Формы социальных связей

Рис.8. Виды социальных связей

Социальные связи человека представляют собой множество взаимодействий, состоящих из действий и ответных реакций. Складывается сложная сеть взаимодействий, охватывающая различное число индивидов. В процессе этих взаимодействий могут складываться социальные отношения.

Социальные отношения — это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения — это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (формальными и неформальными).

Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл

Например, любовь со стороны индивида может наткнуться на презрение или ненависть со стороны объекта его любви.

Причиной того, что подчас сходные взаимодействия отличаются друг от друга по содержанию являются ценности. Ценность в данном контексте можно определить как целевое желательное событие.

То, что субъект Х ценит объект Y, означает, что Х действует так, чтобы достичь уровня Y или хотя бы приблизиться к этому уровню.

Содержание и смысл социальных отношений зависит от того, как соединяются во взаимодействиях потребность в ценностях и владение ими. Если один индивид обладает ресурсами в виде богатства, а другой не заинтересован в их приобретении, то в этом случае возможен лишь один тип отношений - независимость каждого из индивидов, незаинтересованность и равнодушие.

Например случай когда Александр Македонский, обладавший властью, богатством и престижем, предложил воспользоваться этими ценностями философу Диогену Синопскому. Царь попросил философа назвать желание, предъявить любое требование, которое он немедленно выполнит. Но Диоген не имел потребностей в предложенных ценностях и выразил единственное желание: чтобы царь отошел и не загораживал солнца. Отношения почтения и благодарности, на которые рассчитывал Македонский, не возникли, Диоген остался независимым, как, впрочем и царь.

В системе отношений можно выделить следующие элементы:

ü субъекты связи — два индивида, две социальные группы, либо индивид и социальная группа;

ü связующее их звено, которым может быть какой-ни­будь предмет, интерес, общая ценность, создающие осно­ву отношения;

ü определенная система обязанностей и долженствова­ний или установленных функций, которые обязательно должны выполнять партнеры по отношению друг к другу.

Среди всего разнообразия социальных отношений существуют такие, которые присутствуют во всех остальных отношениях и являются их основой. Это, прежде всего, отношения социальной зависимости и власти.

Например, если рассматривать отношения любви, то очевидно, что любовь двух людей друг к другу предполагает взаимные обязательства и зависимость одного человека от мотивов и действий другого. То же можно сказать о дружбе, уважении, управлении и руководстве, где отношения зависимости и власти наиболее очевидны.

Итак, понятие социального взаимодействия является центральным в социологии в силу того, что возник целый ряд социологических тео­рий, разрабатывающих и трактующих разнообразные его проблемы и аспекты на двух основных уровнях исследования: микроуровне и макроуровне. На микроуровне изучаются процес­сы общения между индивидами, находящимися в прямом и непосред­ственном контакте; такое взаимодействие протекает, главным образом, в пределах малых групп. На макроуровне социального взаимодей­ствия возникает взаимодействие крупных социальных групп и струк­тур; здесь интерес исследователей охватывает, прежде всего, соци­альные институты. В этом параграфе мы кратко рассмотрим лишь некоторые из наиболее распространенных теорий и их «ответвлений».

Социальные взаимодействия как обмен. Одной из наиболее известных и основательно разработанных кон­цепций, описывающих социальное взаимодействие, считается теория обмена.

Интеллектуальные основы идеи обмена под­робно описаны еще в классической политэкономии, основоположники которой Бентам и Смит считали, что основным движущим фактором деятельности любого человеческого существа следует, считать стрем­ление к полезности и получению выгоды. В конце XIX — начале XX века во многих работах по социальной антропологии указывалось на важ­ную роль обменных сделок в жизни первобытных племен.

С позиций теории обмена в социальном поведении любого человека заложено некое рациональное начало, которое побуждает его вести себя расчетливо и постоянно стремиться к получению самых разнооб­разных «выгод» — в форме товаров, денег, услуг, престижа, уважения, одобрения, успеха, дружбы, любви и т. д. В начале 60-х годов амери­канский социолог Джордж Хоманс (1910 – 1989) пришел к выводу, что суть социальных отношений состоит в стремлении людей к получению выгод и вознаграждений, а также в обмене этими выгодами и возна­граждениями.

Исходя из этого, Хоманс исследует социальное взаимодействие в терминах обмена действиями между «Деятелем» и «Другим» и делает следующие предположения:

1. В процессе взаимодействий каждая из сторон будет стре­миться извлечь максимум выгоды и минимизировать свои затраты.

2. К числу важнейших из ожидаемых вознаграждений он относит, в част­ности, социальное одобрение.

3. Возникающее в ходе обмена действиями взаимное вознаграждение становится повторяющимся и регулярным и постепенно перерастает в отношения между людьми, базирующиеся на взаимных ожиданиях.

4. Нарушение ожиданий со стороны одного из участников влечет за собой фрустрацию и, как следствие, - возникновение агрессивной реакции; при этом само про­явление агрессивности становится в определенной степени получени­ем удовлетворения.

Эти идеи развивал другой современный американский социолог, Питер Блау (р. 1918), который утверждал, что практически все контакты меж­ду людьми покоятся на схеме эквивалента давания и возврата. Эти выводы были заим­ствованы из идей рыночной экономики, а также бихевиористской психологии. Теории обмена усматривают сходство между соци­альными взаимодействиями и экономическими или рыночными сдел­ками, осуществляемыми в надежде, что оказанные услуги будут так или иначе возвращены. Таким образом, базовая парадигма теории об­мена являет собой диадическую (двухличностную) модель взаимодей­ствия.

К числу недостатков теории обмена следует отнести то, что ее психологические предпосылки слишком упроще­ны и делают чрезмерный акцент на эгоистических, расчетливых элементах индивидуальности. Кроме того, теория обмена ограничена в развитии, поскольку не может перейти от двухличностного уровня взаимодействия к со­циальному поведению более обширного масштаба: как только мы переходим от диады к более широкому множеству, ситуация при­обретает значительную неопределенность и сложность.

Одной из модификаций теории обмена является возникшая в 80-х го­дах XX века теория рационального выбора. Это относительно формаль­ный подход, в котором утверждается, что социальная жизнь в прин­ципе может быть объяснена как результат «рациональных» выборов социальных акторов.

Социальное конструирование реальности. С позиции парадигмы символического интеракционизма, социальное взаимодействие – это процесс повседневного общения, в ходе которого люди создают реальность. Базовое предположение здесь состоит в том, что правила, регулирующие контакты между людьми, обычно прини­маются ими на веру, в готовом виде. Изучение процесса осмысления социальных контактов является задачей этнометодологии.

Один из этнометодологических методов исследования иллюстрируют некоторые эксперименты их основоположника Гарольда Гарфинкеля (р. 1917) по разрушению стереотипов повседневной жизни. Гарфинкель утверждает, что единственным способом обнаружить, каким образом мы наполняем события смыслом, является целенаправленное нарушение правил.

Гарфинкель просил своих студентов по приходе домой вести себя так, как если бы они были квартирантами или постояльцами гостиницы. Реакции родителей и родственников носили драматический характер, вначале недоумен­ный, затем — даже враждебный. По Гарфинкелю, это иллюстрирует, насколько тщательным, даже деликатным образом сконструирован социальный порядок повседневной жизни.

Некоторые социологи считают этнометодологию несерьезным видом исследований, ибо она фокусируется на обычных переживаниях и применяет необычные, даже дикие, методы. И все-таки этот подход помогает нам лучше осознать незаметные образцы повседневной жизни.

Конструирование реальности легко заметить в глобальной перспективе. Например, возникают такие ситуации: в Лондоне люди, ждущие автобуса, обычно выстраиваются в очередь; житель Нью-Йорка редко бывают такими дисциплинированными. В Саудовской Аравии закон запрещает женщинам садиться за руль – дело, неслыханное для России. В американских мегаполисах страх стать жертвой преступления намного сильнее, чем где либо еще, включая Лондон, Париж, Рим, Калькутту и Гонконг; это чувство опасности, исходящее от общества, формирует повседневную реальность для десятков миллионов американцев.

Управление впечатлениями. Концепцию взаимодействия — концеп­цию управления впечатлениями — разработал Ирвинг Гофман (1922 – 1982). Основ­ной интерес его исследований был связан с элементами скоротечных встреч, возможностями, заложенными в моментальных столкновени­ях, то есть с социологией повседневной жизни.

Для того, чтобы изу­чить и понять порядок таких социальных встреч, Гофман использовал драму как аналогию для их постановки, поэтому его концепцию назы­вают иногда драматургическим подходом (или драматургическим интеракционизмом). Основная идея данного подхода состоит в том, что в процессе взаимодействия люди обычно разыгрывают друг перед другом своеобразные «шоу», режиссируя впечатления о себе, вос­принимаемые другими. Социальные роли, таким образом, аналогич­ны театральным ролям. Люди проектируют собственные имиджи, причем обычно такими способами, которые как нельзя лучше слу­жат их собственным целям. Регулирование взаимодействий между людьми основывается на выражении выгодных для них символичес­ких значений, и они нередко сами создают ситуации, в которых, как они считают, могут произвести наиболее благоприятное впечатление на других. Презентуя себя в повседневных ситуациях, мы – сознательно и бессознательно – передаем другим людям информацию.

Так, представление индивида включает в себя одежду (костюм), те или иные предметы, которые мы имеем при себе (реквизит), а также тон голоса и отдельные жесты (художественная манера). Кроме того, люди приспосабливают свое представление к среде (сцена). Так, мы можем громко шутить в ресторане, но понижаем голос при вхождении в церковь. Люди разрабатывают условия – бытовые или рабочие, чтобы вызвать в других желаемые реакции.

Кооперация, конкуренция и конфликт. Социальные взаимодействия в обществеможно рассматривать с точки зрения способов достижения желаемых ценностей. Здесь мы имеем дело с такими категориями, как кооперация, конкуренция и конфликт. Первые два понятия детально разработаны американскими социологами Робертом Парком и Эрнстом Берджесом. Слово кооперация происходит из двух латинских слов: " co " - "вместе" и " operari " - работать. Кооперация может протекать в диадах (группах из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальном слое или обществе).

Кооперация прежде всего связана с желаниями людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и просто опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, желания или нежелания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит прежде всего в обоюдной пользе.

Конкуренция (от лат. concurrere – бежать вместе)- это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограниченны и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.

Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов).

Эксперименты, проведенные в группах, показывают, что если ситуация складывается таким образом, что личности или группы кооперируются для преследования общих целей, то поддерживаются дружеские отношения и установки. Но как только создаются условия, при которых возникают неразделенные ценности, порождающие конкуренцию, немедленно возникают недружелюбные установки и нелестные стереотипы.

Конфликт. Анализ конфликтов (от лат. conflictus — столкновение) полезно начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности Абрахам Маслоу (1908 – 1970) подразделяет на пять основных типов: 1) физические потребности (пища, секс, материальное благополучие и т.п.); 2) потребности в безопасности; 3) социальные потребности (потребности в общении, социальных контактах, взаимодействии); 4) потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции; 5) высшие потребности в самовыражении, самоутверждении (например, потребность в творчестве).

Все желания, стремления индивидов и социальных групп можно отнести к какому-либо типу этих потребностей. Сознательно или бессознательно индивиды мечтают добиться своей цели в соответствии с потребностями. Следовательно, все социальные взаимодействия человека упрощенно можно представить как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушения равновесия в связи с появляющейся потребностью и появления значимой для индивида цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели.

"Социология конфликта" была разработана Рэндаллом Коллинзом как обобщающая теория. В отличии от К. Маркса и Р. Дарендорфа, которые основное внимание сконцентрировали на макротеории конфликта, Коллинз сосредоточил внимание на повседневных взаимодействиях. С его точки зрения, конфликт - это единственный центральный процесс социальной жизни. Коллинз перенес свой анализ стратификации (как явления, порождающего конфликт) на отношения между полами и возрастными группами. Он встал на позицию, согласно которой семья - это арена конфликта полов, в котором мужчины выходят победителями, а женщины подавляются мужчинами и подвергаются различным видам несправедливого обращения. Коллинз обратился к рассмотрению ресурсов, которыми обладают различные возрастные группы.

Так, старшее поколение владеет разнообразными ресурсами, в том числе опытом, влиянием, силой и способностью удовлетворять физические потребности молодых. В противоположность этому, один из немногочисленных ресурсов молодежи - физическая привлекательность. Это означает, что взрослые, как правило, главенствуют над юными. Однако по мере взросления человек приобретает больше ресурсов и более способен сопротивляться, в результате чего усиливается конфликт поколений.

С точки зрения конфликта Коллинз рассматривал и формальные организации. Он считал их сетями межличностных влияний и аренами конфликтующих интересов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: