Разновидность дискреционной фискальной политики. Стимулирующая фискальная политика Увеличение государственных расходов (1) Снижение налогов (2) Спад

Стимулирующая фискальная политика
Увеличение государственных расходов (1)
Снижение налогов (2)
Спад, депрессия
Сдерживающая фискальная политика
Подъем, инфляция, вызванная избыточным спросом
Уменьшение государственных расходов (1)
Увеличение налогов (2)
Сочетание 1 и 2 – движение в направлении бюджетного профицита
Сочетание 1 и 2 – движение в направлении бюджетного дефицита

На рис. 10.6 представлен механизм действия такого встроенного стабилизатора, как прогрессивное налогообложение.

T
T,G
G
E
Y
 
 
 
 
 


Рис. 10.6. Налоговое бремя и встроенные стабилизаторы

Наклон ломаной кривой Т на каждом из ее участков зависит от ставки налога (t). Равенство расходов и доходов государственного бюджета наблюдается в точке Е. Налоговые поступления при каждом уровне дохода определяются по формуле: Yt = T. Например, если доход (Y) составляет 500 млрд. руб., то при налоговой ставке 0,2 (20%) налоговые поступления составят 100 млрд. руб. При более высоком уровне дохода повышается и налоговая савка, и кривая Т становится более крутой. Наоборот, при снижении дохода величина t уменьшается и кривая Т принимает более пологий вид.

По мере спада производства уменьшается реальный выпуск, налоговые поступления автоматически также уменьшаются. Ведь с меньших доходов платится и меньше налогов. При этом налоговые поступления сокращаются автоматически, так как налоговые ставки устанавливаются законодательной властью на определенный период.

Трансфертные платежи – форма перераспределения государственных расходов; безвозмездные государственные выплаты населению (пенсии, стипендии, пособия и т.п.).

По мере роста объема ВВП наблюдается пропорциональный прирост налоговых поступлений, что снижает покупательную способность населения и экономический рост сдерживается. В случае падения национального производства налоговые поступления уменьшаются. Это увеличивает покупательную способность населения, совокупный спрос увеличивается и спад экономики сдерживается. Трансфертные платежи во время экономического подъема сокращаются, а в период спада возрастают.

Хотя встроенные стабилизаторы и позволяют уменьшить последствия циклических колебаний, смягчая потрясения в экономике, они совершенно не способны их полностью устранить. Поэтому в дополнение к ним всегда остается крайне необходимой дискреционная фискальная политика государства.

Таким образом, применение автоматической фискальной политики в сочетании с дискреционной способны уменьшить последствия циклических колебаний, смягчая потрясения в экономике.

В семидесятые годы был отмечен кризис кейнсианского метода регулирования экономики. Он был вызван тем, что причиной инфляции в конце 60-х гг. в ведущих западных странах явился опережающий рост заработной платы над производительностью труда. В этих условиях на кейнсианский метод борьбы с инфляцией путем поддержания высоких налоговых ставок предприниматели смогли ответить трансформацией значительной части налогового бремени в издержки производства и перекладыванием их на потребителей в виде высоких цен. В результате вместо понижения инфляции произошло раскручивание инфляционной спирали ''цена – заработная плата''.

В итоге кейнсианские принципы государственного регулирования были вытеснены монетаристской теорией и теорией экономики предложения, которые стали новой теоретической базой налоговой политики развитых стран Запада.

Неолиберальные методы решения экономических проблем этих теорий направлены на снижение степени государственного вмешательства в экономику, уменьшение налогового бремени, сокращение избыточных социальных программ, поддержание стабильных и умеренных темпов роста денежной массы, предоставление большей свободы предпринимательской инициативе.

Теоретическим обоснованием неолиберальной экономической программы в рамках налоговой политики стали расчеты А. Лаффера, пришедшего к выводу, что результатом снижения налогов явятся экономический подъем и рост доходов государства. Напомним, что, по его мнению, высокие налоговые ставки отбивают у предприятий стимулы к инвестированию, тормозят научно-технический прогресс и замедляют экономический рост, что, в конечном счете, негативно сказывается на поступлениях в государственный бюджет. Поэтому при проведении налоговой реформы следует искать возможность восполнить в перспективе текущие бюджетные потери и добиться увеличения доходной части бюджета.

Подведем краткиеитоги.

Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств для реализации экономических, социальных и политических задач.

Финансы выполняют контрольную, стимулирующую, регулирующую, воспроизводственную и распределительную функции.

Основными звеньями финансовой системы являются государство, организации, граждане, поэтому в структуре финансов содержатся государственные финансы (централизованные), финансы хозяйствующих субъектов (организаций) и финансы граждан.

В структуре государственных (централизованных) финансов главным элементом выступает государственный бюджет.

Через государственный бюджет государство концентрирует основную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления.

Государственный бюджет служит основным государственным планом страны, утверждаемым как закон.

Финансы хозяйствующих субъектов характеризуют денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств для выполнения своих обязательств перед государством, другими организациями, работниками и т.д.

Доходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие у государства с организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Форма проявления этих отношений – различные виды платежей, которые имеют материально-вещественное воплощение в виде денежных средств, мобилизуемых в бюджетный фонд.

Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием на нужды хозяйства и выполнение функций государства.

Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами. Полное соответствие доходов над расходами характеризует сбалансированный бюджет. Некоторое превышение доходов над расходами носит название « профицит бюджета ». Превышение расходов над доходами бюджета означает дефицит государственного бюджета.

Основным источником государственного бюджета служат налоги. Без них невозможно существование государства и всего того, что с ним связано.

Налоги – это обязательные сборы, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Для регулирования финансовых отношений государство применяет финансовую политику, которую можно подразделить на бюджетную и фискальную

Бюджетная политика – это мероприятия государства по управлению доходами и расходами бюджета, а также бюджетным дефицитом.

Фискальная политика – это система мер регулирования, связанная с правительственными расходами и налогами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: