Практическая реализация фискальной политики сталкивается со следующими группами проблем:
1. Временные.
2. Политические.
3. Эффект вытеснения.
1. Временные проблемы проявляются в следующих лагах запаздывания.
1) Лаг распознания экономических проблем. Он охватывает период между началом спада или инфляцей и тем моментом, когда происходит осознание проблемы экономистами. В современных условиях существует система индикативного прогнозирования для быстрого определения возникающих экономических проблем.
2) Лаг административной задержки при проведении фискальной политики. Она включает в себя период между началом осознания экономической проблемы и принятием соответствующих административных мер в форме корректировки G и нормы налогообложения (Т1). Законодательные изменения проводятся только через парламент, а в период выборов парламенту может быть просто не до фискальной политики.
3) Лаг функционального запаздывания – это период между принятием соответствующих фискальных мер и временем, когда эти меры начнут оказывать реальное воздействие на экономику.
|
|
2. Политические проблемы. Использование фискальной политики для целей стабилизации экономики часто осложняется приоритетом политических задач над экономическими. Это выражается в следующем:
a) правительство всегда более подвержено стимулирующим мерам проведения фискальной политики, особенно отчетливо это проявляется в периоды избирательных компаний. Рост государственных закупок (G) всегда приветствуется работниками бюджетных организаций и другими социально незащищенными слоями населения, а ↓Т ΄ благотворно сказывается на предпринимательской активности.
b) экономическая стабилизация выступает не единственной целью фискальной политики. Последняя может быть направлена на перераспределение доходов и на обеспечение отдельными общественными товарами некоторых незащищенных слоев населения.
3. Фискальная политика может быть неэффективной и безрезультативной в силу действия эффекта вытеснения.
Суть: приверженность к стимулирующей фискальной политике через рост государственных закупок или понижение уровня налогообложения приводит к дефициту государственного бюджета и соответственно к повышению спроса на деньги для его финансирования. Рост спроса на деньги приводит к повышению ставки ссудного процента и к повышению спроса на национальные ценные бумаги. Это приводит к повышению курса национальной денежной единицы и к снижению чистого экспорта (Хn).
С другой стороны, повышение ставки ссудного процента приведет к снижению инвестиционного спроса (I). Таким образом, снижение Хn и I приведет к снижению совокупного спроса и цель фискальной политики будет не достигнута.
|
|
Графическая иллюстрация эффекта вытеснения представлена на рис. 10.8.
Этим же рисунком можно проиллюстрировать и эффект вытеснения Хn.
Эффект вытеснения признается всеми экономистами. Дискуссия возникает лишь по поводу масштабов вытеснения. В случае безработицы эффект вытеснения будет незначительным. Эффект вытеснения можно устранить путем дополнительной эмиссии денег со стороны ЦБ.
Стимулирующая фискальная политика может привести к росту общего уровня цен и возникновению инфляции, если экономика переходит с кейнсианского на классический отрезок AS. На последнем масштабы эффекта вытеснения будут значительными.