double arrow

Стиль Рококо

В XVIII в. во Франции появляется новый стиль - Рококо. Это был камерный стиль, стиль аристократических гостиных и будуаров. Предыдущие стили сначала появлялись в архитектуре, были тесно с ней связаны. Стиль Рококо возникает вначале в интерьере.

Во Франции с Рококо были связаны имена художников Буше, Ватто и Фрагонар. Для Рококо характерно изящество, изысканность, причудливость линий. В живописи и поэзии преобладают анакреотические мотивы (радостно-спокойное миросозерцание, бездумная радость жизни). Место любви занимает галантность – изящная игра в чувства. Один из популярных жанров в Рококо – мадригал. В поэзии мадригал – стихотворение хвалебного содержания с интимным подтекстом. Как ни странно в русской поэзии к мадригалу обращались Ломоносов, Державин, Батюшков, позднее – Пушкин.

Стремление к камерности во Франции возникло после помпезной эпохи Людовика XIV в период Регентства (временного правления) Филиппа Орлеанского (1715-1723). Современники этот период воспринимали по-разному: одни как время падения идеалов, развращенности нравов, утраты моральных норм, как время легкомысленное – затянувшийся праздник.

Яркие живописцы во Франции.

Антуан Ватто (1684-1721) считается мастером «галантных празднеств». Его картина «Остров Киферы» (мифический остров с храмом Венеры, место любви и наслаждения, где царствуют безделье, легкий флирт, вечные праздники и забавы) имела большой успех. На картинах Ватто можно наблюдать галантных кавалеров, прелестных и нежных женщин. Другие полотна Ватто: «Общество в парке», «Мирная любовь», «Урок любви», «Урок музыки», «Праздник любви» и др.

Картины его создавали грустные элегические настроения. У него наблюдались тончайшие нюансы серого, голубого, желтого, лимонного – жемчужно-перламутровый колорит. Игра красок создавала причудливую, изысканную и сказочную феерию.

Центром Рококо чаще всего были салон частного дома, аристократическая гостиная, где тон задавали женщины. Женственность – главный критерий красоты. В изобразительном искусстве появились настенные панно, были популярны плафоны. Часто использовали «десюдепорты» - декоративные композиции над дверными и оконными проемами. Они представляли собой причудливый асимметричный орнамент, состоящий из цветочных букетов, гирлянд, рогов изобилия, фигурок амуров, раковин, ленточных переплетений. Очень много в интерьере помещений было зеркал. Они создавали иллюзию бесконечного театрально-зыбкого пространства. Зеркало – попытка соединить в искусстве иллюзию и реальность.

Стилю рококо были свойственны рельефные завитки, которые могли плавно переходить в причудливую форму – арабески (насыщенный узор многократно повторяющийся, восточный мотив). Эстетика стиля рококо приветствовала изображение обнаженного тела. В моду вошли хрупкие, томные красавицы. В этой женственности таилась двусмысленность – иллюзорность чего-то высокого и разврат.

В целом Рококо был поиском новых путей в искусстве, открылся путь идеям Просвещения, появилась мода на восточное. Известные просветители заговорили об очень важных проблемах морали. Язык литературных произведений просветителей был присущ стилю рококо – игривый, непринужденно – остроумный.

Этот легкомысленно-изысканный стиль подготовил почву для мощной демократической эпохи Просвещения, которая началась приблизительно с середины XVIII в.

Вопросы к семинару:

1. Рассказ по лекции.

2. В чем сути эпохи Просвещения?

3. Рассказать о великих просветителях (Дидро, Вольтер, Руссо)

4. Стиль Рококо (общая характеристика).

5. Доклады.

P.S: возможны дополнения к ответам.

Темы для докладов:

  • Стиль рококо в интерьере.
  • Стиль рококо в живописи(А.Ватто, Ф.Буше, Фрагонар).
  • Скульпторы ст. рококо (Фальконе).
  • Архитектура, изобразительное искусство эпохи Просвещения (по Емохоновой).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: