Регулирование внешних эффектов – это осуществляемые в виде ограничений или поощрений способы интернализации внешних эффектов, направленные на оптимизацию распределения ресурсов.
Интернализацию внешних эффектов рыночным механизмом можно обеспечить когда права собственности на ресурсы четко определены и процедуры их обмена не связана со значительными издержками. Тогда трансформация может быть решена путем переговоров производителей и получателей внешних эффектов или путем объединения производителей и получателей внешних эффектов в единый хозяйствующий субъект. На практике эти условия трудно выполнимы, т.к. существуют трудности установления прав собственности, сложности определения источников внешних эффектов, недостаток информации об издержках и выгодах, велики трансакционные издержки. Поэтому использование рыночного механизма не всегда возможно.
Нерыночный способ регулирования осуществляет государство посредством административных и экономических мер. Проблема регулирования состоит в том, чтобы повышение эффективности распределения ресурсов достигалось при снижении издержек фирмы по устранению отрицательных внешних эффектов.
Применяются следующие способы регулирования отрицательных внешних эффектов:
1. Стандарты – это установленные государством ограничения на виды и объем промышленных выбросов в пределах норм их содержания. Эффективного распределения ресурсов не обеспечивает, т.к. стандарты допускают некоторое загрязнение и не учитываются различия в предельных издержках различных фирм. В результате для фирм с низкими предельными социальными издержками требования окажутся больше тех, что обеспечивают эффективный объем производства, а для фирм с высокими предельными социальными издержками – меньше (рис. 5).
Р Q
![]() |
MSC
![]() |
MSC
![]() |
MSB
![]() |
Q
Q
Q
Рис. 5 Регулирование внешних эффектов установлением стандартов на выбросы
2. Налоги на вредные выбросы и загрязнения. Их преимущество – низкие издержки регулирования внешних эффектов. Однако налоги не гарантируют устранения ущерба, увеличивают цену товара, не отражают зависимость между объемом выпуска продукции и уровнем загрязнений, здесь больше ошибки достижения эффективного объема производства.
3. Лицензии на сброс загрязняющих веществ, установление допустимого их объема. Предложение лицензий строго ограничено. Цена лицензии определяется спросом на нее.
4. Механизм «компенсации» - это заключаемое на компенсационной основе соглашение между фирмами об обмене правами собственности на загрязнение. Применяют, когда дополнительные загрязнения недопустимы. Фирма приобретает права у другой фирмы, которая за определенную плату снижает выбросы.
5. Механизм «кредитования» - фирма, имеющая выбросы меньше нормативного уровня получает право («кредит») на равновеликое превышение норм загрязнения в будущем. Фирма может накапливать эти «кредиты», продавать их.
6. Мониторинг – отслеживание объемов выброса загрязняющих веществ по каждому загрязнителю. Фирма может превышать норматив по одному загрязнителю, если обеспечивает снижение выброса другого.










