В настоящее время экологический аудит активно внедряется на территории России во многих субъектах Российской Федерации, в том числе на территории Томской области (Методические…, 2002).
Экологическое аудирование получило широкое распространение в практике оценки деятельности на предмет соответствия экологическим нормативам, законам и правилам в области охраны окружающей среды с подготовкой рекомендаций по улучшению этой деятельности (Волков и др., 2006).
В соответствии с ГОСТ Р ИСО 14050-99 экологический аудит (environmental audit) – систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия или несоответствия критериям аудита определенных видов экологической деятельности, событий, условий, систем административного управления или информация об этих объектах, а также сообщения клиенту результатов, полученных в результате этого процесса.
Проведение экологического аудита способствует получению достоверной информации, необходимой для экологически обоснованных решений и совершенствованию регулирующих мер в природоохранной деятельности и рациональном использовании природных ресурсов (Методические…, 2002).
Идея проводить экологический аудит принадлежит США, где в 70-х гг. XX в. произошло резкое ухудшение статистики аварий на химических предприятиях. В связи с этим предприятия получили предписание министерства охраны окружающей среды документировано доказать наличие внутренней системы ранней диагностики аварийно-опасных ситуаций.
Несмотря на то, что положительных результатов это предписание не дало, возрастающее внимание общественности к проблемам охраны окружающей среды привело в 1993 г. к утверждению «Постановления (ЕЭС) Nr. 1836/93 Совета о добровольном участии производственных предприятий в совместной системе экологического менеджмента и контроле производства на соответствие экологическим нормам ЕС» (Гринин и др., 2001). Это постановление чаще всего кратко называют «Постановлением об экологическом аудите ЕС» или также EMAS (Eco-Management and Auditing Scheme). Центральным элементом этого постановления является создание и развитие системы организации и управления производством, учитывающей строгое соблюдение действующих постановлений по охране окружающей среды.
В России понятие «экологический аудит» было введено постановлениями Правительства Российской Федерации от 24.12.94 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и от 26.02.96 г. № 168 «Об утверждении положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды». Этими постановлениями экологический аудит отнесен к лицензируемым видам деятельности, а функция органа по лицензированию закрепляется за Министерством природы.
В настоящее время названные выше документы утратили силу, однако, именно они дали толчок к формированию нормативной базы по экологическому аудиту.
Основные нормативные документы, регламентирующие проведение экологического аудита – это приказы Минприроды России № 412 «Об экологическом аудировании» и № 540 «Об организации экологического аудита».
В настоящее время основными документами, дающими правовую основу деятельности по экологическому аудиту в Российской Федерации, являются Международные основополагающие стандарты ИСО серии 14000, утвержденные Госстандартом России:
- ГОСТ Р ИСО 14001-2007. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению;
- ГОСТ Р ИСО 14004-98. Системы управления окружающей средой.
Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования;
- ГОСТ Р ИСО 19011-2003. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента;
- ГОСТ Р ИСО 14041-98. Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели и области, анализ;
- ГОСТ Р ИСО 14042-98. Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия;
- ГОСТ Р ИСО 14043-98. Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация;
- ГОСТ Р ИСО 140050-98. Управление окружающей средой. Словарь.
Экологическое управление на предприятии или в организации может быть мотивировано не только внешним давлением законодательства, но и внутренними побуждениями.
Цель экологического аудита – содействие субъекту хозяйственной деятельности в определении своей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, направленных на соблюдение установленных экологических требований, а также создание механизма реализации эффективного регулирования природопользования и обеспечения устойчивого развития.
Кроме того, целями экологического аудита могут быть:
- получение объективной оценки о природоохранной деятельности предприятия, об уровне экологической безопасности предприятия;
- выявление приоритетов решения стоящих перед предприятием проблем природоохранного назначения;
- подготовка обоснованных решений по стратегии и тактике предприятия в решении задач по улучшению экологических показателей предприятия;
- выявление достоверности и полноты официально выдаваемой предприятием документации о своей деятельности;
- проверка наличия на предприятии необходимых норм, нормативов, планов мероприятий;
- выявление недостатков и ошибок в отчетной документации;
- определение полноты и своевременности выполнения природоохранных мероприятий и предписаний органов государственного контроля;
- проверка выполнения требований экологического законодательства;
- оценка уровня организационной работы и степени подготовленности (Тимофеева, 2004).
В зависимости от характера хозяйственной деятельности, объектами экологического аудита могут быть как природные объекты (водные объекты, атмосферный воздух), на которые может быть оказано воздействие в процессе деятельности, так и результаты хозяйственной деятельности, например, образование отходов и загрязнение компонентов окружающей среды при эксплуатации объектов или при аварийных ситуациях.
В процессе экологического аудита проверяется соответствие процесса, характера деятельности, продукции, системы управления экологическим требованиям.
Экологический аудит может использоваться при проведении экологического страхования хозяйствующих объектов, а также при сертификации по ИСО серии 14000 для оценки соответствия системы экологического управления требованиям стандарта и разработки программ подготовки экологической сертификации предприятия (Методические…, 2002).
В задачи аудита входят:
1) обоснование экологической стратегии и политики предприятия, определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия и выявление дополнительных возможностей ее осуществления;
2) проверка соблюдения предприятием в процессе его хозяйственной деятельности экологического законодательства;
3) повышение эффективности мероприятий по снижению воздействия на окружающую среду;
4) снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды (Гринин и др., 2001).
Цели и задачи экологического аудита должны соответствовать общей стратегии и политике развития конкретного производства. По результатам экологического аудита могут быть внесены изменения в общую стратегию и политику развития.
4. Процедура проведения экологического аудита
В экологическом аудите отсутствуют жестко регламентированные процедуры его выполнения. Любая программа для каждого предприятия индивидуальна. Наиболее традиционными видами ЭА являются так называемый аудит загрязненной площадки и аудит потенциальной ответственности. Первый заключается в оценке характера и степени загрязнения территории хозяйственного объекта. Второй объединяет в себе и аудит загрязненной площадки, и проверку соответствия деятельности предприятия законодательным и нормативным экологическим требованиям. Кроме этого, существуют программы ЭА, связанные с конкретными экологическими проблемами (минимизация отходов, загрязнение различных природных сред и т. д.), отдельными видами деятельности (например, погрузо-разгрузочные или транспортные операции внутри компании), вопросами профессиональных заболеваний, оценкой безопасности производимой продукции ит.д. (Говорушко, 2009).
В наиболее общем случае программа аудирования промышленного предприятия включает следующие пункты (Макаров, Шагарова, 1997):
1) основные загрязняющие вещества и другие факторы воздействия на окружающую среду;
2) основные источники выделения загрязняющих веществ и системы их регулирования;
3) используемое сырье, материалы, реагенты;
4) используемые энергетические ресурсы;
5) готовая продукция;
6) основные виды отходов, системы их размещения и удаления;
7) система производственного экологического контроля;
8) локальные критические ситуации, связанные с изменениями компонентов окружающей среды и их последствиями;
9) локальная система мониторинга.
Следует отметить, что часто довольно трудно провести границу между ОВОС и ЭА. Более чем в половине национальных и большинстве международных систем ОВОС предусмотрена послепроектная стадия этой процедуры, направленная на выяснение фактического учета в проектах экологических требований и реального воздействия на окружающую среду в процессе эксплуатации объекта. Например, в Болгарии предприятия, проекты которых проходили ОВОС, подвергаются обязательному экологическому аудиту через пять лет после одобрения проекта. В Чили все предприятия, бывшие объектом ОВОС, обязаны провести независимый экологический аудит за свой счет и представить его результаты государственным органам (Черп и др., 2001).
В России ситуация во многом похожа. В «Положении об оценке воздействия…» 2000 г. (ст. 3.2.2) говорится о необходимости проведения послепроектного анализа, определяемого как «комплекс мероприятий, проводимых на стадии осуществления намечаемой деятельности в целях оценки реальных воздействий осуществляемой деятельности на окружающую среду и их соответствия прежним прогнозам». В связи с этим во многих случаях ЭА определяется как ОВОС, проводимая в процессе действующего производства.
4.1. Процедура проведения экологического аудита в России
Процедура проведения экологического аудита в нашей стране значительно менее детализирована, чем процедура проведения экологической экспертизы. Первые опыты его выполнения относятся к середине 1990-х годов. Вначале ЭА не был подкреплен какими-либо нормативными актами на государственном уровне и проводился по инициативе отдельных организаций (как российских, так и международных). Например, с 1994 г. в Кемеровской области реализовывался проект по природоохранной политике и технологии, финансировавшийся Агентством США по международному развитию. В ходе его выполнения была сформирована команда экспертов, прошедшая соответствующее обучение, в т. ч. и в США. Затем силами подготовленных специалистов в 1994-1999 гг. был проведен ЭА ряда крупных производственных объектов (Кузнецкий и Западно-Сибирский металлургический комбинаты, цементный завод, угольные котельные, а также энергетические объекты Междуреченска и Прокопьевска) (Купчик, 2001).
Кроме этого, процедура ЭА начала внедряться некоторыми крупными российскими организациями (РАО «Газпром»).
Начало работы по внедрению системы ЭА на федеральном уровне связано с постановлением Правительства РФ от 26.02.1996 г. № 168 «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды». Этот документ уполномочивал Госкомэкологии РФ и его территориальные органы на проведение лицензирования природоохранных видов деятельности, в т. ч. экологического аудита. Однако отсутствие нормативно-правовой базы, определяющей соответствующие требования к этой деятельности, сдерживало реализацию указанного постановления. В последующем приказе Госкомитета по охране окружающей среды от 16.10.1997 г. «О системе экологического аудирования» были утверждены основные положения этого вида деятельности, план первоочередных мероприятий и другие вопросы экологического аудирования в РФ.
В более позднем приказе (№ 436 от 16.07.1998 г.) Госкомитета по охране окружающей среды «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации» был оформлен порядок аттестации и регистрации экоаудиторов и введены формы документации, квалифицирующей специальность «экологическое аудирование».
В 1998 г. Госкомэкологии России утвердил федеральную программу, в соответствии с которой была осуществлена централизованная подготовка трех групп профессиональных экоаудиторов общей численностью 156 чел. Все слушатели курсов, проведенных Госкомэкологии России, получили свидетельства о прохождении обучения по экологическому аудированию и удостоверения экоаудитора европейского образца. После аттестации они были внесены в Федеральный реестр экоаудиторов Госкомэкологии России (Методические и нормативно-аналитические основы, 1999 г.).
Пионерами в деле законодательного оформления ЭА на уровне субъектов Российской Федерации являются республики Татарстан, Хакасия и Удмуртия, Пермская и Томская области (Лимонова и др., 2001).
В октябре 1998 г. в России в качестве государственных стандартов были приняты международные стандарты ISO 14001, 14004, 14010, 14011, 14012, которые в настоящее время являются базовыми для развития ЭА в стране. Пока число российских компаний, сертифицированных по стандарту ISO 14001, невелико. Первым таким предприятием стало ЗАО «Вологодский подшипниковый завод» (Макаров, 2001). В начале 2005 г. в России насчитывалось 48 таких компаний.
Общая схема проведения экологического аудита.
Экологический аудит проводится экологическими фирмами, которые содержат в своем штате экологических аудиторов – специалистов, имеющих квалификационное свидетельство или аттестат на право проведения экологического аудита. Экологические фирмы должны иметь лицензию на право проведения экологического аудита. При проведении экологического аудита аудиторы должны быть объективны, независимы и компетентны.
Наряду с экологическими аудиторами в группу могут быть включены технические специалисты, эксперты, предоставляющие аудиторской группе консультации по специальным вопросам.
Ответственность за проведение экологического аудита, а также за составление отчета несет ведущий аудитор.
Экологический аудит проводится в несколько этапов (Экологическое…, 2009):
1) подготовительный;
2) этап планирования программы;
3) основной;
4) заключительный.
На подготовительном этапе определяются сроки проведения, необходимые материальные ресурсы, состав аудиторской группы, экологические приоритеты организации. Так как информация, полученная в ходе проведения экологического аудита, должна быть конфиденциальна, то на подготовительном этапе оговаривается степень конфиденциальности, а также при необходимости подписывается соглашение о конфиденциальности.
На этапе планирования определяются задачи программы. В ней описывается необходимая деятельность по экологическому аудиту, перечисляются ресурсы для качественного и результативного его выполнения в сроки, установленные договором, определяется количество и вид необходимых аудитов. На этом этапе осуществляется предварительный сбор и обобщение исходных данных по основной экологической документации, в качестве которых могут использоваться следующие документы:
- экологические паспорта, тома ПДВ и НДС;
- экологическая статистическая отчетность за несколько лет;
- справки о платежах за использование природных ресурсов, загрязнение природной среды и размещение отходов;
- акты о применении эколого-правовой и эколого-экономической ответственности;
- данные инвентаризации источников воздействия на окружающую среду и отходов;
- лицензии и договоры на специальное и комплексное природопользование;
- территориальные экологические программы и планы;
- производственные планы мероприятий по охране окружающей среды и справки о их фактическом выполнении;
- справки о потреблении сырья, реагентов, материалов, объемах производства и готовой продукции;
- существующие технологические регламенты по эксплуатации оборудования и природоохранных технологий;
- проекты строительства основных производств, систем очистки сточных вод, отходящих газов, систем размещения и удаления отходов;
- существующие экологические ситуационные планы, карты-схемы и другие картографические материалы.
В Плане фиксируются цели и задачи аудита, критерии аудита, область аудита, сроки выполнения, место проведения и список исполнителей (в том числе, роли и обязанности членов аудиторской группы).
Основной этап программы экологического аудита осуществляется непосредственно на объектах.
При его выполнении проводятся:
- определение маршрутов и проведение обзорных туров на объекте аудирования;
- анализ рабочей документации;
- интервьюирование персонала;
- уточнение и дополнение исходных данных при работе на объектах аудита.
Заключительный этап экологического аудита включает анализ и оценку полученных в ходе проведения аудита данных. После анализа информации разрабатываются конкретные рекомендации и предложения, что отражается в заключении по проведению экологического аудита.
4.2. Процедура проведения экологического аудита в зарубежных странах
Экологический аудит как механизм управления окружающей средой получил развитие в 1970-е годы. В отличие от ОВОС активную роль в его внедрении наряду с США и Канадой сыграли такие европейские страны, как Великобритания, Германия, Швеция и Нидерланды. В то же время ЭА начал развиваться как отрасль экологической предпринимательской деятельности (Лимонова и др., 2001). В качестве примера рассмотрим американскую систему экологического аудита.
Внедрение процедуры ЭА в США началось в первой половине 1970-х годов. В связи с тем, что многие американские компании привлекались к юридической ответственности за нанесение экологического ущерба, что влекло за собой штрафные санкции, некоторые из них стали оценивать соответствие своей деятельности нормам экологического законодательства. В числе первых компаний, разработавших свои программы экологического аудита, были US Steel, Allied Chemical и Occidental Petroleum (Серов, 1999). Первый законодательный акт об экологическом аудите на уровне штата был принят в 1983 г. в штате Нью-Мексико (Русецкая, 1997). К середине 1980-х годов эта процедура оформилась как метод внутреннего контроля деятельности предприятия, направленного на проверку соответствия норм природоохранного законодательства.
В 1984 г. Национальным агентством по охране окружающей среды была разработана концепция аудирования для агентств и ведомств федерального уровня. Около 40 из них к 1987 г. разработали собственные программы экологического аудита. Процедуры ЭА в разных ведомствах США отличались. Например, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства проводило ЭА своих объектов, используя внешних консультантов. Министерство энергетики США выполняло его самостоятельно, создав в 1985 г. управление по аудиту и законодательству. Аналогично поступило и министерство обороны, выполнившее ЭА своих военно-воздушных баз и предприятий заказчиков (Серов, 1999).
В настоящее время ЭА в США – это не только проверка состояния предприятия с точки зрения его соответствия требованиям экологического законодательства, но и основа для разработки мер, направленных на предотвращение его нарушений. Поэтому при проведении ЭА критерии соответствия организационной структуры и функционирования производства экологическим целям в большинстве случаев являются более жесткими, чем требования законодательства (Гусева, Дайман, 2000). Круг объектов ЭА сейчас стал существенно шире. Например, во многих штатах США обязательно проведение ЭА при купле-продаже недвижимости, в т. ч. земельных участков (Макаров, Шагарова, 1997).