Экономика. Одной из главных задач государства в любом обществе является регуляция отношений в хозяйственной сфере (производства и распределения)

Одной из главных задач государства в любом обществе является регуляция отношений в хозяйственной сфере (производства и распределения). Главные основания права в этой сфере также очень различны в индивидуалистическом и коллективистском обществе.

Уже Аристотель сформулировал основные понятия, на которых базируется видение хозяйства. Одно из них - экономика, что означает «ведение дома», домострой, материальное обеспечение экоса (дома) или полиса (города). Эта деятельность не обязательно сопряжена с движением денег, ценами рынка и т.д. Другой способ производства и коммерческой деятельности он назвал хрематистика (рыночная экономика). Отмеченные виды хозяйственной деятельности различаются принципиально. Экономика - это производство, характерное для натурального или мелкотоварного хозяйства, и сопутствующая ему коммерция, осуществляемая исключительно в целях удовлетворения потребностей. А хрематистика - такой вид производственной и коммерческой деятельности, который нацелен на накопление богатства вне зависимости от его использования, т.е. накопление, превращенное в высшую цель деятельности.

Рыночная экономика, ставшая господствующим типом хозяйства в западном обществе, не является чем-то естественным и универсальным. Это недавняя социальная конструкция, возникшая как порождение специфической культуры Запада. В ходе перестройки в СССР рынок был представлен идеологами либеральных реформ как механизм информационной обратной связи, стихийно регулирующий производство в соответствии с общественной потребностью через поток товаров и денег, как механизм контроля, альтернативный плану. На самом деле противопоставление «рынок – план» не является существенным для характеристики типа народного хозяйства.

Рынок продуктов возник вместе с первым разделением труда и существует сегодня в некапиталистических и даже примитивных обществах. С другой стороны, планирование производства и распределения – необходимая составляющая хозяйственной деятельности в любом современном обществе, вне зависимости от его идеологических установок. «Рыночная» же экономика, как современная форма хрематистики, начинает формироваться тогда, когда в товар превратились вещи, которые для традиционного мышления никак не могли быть товаром: деньги, земля и свободный человек (рабочая сила). Это - глубокий переворот в типе рациональности, в философии и даже религии, а отнюдь не только экономике.

Хозяйственное и трудовое право строится в индивидуалистическом обществе в русле представлений хрематистики (рынка), ориентированных на прибыль, а в коллективистском обществе - согласно представлениям экономики, то есть хозяйства, ведущегося не ради прибыли, а ради потребления. Понятно, что категории собственности, капитала, труда, денег и т.д. различны в этих двух системах права. Различны и представления об эффективности хозяйственной деятельности.

В частности, если эффективность экономики индивидуалистического общества в целом и отдельных ее механизмов в частности определяется нормой прибыли, то экономическая эффективность в обществе коллективистского типа всегда соотносится с процессом удовлетворения потребностей населения: здесь экономика рассматривается как единый народохозяйственный комплекс, внутри которого было бы совершенно некорректно выделять «рентабельные» или «нерентабельные» производства.

Как считает С. Кара-Мурза, идея о «…неисчерпаемости природных ресурсов — важнейшее условие для возникновения иррациональной идеи прогрессаи производных от нее идеологических конструкций либерализма (например, «общества потребления»). Это — идеологическое прикрытие той «противоестественной» особенности хрематистики («рыночной экономики»), которую отметил еще Аристотель: «Все, занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности». В антропологической модели Гоббса утрата желания увеличивать богатства равносильна смерти человека».

Ресурсы Земли ограничены – сегодня это более чем очевидно. Но если «семейная экономика» традиционных обществ, основанная на концепции устойчивого развития - удовлетворяющего потребности настоящего времени, но не ставящего под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности, принимает эту ограниченность как нечто данное, то «рыночная экономка» индивидуалистических обществ, основанная на культе потребления, обречена на серьезнейшие потрясения в самом ближайшем будущем – потрясения, ставящие под вопрос самое выживание социумов, основанных на такого рода модели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: