Clipper. Промышленные (профессиональные) СУБД - Oracle, Informix, Sybase, DB2, MS SQL Server, Cache', Progress.

Справочные правовые системы - КонсультантПлюс, Гарант, Кодекс, ЮСИС, Референт, Ваше право.

Браузеры - MS Internet Explorer, Netscape Navigator. Программы электронной почты - MS Outlook Express. Системы автоматизации делопроизводства и документооборота - Дело, Босс-Референт, Евфрат.

Программы распознавания текстов - CimeiForm, FineReader. Статистические пакеты программ - ОЛИМП: СтатЭксперт, Stalistika (StalSofi), SSPS.

Программы общего назначения называют также пакетами прикладных программ (ПГШ). Системы, объединяющие функционально различные программы, называют интегрированными пакетами. Они включают текстовый, табличный процессор, СУБД и другие программы. Основная отличительная особенность интегрированного пакета - единый интерфейс пользователя для всех входящих в него программ, информационная связь между ними за счет унификации форматов представления данных. В один документ можно поместить, например, отчет в формате текстового процессора (текстового редактора) и несколько таблиц в формате табличного процессора (электронной таблицы).

К интегрированным пакетам программ относятся офисные системы Microsoft Office, Star-Office (San Microsystems), Corel Office.

Кроме Word, Еxcel. Access в Microsoft Office входит персональный информационный менеджер Outlook, программа для создания электронных презентаций Power Point. Аналогичные прикладные программы общего на­значения входят В русскоязычную версию интегрированного пакета StarOl-fice 6.0, работающего в операционных средах Microsoft Windows, Linux, Solans.

СУБД включает совокупность программных средств, предназначенных для создания, ведения и использования баз данных и прикладных систем, Промышленные мощные СУБД Oracle, DB2 применяются, в основном, в АИС наиболее крупных организаций, предприятий, банков при большом объеме баз данных и одновременной работе нескольких сотен и более пользователей. При одновременной работе в АИС предприятий, банков нескольких десятков пользователей применяется, например, СУБД Pervasive SQL (раньше назывался менеджер записей Btrieve).

В АИС государственных и других организаций используются также отечественные СУБД HyTech, Линтер, разработанные, соответственно, фирмами "Скач М", "РЕЛЭКС". Они обеспечивают создание, ведение и использование реляционных баз данных большого и сверхбольшого объема, поддерживают архитектуру клиент-сервер, работают на различных платформах (ОС семейства Unix, Linux, Solaris, Windows, Novell NetWare и др.), удовлетворяют повышенным требованиям к надежности и безопасности.

Специальные прикладные программы, системы

К прикладному специальному программному обеспечению АИС организаций, предприятий относятся:

- отдельные программы (системы) для решения различных задач, па-пример, бухгалтерского и налогового учета, расчета зарплаты, планирования, финансового анализа и др.;

- программные комплексы (системы программ), включающие информационно взаимосвязанные программы (подсистемы, модули) автоматизации бухгалтерского и налогового учета, расчета и учета зарплаты, оперативного и бухгалтерского учета товаров, анализа и др.;

- корпоративные информационные системы (КИС), обеспечивающие автоматизацию большинства функций, задач управления предприятием, в т.ч. управления производством, запасами, продажами, текущего и перспективного планирования, анализа, электронного бизнеса.

Виды и примеры прикладных специальных программ (систем) для решения различных задач.

Программы для индивидуальных предпринимателей -Предприниматель 7.7

Программы для упрощенной системы налогообложения 1С: Бухгалтер и я 7.7. Упрощенная система налогообложения, Инфо-Бухгалтер с упрощенной системой налогообложения,

Бухгалтерские программы (системы) - 1С:Бухгалтерия 7 7, Турбо Бухгалтер (ДИЦ), Инфо-Бухгалтер (Инф о-бухгалтер). Комплексная бухгалтерия (КомТех), Инфин-Бухгалтерия (Инфин).

Программы учета зарплаты и кадров (управления персоналом) -1С:Зарплата и Кадры 7.7, БОСС-Кадровик (АйТи), Управление персоналом (АиТ), Зарплата (ИНФОСОФТ).

Торгово-складские программы - 1С Торговля и склад 7.7, Фолио Win Склад, Оборот+ (АРБТ), Торговый склад (Компьютер-Сервис).

Программы финансового анализа - ИНЭК-АФСП (ИНЭК), БЭСТ-Ф (Интеллект-Сервис), Audit Expert (Про-Инвест-ИТ),

Программы планирования - Project Expert (Про-Инвест-ИТ), Business Plan PL (Общество финансового и экономического развития предприятий РОФЕР), ИНЭК-АНАЛИТИК (ИНЭК),

Маркетинговые программы - ЕЭС Т-маркетинг (Интеллекг-Сервис), ОЛИМП Маркетинг (Рос экспертиза), Marketing Expert (Про-Инвест-ИТ), Касатка (SBI USA Ink).

На средних, крупных предприятиях используются системы электронной коммерции, многомерного анализа данных (О LAR-технологи и), управления проектами и др. Средство управления проектами представляет собой программно-методический инструмент, позволяющий выделить и оптимально распределить ресурсы (временные, людские, материальные, финансовые). Для поддержки планирования и отслеживания выполнения различных работ используется, например, Microsoft Project,

Некоторые программы позволяют автоматизировать решение нескольких задач. Например, Marketing Analytic (Курс) решает задачи управления взаимоотношениями с клиентами, совместима с системой программ 1С: Пред приятие, с торгoвоскладской программой Фолио-WinСклад, Client Center (Про-Инвест-ИТ, WinPeak), наряду с управлением взаимоотношениями с клиентами предназначена для оптимизации процессов сбыта, маркетинга, сервисного обслуживания, настраивается на специфику работы соответствующих подразделений предприятия.

Специальные прикладные программные комплексы (системы программ)

В большинстве организаций, предприятий используются специальные программные комплексы (системы программ), например, 1С:Предприятие 7.7 (входят программы 1С:Бухгалтерия 7.7, 1С:Зарплата и Кадры 7.7, Торговля и склад 7.7), Инфин-управление (Инфнн), БЭСТ-4/5, БЭСТ-ОФИС (Интеллект-Сервис), Парус, Инфо-Бухгалтер, ЛокОФФИС (ЛокИС), Abacus Financial (Омега), RS-Balance (R-Style Softlab) и др. Например, БЭСТ-4/5 включает информационно взаимосвязанные модули "АРМ главного бухгалтера", "Расчетный счет", "Касса. Подотчетные лица", "Товары. Гото­вая продукция", "Управления продажами", "Учет закупок", "Расчеты. До­говоры", "Учет материалов", "Учет заработной платы", "Учет основных средств и НМА" и др.

В организациях и предприятиях республиканских, областных потреб-союзов Центросоюза РФ используются также программы автоматизации бухгалтерского, складского учета, расчета заработной платы, экономического анализа («Центросоюз-свод») и др., разработанные и внедряемые НИИ потребительской кооперация.

Соответствующие версии бухгалтерских программ, программных комплексов разработаны с учетом специфики бюджетных и коммерческих организаций, предприятий различных отраслей. Имеются версии программ (комплексов): однопользовательские для работы на одном компьютере; сетевые, файл-серверные, позволяющие нескольким пользователям одновременно работать с одной информационной базой; сетевые для работы с базой данных в режиме "клиент-сервер" с использованием в качестве сервера баз данных той или иной промышленной СУБД,

В АИС предприятия при работе в ЛВС более 20 персональных компьютеров может быть использовано, например, следующее программное обеспечение: настольная ОС MS Windows 98 или ОС MS Windows 2000 Professional на ПК, сетевая версия 1С:Предприятие 7.7 для SQL сервера, сетевая (серверная) ОС MS Windows NT 4,0 Server или ОС MS Windows 2000 Server, сервер базы данных (СУБД) Microsoft SQL Server 7,0/2000. Подобное программное обеспечение АИС предприятия, прежде всего, использование промышленной СУБД, существенно повышает надежность, производительность и стабильность функционирования системы, особенно при работе значительного числа пользователей с информационными базами большого размера- Новая система программ 1С:Передприятие 8.0 позволяет существенно расширить границы масштабируем ости прикладных решений за счет реализации современной 3-уровневой архитектуры "клиент-сервер", применения приложений для автоматизации задач планирования, маркетинга, управления производством.

Отечественные и зарубежные корпоративные информационные системы

По мере развития, роста масштаба деятельности предприятий, образования территориально распределенных административных, производственных, торговых, складских подразделений, увеличения материальных, финансовых, информационных потоков управление предприятием усложняется. Для обеспечения эффективного управления на средних и крупных

предприятиях создаются автоматизированные системы управления (ACУ), называемые также интегрированными (комплексными), корпоративными системами управления (ИСУ, КСУ), корпоративными информационными системами (КИС). Наряду с решением учетных задач, АСУ должна обес­печить управление производством, планирование материальных, финансовых ресурсов в соответствии с динамикой заказов клиентов, прогноз рынка, изменения цен и условий поставок материалов (товаров), комплектующих, управление запасами. Отличительным признаком АСУ является автоматизация функций прогнозирования, планирования, контроля,

В мировой практике известен ряд стандартов и концепций построения систем управления предприятием, в т.ч. MRP, MRP II, ERP По составу решаемых с помощью компьютеров задач управления различают АСУ (КИС) класса MRP (Material Requirements Planning - планирование материальных потребностей), MRP II (Manufacturinq Resource Planning - планиро­вание материальных ресурсов) и BRP (Enterprise Resource Planning - планирование ресурсов предприятия). ERP-система предполагает управление всеми ресурсами предприятия, часто используется в качестве собирательного термина для описания комплексного подхода к управлению. ERP-система включает десятки функциональных подсистем, обеспечивает управление материальными, финансовыми, кадровыми ресурсами предприятия, увязывает приобретение материалов с управлением производственными процессами, реализацией продукции, осуществляет бизнес-планирование, отличается высоким уровнем детализации описания процессов, операций, имеет тысячи настраиваемых параметров.

ERP-системы ориентированы на повышение гибкости, производительности и эффективности внутрикорпоративных бизнес-процессов. ERP-системы следующего поколения, называемые ERP II, должны обеспечить управление сложными бизнес-процессами, охватывающими несколько предприятий, партнеров в цепочке поставок.

ЕRP II - это бизнес-стратегия и набор приложений, ориентированные на особенности конкретной отрасли и повышающие ценность компании для клиентов и владельцев за счет поддержки и оптимизации оперативных и финансовых процессов совместной работы внутри и между предприятиями. ERP П-система создает условия для реализации стратегии "ин­формационной прозрачности", которая предусматривает предоставление информации контрагентам. Например, розничная фирма может войти в ERP-систему поставщика через защищенный Web-интерфейс, просмотреть ассортимент товаров на складе, сделать заказ, ERP II - это интеграция базовой ERP-системы со специализированными системами, такими как управление взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Man-

Hagement, СRМ), управление цепочками поставок (Supply Chain Management, SCM), управление знаниями (Knowledge Management, KM). Сложность внедрения многогранного механизма координации, на котором осно­вывается методика ERP II, часто требует существенной перестройки на предприятии технологий, бизнес-процессов, персонала

Для автоматизации управления средними и крупными предприятиями различных отраслей используются КИС (MRP П-системы) Галактика, Парус-корпорация, Компас, ТБ.Корпорация (ТБ.СОФТ), БОСС-Корпорация (АйТи). Эталон (Цефей), NS2000 (Никос-Софт), БЭСТ-ПРО (Интеллект-Сервис), Флагман (Инфософт), М-3 (Клиент-Серверные технологии), Alfa (Ин форм контакт). Капитал (Лаборатория ИСТ) и др.

В основном на крупных предприятиях различных отраслей внедряются также русифицированные (локализованные), доработанные применительно к российскому законодательству зарубежные КИС (ERP-системы) R/3, Ваап, Oracle E-Buslness Suite, Scala, Axapta, Navisiori, J.D. Edwards, SyteLine и др. КИС насчитывают десятки функциональных подсистем (модулей), используют промышленные СУБД.

Для предприятий, не имеющих возможности приобрести полный ком­плект ERP-системы. представляет интерес, например, система управления ресурсами предприятия mySAP ERP фирмы SAP AG, которая по функциональности находится примерно посередине между R/3 Enterprise и системой mySAP Business Suite и включает системы управления отношениями с клиентами, цепочкой поставок. Широкие функциональные возможности отличают систему управления персоналом mySAP HR. Наряду с расчетом заработной платы она позволяет оценить каждого сотрудника на основе объективных критериев, оптимально использовать профессиональный и личный потенциал специалистов, планировать рост и управлять карьерой сотрудников.

Важным при выборе зарубежной КИС является наличие сертификатов, рекомендаций соответствующих российских организаций. Например, система управления предприятием Navlslon (Microsoft Business Solution) получила сертификат Института профессиональных бухгалтеров России и рекомендована Департаментом методологии бухгалтерского учета Мин­фина России для использования на предприятиях сферы производства, сбыта и обслуживания. Методическое обеспечение Navision соответствует правилам нормативного регулирования системы бухгалтерского учета в РФ. В ходе тестирования оценивались принципы организации и структура плана счетов, ведение учетных регистров, легкость проведения операций, состав и качество отчетности и др. Адаптивность и настраиваем ость системы позволяют применять ее на средних и крупных предприятиях различных сфер деятельности и форм собственности. В единой базе данных Navision 3.60 интегрирует функциональность, связанную с финансовым менеджментом, бухгалтерским и налоговым учетом, управлением цепочками поставок и производственными процессами, управлением взаимоотношениями с клиентами и электронным бизнесом.

КИС постоянно развиваются и совершенствуются. Используется многозвенная архитектура клиент-сервер, реализуются функции стратегического, финансового управления, управления логистическими цепочками, циклами закупок с участием нескольких предприятий, интегрированного Web-портала для доступа к приложениям предприятия. Например, в системе управления "Парус 8.5" получили развитие модули "Бухгалтерский учет" (реализована возможность независимой обработки документов бухгалтерского и налогового учета), "Управление закупками, складом и реализацией" (добавлены средства планирования закупок и консолидации заказов, расчета естественной убыли), появились новые модули "Управление отношениями с клиентами" (для автоматизации маркетинга, сбыта и обслуживания клиентов), "Управление автотранспортом", "Управление иму­ществом", "Управление техническим обслуживанием и ремонтом", включен инструментарий для создания собственных решений на базе элементов системы без привлечения специалистов "Паруса".

Бизнес-процессы, как правило, выходят за рамки отдельной компании. В цепочках поставок, обмене информацией участвует значительное количество партнеров, каждый из которых вносит определенный вклад в производство и дистрибуцию продукции. Современному предприятию необходимо автоматизировать и интегрировать не только внутренние, но и межкорпоративные бизнес-процессы. Поэтому актуальным и востребованным является построение и развертывание корпоративных порталов как средства взаимодействия и обмена информацией. Подобный корпоративный портал реализован, например, в ERP-системе Axapta 3.0 (Microsoft Business Solution). Это комплексное Web-приложение, которое позволяет предприятиям обмениваться информацией и представляет различные сервисы их персоналу, клиентам и поставщикам. Каждый пользователь имеет доступ только к той информации и функциям ERP-системы, которые нужны в работе именно ему. Кроме того, можно использовать стандартные для информационных порталов сервисы, в т.ч. поиск, просмотр, публикацию данных. Важным нововведением является Commerce Gatewau (шлюз), ко­торый представляет собой интегрированную часть системы Axapta и служит для обмена информацией напрямую между различными системами управления. Реализуется электронный документооборот с любым предприятием независимо от того, какую систему управления оно использует. Например, BRP-Сиетема клиента позволяет размещать заказы в Axapta при снижении запасов на своем складе ниже критического уровня. Заказы формируются в Axapta автоматически, менеджеры по продажам, работники склада и бухгалтерии получают соответствующую готовую информацию. При этом уменьшается объем ручной работы, сокращается время обработки заказа, снижается количество возможных ошибок.

Соответствующие специальные программные комплексы (системы программ) используются биржами, банками, страховыми и другими фирмами, министерствами, ведомствами, В т.ч. налоговыми, финансовыми, статистическими, таможенными организациями. Например, на районном, областном, федеральном уровнях Министерства по налогам и сборам. Ми-нистерства финансов функционирует, соответственно, АИС "Налог", АИС "Финансы", которые автоматизируют сбор, передачу, обработку налоговой и финансовой информации, решение задач контроля, анализа, планирования. Наряду с решением специфических задач в налоговых, финансовых органах для автоматизации бухгалтерского учета, расчета зарплаты и т.п. используется, например, система "Парус".

В банках, их филиалах используются банковские информационные системы DiasoftBANK, RS-Bank, KaopyNf, Новая Афина, БИСквит и др.

АИС министерств, ведомств, крупных банков, бирж, страховых фирм работают на основе промышленных СУБД. Например, банковская система РАБИС для областных управлений ЦБ РФ работает с использованием СУБД Oracle8i, информационный Интернет-портал Министерства по налогам и сборам РФ базируется на Oracle9i Applications Server Portal и СУБД Oracle9i.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АИС.

Информационное обеспечениепредназначено для отражения информации, характеризующей состояния управляемого объекта и являющийся основой для принятия управленческих решений.

Информационное обеспечение – это совокупность информации предметной области, средства и способы ее хранения, передачи.

Информационное обеспечение делится на:

1. внемашинное,

2. внутримашинное.

Внемашинное – это информация в документах унифицированной формы, система кодирования информации и классификации.

Внутримашинное – сюда относятся массивы данных, базы и банки данных, информация на машинных носителях.

В теории автоматизированных систем информационное обеспечение принято делить на:

- системы показателей данной предметной области (например, показатели бухгалтерского учета, финансово-кредитной деятельности, анализа и др.);

- системы классификации и кодирования;

- документацию;

- потоки информации – варианты организации документооборота;

- различные информационные массивы (файлы, хранящиеся в ЭВМ и на машинных носителях и имеющие различную степень организации).

При создании информационного обеспечения, чтобы сделать информацию удобной, доступной для человека и ЭВМ применяются классификаторы информации:

1. Общегосударственные – разрабатываемые в централизованном порядке и являющихся едиными для всей страны.

2. Отраслевые – единые для какой-то отрасли деятельности. Например, для бухгалтерского учета составлены коды планов счетов, видов оплат и удержаний из зарплаты, видов операций движения материальных ценностей и др.

3. Локальные – составляются на номенклатуры, характерные для данного предприятия, банка, организации (коды таблиц №, подразделений, клиентов и др.).

Общегосударственные классификаторы условно делятся на 4 группы:

1. Классификаторы трудовых и природных ресурсов, например – общегосударственный классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).

2. Классификаторы структуры отраслей (общегосударственный классификатор народного хозяйства – ОКОНХ), органов управления (система обозначения органов государственного управления – СООГУ), административно-территориального деления (СОАТО), предприятий и организаций (ОКПО), форм собственности (ОКФС).

3. Классификаторы продукции (ОКП – общегосударственный классификатор промышленности и сельскохозяйственной продукции; общегосударственный классификатор строительной продукции).

4. Классификаторы технико-экономических показателей (ОКТЭП), управленческой документации (ОКУД), системы обозначений единиц измерений и др.

Если при создании АИС не удается использовать общегосударственные и отраслевые классификаторы, то приступают к составлению нового, учитывающего специфику, разрабатываемой АИС.

Составление классификатора ведется в 2 этапа:

1. классификация информации,

2. кодирование.

Классификация осуществляется с выявления номенклатуры, подлежащей кодированию. Затем по каждой номенклатуре составляется полный перечень всех позиций, подлежащих кодированию. В каждой номенклатуре предусматривается некоторое количество резервных позиций на случай появления новых объектов.

После составления классификации выполняется кодирование – процесс присвоения условного обозначения различным позициям номенклатуры.

Код – условное обозначение объекта знаком или группой знаков по определенным правилам, установленным системой кодирования. Коды могут быть цифровыми, буквенными, буквенно-цифровыми и состоять из одного или нескольких знаков.

После присвоения кодов создается классификатор – систематизированный свод однородных наименований и их кодовых обозначений.

(Примеры кодирования – Г.А. Титоренко стр. 105- 109).

Довольно распространенной в последнее время системой кодирования является штриховое кодирование – основано на двоичной системе счисления. Широким линиям и широким промежуткам присваивается логическое значение 1, узким – 0. Таким образом, штриховое кодирование – способ построения кода с помощью чередования широких и узких, темных и светлых полос.

Состав и организация внутримашинного

информационного обеспечения.

Внутримашинное информационное обеспечение – это виды специально организованной информации, удобной для восприятия техническими средствами (в частности, компьютером).

Примеры такой информации – файлы (массивы), базы и банки данных, базы знаний, а также их системы.

Информация записывается на магнитных дисках в памяти ЭВМ.

Информационное обеспечение должно быстро и в полном объеме удовлетворять информационные потребности всех пользователей информационных технологий, обеспечивать эффективность поиска и выдачи данных, возможность поддержания данных в состоянии постоянного обновления и работоспособности.

Состав и структура внутримашинного информационного обеспечения определяется способами организации файлов, баз и банков данных, взаимодействием между ними, развитием их во времени, которые могут классифицироваться по смысловому содержанию, способам использования, назначению, методу организации.

Файл – это совокупность однородной информации по составу и последовательности полей, записанной на магнитном диске с присвоением имени.

Близким понятием к «файлу» является «массив».

Массивы классифицируются так:

- Постоянные массивы – категория нормативно справочных сведений, составляют информационный базис АИТ.

- Текущие массивы (переменные массивы) включают переменную информацию.

- Промежуточный массивы – выполняют роль механизма, передающего информацию от задачи к задаче или внутри задачи.

- Выходные массивы – хранят информацию, полученную в результате обработки исходной информации.

- Хранимые массивы – формируются на основе выходных массивов и содержат информацию для будущих отчетов.

- Поисковые массивы – совокупность показателей, записей, ключей поиска определенных документов.

- Служебные массивы – вспомогательная информация для обработки всех видов массивов.

При увеличении объемов информации для многоцелевого применения и эффективного удовлетворения информационных потребностей различных пользователей используется интегрированный подход к созданию внутримашинного информационного обеспечения в виде базы и банка данных.

База данных – специальным образом организованное хранение информационных ресурсов в виде интегрированной совокупности файлов, обеспечивающей удобное взаимодействие между ними и быстрый доступ к данным.

Банк данных – автоматизированная система, представляющая совокупность информационных, программных, технических средств и персонала, обеспечивающих хранение, накопление, обновление, поиск и выдачу данных.

Главной составляющей банка данных являются:

- база данных,

- программный продукт, называемый системой управления базой данных (СУБД).

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Экономическая информация – это совокупность полезных данных сферы экономики, отражающих через стоимостные натуральные и экономические показатели взаимодействия между управляющим и управляемым объектами.

Классификация экономической информации.

По участку учетной работы:

- учет основных средств,

- учет денежных средств,

- учет заработной платы

и др.

По фазе управления:

- плановая (эффективные указания о развитии предприятия и его подразделений),

- учетная,

- прогностическая,

- статистическая.

По отношению к процессу управления:

- осведомляющая,

- управляющая.

По отношению к объекту управления:

- внешняя,

- внутренняя,

- входящая,

- исходящая.

По стадии образования:

- первичная,

- вторичная.

По стабильности:

- постоянная,

- переменная.

По полноте информации:

- достаточная,

- недостаточная,

- избыточная.

По степени законченности обработки:

- промежуточная,

- результатная.

Информация претерпевает следующие стадии преобразования: накопление и сбор, регистрация, обработка, хранение, поиск, обмен или передача.

На начальном этапе собирают и накапливают необходимую информацию, чтобы ее не утерять, информацию регистрируют. После этого информацию подвергают обработке, т.е. проводится анализ полученной информации и делается вывод. Затем полученные результаты анализа вместе с исходной информацией сохраняют. При необходимости принятия какого-либо управленческого решения хранящуюся информацию извлекают, при этом происходит ее поиск. Обмен информацией и ее передача происходит непосредственно на всей стадии взаимодействия управляемого и управляющего объекта.

Структурные единицы информации:

1. Реквизит – самая маленькая, неделимая единица информации, выражает определенные свойства объекта.

2. Показатель – составная единица информации, достаточная для образования документа, состоящая из одного реквизита – основания и ряда, связанного с ним реквизита – признака.

3. Информационное сообщение – это совокупность реквизитов и показателей.

4. Массив – это совокупность информационных сообщений, бывают они:

- документные,

- машинные.

Единицы измерения информации:

1. при ручной обработке – символы, документы, документострока.

2. При машинной обработке – бит, байт, килобайт.

Пример: Сумма заработной платы работникам 10 участка за декабрь 2003г. составит 50000 руб.

Реквизит – основан – 50000

Все остальные реквизиты – признаки

- объект изучения – работники

- состояние действия – начисление з/п

- место действия – участок

- время действия – декабрь 2003г.

- единицы измерения – рубли.

ПРИНЦИПЫ, СТАДИИ И ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ АИС.

Выработка эффективных управленческих решений в сложных экономических системах, сопряженная с переработкой значительного объема разнообразной информации, вызывает необходимость разработки АИС управления в экономике.

Основные принципы проектирования (создания) АИС.

1. принцип системности – позволяет подойти к объекту, как единому целому, выявлять на этой основе многообразные типы связей между структурными элементами, установить направления производственно-хозяйственной деятельности системы, реализуемые конкретные функции.

2. принцип развития – создается с учетом возможности пополнения и обновления функций системы и видов ее обеспечения.

3. принцип совместимости – способность взаимодействия АИС различных видов, уровней в процессе их совместного функционирования.

4. принцип стандартизации и унификации – необходимость типовых, унифицированных, стандартизированных элементов функционирования АИС.

5. принцип эффективности – достижение рационального соотношения между затратами на создание АИС и целевым эффектом.

Стадии и этапы создания АИС.

1-я стадия – предпроективные обследования.

I-й этап - сбор материалов для проектирования – формирование требований, изучение объекта проектирования, разработка и выработка варианта концепции системы.

II-й этап – анализ материалов и формирования документации – создание и утверждение а) технико-экономического обоснования и б) технического задания на проектирование системы…

2-я стадия – проектирование.

I-й этаптехническое проектирование – ведется поиск наиболее рациональных проектных решений по всем аспектам разработки, создаются и описываются все компоненты системы. Результаты работы отражаются в техническом проекте, особое внимание уделяется комплексу технических средств, создаются спецификации заказа на виды оборудования, средства вычислительной техники.

II-й этапрабочее проектирование – в ходе его осуществляется разработка и доводка программ, корректировка структур баз данных, создание документации на поставку, установку технических средств и инструкции по их эксплуатации, подготовка для пользователей системы обширной документации по эксплуатации системы и др.

Технический и рабочий проекты могут объединяться в единый документ – техно-рабочий проект.

3-я стадия – внедрение АИС.

I-й этап – опытная эксплуатация системы – устранение всех ошибок.

II-й этап – внедрение в промышленную эксплуатацию – закрепляется двухсторонним актом приемки-сдачи.

РОЛЬ И УЧАСТИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СОЗДАНИИ АИС.

АИС создается для удовлетворения информационных потребностей конкретного пользователя, именно он принимает непосредственное участие при ее использовании, в работе с ней.

Внедрение средств автоматизации для совершенствования управления – сложная задача, потому что АИС носят человеко-машинный характер. Машина (ЭВМ) будет полезной только в том случае, когда человек готов воспользоваться ее возможностями, т.е. коллектив заказчика должен быть подготовлен к новой методике работы в условиях АИС, готов помочь ее внедрению и эксплуатации.

При создании АИС только специалист – пользователь может дать полное описание выполняемой работы с документами, входной и выходной информации. Ни кто иной, как пользователь, может судить о правильности работы АИС и АИТ, выявить их ошибки в период внедрения и отладки АИС. Находясь за компьютером, экраном монитора пользователь способен обнаружить недостатки постановок задач, корректировать входную и выходную информацию, формы выдачи результатов, их оформление в виде документов.

Активное участие пользователя в создании АИС обеспечивает в перспективе оперативное и качественное решение задач, сокращает время на внедрение новых технологий. При этом происходит активное обучение пользователя, повышается уровень его квалификации, как постановщика задачи и разработчика.

Постановка задачи – это описание задачи по определенным правилам, которое дает исчерпывающее представление о ее сущности, логике преобразования информации для получения результата.

Постановка задачи ведется на стадии проектирования компьютерных информационных систем – АИС, АИТ.

При постановке задачи специалист – пользователь (например, экономист) должен описать информационное обеспечение своей профессиональной деятельности, представить алгоритм решения задач в условиях «ручной» обработки входной информации.

Постановка задачи требует профессиональных знаний конкретной области, знаний компьютерных технологий. Ошибки пользователя на этапе постановки задачи увеличиваются в сотни и даже тысячи раз по своим последствиям, если их обнаружат на конечных фазах создания программного продукта.

Постановку задачи рекомендуют выполнять в соответствии с планом:

1. Организационно-экономическая сущность задачи,

2. Описание исходной (входной) информации,

3. Описание результатной (выходной) информации,

4. Описание алгоритма решения задачи,

5. Описание используемой условно-постоянной информации.

Как показывает опыт, внедрение АИС и АИТ ведет к качественным переменам в труде пользователей:

- расширяются их профессиональные знания,

- приобретаются навыки работы с вычислительной техникой в автоматизированной информационной среде.

Последствия внедрения новых информационных технологий:

- обработка исходных данных и проведения расчетов ведется высококвалифицированными специалистами своей области. Им отводится анализ, выбор вариантов расчетов, разработка управленческих решений.

- Работа на ПК приводит к повышению квалификации исполнителей, их профессиональной культуре,

- Сэкономленное время при автоматизированной обработке расчетов и оформлении документов используется для расчетов в нескольких вариантах, получение альтернативных оценок ситуаций. Это помогает в анализе ситуации и принятии обоснованных решений.

При внедрении автоматизированных технологий существует неправильное предположение, что оно должно вести к сокращению специалистов (экономистов, бухгалтеров и т.д.). Основное значение внедрения АИС и АИС это сокращение времени на проведение расчетов и высвобождение, увеличение времени на анализ и принятие управленческих решений.

ЛОКАЛЬНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЬ.

Локальная вычислительная сеть – это совокупность программных, технических и коммуникационных средств, обеспечивающих эффективное распределение вычислительных ресурсов.

Свое название ЛВС получили за то, что все ее компоненты (ПК, каналы коммуникаций, средства связи) физически размещаются на небольшой территории одной организации или ее отдельных подразделений.

Использование ПК в составе ЛВС обеспечивает постоянное и оперативное взаимодействие между отдельными пользователями в пределах коммерческой, финансовой или научной структуры.

Возможности сети: - построение распределенных хранилищ информации (баз данных);

- расширение перечня решаемых задач по обработке информации;

- повышение надежности инфосистемы за счет дублирования работы ПК;

- создание новых видов сервисного обслуживания (электронная почта);

- снижение стоимости обработки информации;

- повышается оперативность передачи и обмена информации.

Важнейшей характеристикой сети является технология, она определяется структурой соединения ПК в сети.

Топология ЛВСэто усредненная геометрическая схема соединений узлов сети.

Различают 2 вида топологии:

1. Физическая – реальная схема соединения узлов сети каналами связи.

2. Логическая – структура маршрутов потоков данных между узлами.

Физическая и логическая топологии не всегда совпадают.

Существует несколько топологических структур сетей:

- шинная

- звездообразная

- древовидная

- кольцевая

- многосвязная

Для описания взаимодействия компонентов в сети используются протоколы и интерфейсы.

Протокол – это документ, однозначно определяющий правила взаимодействия одноименных уровней работающих друг с другом абонентов.

Чтобы абоненты понимали друг друга, они должны работать одинаковым образом, т.е. выполнять требования сеансового протокола – стандарта. Это требование определяет:

- список команд, которыми могут обмениваться программы;

- порядок передачи команд;

- правила взаимной проверки;

- размеры передаваемых блоков данных

и т.д.

Также описывается протоколами взаимодействия других одноименных групп программ: транспортных, канальных и т.д. (Сеть представляется протоколами семи ровней).

Наиболее важные функции протоколов на всех уровнях сети:

- защита от ошибок;

- управление потоками данных в сети;

- защита от перегрузок;

- выполнение операций по маршрутизации сообщений и оптимизации использования ресурсов в сети.

Способы связи в сети:

- Проводные

- Беспроводные

- Спутниковые

Классификация сетей по признаку «охват территории»

- Локальные вычислительные сети (ЛВС) – обеспечивает постоянное и оперативное взаимодействие между отдельными пользователями в пределах коммерческой организации, научно-исследовательского учреждения.

- Территориальная вычислительные сеть – объединяет компьютеры, находящиеся на большом удалении друг от друга (десятки – сотни км). Иногда такую сеть называют корпоративной или ведомственной.

- Федеральные вычислительные сети – магистральные сети передачи данных, предоставление услуг по передаче данных в реальном времени широкому кругу пользователей.

- Глобальные сети – обеспечивает к компьютерным ресурсам и возможность общения по переписке, телеконференции между собой различных профессиональных групп, рассосредоточенных на большой территории.

Три вида взаимодействия пользователя персонального компьютера в сети:

- Технология «клиент – сервер»,

- Технология совместного использования ресурсов в рамках глобальной сети,

- Технология универсального пользовательского общения в виде электронной почты.

«Клиент – сервер» - один ПК в сети располагает информационно-вычислительными ресурсами (мощные процессоры, файловая система, почтовая служба, служба печати, база данных), а другие ПК пользуются им.

ПК, имеющий и управляющий тем или иным ресурсом, именуют «сервером», а ПК, пользующийся им, - «клиентом».

В последнее десятилетие все большее развитие получили глобальные вычислительные и информационные сети – уникальный симбиоз компьютеров и коммуникаций.

Глобальная сеть – телекоммуникационные структуры, объединяющие локальные информационные сети, имеющие общий протокол связи, методы подключения и протоколы обмена данные (Internet, Bitnet, DECnet и др.)

ГЛОБАЛЬНЫЕ СЕТИ

Глобальные сети – это телекоммуникационные структуры, объединяющие локальные информационные сети, имеющие общий протокол связи, методы подключения и протоколы обмена данными (Internet, Bitnet, DECnet и др.).

Глобальные вычислительные и информационные сети – симбиоз компьютеров и коммуникаций.

Крупнейшая информационная сеть – Internet. Передача данных в Internet организована на основе протокола – IP (Internet Protokol), предоставляющий описание сети, включающее правила налаживания и поддержания связи в сети, обращения в IP – пакетами и их обработки, описания сетевых пакетов семейства IP. Для объединения разнородных подсетей существуют сетевые протоколы TCP/IP.

В России аналогом Internet является EUnet/ Relcom (Relcom) – обеспечивает доступ к компьютерным ресурсам сети и взаимодействие различных профессиональных групп, рассосредоточенных на большой территории.

Relcom обеспечивает:

- передачу электронной почты внутри страны и за рубеж,

- по соглашению с информационными агентами пользователь сети Relcom может получать аналитические материалы коммерческой деятельности, политические и экономические новости, обзоры популярных изданий,

- пользователь может знакомится с состоянием рынка ценных бумаг,

- сведения ведущих агентств новостей мир,

- обзоры наиболее значимых событий в области науки, техники и технологии, анализ экономических показателей, биржевые отчеты, курсы валют, ценных бумаг и др.

Другой пример российской глобальной сети является «Спринт» – сеть созданная с целью обмена финансовой и деловой информацией между абонентами сети.

«Спринт» обеспечивает:

- интегрированные решения в области телекоммуникаций,

- высокую надежность, скорость и мировое качество услуг связи.

Виды доступа к глобальным сетям:

- непосредственный (прямой) доступ,

- доступ через протоколы канального уровня Internet (позволяют работать в режиме полноправного входа в Internet – протоколы SLIP и PPP),

- доступ по стандартным телефонным линиям через UNIX, UUCP (пользователь может пользоваться почтой и новостями и не больше),

- доступ через другие сети, входящие в глобальную сеть.

Электронная почта обеспечивает:

- передачу документов в ЛВС,

- используется при автоматизации конторских работ,

- позволяет передать информацию вида – отчет, таблицы, диаграммы, рисунки, которые по телефону передать трудно.

Электронная почта глобальных сетей обеспечивает:

- работу в офлайновом режиме, когда не требуется постоянного присутствия на почтовом узле. Достаточно программе – почтовику (Mailer) указать время системных событий и адреса, где следует забирать почту,

- доступ к телеконференциям,

- доступ к файловым телеконференциям.

НЕЙРОСЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Нейронные сети - обобщенное название групп алгоритмов, которые умеют обучаться на примерах, извлекая скрытые закономерности из потока данных.

Эти сети работают по аналогии с принципами строения и функционирования нейронов головного мозга человека и позволяют решать широкий круг задач:

- классификацию состояний сложных систем;

- управления технологическими процессами, финансовыми потоками;

- решение аналитических, исследовательских прогностических задач, связанных с обширными информационными потоками.

Нейросетевые технологии облегчают специалисту процесс принятия важных и неочевидных решений в условиях неопределенности, дефицита времени и ограниченных информационных ресурсов.

Отличительная черта нейронных сетей – способность менять свое поведение (обучаться) в зависимости от изменения внешней среды, извлекая скрытые закономерности из потока данных.

Нейронная сеть настраивается на определенную проблему, задается система экономических показателей, тестируется, получив удовлетворительный результат, может использоваться одним специалистом, решающим определенный круг задач или создать для каждой задачи независимое приложение.

Нейронный сети выступают мощным аналитическим инструментом, в частности, в таких плохо формализуемых и многокритериальных областях, как анализ финансовой и банковской деятельности.

Пример использования нейронной технологии: проанализировав прежние сделки клиента, на этой основе возможно оценить вероятность того, согласится ли конкретный клиент на то или иное предложение.

Глобальные сети – вычислительная сеть объединяет абонентов, расположенных в различных странах. Взаимодействие между абонентами сети осуществляется на базе телефонных линий связи, радиосвязи, систем спутниковой связи.

Глобальные вычислительные сети позволяют решить проблему объединения информационных ресурсов всего человечества и организации доступа к этим ресурсам.

Основная задача глобальной сети – обеспечение абонентам не только доступа к компьютерным ресурсам, но и возможности взаимодействия между собой различных профессиональных групп, рассосредоточенных на большой территории.

Сеть Internet является великой глобальной сетью, поэтому он распространен во всем мире. Идет тенденция к глобализации информационных технологий в результате использования спутниковой связи и всемирной сети Internet. Благодаря этому люди могут общаться между собой и с общей базой данных, находясь при этом в любой точке планеты.

Назначение любой компьютерной сети – предоставление информационных и вычислительных ресурсов подключенным к ней пользователей.

ЛВС можно рассматривать как совокупность сервером и рабочих станций.

Сервер – компьютер, подключенный к сети и обеспечивающий ее пользователь определенными услугами.

Рабочая станция – ПК, подключенный к сети, через который пользователь получает доступ к ее ресурсам.

Рабочая станция может функционировать как в сетевом, так и в локальном режиме.

АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО СПЕЦИАЛИСТА (АРМ)

Деятельность работников сферы управления в настоящее время ориентирована на использование развитых технологий.

Организация и реализация управленческих организаций управленческих функций требует радикального изменения как самой технологии управления, так и технических средств обработки информации, среди которых главное место занимают персональные компьютеры (ПК).

АРМ – это совокупность информационного, программного и технических ресурсов, обеспечивающих конечному пользователю обработку данных и автоматизацию управленческих функций в конкретной предметной области.

Черты и характеристики АРМ: АРМ создается для обеспечения выполнения некоторой группы функций.

Наиболее простая функция АРМ – информационно-справочное обслуживание.

АРМ имеют ориентацию на конкретную предметную область. Профессиональные АРМ являются глобальным инструментом общения человека с вычислительными ресурсами и системами, играя роль автономных рабочих мест, рабочих станций в локальных сетях.

АРМ имеет открытую архитектуру и легко адаптируется к проблемным областям.

АРМ, созданные на базе ПК – это наиболее простой и распространенный вариант АРМ. Такое АРМ рассматривается как система, которая в интерактивном режиме работы предоставляет работнику все виды обеспечения монопольно на весь сеанс работы.

Создание АРМ на базе ПК обеспечивает:

1. простоту, удобство по отношению к пользователю,

2. простоту адаптации к конкретным функциям,

3. компактность размещения и невысокие требования к условиям эксплуатации,

4. высокая надежность и живучесть.

Виды функционирования АРМ:

1. на базе ПК (что мы рассмотрели выше).

2. функционирование АРМ в рамках локальной вычислительной сети в качестве рабочей станции. Такой вариант позволяет распределять информационно-вычислительные ресурсы между несколькими пользователями.

3. АРМ с использованием ПК в качестве интеллектуального терминала, а также с удаленным доступом к ресурсам центральной ЭВМ или внешней (глобальной) сети.

4. АРМ через специальное оборудование подключается не только к ресурсам центральной (главной) ЭВМ, но и к различным информационным службам, системам общего назначения – службам новостей, национальным информационно-поисковым системам, базам данных и знаний, библиотечным системам и т.п.

Организация и создание АРМ базируется, опирается на конкретный вид экономической и управленческой работы пользователя, диктуется специализацией, поставленными целями, объемами работ.

Информационное обеспечение АРМ ориентируется на конкретную, привычную для пользователя предметную область.

Техническое обеспечение АРМ должно гарантировать высокую надежность технических средств, организацию удобных для пользователя режимов работы (автономный, с распределенной Год, информационный и т.д.), способность обрабатывать в заданное время необходимый объем данных.

Программное обеспечение АРМ ориентируется на профессиональный уровень пользователя, сочетается с его функциональными потребностями, квалификацией и специализацией.

Пример АРМ «Управление ценными бумагами»

Решаемые задачи: - введение реестра акционеров,

- регистрация операций по акциям,

- начисление дивидендов,

- формирование отчетов,

- выполнение аналитических расчетов и др.

Компоненты АРМ: - интегрированная БД,

- совокупность расчетных алгоритмов, обеспечивающих обработку информации и отображение результатов,

- встроенная справочная система,

- текстовый редактор и калькулятор.

АРМ предназначено для комплексной автоматизации операций, связанных с первичным размещением и вторичным обращением ценных бумаг. Оно рассчитано на работу с единой интегрированной нормативно-справочной базой данных и реализуемым комплексом расчетных задач.

В последнее время наметилась тенденция к созданию унифицированных АРМ, обслуживающих несколько предметных областей, комплекс аналитик, созданный на базе АРМ-статистики.

Комплексы: «Анализ формирования, распределения и использования прибыли», «Анализ материально-технического и финансового состояния предприятия», «Анализ труда, оплаты и социального развития», «Корреляционно-регрессионный анализ» и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: