Глава 17. Общая характеристика транспортного комплекса. Библиографический список

ГЛАВА 16. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

ГЛАВА 14. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИКО-ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА

ГЛАВА 13. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Машиностроение – одна из ведущих отраслей тяжелой индустрии Российской Федерации. Машиностроительная промышленность в значительной степени влияет на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства, на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общественного производства.

На долю машиностроения приходится около 20 % объемов производства товарной продукции промышленности России, более 25 % стоимости основных промышленно-производственных фондов.

В структуре машиностроения насчитывают 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.

К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относят: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение, электротехническую промышленность, химическое и нефтяное машиностроение, станкостроительную и инструментальную промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности.

На размещение предприятий машиностроения в наибольшей степени влияют следующие факторы:

– обеспеченность территории трудовыми ресурсами;

– наличие устойчивых транспортных связей;

– специализация и кооперирование производства.

Специализация производства предполагает сосредоточение основной производственной деятельности на изготовлении одного продукта, части продукта или на выполнении только отдельных операций при его производстве.

Специализация производства позволяет:

– использовать высокопроизводительное оборудование, средства автоматизации и роботизации производственных процессов;

– повысить производительность труда;

– повысить эффективность развития производства.

Кооперирование означает участие в процессе производства готового продукта нескольких предприятий, каждое из которых выполняет определенную часть общего производственного процесса. Например, Волжский автозавод связан по кооперационным поставкам более чем с 300 смежниками, поставляющими ему свыше 100 комплектующих изделий из 500 наименований материалов. На их долю приходится более 55 % себестоимости производства автомобилей.

Машиностроение особенно развито в Центральном, Уральском и Поволжском экономических районах.

В зависимости от особенностей взаимодействия таких факторов, как материалоемкость и трудоемкость, выделяют тяжелое машиностроение, общее машиностроение и среднее машиностроение.

Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потреблением металла и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят производство металлургического, горно-шахтного, крупноэнергетического, подъемно-транспортного оборудования, кузнечно-прессовых машин, тяжелых станков, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов.

Тяжелое машиностроение ориентируется на сырьевую базу и районы потребления. Например, производство металлургического и горно-шахтного оборудования размещается, как правило, вблизи металлургических баз и в районах потребления готовой продукции. Центры тяжелого машиностроения образованы на Урале и в Сибири. На Урале крупными центрами машиностроения являются ОАО «Уралмаш» (г. Екатеринбург), ЗАО «ЧТЗ – Уралтрак» (г. Челябинск), ОАО «Уралвагонзавод» (г. Нижний Тагил). В Сибири крупным центром тяжелого машиностроения является ОАО «Сибтяжмаш» (г. Красноярск).

Одной из важнейших отраслей тяжелого машиностроения является производство оборудования для металлургической промышленности. Предприятия этого профиля специализируются на изготовлении экскаваторов для добычи руды, агломерационных машин, оборудования для доменного сталеплавильного и литейного производства. Большая металлоемкость продукции этих производств, сложность транспортировки обусловили размещение этих предприятий вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции: Екатеринбург, Орск, Красноярск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре, Курск.

Крупные центры производства горно-шахтного оборудования созданы в Западной Сибири – Новокузнецк, Прокопьевск, Кемерово. В Восточной Сибири в г. Красноярске построен один из крупнейших заводов по производству тяжелых экскаваторов, которые используются при освоении буроугольных месторождений Канско-Ачинского бассейна.

Производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности сложилось в нефте- и газодобывающих районах – на Урале, в Поволжье, на Северном Кавказе, в Западной Сибири.

Предприятия энергетического машиностроения производят мощные паровые турбины, генераторы, гидротурбины и паровые котлы. Они размещаются в основном в крупных центрах развитого машиностроения, где работают высококвалифицированные кадры. Центрами по производству турбин для гидроэлектростанций являются ОАО «Электросила» (г. Санкт-Петербург), ОАО «Красный котельщик» (г. Таганрог Ростовской области), аналогичные предприятия, расположены в г. Подольске Московской области и в Белгороде. Предприятия по производству газовых турбин расположены в г. Санкт-Петербург и Екатеринбург. Производство оборудования для атомных электростанций организовано в Санкт-Петербурге (атомные реакторы) и Волгодонске Ростовской области.

Производство тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования получило развитие в крупных центрах машиностроения, например, в Коломне Московской области, Воронеже, Новосибирске.

Судостроение приближено к морским побережьям и речным портам. Центрами морского судостроения наБалтийском мореявляются Санкт-Петербург, Выборг Ленинградской области, специализирующиеся на производстве пассажирских, грузопассажирских и наливных судов, а также ледоколов (атомоходов и научных судов). На Белом море главный центр судостроения – Архангельск, на Баренцевом море – Мурманск, специализирующиеся на производстве лесовозов.

Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях: Волге, Енисее, Амуре. Одним из крупнейших центров речного судостроения является Нижний Новгород, где ОАО «Красное Сормово» выпускает суда различного класса: современные пассажирские лайнеры, теплоходы типа «река-море», суда на подводных крыльях, морские железнодорожные паромы. Речные суда изготавливают также в Волгограде, Тюмени, Тобольске, Благовещенске.

Железнодорожное машиностроение отличается значительной металлоемкостью, что определило его размещение вблизи металлургических баз. Пассажирские тепловозы производят в г. Коломне Московской области, электровозы – в Новочеркасске Ростовской области, маневровые тепловозы – в Муроме Владимирской области и Людинове Калужской области. Вагоны повышенной грузоподъемности производят в Нижнем Тагиле Свердловской области, Калининграде, Новоалтайске. Выпуск пассажирских вагонов дальнего следования и двухъярусных вагонов для перевозки легковых автомобилей осуществляют в Санкт-Петербурге, вагонов для метрополитена – в г. Мытищи Московской области. На производстве грузовых вагонов, контейнеров и битумовозов специализируется Абаканский вагоностроительный завод.

Общее машиностроение включает группу отраслей, характеризующихся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, лесной, целлюлозно-бумажной, строительной, легкой и пищевой промышленности. Как правило, предприятия этих отраслей размещаются в районах потребления продукции, однако при этом учитывают также наличие квалифицированных кадров и близость сырьевой базы. Предприятия этой группы широко размещены по территории России.

Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной трудоемкости и энергоемкости. Они размещаются там, где есть квалифицированные кадры. Среднее машиностроение включает группу предприятий, отличающихся узкой специализацией и широкими связями по кооперационным поставкам. Сюда относят автомобилестроение, самолетостроение, станкостроение (производство небольших и средних металлорежущих станков), производство технологического оборудования для пищевой, легкой и полиграфической отраслей промышленности.

Одной из ведущих отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение. Грузовые автомобили средней грузоподъемности (3 – 6 т) выпускает Московский (МАЗ) и Нижегородский (ГАЗ) заводы, автомобили малой грузоподъемности – Ульяновский завод (УАЗ), большегрузные автомобили производят в г. Набережные Челны Татарстана (КамАЗ), налажено производство грузовых автомобилей также в г. Миасс Челябинской области (ОАО «УралАЗ»).

Легковые автомобили среднего класса производят на Горьковском автомобильном заводе в Нижнем Новгороде (марка ГАЗ), малолитражные автомобили марки «Жигули» – в г. Тольятти Самарской области (Волжский автомобильный завод), малолитражные автомобили производят также в Ижевске, микролитражные марки «Ока» – в г. Серпухове Московской области. В стране создана сеть автобусных заводов, наиболее известные из них расположены в г. Павлово и Курган.

Автомобильная промышленность включает также производство моторов, электрооборудования, подшипников и т.д.

Станкостроение является базой научно-технического прогресса всего машиностроения. Среди факторов, влияющих на размещение предприятий станкостроения, главным выступает обеспеченность отрасли квалифицированными трудовыми ресурсами. Ведущие центры станкостроения расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Поволжье и на Урале.

Главными задачами развития машиностроения являются:

– коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность;

– сохранение научно-технического потенциала;

– разработка и внедрение новых технологий;

– восстановление производства в отраслях машиностроения, способных выпускать конкурентоспособную продукцию.

Решение этих задач требует оживления инвестиционной деятельности и государственной поддержки предприятий, ориентирующихся на производство продукции высоких технологий.

Химико-лесной комплекс включает два основных блока: химический и лесной. Химический блок в свою очередь содержит различные отрасли основной химии и органического синтеза.

Сернокислотная промышленность является одной из важнейших, производит серную кислоту, которая применяется при производстве минеральных удобрений, в металлургической, нефтеперерабатывающей, текстильной, пищевой и других отраслях промышленности. Сырьём для её получения является серный колчедан (пирит) и сера. Кроме того, серная кислота вырабатывается из сернистого газа, который получается при плавке сульфидных руд и переработке сернистой нефти.

Сернокислотные заводы размещаются в основном в районах потребления серной кислоты, поэтому сырьё для её производства приходится перевозить на дальние расстояния.

В ряде районов получение серной кислоты организовано как переработка отходов основного производства. Примерами является производство серной кислоты на Среднеуральском медеплавильном, Челябинском цинковом, Волховском алюминиевом и других заводах цветной металлургии. Сернокислотная промышленность развита почти во всех экономических районах. Важнейшие предприятия размещены в центральных районах, в т.ч. Воскресенский и Щёлковский заводы (Московская область), Березниковский и Пермский заводы на Урале.

Содовая промышленность производит соду, которая применяется в стекольной, химической, целлюлозно-бумажной, текстильной промышленности, в цветной металлургии. Ведущими предприятиями содовой промышленности являются Березниковский комбинат «Сода», расположенный в Пермской области, и Стерлитамакский комбинат «Сода», расположенный в Башкортостане.

Важной отраслью химической промышленности является производство минеральных удобрений (фосфорных, калийных, азотных). Основным сырьём для выпуска суперфосфата служат апатиты и фосфориты. Большинство суперфосфатных заводов России использует в качестве сырья хибинские апатиты Кольского полуострова. Это приводит к перевозкам сырья на большие расстояния. Однако и в этом случае хибинские апатиты являются самым дешёвым сырьём даже в Сибири. Крупнейшими предприятиями являются комбинат «Апатит», Воскресенский завод Московской области, Невский завод Санкт-Петербурга.

Производство калийных удобрений размещено на Урале. Крупнейшим предприятием является Березниковский комбинат.

При производстве азотных удобрений основным сырьём является аммиак. В зависимости от метода его производства требуется большое количество угля или электроэнергии. Поэтому предприятия по производству аммиака размещаются в важнейших угольных центрах, у источников дешёвой энергии, а также в центрах металлургии, где его производство организовано как переработка вторичного сырья. Крупнейшими предприятиями являются Березниковский химический комбинат в Пермской области, Новомосковский химический комбинат в Тульской области, Новолипецкий металлургический комбинат и Череповецкий металлургический комбинат «Северсталь».

Производство синтетического каучука и резиновых изделий. Важнейшими предприятиями по производству синтетического каучука и резины являются АО «Красный треугольник» в Санкт-Петербурге, АО «Каучук» и «Красный богатырь» в Москве. Шинные заводы расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Омске и других городах.

Большое значение для развития резиновой промышленности имело создание отечественной базы производства синтетического каучука. В настоящее время в качестве исходного сырья применяют нефть и газ, отходы лесопиления и деревообработки и т.д. Поэтому производство синтетического каучука и синтетических материалов организовано в районах нефтепереработки Западной и Восточной Сибири. Крупнейшими предприятиями являются Омский, Красноярский, Стерлитамакский, Волжский, Пермский заводы синтетического каучука.

Производство пластмасс. Для производства пластмасс используется различное углеводородное сырьё, получаемое в нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, коксохимическом производстве и лесохимической промышленности. Крупные заводы расположены в Центре (Москва, Владимир, Орехово-Зуево), в Санкт-Петербурге. Крупные базы производства пластмасс расположены в Поволжье (Казань, Волгоград), на Урале (Нижний Тагил, Уфа, Екатеринбург), в Западной Сибири (Тюмень, Кемерово, Новосибирск).

Производство волокон (искусственных и синтетических). Искусственное вискозное волокно производится химической переработкой целлюлозы древесных пород. Синтетические волокна (нейлон, капрон, лавсан, и др.) широко используются при изготовлении различных высококачественных тканей и мехов, трикотажных и ковровых изделий, корда для шин, парашютного шелка, рыболовных сетей и многих других видов продукции. При производстве волокон потребляется большое количество сырья и материалов, топлива, воды, поэтому главным фактором размещения производства химических волокон является близость к источникам топлива и воды. Заводы искусственного волокна размещаются в Твери, Рязани, Балаково Саратовской области, Барнауле, заводы синтетического волокна – в Курске, Красноярске, Волжском Волгоградской области, Саратове.

Лесной блок включает заготовку, механическую обработку и химическую переработку древесины.

Россия является крупнейшей лесопромышленной страной мира. Ей принадлежит первое место по лесопокрытой площади, составляющей более 750 млн. га. Она превосходит лесопокрытую площадь таких крупных лесных стран мира, как Канада, США, Швеция, Норвегия и Финляндия вместе взятых. В лесах России сосредоточено свыше половины мировых запасов ценнейших хвойных пород.

Лесозаготовка. При заготовкедревесины используют, в первую очередь, спелые породы, возраст которых от 80 до 100 лет, и перестойные насаждения, возраст которых свыше 100 лет. Спелые и перестойные леса занимают в настоящее время более 65 % всей лесопокрытой площади и свыше 95 % их сосредоточены в Сибири и на Дальнем Востоке. Древесина хвойных пород используется преимущественно для строительства и в целлюлозно-бумажной промышленности. Древесина лиственных пород – дуба, бука, берёзы, осины, липы используется как поделочный материал.

Несмотря на то, что ресурсы спелой и перестойной древесины размещены в восточных районах России, основными районами лесозаготовок являются Северный и Волго-Вятский экономические районы. Это приводит к необоснованным вырубкам и нарушает равновесие природной среды. Между тем, расчетная лесосека Восточной Сибири используется на 38 %, а себестоимость древесины там на 20 % ниже, чем в европейской части.

Основные проблемы лесозаготовительной промышленности:

1. Нехватка лесовозных дорог, что затрудняет транспортировку леса из глубинных лесных районов к транспортным магистралям России;

2. Недостаток промежуточных складов на лесовозных дорогах для хранения запасов древесины с последующей транспортировкой;

3. Низкий уровень утилизации отходов лесозаготовки;

4. Низкий уровень технического оснащения лесозаготовительной промышленности.

Лесопильная промышленность размещается в районах лесозаготовок, в узлах транспортных магистралей и на пересечении железных дорог и сплавных водных путей. Основные центры лесопиления расположены в Северном, Волго-Вятском, Центральном экономических районах, а также на Урале, в Восточной и Западной Сибири.

Крупные центры производства мебели сосредоточены в Центральном, Северо-Западном, Уральском, Северо-Кавказском районах России.

Крупные домостроительные комбинаты созданы в Новгородской, Ленинградской областях, в Карелии, на Урале.

Химическая переработка древесины позволяет получить целлюлозу, бумагу, древесный уголь, смолу, уксусную кислоту, этиловый и метиловый спирт, глюкозу, ацетон, витамины, искусственные волокна, клей и т.д. Продукцию лесохимии используют в производстве синтетического каучука, резинотехнических изделий, лаков, красок, пластмасс, лекарственных препаратов.

Лесохимическая промышленность широко использует в качестве сырья отходы лесозаготовительной и лесопильной промышленности.

Целлюлозно-бумажная промышленность производит не только писчую бумагу и картон, но и бумагу для промышленно-технических целей (например, изоляционная, конденсаторная, кабельная, антикоррозийная бумага). В качестве исходного сырья для целлюлозно-бумажного производства применяют отходы лесопиления и механической обработки древесины. При размещении целлюлозно-бумажных предприятий учитывают не только сырьевой, но также водный и энергетический факторы. Основные центры целлюлозно-бумажной промышленности расположены в Северном районе (Архангельск, Сыктывкар, Котлас), в Уральском районе (Краснокамск, Соликамск), Волго-Вятском районе (Балахна, Волжск). За последние 20 лет целлюлозно-бумажная промышленность получила развитие в Сибири (Красноярск, Братск, Усть-Илимск).

Гидролизная промышленность производит из непищевого растительного сырья главным образом этиловый спирт, а также белковые дрожжи, глюкозу и другие продукты. В качестве сырья используют отходы лесопиления и деревообработки. Основными центрами гидролизного производства являются Архангельск, Санкт-Петербург, Саратов, Волгоград, Красноярск, Братск и другие города.

Химико-механическая переработка древесины включает производство фанеры, древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит. Наиболее крупные заводы по производству фанеры размещаются в республике Коми, Вологодской, Новгородской областях, на Урале, в Волго-Вятском районе, в Восточной Сибири. Производство древесно-волокнистых и древесно-стружечных плит размещено в Северном, Волго-Вятском, Центральном районах, в Восточной Сибири.

В многолесных районах России созданы и развиваются крупные лесопромышленные комплексы, которые проводят работу по заготовке, глубокой переработке древесины и воспроизводству лесного фонда. Наиболее перспективными являются следующие лесопромышленные комплексы: Сыктывкарский, Братский, Усть-Илимский, Енисейский, Амурский.

Главные направления развития отраслей лесного комплекса:

1. Опережающий рост производства продуктов глубокой переработки древесины (фанера, шпон, продукция целлюлозно-бумажной промышленности);

2. Сокращение экспорта круглого леса и пиломатериалов;

3. Увеличение экспорта готовой продукции механической и химической переработки древесины;

4. Повышение уровня использования лесных ресурсов;

5. Создание комплексных предприятий по лесовыращиванию, заготовке и переработке древесины.

ГЛАВА 15. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Лёгкая промышленность – это комплексная отрасль, включающая более 20 подотраслей, которые можно объединить в 3 основные группы.

1.Текстильная промышленность, в том числе льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, шелковая, трикотажная, а также первичная обработка льна, шерсти, производство нетканых материалов, сетевязальная промышленность, валяльно-войлочная, производство текстильной галантереи и др.

2. Швейная промышленность.

3. Кожевенная, меховая, обувная промышленность.

Наибольший удельный вес в структуре легкой промышленности занимает продукция швейной и текстильной подотраслей.

Предприятия легкой промышленности располагаются практически в каждом регионе. Основными факторами размещения предприятий являются:

1. Близость к источнику сырья, что особенно влияет на размещение предприятий по первичной обработке сырья. Например, льнообрабатывающие фабрики расположены в районах производства льна, шерстомоечные предприятия – в районах овцеводства, предприятия по первичной обработке кож – вблизи крупных мясокомбинатов;

2. Транспортный фактор. В частности, дешевле поставлять хлопок-сырец, чем хлопчатобумажные ткани;

3. Наличие трудовых ресурсов. Исторически сложилось, что в отраслях легкой промышленности используется преимущественно женский труд, поэтому предприятия легкой промышленности сосредоточены преимущественно в районах концентрации тяжелой промышленности.

Сырьевая база легкой промышленности.

Основной поставщик сырья для легкой промышленности – сельское хозяйство. В настоящее время отмечаются достаточно серьёзные проблемы в обеспечении сырьём. В частности, из года в год сокращаются посевы льна-долгунца, падает его урожайность. Льноводство размещено крайне неравномерно: свыше 60 % сырья поставляет Центральный район, 25 % – Северо-Западный район и Вологодская область Северного района.

Постоянно сокращается поголовье овец, а, следовательно, производство шерсти. К тому же качество основной массы шерсти не соответствует мировым стандартам. Основные поставщики шерсти: Северо-Кавказский, Поволжский и Восточно-Сибирский районы.

Хлопчатник в России не выращивается, поэтому хлопок-сырец поступает из Узбекистана, Туркмении, Таджикистана. В последние годы поставки сырья часто нарушаются.

Рассмотрим развитие и размещение основных отраслей легкой промышленности России.

Текстильная промышленность производит ткани, которые удовлетворяют потребности населения, а также используются в швейной, обувной, пищевой промышленности, в машиностроении.

Ведущую роль в структуре текстильной промышленности играет хлопчатобумажная промышленность. 83 % производимых в России тканей выпускают предприятия Центрального экономического района, расположенные в Ивановской (здесь сконцентрировано свыше 40 предприятий), Московской и Владимирской областях.

Льняная промышленность выпускает ткани преимущественно производственного назначения, из которой изготавливают влагонепроницаемую спецодежду, брезентовую парусину для укрывания техники, палатки, пожарные рукава и т.д. Основная масса предприятий по производству льняных тканей расположена во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях Центрального экономического района, где сосредоточены посевы льна-долгунца. Второй по значимости регион льняной промышленности Северный с центрами в Вологде и Вологодской области, а также Северо-Западный с центрами в Пскове и Псковской области.

В настоящее время рассматривается возможность частичной переориентации мощностей хлопчатобумажной промышленности на производство льняных тканей, что позволит уменьшить зависимость России от импорта сырья.

Шерстяная промышленность выпускает бытовые ткани, ковры, одеяла, техническое сукно и т. д. Только 5 % шерстяных тканей используется для технических целей (в полиграфической, химической и других отраслях). Ведущие предприятия расположены также в Центральном экономическом районе (Москва и Московская область), в Поволжье (Ульяновская и Пензенская области), в Центрально-Чернозёмном районе (Тамбовская область).

Шелковая промышленность использует в качестве сырья искусственные и синтетические волокна. Ведущие предприятия расположены в Москве и Московской области (Наро-Фоминск, Орехово-Зуево, Павловский Посад). Это обусловлено благоприятным географическим расположением региона, высокой плотностью населения и профессиональными качествами рабочих, так как раньше шелковая промышленность работала на натуральном привозном сырье из Средней Азии, Закавказья и Молдавии.

Трикотажная промышленность производит трикотажное полотно, бельевой и верхний трикотаж, чулочно-носочные изделия. Трикотажные фабрики располагаются в районах развитой текстильной промышленности.

Швейная промышленность размещена равномерно по территории страны и обеспечивает преимущественно внутренние потребности регионов. Предприятия по производству готовой одежды сосредоточены в крупных промышленных центрах. В последние годы отечественная швейная промышленность успешно сотрудничает с зарубежными компаниями, выполняя их заказы по производству одежды по моделям и из материалов зарубежного производства.

Крупные предприятия кожевенно-обувной промышленности сконцентрированы преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге.

Кожгалантерейная промышленность выпускает сумки, перчаточно-рукавичные изделия, футляры, спортивные мячи и другую продукцию. Основными центрами являются Москва и Санкт-Петербург.

Основные направления развития легкой промышленности:

1. Сохранение промышленного потенциала и квалифицированных кадров;

2. Развитие легкой промышленности, прежде всего, трикотажной, швейной и обувной в восточных районах;

3. Замена морально и физически устаревшего оборудования предприятий легкой промышленности.

В структуре агропромышленного комплекса выделяют три сферы:

1. Отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства: сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и кормопроизводства, производство мелиоративной техники, производство минеральных удобрений, сельское производственное строительство, комбикормовая промышленность;

2. Сельское хозяйство;

3. Отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырьё: пищевая, отрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой льна, шерсти, а также отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку продукции агропромышленного комплекса.

В структуре агропромышленного комплекса сельское хозяйство является главным звеном.

Важной особенностью сельскохозяйственного производства является его сезонность. Это определяет:

1. Зависимость от природных условий (качество почв, продолжительность безморозного периода, обеспеченность светом, условия увлажнения, количество осадков);

2. Неравномерное использование рабочей силы в течение года;

3. Неравномерное поступление продукции и денежных доходов в течение года.

Важнейшими факторами размещения и специализации сельского хозяйства являются:

1. Природные условия;

2. Обеспеченность трудовыми ресурсами;

3. Помощь государства в виде кредитования сельскохозяйственных предприятий, поддержания фермерских цен на сельскохозяйственную продукцию, научного обеспечения сельскохозяйственного производства.

Основными отраслями сельского хозяйства являются растениеводство и животноводство.

Растениеводство производит около 55 % всей сельскохозяйственной продукции страны. Эту отрасль можно считать основой сельского хозяйства, так как от её развития во многом зависит и уровень животноводства. Первостепенное значение в структуре растениеводства имеет зерновое хозяйство.

Основной зерновой культурой в России является озимая и яровая пшеница. Озимая пшеница – более урожайная, но и более теплолюбивая культура по сравнению с яровой. Поэтому основные районы производства озимой пшеницы – Северный Кавказ и Центрально-Чернозёмный экономические районы. Посевы яровой пшеницы сосредоточены в Поволжье, на Южном Урале, в Сибири, в Центральном, Северо-Западном и Волго-Вятском экономических районах.

Рожь является менее прихотливой культурой, поэтому её посевы располагаются преимущественно в районах Нечерноземной зоны России (Центральный, Северо-Западный, Волго-Вятский, Уральский экономические районы).

Кукуруза – это теплолюбивое растение. На зерно она выращивается в южных районах страны: в Северо-Кавказском, Центрально-Черноземном экономических районах, в Нижнем Поволжье.

Основной масличной культурой является подсолнечник. На зерно его выращивают на Северном Кавказе, в Поволжье, в Центрально-Черноземном экономическом районе.

Ведущей технической культурой в России является лён-долгунец. Он возделывается в Центральном, Волго-Вятском, Северном и Северо-Западном экономических районах.

Сахарная свекла используется для производства сахара. Основные свеклосеющие районы – Центрально-Черноземный и Северо-Кавказский.

Картофель выращивается практически повсеместно.

Животноводство производит около 45 % валовой сельскохозяйственной продукции.

Эффективное производство продукции животноводства невозможно без создания прочной кормовой базы. Кормовая база – это производство, хранение и расходование кормов для всех видов животных и птиц. Установлено, что в себестоимости продукции животноводства России удельный вес кормов составляет 60-80 % в зависимости от вида и района производства.

Кормовая база зависит от природных условий, в результате влияет на специализацию животноводства и размещение его отдельных отраслей. Например, разведение крупного рогатого скота мясного направления и овцеводство развиваются и размещаются там, где есть значительные сенокосные и пастбищные угодья, а свиноводство и птицеводство ориентируются на земледельческую кормовую базу.

Ведущей отраслью животноводства является скотоводство. Молочное и молочно-мясное скотоводство располагается преимущественно в районах интенсивного земледелия в пригородных зонах, ориентируясь при этом на близость к потребителю и обеспеченность трудовыми ресурсами, так как отрасль очень трудоёмка. Основные районы молочного и молочно-мясного скотоводства: лесные регионы (Центральный, Северо-Западный, Волго-Вятский), степные и лесостепные районы (Среднее Поволжье, Средний Урал, Сибирь).

Мясное и мясо-молочное скотоводство экстенсивного типа развивается на естественных кормовых угодьях в засушливых степных и полупустынных районах (Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, юг Сибири).

Мясное скотоводство интенсивного типа развивается в районах развитого земледелия и пригородного хозяйства (Северный Кавказ, Сибирь).

Овцеводство дает ценные виды продукции, а также способствует повышению использования сельхозугодий, потому что использует пастбища, непригодные для других видов скота. Содержание овец обходится дешевле других животных. Основная часть поголовья овец сосредоточена в Северо-Кавказском, Поволжском, Восточно-Сибирском и Уральском экономических районах.

Наиболее продуктивной отраслью животноводства является свиноводство. Свиноводством занимаются во всех экономических районах страны, но наибольшее развитие оно получило в зонах зернового хозяйства и картофелеводства (Северо-Кавказский, Поволжский, Центрально-Черноземный и Центральный экономические районы).

Птицеводство – одна из наиболее скороспелых отраслей в животноводстве, размещается повсеместно, но в основном в южных районах крупного зернового хозяйства.

Таким образом, важнейшими сельскохозяйственными базами России, которые почти полностью обеспечивают себя продовольствием и сельскохозяйственным сырьём и поставляют на общероссийский рынок широкий ассортимент своей продукции, являются Северо-Кавказский, Центрально-Черноземный и Поволжский экономические районы.

Другие экономические районы имеют общероссийскую специализацию на производстве важнейших видов сельскохозяйственной продукции. Уральский район поставляет на рынок зерно, шерсть, молоко. Западно-Сибирский – зерно, картофель, мясо, молоко, шерсть и при этом в значительной степени удовлетворяет свои внутренние потребности. Остальные экономические районы получают значительную часть продовольствия и сырья для перерабатывающей промышленности из других регионов.

Важной проблемой в настоящее время является развитие сельского хозяйства Нечерноземной зоны России. В неё входят Северо-Западный, Северный, Центральный, Волго-Вятский экономические районы, Калининградская, Пермская и Свердловская области, а также Удмуртская Республика. Этот район относится к числу наиболее развитых в индустриальном отношении, здесь сосредоточено 40 % всего населения России, причем резко преобладает городское. Поэтому остро стоит проблема обеспечения людей продовольствием, а перерабатывающие сельхозпродукцию предприятия сырьем.

Основные причины, сдерживающие сельскохозяйственное развитие региона:

1. Переувлажненность и заболоченность земель;

2. Дефицит трудовых ресурсов;

3. Недостаточная оснащенность сельхозпредприятий техникой;

4. Низкий уровень социального благоустройства села;

5. Слабое развитие инфраструктуры.

Для решения указанных проблем с 1974 года осуществляется Программа развития сельского хозяйства Нечерноземной зоны. На её выполнение за эти годы затрачены огромные средства, но отдача пока очень мала.

Основные проблемы агропромышленного сектора:

1. Слабое развитие перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, что приводит к огромным потерям сельхозпродукции. Например, потери собранного зерна составляют 30 %, картофеля и овощей – 40-45 %;

2. Дефицит оборудования для отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственное сырьё;

3. Высокий уровень морального и физического износа сельскохозяйственного оборудования;

4. Низкий уровень урожайности сельскохозяйственных культур в сравнении с развитыми странами, имеющими близкие природно-климатические условия. Например, урожайность по зерну ниже в 2,8 раза, по картофелю – в 2,2 раза, сахарной свекле – в 1,8 раза.

5. Низкий уровень производительности труда в сельском хозяйстве, по которому Россия отстаёт от развитых стран в 3-4 раза;

6. Низкий уровень жизни сельского населения;

7. Недостаток учреждений культуры, здравоохранения, образования, дефицит специалистов этих сфер.

Все эти проблемы обусловливают необходимость аграрной реформы, главной целью которой является обеспечение страны продуктами питания и сельскохозяйственным сырьем на основе повышения эффективности агропромышленного комплекса.

Основные направления аграрной реформы в РФ:

1. Разработка и проведение земельной реформы.

Земельная реформа базируется на новой правовой основе, отраженной в следующих законах: «О земельной реформе», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О плате за землю», Земельном кодексе России. Земельная реформа предусматривает введение частной собственности на земельные участки и формирование земельного рынка, выработку механизма государственного регулирования этим процессом. Он включает строго целевое использование земель, ограничение размеров выделяемых земель, временное ограничение на их продажу.

2. Утверждение многообразия государственной, кооперативной, акционерной форм собственности и обеспечение равных условий их деятельности.

Предлагается в противодействие монополизму проводить акционирование этих предприятий с передачей контрольного пакета акций сельхозпроизводителям. Для этого целесообразно со стороны государства через систему налоговых льгот, льготных кредитов и т.д. помогать сельхозпредприятиям в приобретении акций.

Новые формы хозяйствования представлены крестьянскими хозяйствами, ассоциациями крестьянских хозяйств, агрокооперативами, агроконсорциумами, агрофирмами. Выбор той или иной формы осуществляется на добровольной основе. Считается, что в ближайшие годы три четверти сельхозпродукции будут производить крупные сельскохозяйственные предприятия (ассоциации крестьянских хозяйств, акционерные общества), созданные на основе колхозов и совхозов.

3. Приватизация и демонополизация промышленной и других обслуживающих отраслей агропромышленного комплекса.

Большое внимание уделяется развитию агропромышленной интеграции от производства сельскохозяйственной продукции до её реализации населению. Формами интеграции являются финансово-промышленные группы, концерны и иные формирования по производству, переработке и хранению сельхозпродукции и торговле ею и продовольствием.

4. Создание рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе.

Создание рыночной инфраструктуры идет через формирование банков, торговых домов, проведение торгов, разрабатываются эффективные маркетинговые информационные системы сбора, хранения и обработки информации, системы страхования сельхозпредприятий.

5. Социальное преобразование села.

Необходимые социальные преобразования села включают активное жилищное строительство, возведение объектов культуры, здравоохранения, образования, строительство дорог, газификацию, электрификацию, связь.

6. Государственная поддержка сельхозпроизводителей.

Развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве началось в 1993 году, когда было принято решение об отмене обязательных поставок и формировании государственных продовольственных ресурсов на контрактной основе. Причем формирование государственных ресурсов для содержания армии, государственного резерва осуществляется на средства государственного бюджета, а государственная поддержка сельхозпроизводителей – только за счет внебюджетных источников.

Государство предусматривает следующие льготы для сельхозпредприятий, заключающих с ним договора по поставкам: предоставление бюджетных ссуд, дотация животноводческой продукции, компенсация стоимости горюче-смазочных материалов. Договора планируется заключать на конкурсной основе.

Важнейшим направлением поддержки государства является развитие лизинга, создание системы сельских кредитных кооперативов, коммерческих сельскохозяйственных банков.

Кризисную ситуацию с материально-технической базой сельского хозяйства предполагается решить за счет развития сети машинно-технологических станций.

Транспорт – важная составная часть экономики России. Значение транспорта:

1. Транспорт влияет на размещение производства, так как при размещении производства учитываются потребность в перевозках, масса исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность;

2. Транспорт влияет на эффективность производства, как отдельных предприятий, районов, так и страны в целом;

3. Транспорт влияет на привлечение населения и производства, и, таким образом, обеспечивает интеграционный эффект;

4. Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынков.

Специфика транспорта как сферы экономики в том, что он не производит продукции, но участвует в её создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и доставляя готовую продукцию потребителю. При этом транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки могут достигать 50 %, например, лесная и нефтяная промышленность.

Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и внутренний водный (речной). В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, железнодорожный и речной, а в перевозке пассажиров – железнодорожный и автомобильный. Однако эффективность использования того или иного вида транспорта зависит от множества условий.

Уровень развития транспортной системы экономических районов неодинаков. Обеспеченность районов путями сообщения по длине и плотности отличается в десять и более раз. Наиболее развитой транспортной системой выделяются Центральный, Центрально-Черноземный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы; наименее развитой – Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономический районы. В частности, обеспеченность железными и автомобильными дорогами республики Коми, находящейся в Северном экономическом районе, более чем в два раза ниже средних показателей по России. Территорию республики пересекает только 1 железная дорога, построенная узниками ГУЛАГА, которая заканчивается тупиком в Западной Сибири. Поэтому рассматривается возможность формирования Полярно-Сибирской железнодорожной магистрали с выходом на Транссибирскую магистраль. Это будет основой транзитного пути для перевозки грузов с европейского Севера, Урала, Дальнего Востока в Западную Европу.

Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где разрабатываются крупные месторождения железной руды, угля, перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах добычи лесных ресурсов – развит речной транспорт.

Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, то есть вывоз превышает ввоз, так как масса сырья, топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности, напротив, имеют пассивный баланс, то есть ввоз превышает вывоз.

Мощности транспортных потоков также имеют существенные различия и зависят от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т.д. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны:

1. Широтное магистральное сибирское направление «восток-запад» и обратно. Оно включает железнодорожные, трубопроводные и водные пути с использованием рек Камы и Волги;

2. Меридиональное магистральное центрально-европейское направление «север-юг» с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями;

3. Меридиональное волго-кавказское магистральное направление «север-юг» по реке Волга, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и с Уралом.

По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными.

Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значений. Сочетание их образует Единую транспортную систему России.

Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в грузообороте

(35 %) и в пассажирообороте (35 %).

Достоинства железнодорожного транспорта:

1. Относительно свободное размещение;

2. Надежность, то есть способность функционировать без существенных сбоев, и регулярность;

3. Универсальность, то есть способность функционировать вне зависимости от времени года, суток, условий погоды;

4. Массовость перевозок грузов и пассажиров;

5. Возможность экономии жидкого углеводородного сырья за счет электрификации тяги;

6. Эффективность в перевозках на дальние расстояния, что особенно актуально в условиях огромной территории России.

Основными грузами железнодорожного транспорта являются: уголь, кокс, нефть и нефтепродукты, минеральные строительные материалы, руды, сельскохозяйственные грузы, лес, металлы, продукция машиностроения и т.д.

Размещается железнодорожный транспорт неравномерно. Густой разветвленной железнодорожной сетью обладает европейская часть страны. Конфигурация сети – радиально-кольцевая с центром в Москве. В восточной части страны железнодорожная сеть имеет ярко выраженное широтное направление с малой разветвленностью.

Плотность железнодорожной сети в России мала – 5 км на 1000 кв. км, поэтому очень высока грузонапряженность железных дорог. Пассажирские перевозки убыточны. В настоящее время развитие железнодорожной сети замедлилось.

Основные направления развития железнодорожного транспорта разрабатываются в рамках комплексной программы «Транспорт России».

Морской транспорт играет важную роль во внешнеэкономических связях и служит одним из основных источников получения валютных средств. Россия имеет 39 портов и 22 портовых пункта. Производственные мощности портов позволяют обеспечивать только 54 % потребности переработки грузов, остальные экспортно-импортные грузы перерабатываются в Прибалтике, Украине, Грузии, Азербайджане.

Основные грузы, перевозимые морским транспортом: нефть, руды, стройматериалы, каменный уголь, зерно, лес. Крупные порты – Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Астрахань, Новороссийск, Находка, Владивосток, Дудинка, Игарка.

60 % российских портов не в состоянии принимать крупнотоннажные суда из-за недостаточных глубин. Очень нерациональна структура транспортного флота.

Речной транспорт имеет небольшой удельный вес в грузо- и пассажирообороте России. Это связано с тем, что основные потоки грузов осуществляются в широтном направлении, а большинство судоходных рек имеет меридиональное направление. Негативное влияние оказывает сезонный характер речных перевозок. Ледостав на Волге длится от 100 до 140 дней, на реках Сибири – от 200 до 240 дней.

Ледостав – это период, когда наблюдается неподвижный ледяной покров на реке.

Речной транспорт уступает другим видам и в скорости движения. Преимущества речного транспорта:

1. Более низкая себестоимость перевозок;

2. Более низкая потребность в капитальных затратах на обустройство путей, чем в сухопутных видах транспорта.

Основные виды грузов речного транспорта – минеральные стройматериалы, лес, нефть, нефтепродукты, уголь, зерно.

Большая часть оборота речного транспорта приходится на европейскую часть страны. Кроме того, заметна их роль в обеспечении мало освоенных районов, где практически отсутствуют сухопутные транспортные магистрали.

В настоящее время идет сокращение объемов перевозок грузов и пассажиров речным транспортом, протяженности внутренних водных судоходных путей, уменьшается количество причалов.

Автомобильный транспорт используется в основном для перевозки небольших потоков грузов на короткие расстояния. Это связано со сравнительно высокой себестоимостью данного вида транспорта и его малой грузоподъемностью.

Преимущества автомобильного транспорта:

1. Относительно высокая скорость;

2. Возможность доставки грузов от «двери до двери» без дополнительных затрат на перегрузку.

Обеспеченность автодорогами с твердым покрытием служит важным показателем развития транспорта в стране. В России 40 % сельских населенных пунктов не имеют связи с сетью путей сообщения общего пользования. Качество автодорожной сети невысокое: 11 % автодорог – грунтовые, около 30 % дорог имеет твердое покрытие, но качество его не соответствует техническим нормам. Такие дороги быстро изнашиваются и требуют ремонта.

Трубопроводный транспорт отличается наименьшей себестоимостью и используется для перекачки нефти, нефтепродуктов, газа.

Преимущества трубопроводного транспорта:

1. Возможность функционирования в течение всего года;

2. Высокая производительность труда;

3. Минимальные потери при транспортировке;

4. Возможность прокладки трубопроводов по кратчайшему расстоянию практически вне зависимости от рельефа территории.

Воздушный транспорт занимает третье место по объему пассажирских перевозок. Он используется в народном хозяйстве также для перевозки срочных грузов, выполняет работы при строительстве трубопроводов, мостов, ЛЭП, участвуют в проведении сельскохозяйственных работ, геологоразведки, рыбного промысла.

Преимущества воздушного транспорта:

1. Высокая скорость;

2. Минимальные потери при транспортировке грузов.

Уровень развития воздушного транспорта является показателем степени научно-технического потенциала страны. В настоящее время техническая укомплектованность наземной базы составляет 60 %, а по аэровокзальным комплексам – не более 50 %. Износ основных фондов оценивается в 70 %.

В настоящие время разрабатывается комплексная программа «Транспорт России», которая предусматривает увеличение инвестиций в эту отрасль, привлечение иностранного капитала, создание государственной корпорации по разработке и производству воздушных судов. Кроме того, предусматривается налаживание работы поставщиков транспортного комплекса – транспортного машиностроения, электротехнической и электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др.

В самом транспортном комплексе необходима более тесная координация работы всех видов транспорта между собой и с отраслями народного хозяйства. Первоочередной задачей также является восстановление транспортно-экономических связей со странами ближнего зарубежья, поскольку транспортный комплекс СССР формировался как единое целое, и обособленное функционирование его отдельных частей привело к деградации транспортного хозяйства не только России, но и всех бывших республик СССР.

Остро стоят проблемы транспортного обеспечения сельских населённых пунктов, пассажирских перевозок в крупных городах, снижения отрицательного влияния транспорта на окружающую среду и человека.

1. Баранников, А.Ф. Теория организации: учебник для вузов / А.Ф. Баранников. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 700 с.

2. Бутов, В.И. Основы региональной экономики / В.И. Бутов, В.Г. Игнатов, Н.П. Кетова. – М.; Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2001. – 448 с.

3. Владимирова, Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие / Л.П. Владимирова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 400 с.

4. Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики: учебное пособие для вузов / А.Г. Гранберг. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 492 с.

5. Егоров, В.В. Прогнозирование национальной экономики: учебное пособие / В.В. Егоров, Г.А. Парсаданов. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 184 с.

6. Парсаданов, Г.А. Прогнозирование национальной экономики: учебное пособие для вузов / Г.А. Парсаданов, В.В. Егоров. – М.: Высшая школа, 2002. – 304 с.

7. Региональная экономика: учебное пособие для вузов / под ред. Т.Г. Морозовой. – М.:ЮНИТИ, 2000. – 472 с.

8. Региональная экономика: учебное пособие для вузов / под ред. М.В. Степанова. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 463 с.

9. Романенко, И.В. Социальное и экономическое прогнозирование: конспект лекций / И.В. Романенко. – СПб.: Михайлов, 2000. – 61 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: