Лекция. Финансирование природоохранных мероприятий

Под устойчивым развитием принято понимать такое развитие, которое обеспечивает удовлетворение потребностей настоящего поколения планеты и не ставит под угрозу возможность будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Главная идея концепции устойчивого развития заключается в создании условий и механизмов для единого и взаимосвязанного процесса социально-экономического и экологического развития. Как принято сейчас говорить, любой процесс должен осуществляться в полном соответствии с эколого-экономической социальной парадигмой.

Человечество достаточно долго шло к данной концепции. Первые международно-правовые документы относились к отдельным вопросам ООС, новым системам контроля за ее состоянием и т.д.

Впервые концепция устойчивого (самоподдерживающегося) развития была предложена в 1987 г. Это был Доклад международной комиссии ООН, подготовленный представителями более 200 стран. Всем странам мира были предложены следующие принципы ООС и устойчивого развития:

¨ основное право человека: все люди планеты имеют право на окружающую среду, благоприятную для их здоровья и благополучия;

¨ равенство между поколениями: все государства поддерживают экосистемы, экологические процессы и биологическое разнообразие биосферы и соблюдают принцип достижения оптимальной устойчивости продуктивности живых природных ресурсов во благо будущих поколений;

¨ экологические нормы и мониторинг: все государства устанавливают соответствующие нормы ООС, осуществляют мониторинг качества ОС, производят экологические оценки существующих и предлагаемых видов деятельности;

¨ устойчивое развитие и помощь: государства обеспечивают условия дальнейшего развития с приоритетной ролью вопросов ООС, предоставляют помощь другим государствам по вопросам ООС и устойчивому развитию;

¨ общая обязанность сотрудничать: государства проявляют добрую волю к сотрудничеству с другими государствами по вопросам ООС.

В 1992 г. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро) приняла концепцию устойчивого развития как руководство к действию для всех стран нашей планеты на ХХ1 век. Итогом работы конференции явилась Декларация по окружающей среде и развитию, включившая следующие основные идеи:

¨ люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой;

¨ сегодняшнее развитие не должно осуществляться во вред интересам будущих поколений;

¨ для достижения устойчивого развития защита ОС должна составлять неотъемлемую его часть и т.д. вплоть до завершающей идеи:

"тот, кто загрязняет окружающую среду, должен нести финансовую ответственность за это загрязнение".

На международном уровне большое значение имеют различные подразделения ООН. Ими разработаны многочисленные программы по улучшению состояния ОС:

¨ глобальная система мониторинга окружающей среды (ЮНЕСКО);

¨ гигиена окружающей среды (ВОЗ) и т.д.

Международное право имеет специфическую отрасль - международно-правовая охрана окружающей среды. Эта часть права регулирует действия государств по ограничению и устранению ущерба окружающей среде, а также по рациональному использованию природных ресурсов. Развитие международного права окружающей среды происходит договорным путем. По данным ООН в н.в. зарегистрировано 152 многосторонних договора, например, в области защиты Мирового океана действуют:

- Конвенция о предотвращении загрязнения моря отходами (1972 г.);

- Конвенция о предотвращении загрязнения моря с судов (1973 г.);

- Конвенция ООН по морскому праву (1982 г.) и т.д.

В области защиты атмосферы от загрязнения:

- Венская Конвенция об охране озонового слоя (1985 г.);

- Монреальский протокол (1987 г.);

- Конвенция об изменении климата (1992 г.) и т.д.

Международное право окружающей среды называют "мягким правом", так как все его нормативные документы носят декларативный, стратегический, рекомендательный характер. И все-таки, они оказывают хоть и ограниченное, но позитивное воздействие на сферу международных отношений.

Итак, человечеством уже осознана необходимость согласовывать темпы и характер своего развития с возможностями биосферы. Основное противоречие системы "общество-природа" заключается в противоречии между неограниченными возможностями развития общественного производства и ограниченными компенсаторными возможностями биосферы. Будущее планеты зависит от выбранных средств оптимального решения данного противоречия. Например, существует закон оптимального соответствия состояния природной среды темпам и характеру развития общества. В н.в. чрезмерное потребление природных ресурсов и увеличившееся количество отходов подорвали способность природных комплексов к самовосстановлению. Если свернуть производственную деятельность, стабилизировав ее на каком-то оптимальном уровне, то нарушенное соответствие со временем восстановится. Но это означает конец поступательного развития производства. Современное общество не может на это пойти. Поэтому существует единственно правильный путь соблюдения указанного закона - общество должно взять на себя функции обеспечения восстановительной способности природы и целостности биосферы, что позволит обеспечить и собственное устойчивое развитие общества в планетарном масштабе.

Следующим методологическим принципом взаимоотношений "природа-общество" должны стать компенсация используемых природных ресурсов и экологическая чистота антропогенной деятельности.

Сущность любого труда связывают с созиданием ценностей. Однако труд должен обеспечивать не только созидание продуктов, но и деструкцию всего созданного с последующей утилизацией. Только так будет обеспечено полное сопряжение производственных процессов с природными, то есть возникнут социобиогеоценозы, характеризующиеся оптимальным соотношением противоположных процессов созидания и разрушения вещества.

Следующим методологическим принципом антропогенной деятельности должны стать комплексность и экологическая обоснованность принимаемых решений и обеспечение приоритета общественного интереса над частным. Таким образом, проблемы социальные и проблемы природопользования увязываются в единый комплекс, обусловливая взаимосвязанное, гармоничное, устойчивое развитие.

Новую сферу производственной деятельности по поддержанию равновесия в биосфере и воспроизводству природных ресурсов можно назвать природообеспечением.

Итак, согласно международного права, государства нашей планеты должны использовать рекомендованные методологические принципы в общении с природой в любом виде деятельности. Стратегические планы развития государств должны строиться на единой парадигме, чтобы обеспечить равномерное поступательное движение на пути к прогрессу, сохранение целостности биосферы и жизни на планете.

Государственная стратегия развития РФ строится на концепции устойчивого развития (Указ Президента РФ о концепции перехода к устойчивому развитию № 440 от 01.04.96 г.). Поскольку Россия имеет региональное устройство, национальная экономика это совокупность региональных экономик - региональный аспект устойчивого развитияопределяет возможности достижения поставленных стратегических задач в масштабе страны.

Рассмотрим на примере МО Выборгский район Лен. области пути реализации концепции устойчивого развития. Стратегия развития МО ВРЛО строится на участии во Всемирной программе Устойчивых городов, которую реализует Центр ООН по населенным пунктам (Хабитат). Ленинградская область включилась в эту программу в 1998 году. Основная цель - попытка адаптировать к специфическим условиям сегодняшней России и ее регионов принципы устойчивого развития:

- экономическая стабильность;

- социальное благополучие;

- экологическое равновесие;

- международная солидарность.

Эти принципы, основополагающие для всех стран, регионов, городов и жителей Земли, включены во Всемирный план действий в области международного сотрудничества, названный "Повестка дня на ХХ1 век". (Рио, 1992 г., Стамбул, 1996 г.).

В соответствии с Концепцией ООН и Концепцией перехода РФ к устойчивому развитию государственное управление Россией предполагает создание стратегических документов, в которых отражалась идея слаженного взаимодействия системы "центр-регион". В Концепции указывается, что "переход к устойчивому развитию РФ возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов".

Ленинградская Область обладает значительным потенциалом для своего развития:

¨ богатые ресурсные возможности;

¨ развитые промышленность и инженерно-транспортная инфрастуктура;

¨ наличие квалифицированных кадров;

¨ высокий рекреационный и историко-культурный потенциал;

¨ резкое усиление геополитического значения области в последние годы.

Принимая это во внимание, Центр ООН по населенным пунктам (Хабитат) и Госстрой РФ избрали Лен. область в качестве объекта проверки вожможностей реализации идей устойчивого развития. Города Выборг и Кириши включены в Международную программу Устойчивых городов, как участники проекта "Устойчивое развитие населенных пунктов Ленинградской области". Целью проекта является определение приоритетов устойчивого развития города-модели. Выборг - наиболее значимый город Ленобдасти, для его развития избран подход, направленный на улучшение социально-экономических условий жизни городского населения при одновременном соблюдении необходимого экологического баланса в использовании природных ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: