Последствия грехопадения во внешнем мире и в отношениях между миром и человеком

Последствия грехопадения в отношениях между людьми

Грех не только извратил человеческую природу, нарушив иерархическую соподчиненность ее составляющих, но также и атомизировал ее. По замыслу Творца человек изначально представлял собой множество лиц, существующих в единстве природы (Быт. 1, 27). До грехопадения Адам и Ева как бы проникали друг друга, составляя единое целое, жизнь одного являлась в то же время и жизнью другого, между ними невозможно было провести четкой внешней границы. Грех рассекает это внутреннее единство человеческого естества. После падения каждая личность замыкается в самой себе, как бы в некоей скорлупе, удерживая за собой осколок, фрагмент некогда общей природы, а других начинает воспринимать как нечто внешнее по отношению к себе.

”В результате природа дробится на множество индивидов, каждый из которых живет лишь для себя — индивидов, вероломных по отношению друг к другу и оспаривающих друг у друга право на жизнь”14.

До момента грехопадения “были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились” (Быт. 2, 25), первым следствием греха явилось чувство стыда (Быт. 3, 7). В чувстве стыда‚ сопровождающем грех,

“выражается осознание того факта‚ что устремленный на меня взгляд принадлежит не любящему и любимому существу‚ к которому я питаю полное доверие‚ но чужому. В этом взгляде нет любви; чужой человек смотрит на меня лишь как на объект собственных желаний и вожделений <…> Ощущение наготы означает разрыв личного отношения‚ отрицание любви‚ потребность в самозащите от опасности‚ которую с этого момента воплощает в моих глазах другой человек”15.

Таким образом‚ после грехопадения между людьми устанавливаются отношения отчужденности‚ подозрительности и вражды.

В силу особого‚ центрального, положения человека в мире грехопадение оказалось не только его “частным делом”‚ но явилось поистине космической катастрофой. Свв. отцы учат‚ что человек является личностным возглавителем твари, проводником Божественных действий на всю тварь‚ его духовно-нравственным состоянием определяется состояние всего мира. Только через человека материальный космос способен воспринимать и усваивать Божественную благодать. По словам свт. Григория Нисского‚ человек поставлен в центре мировоздания для того‚

“чтобы земное сопревознеслось с Божественным и, чрез растворение дольнего естества с естеством премирным, единая некая благодать рaвночестно проходила по всей твари…”16.

В лице человека пал и лишился благодати весь тварный космос. Потеряв доступ к Божественной благодати‚ “вся тварь совокупно стенает и мучается доныне” (Рим. 8, 22).

Человек был введен Богом в мир как владыка твари (Быт. 1, 28). В результате грехопадения человек утрачивает свою власть над миром, который выходит из повиновения своему господину и начинает мстить ему за причиненные страдания. Так, земля отказывается кормить своего хозяина, произращая “терния и волчцы” (Быт. 3, 18).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: