Технологии, основанные на использовании сервиса сети Internet

План.

ЛЕКЦИЯ № 1. Дистанционные технологии в образовании как средство расширения информационного образовательного пространства.

МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ТВЕРДЫХ ТЕЛ.

Все реальные тела под воздействием внешних сил изменяют свои форму и размеры, т.е. деформируются. Деформирующие силы называются нагрузкой. Если после снятия нагрузки тело принимает свои первоначальные размеры и форму, то деформация называется упругой. Если же размеры и форма восстанавливаются лишь частично, то такая деформация называется пластической.

По способу приложения нагрузки различают деформации: сжатия, растяжения, кручения, изгиба и сдвига. Количественной мерой деформирующей силы (нагрузки) является механическое напряжение: σ = F/S, [σ] = Н/м2 = Па. Деформация характеризуется величиной абсолютной деформации Δ l = l 2 - l 1 и величиной относительной деформацией ε = Δ l / l 1. Английский физик Р. Гук (1635 – 1703) экспериментально установил, что для упругих деформаций σ = Еε. Здесь коэффициент пропорциональности Е (модуль Юнга) характеристика упругих свойств материала. Физический смысл этой величины – значение механического напряжения, которое удваивает геометрические размеры тела

1. Основные понятия системы дистанционного образования.

2. Принципы дистанционного образования.

3. Особенности дистанционного образования.

4. Средства и формы дистанционного обучения.

5. Технологии дистанционного обучения.

Примерное содержание.

1. Обучение - это целеустремленный, систематический, организованный процесс получения знаний, умений, навыков, а образование - это результат обучения личности.

Дистанционное обучение - это способ обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Исторически дистанционное обучение означало - заочное обучение. Однако сейчас это средство обучения, использующее аудио видео- и компьютерные системы, связанные через каналы связи. дистанционное обучение является формой получения образования, наряду с очной и за очной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

Дистанционное образование тесно связано с дистанционным обучением. Принято считать, что дистанционное образован - это процесс передачи знаний (за него ответственны преподаватель и учебный центр), а дистанционное обучение - это процесс получения знаний (за него ответственен обучаемый).

Основу образовательного процесса при дистанционном образовании составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.

Дистанционное образование - особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного, очно-заочного, заочного и вечернего обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. Современные средства телекоммуникаций и электронных изданий позволяют преодолеть недостатки традиционных форм обучения, сохраняя при этом все их достоинства.

С дистанционным обучением связана новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что обучаемые в основ ном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с по мощью средств телекоммуникации.

Система дистанционного образования (СДО) представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

Система дистанционного обучения обязательно должна обеспечивать выполнение следующих функций:

- доставка обучаемым основного объема изучаемо го материала с помощью информационных технологий;

- интерактивное взаимодействие обучаемых и пре подавателей в процессе обучения;

- предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала;

- оценка знаний и навыков обучаемых в процессе обучения.

Создание системы дистанционного образования сводится к организации специфической педагогической системы, элементами которой являются подсистемы:

- целей обучения;

- содержания обучения;

- методов обучения;

- средств обучения;

- организационных форм обучения; идентификационно-контрольная;

- учебно-материальная;

- финансово-экономическая;

- нормативно-правовая;

- маркетинговая.

Необходимость и возможность организации СДО обусловлена следующими факторами:

- ограничения по получению профессионального образования (в частности, ограниченная доступность, высокая стоимость обучения, ограничения по времени обучения и др.);

- ограничения по пропускной способности вузов, факультетов повышения квалификации и образовательных учреждений других типов;

- увеличение количества желающих получить профессиональное образование из-за повышения престижа образования и необходимости переподготовки специалистов в связи с внедрением на сетях современного телекоммуникационного оборудования;

- появление и развитие качественно новых средств информационных технологий и ярко выраженный процесс информатизации телекоммуникационных технологий.

2. Принципы дистанционного образования:

1. Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса в СДО. Суть названного принципа состоит в том, что проектирование СДО необходимо начинать с разработки теоретических концепций, создания дидактических моделей тех явлений, которые предполагается реализовать. Опыт компьютеризации позволяет утверждать, что когда приоритетной является педагогическая сторона, система получается более эффективной.

2. Принцип педагогической целесообразности применения новых информационных технологий. Он требует педагогической оценки эффективности каждого шага проектирования и создания СДО. Поэтому на первый план необходимо ставить не внедрение техники, а соответствующее содержательное наполнение учебных курсов и образовательных услуг.

З. Принцип выбора содержания образования. Содержание учебных курсов и дисциплин системы дистанционного образования должно соответствовать нормативным требованиям государственного образовательного стандарта.

4. Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в СДО. Необходимо предусматривать организационные и технические способы безопасного и конфиденциального хранения, передачи и использования нужных сведений, обеспечения безопасности информации при хранении, передаче и использовании.

5. Принцип стартового уровня образования. Эффективное обучение в СДО требует определенного набора знаний, умений, навыков. Например, для продуктивного обучения кандидат на учебу должен быть знаком с научными основами самостоятельного учебного труда, обладать определенными навыками обращения с компьютером и др.

6. Принцип соответствия технологий обучения. Технологии обучения должны быть адекватны моделям дистанционного образования. Так, в традиционных дисциплинарных моделях обучения в качестве организационных форм обучения (видов занятий) используются лекции, семинарские и практические занятия, имитационные или деловые игры, лабораторные занятия, самостоятельная работа, производственная практика, курсовые и дипломные работы, контроль усвоения знаний. В процессе становления СДО могут появиться новые модели, которые в случае необходимости должны быть включены в нее. Примером таких новых моделей могут служить обьектно-ориентированные или проектно-информационные модели. В числе организационных форм обучения в этих моде лях могут использоваться компьютерные конференции, телеконференции, информационные сеансы, телеконсультации, проектные работы и пр.

7. Принцип мобильности обучения. Он заключается в создании информационных сетей, баз и банков знаний и данных для дистанционного образования, позволяющих обучающемуся корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении. При этом требуется сохранение информационного инвариантного образования, обеспечивающего возможность перехода к другим направлениям образования.

8. Принцип неантагонистичности дистанционного образования существующим формам образования. Проектируемая СДО сможет дать необходимый социальный и экономический эффект при условии, если создаваемые и внедряемые информационные технологии станут не инородным элементом в традиционной системе профессионального образования, а будут естественным образом интегрированы в него.

3. Особенности дистанционного образования:

Гибкость. Обучающиеся, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения не обходимых знаний по выбранной специальности.

Модульность. В основу программ дистанционного образования закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

Параллельность. Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. «без отрыва от производства». Дальнодействие. Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.

Асинхронность. Подразумевается тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе.

Охват. Эту особенность иногда называют «массовостью». Количество обучающихся в СДО не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с по мощью других средств информационных технологий.

Рентабельность. Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность дистанционного образования. Средняя оценка зарубежных и отечественных образовательных СДО показывает, что они обходятся приблизительно на 1О-5О% дешевле, в основ ном за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств ин формационных технологий, а также представления более концентрированного и унифицированного содержания учебных материалов и ориентированности технологий СДО на большое количество обучающихся и других факторов.

Новые информационные технологии. В СДО используются, преимущественно, новые информационные технологии (компьютеры, аудио-видеотехника, системы и средства телекоммуникаций и др.).

4. В образовательном процессе дистанционного обучения могут использоваться следующие средства обучения:

• печатные издания;

• электронные издания;

• компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;

• учебно-информационные аудиоматериалы;

• учебно-информационные видеоматериалы;

• лабораторные дистанционные практикумы;

• тренажеры;

• базы данных и знаний с удаленным доступом;

• электронные библиотеки с удаленным доступом;

• дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем;

• дидактические материалы на основе геоинформационных систем;

• компьютерные сети.

По технологии передачи данных на расстояние можно выделить следующие формы дистанционного обучения:

• рассылка печатных материалов по почте (характерная для традиционного заочного обучения);

• рассылка аудио- и видеокассет и СВ-ВОМ;

• через интерактивное ТВ и видеоконференции;

• через телеконферендии, ‘ВС, МОО, МПВ (на базе сети Internet;

• через электронную почту и листы рассылки (на базе сети Internet);

• через WWW;

В последнее время технология Internet вытесняет другие формы. Это связано с тремя обстоятельствами:

1) техническое развитие Internet -технологий, позволяющих более дешевыми и удобными средствами имитировать любую учебную модель;

2) простота подключения к сети Internet;

З) низкая стоимость подключения.

По способу получения учебной информации различают:

1) синхронные учебные системы;

2) асинхронные учебные системы.

Синхронные системы предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя. К таким системам относятся:

- интерактивное телевидение,

- видеоконференции,

- компьютерные телеконференции,

- IRS,

- MUD,

- MOO.

Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. К таким системам в дистанционном образовании относятся курсы на основе печатных материалов, аудио- и видеокассетах, электронной почте, WWW‚ FТР.

Системы, которые используют элементы как синхронных, так и асинхронных систем.

5. Технологии дистанционного образования

Телеконференции - это процесс использования электронных каналов связи для организации общения между двумя и более группами участников. В процессе телеконференции передается звук, изображение или компьютерные данные. Сообщение, посылаемое в теле- конференцию, становится доступно всем ее участникам, тем самым, процесс напоминает общение за круглым столом, У каждой конференции есть координатор, который следит за тем, чтобы не нарушалась тематика конференции, этикет и т.п.

Телеконференции - это общий термин, относящийся к различным технологиям, включая аудиоконференции (audioconferencing), видеоконференции (videoconferencing и компьютерные конференции (computerconferencing)/

Аудиоконференции - это разновидность телеконференций, при которых происходит голосовая коммутания участников конференции. Аудиоконференции можно организовать как на цифровых, так и на аналоговых линиях связи. Аудиоконференции широко используются в комбинации с односторонним видео (oneway video), спутниковым ТВ, а также для проведения селекторных совещаний. данный вид телеконференций имеет ограниченное применение для целей дистанционного образования.

Видеоконференция - это способ обмена видеоизображениями, звуком и данными между двумя или более точками, оборудованными соответствующими аппаратно-программными комплексами. Ее участники мо гут видеть и слышать друг друга в реальном времени, а также обмениваться данными и совместно их обрабатывать. Подобная система способна значительно повысить продуктивность работы обучаемых, обеспечивая им такие возможности, как личное общение с преподавателем без затрат на переезды, своевременный обмен необходимой информацией и совместная работа над какой-либо задачей удаленных друг от друга участников учебного процесса.

Видеоконференцсвязь объединяет прямой диалог, доступ к базам данных, передачу голоса и видео, а так же функцию «белой доски». С помощью такой «доски» пользователи могут делать на документе свои пометки и знакомиться с комментариями и поправками других участников конференции.

Учитывая возможность передачи практически любых видов информации, простоту и быстроту общения, естественность процесса общения видеоконференции можно считать наиболее эффективной технологией организации системы дистанционного образования.

Компьютерные телеконференции. В них могут участвовать сотни и тысячи пользователей Internet. Принять участие в конференции очень просто. Надо подключиться к конференции, набрав ее адрес. На эк ране компьютеров участников отображаются высказывания и отклики всех участников конференции. Хотя сообщения и отклики появляются очень быстро, теле- конференции не вполне можно отнести к синхронным средствам. Скорее, они напоминают гигантские доски объявлений, на которых пишут все участники, Как и на досках объявлений, в компьютерных телеконференциях информация сохраняется некоторое время. Так что, можно вернуться и просмотреть ее, даже когда участники физически не участвуют. Таким образом, возможен просмотр информации в телеконференции за некоторый отрезок времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: