Состав и структура ИС
Лекция 6
Контрольные вопросы к лекции 5
1. Каким образом повышают достоверность передачи информации?
2. Какова вероятность ошибки при ручном инженерном расчете?
3. Какие факторы являются причинами возникновения ошибок?
4. Как уменьшить уровень ошибок?
Система включает в себя разнообразные элементы, играющие различную роль в решении задач управления и организации производства. Выделение отдельных элементов осуществляется в соответствии со специфическими чертами. Выделение подсистемы или составляющих элементов системы делается в соответствии с ролью составляющих их элементов в решении задач управления и контроля объекта, что позволяет выделить два типа составляющих систему подсистем:
1. Функциональные.
2. Обеспечивающие.
В совокупности функциональные подсистемы дают математическую модель функционирования предприятия. При проектировании системы после этапа обследования и анализа собранной информации сроиться математическая модель объекта (макет, прототип, набор разрозненных математических моделей разрозненных процессов). Модель исследуется и анализируется, что позволяет сформировать наборы определенных функций, которые могут послужить прототипом будущей функциональной системы. Опыт разработок показывает, что систему управления объектом можно разбить (по подсистемам) по следующим признакам:
1. По производственному.
2. По циклам или периодам управления.
3. По системам планирования и прогнозирования.
4. По системам контроля и отчетности.
Прежде чем рассмотреть конкретный состав функциональной подсистемы, рассмотрим какие системы могут выступать в качестве функциональных;
▪ Поисковые системы.
▪ Информационно-управленческие системы.
▪ Информационно-управленческие системы реального времени.
▪ Экспертные системы.
▪ Системы проектирования.
Естественно от основной функции системы и зависит ее набор функциональных подсистем, хотя нельзя четко провести грани между этими системами. Самым лучшим и идеальным вариантом является заводской автомат. Будем рассматривать систему автоматизированного управления предприятия.
Для нее функциональный набор подсистем будет следующим:
1. Сбыт и маркетинг.
2. Прогнозирование и развитие объекта.
3. Перспективное планирование объекта.
4. Организация управления объектом.
5. Текущее планирование объектом.
6. Оперативное регулирование деятельностью объекта.
7. Учет, контроль и анализ деятельности объекта.
Набор систем можно сделать по функциям управления производственной роли:
1. Управление и процесс научно-исследовательских разработок (НИР), опытно-конструкторские работы (ОКР).
2. Управление и формирование производственных структур.
3. Управление производством основной продукции.
4. Управление вспомогательным производством.
5. Управление транспортом.
6. Управление производственными мощностями и процессом использования основных фондов.
7. Управление материально-техническим обеспечением.
8. Управление трудовыми ресурсами.
9. Управление маркетингом и сбытом продукции.
10. Управление финансами.
11. Управлением развитием и функционированием самой системы управления.
Главным при проектировании является выбор обоснования состава функционирования подсистем и задач. Это процесс очень сложный, на него могут влиять следующие факторы:
1) оценка важности автоматизации тех или иных задач, которые определяются величиной экономического эффекта и потребностью решения задачи для производства и разработки системы;
2) создание более совершенных условий для функционирования структуры объекта;
3) трудоемкость и периодичность решения задач;
4) возможность формирования отдельных задач управления;
5) наличие ресурсов (трудовых и финансовых);
6) степень подготовленности предприятия к внедрению системы;
7) возможность создания единого комплекса задач на основе единого представления данных из совместимости программного продукта.
Состав подсистем, задач на начальных последующих этапах разработки периодически пересматривается и уточняется в соответствии с целями, при этом желательно пользоваться методикой системного анализа и рассматривать систему управления по четырем уровням:
1. Уровень цели.
2. Уровень показателей достижения цели.
3. Уровень подсистем.
4. Уровень задач.