Структуры систем экологического управления

Ключевым звеном в системе экологического управления и менеджмента является экологическая служба предприятия, или, в случае небольших производств, отдельный квалифицированный специалист, уполномоченный решать соответствующие задачи.

На практике встречаются четыре основных типа структур систем экологического управления, различающиеся по положению в них экологической службы предприятия или уполномоченного специалиста:

- структура с отсутствующей экологической службой или специалистом в области экологического управления;

- структура, в которой экологическая служба (должностные обязанности) совмещена с каким-либо другим подразделением (другими должностными обязанностями) предприятия;

- структура, в которой экологическая служба выделена в отдельное подразделение (должность);

- структура, в которой экологическая служба выделена в отдельное подразделение с руководителем, равным по рангу заместителю директора предприятия.

Наименее эффективной является структура экологического управления первого типа. Решение производственных экологических задач в данном случае возложено на то или иное должностное лицо в качестве дополнительной нагрузки. Это могут быть главный инженер, главный технолог, главный энергетик и другие. Так как эти должностные лица в первую очередь выполняют свои непосредственные обязанности, то вся природоохранная деятельность сводится ими преимущественно к выполнению формальных требований действующего природоохранительного законодательства, например к заполнению необходимой отчетности.

Для структуры второго типа характерно существование подразделения или отдельного специалиста, занимающегося вопросами экологического управления. При этом их функции (должностные обязанности) совмещены с другими функциями (должностными обязанностями). Например, достаточно часто происходит совмещение в одном подразделении экологической службы и службы охраны труда или совмещение экологической службы и службы эксплуатации природоохранного оборудования. Для систем экологического управления и менеджмента данного типа характерны следующие недостатки:

- недостаточное внимание экологическим аспектам деятельности предприятия;

- ограниченность времени и ресурсов для практической реализации природоохранной деятельности;

- большой объем обязанностей, ограничивающий возможности инициативной деятельности;

- недостаток авторитета экологической службы (специалиста).

В третьем типе системы экологического управления экологическая служба выделена в отдельное подразделение предприятия (должность), имеет своего руководителя, но при этом не обладает достаточным весом в иерархической структуре предприятия.

Для систем экологического управления типа можно выделить один характерный недостаток, заключающийся в том, что эффективность функционирования экологической службы зависит от подчиненности и места в общей системе производственного управления и менеджмента. Вместе с тем данный тип структуры экологического управления приобретает существенные достоинства:

- возможность комплексно и полноценно осуществлять экологическую деятельность;

- более высокий авторитет экологической службы;

- возможность детального изучения экологических проблем.

Наиболее эффективным и обладающим наибольшими потенциальными возможностями в использовании преимуществ экологического управления является 4-й тип системы, в которой экологическая служба выделена в отдельное подразделение, а ее руководитель по должности в зависимости от размера предприятия равен заместителю директора или заместителю главного инженера. Для структур систем экологического управления четвертого типа характерны следующие достоинства:

- возможность наиболее комплексно, рационально и полноценно осуществлять экологическую деятельность;

- возможность эффективного совмещения основных производственных и экологических целей и задач на предприятии;

- возможность осуществления разнообразной и экономически эффективной экологической деятельности.

По способу организации деятельности возможно следующее деление экологических служб предприятий:

Экологические службы дифференцированного типа, в которых обязанности сотрудников разделены по виду воздействия на окружающую среду

Для большинства служб такого типа можно выделить сотрудников, занятых:

- охраной атмосферного воздуха;

- охраной и рациональным использованием водных ресурсов;

- охраной окружающей среды от отходов производства и потребления;

- охраной и рациональным использованием земельных ресурсов.

Разделение обязанностей в экологических службах такого типа сходно со структурой государственных органов экологического контроля. Подобное разделения обязанностей оправдано для больших предприятий (производственных объединений), на которых экологическая служба включает более 10 человек.

К недостаткам структуры экологических служб первого типа относятся:

- изолированность областей деятельности специалистов;

- вероятность ситуаций, в которых при невозможности выполнения специалистом по каким-либо причинам своей работы, другим специалистам потребуется значительное количество времени, прежде чем они квалифицированно смогут выполнять обязанности отсутствующего сотрудника;

- организационные сложности принятия комплексных природоохранных решений.

Достоинство экологической службы такого типа заключается в том, что можно досконально изучить требования и возможности в определенной области деятельности, осуществлять более эффективное управление и менеджмент, например, в области обращения с отходами производства и потребления и принимать правильные решения в этой области.

К описанному типу относятся и экологические службы, обязанности сотрудников в которых разделены по виду технологических операций, существующих на предприятии. Работники таких служб занимаются экологическими вопросами, связанными с конкретной технологической операцией. Достоинства и недостатки экологической службы этого типа аналогичны описанным выше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: