Типология политического лидерства

Происхождение политического лидерства.

Функции политического лидера

1) Согласование и определение интересов различных социальных групп с целью политической деятельности. Выработка политической программы.

2) Выработка и принятие политических решений.

3) Мобилизационная. В чрезвычайных обстоятельствах политический лидер обычно берет на себя роль человека, мобилизующего необходимые ресурсы для решения проблемы.

4) Управленческая. Распределение социальных ролей и инициирование социальных инноваций.

5) Лидер играет важную роль в интеграции общества, в организации регулярных связей между обществом и властью. Именно лидер в современном государстве нередко выполняет задачу убеждения народа в целесообразности и правильности принимаемых решений (коммуникативная функция). В связи с этой функцией происходит персонификация власти в лице политического лидера. Эта тенденция приобретает особую силу в условиях единоличной диктаторской власти.

6) В государствах, где существует сильная единоличная диктаторская власть, лидер, а точнее его образ, создающийся в частности СМИ, выполняет роль легитимации власти (т.е. придание власти в глазах людей справедливого характера). В таком обществе лидер обеспечивает поддержку власти за счет своего авторитета и влияния на людей.

В свое время формирование политического лидерства было важнейшим фактором формирования государственности. По мере усложнения общественных отношений люди постоянно стали наделять наиболее авторитетных людей правом распределять ресурсы и властные полномочия. Так формировалась власть постоянных вождей, а позднее и монархов.

Типология М. Вебара.

3 типа лидерства

1) Традиционные лидерства. Когда власть опирается на традиции и обычаи. Такой тип лидерства характерен для традиционного общества.

2) Харизматическое лидерство. Власть лидера опирается на его харизму, т.е. убеждения людей в том, что лидер обладает необычайными способностями и качествами. Такое лидерство нередко возникало и в прошлом. Для харизматического лидерства, в частности в 20 в., было характерно стремление воздействовать на коллективное бессознательное, помощью СМИ и различных массовых акций формировать культ вождя, убежденность в его исключительных качествах.

3) Рационально – легальное лидерство. Здесь власть лидера опирается на признание его деятельности законной и разумной.

Лидеров иногда делят также по стилю руководства.

1) Авторитарный;

2) Демократический;

3) Не вмешивающийся (верховный арбитр);

9 лекция

Формы государства

Уже в древней Греции, где существовали полюсы с различным государственным устройством, появилась идеология государств, такие философы, как Аристотель выделили несколько форм правления:

- Монархия – государство, в котором власть принадлежит в основном одному лицу, или, по крайней мере, оно имеет большую власть, причем эта власть является пожизненной и передается по наследству;

- Тирания (диктатура) – это государство, где вся власть сосредоточена в руках одного человека, но она не является пожизненной и не передается по наследству;

- Аристократия (власть лучших) – власть сосредоточена в руках представителей знатных семей, в том числе и царских родов, но не принадлежит одному из них полностью;

- Олигархия - власть богатых;

- Демократия – власть народа. В древней Греции существовала особая, отличная от современной, форма демократии. Эта форма называется – прямая демократия. Власти города собирались на народное собрание и общенародным голосованием избирали должностных лиц, принимали законы и другие властные решения. Граждане напрямую управляли собой. Принято все формы правления кроме монархии именовать республикой.

Республика- это форма правления, в которой должностные лица осуществляют власть на временной основе и обычно избираются населением или частью населения. Иногда выделяют особую форму правления, которая именуется теократия.

Теократия – власть священников, или духовенства. Пример современного теократического государства – Ватикан (советы кардиналов). Элементы имеются в Иране.

Вплоть до 17-19 веков большинство государств в мире это было монархии. Реже встречались аристократические республики. Например, аристократическими республиками были многие итальянские города. С 19 века в мире растет число республик и в современном мире большое количество государств – это республики. Большинство из них, по конституции, считаются демократическими республиками. В современном мире принято выделять два типа монархий:

1. Абсолютная (неограниченная монархия) в которой вся политическая власть сосредоточена в руках монарха. Таких государств сейчас осталось немного, например, Арабские Эмираты, на берегах Персидского залива.

2. Ограниченная (конституционная) монархия, где власть монарха, по закону, ограничена. Он управляет исполнительной властью, а законодательная передана в руки парламента, например Испания, Бельгия, некоторые скандинавские страны.

Республики в современном мире принято делить на два основных типа:

1. Президентская республика. В таком государстве глава исполнительной власти (президент) имеет большие полномочия и его избирают граждане страны на всеобщих выборах.

2. Парламентская республика. Руководство исполнительной власти (премьер-министр, министры) избираются из своей среды представителями той партии, которая на выборах в парламент получило большинство голосов. Иными словами руководство исполнительной власти формирует партия, имеющая большинство в парламенте. Для парламентской республики характерен меньший объем самостоятельной власти главы исполнительно власти. Его деятельность в значительной степени контролируется парламентом.

3. Президентско-парламентская республика. В стране также существует пост президента, которого выбирают граждане, но объем власти президента очень ограничен. Пример такой республики Германия, где главой исполнительной власти является канцлер, представляющий парламентское большинство, но некоторые особые полномочия имеются у президента, в основном представительские функции.

Типичным вариантом президентской республики является США, Франция. В России по конституции существует и пост президента, и пост премьер-министра. Несмотря на это Россия ярко выраженная президентская республика.

Для любого современного государства характерно наличие центральных органов 3-х ветвей власти:

- центральные органы правительственной власти: правительство или администрация президента – возглавляют их либо премьер-министр, либо президент, либо монарх;

- центральный орган государственной власти: парламент, депутаты которого обычно избираются населением, по крайней мер по конституции. Верховный суд, конституционный суд.

Кроме того, государство принято делить по типу государственного устройства, или территориально-административного устройства. Выделяют два основных типа:

1. Унитарное государство. В нем органы власти отдельных регионов страны не имеют больших самостоятельных полномочий, в их формировании принимают участие центральные органы власти и примером такого государства является Франция.

2. Федеративное государство (федерация) – в такой стране отдельные регионы имеют органы власти, которые формируются в этом регионе его жителями. Эти местные органы власти имеют большие полномочия, в которые не имеют право вмешиваться центральные органы власти. Полномочия центральных и региональных властей в федеративном государстве четко разграничены. Ведение центральной власти в федерацию остаются обычные: внешняя политика и вопросы общегосударственной безопасности, армия, а также общегосударственная экономическая политика. Классическим типом является США, который существует с конца 18 века. Россия по конституции также является федеративным государством.

Тесный союз государств, в котором существуют общесоюзные органы власти, но все основные полномочия находятся в руках властей членов союза, называется конфедерация. Еще одна типология государств, разделяет их по типу политического режима:

1. Авторитарный режим, при котором вся политическая власть находится в руках одного человека или нескольких людей, а остальные члены общества официально, или фактически лишены политических прав. Абсолютная монархия, различные виды диктатуры – это всегда авторитарный режим, но иногда на базе авторитарного режима формируется и тоталитарный режим.

2. Тоталитарный режим, при котором авторитарное диктаторское руководство не только сосредотачивает в руках всю политическую власть, но и устанавливает контроль над другими политическими сферами: СМИ, культура, общественные организации, образование, экономика. Слово тоталитарный происходит от слова контроль. Тоталитарным государством был советский союз, ряд других социалистических стран. Тоталитарный режим сохраняется в современном Китае и Северной Корее. В Китае немного ослаб, а в Северной Корее в первоначальном состоянии существует. Существовал также в Германии.

3. Демократический режим (демократия) – это политический режим, при котором все члены общества наделены политическими правами. Под современной демократией понимается государство, в котором власть народа осуществляется через выборы. Самая главная власть – законодательная находится в руках представителей народа – депутатов. Поэтому современная демократия называется представительная демократия. В демократическом государстве выборы должны быть всеобщие, свободные, равноправные и протекать в условиях реальной политической конкуренции. Органы власти в демократическом государстве обязаны отчитываться о своей деятельности перед депутатами и непосредственно перед гражданами, а деятельность органов власти постоянно контролируется независимыми от власти СМИ. Для демократического государства обязательным является принцип распределения властей, регулярность изменяемости власти. Основой демократии является убежденность граждан в важности своих политических прав и готовность отстаивать эти права, в том числе в конфликте с властью.

10 лекция.

Право и его отрасли.

Право – синоним понятия юридической нормы (также называют правовыми нормами).

Правовые нормы – это общеобязательные нормы поведения, которые устанавливаются и обеспечиваются государством. Юридические нормы направлены на урегулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей участников этих отношений. Правовые нормы когда-то обеспечивались не государством, а опирались на традиции и обычаи общества, еще не имевшего государства. Такое право называется обычное право. Примеры норм обычного права:

- кровная месть;

- право талиона.

После образования государства нормы права происходит от органов государственной власти и оно считается гарантом их соблюдения. В случае нарушения этих норм именно государство осуществляет наказание, привлечение к ответственности.

В отличие от правовых норм, которые являются обязательными, существуют нормы морали, на которых во многом основаны правовые нормы. Однако сами по себе нормы морали не являются обязательными. Нормы морали описывают достойное одобрение или осуждение, определяют то, что считается похвальным или позорным. В случае нарушения норм может быть осуществлено наказание, но в частном порядке и не от лица государства.

Существуют следующие формы правовых норм:

1) Нормативно – правовой акт (основной).

Несколько видов:

- международные правовые акты;

- основной закон государства (конституция);

- кодекс или свод законов;

- законы;

- различные подзаконные акты (указ президента).

2) нормативный договор (двустороннее или многостороннее соглашение между соубъектами правоотношений).

3) правовой прецедент (состоявшееся в прошлом какое-то судебное решение).

Существуют следующие классификации права:

По правовым отраслям (международное, конституционное, гражданское, трудовое права);

Кроме того нормы права делят на 2 вида:

1) Публичное право – отрасли права, регулирующие правовые отношения, одним из участников которых является государство.

2)Частное право – регулирует правовые отношения между людьми.

Право делят на:

- материальное право непосредственно регулирует общественные отношения;

- процессуальные права устанавливает порядок норм применения права.

Правовая система или система законодательства – совокупность юридических норм, которые не противоречат друг другу, дополняют друг друга, согласованы друг с другом.

Правовая отрасль – это совокупность норм, регулирующих однотипные общественные отношения, отношения в какой-то сфере общественной жизни.

Международное право – регулирует отношения между государствами, а также между государствами и международными организациями.

Международное частное право регулирует отношения между отдельными представителями разных стран.

Правоотношение – это отношение людей на основе норм права. Участники таких отношений являются носителями прав и обязанностей, обеспеченных государством.

Правоспособность – это способность человека обладать правами.

Дееспособность – это способность лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и обязанности.

Жизненные обстоятельства или события, с которыми связано возникновение правовых отношений, называется юридический факт.

Правонарушение – это нарушение норм права, которое является общественно вредным или общественно опасным (противоправное деяние, действие).

Правомерное поведение – это возможное и должное поведение человека в соответствии с нормами права.

Состав правонарушения – это совокупность фактов, достаточная для классификации действий человека как правонарушение. Выделяют 2 вида правонарушения:

1) Проступок (так называют деяние, которое является общественно вредным, но не является общественно опасным и типичная санкция – различные виды взыскания, в том числе штрафы).

2) Преступления – общественные деяния, предусмотренные уголовным кодексом.

Юридическая ответственность – определенный закон, мера принуждения, которая выражается наложением на правонарушителя обязанности претерпеть лишения или ущерб личного или имущественного характера.

Выделяют несколько видов юридической ответственности:

- уголовная;

- административная;

- финансовая и т.д.

Конкретные меры наказания, связанные с уголовной ответственностью:

- штраф;

- лишение званий, чинов и наград;

- исправительные работы;

- конфискация имущества;

- лишение свободы на определенный срок или пожизненно;

- смертная казнь.

Основные принципы юридической ответственности

1) Принцип законности. Ответственность человек несет только за то деяние, которое по закону считается правонарушением.

2) Принцип справедливости. В согласии с ним за одно преступление может быть лишь одно наказание и в соответствии с этим принципом также закон не имеет обратной силы.

3) Принцип целесообразности. Предполагает, во-первых, при назначении меры наказания должны учитываться тяжесть преступления и личные свойства нарушителя. Этот принцип предполагает возможность смягчения наказания или ужесточения.

4) Принцип неотвратимости наказания. Он означает, что ни одно правонарушение не должно остаться без наказания.

В современных государствах повсеместно в конституциях содержится принцип равенства всех перед законами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: