В системе культуры – 2 ч

Предмет и метод философии. Место философии

Лекция 1.

В системе культуры – 4 ч.

Предмет и метод философии. Место философии

Тема № 1.

Список дополнительной литературы

Список основной литературы

1.Философия: Учебное пособие. - М.: Издательство РДЛ, 2002.

2.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.- М.: ПБОЮЛ, 2002.

3.Радугин А.А. Философия: курс лекций.- М.: Центр, 2002.

4.Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М.: Гардарики, 2003.

5. Кохановский В.П. Философия: Учебник.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

6.Бауман З. Наука и постмодернистская социология // Вопросы философии. №3, 1993.

7.Гадамер Х.Г. Истина и метод: основы философской герменевтики.- М.: Прогресс, 1988.

8.Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX в.- М.: Высшая школа, 1994.

9.Кохановский В.П. Философия и методология науки. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

10.Пирс Ч. Как сделать наши идеи ясными? // Вопросы философии, № 12, 1996.

11.Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. Пер. с англ.- К.: Ника-центр, 1997.

12.Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике.- М.: Медиум, 1995.

13. Философский энциклопедический словарь.- М.: ИНФРА-М, 2002.

14.Хабермас Ю. Познание и интерес // Философские науки, №1, 1990.

План лекции:

1. Предмет. Специфика философского знания.

2. Философия и мировоззрение. Функции философии.

3. Место и роль философии в культуре.

1. Предмет. Специфика философского знания

Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек - мир», философия - это рационально-теоретичес­кое осмысление этих связей. В природе или культуре филосо­фию интересует такое всеобщее, которое имеет отношение к человеку, включено в орбиту его жизнедеятельности, прелом­лено сквозь призму его понятий о добре и зле, красоте и урод­стве, истине и заблуждении. В ходе развития философии представления о ее предмете ме­нялись. Можно сказать, что каждая эпоха давала свой ответ на этот вопрос. Да и в рамках одной исторической эпохи могли сосуществовать разные версии этого ответа. Так, например, для крупнейшего древнегреческого мыслителя Сократа философия была величайшим из искусств - искусством самопознания. Ученик Сократа, выдающийся философ античности Платон, считал философию познанием истинно существующего бытия, т.е. мира идей, который он противопоставлял миру материи (не­бытию) и миру эмпирических вещей. Философия, по мысли Пла­тона, является размышлением, готовящим человека к смерти. Величайший мыслитель Древнего мира Аристотель считал философию наукой, изучающей первопричи­ны вещей, и называл ее госпожой наук. Термин «метафизика» впервые был использован в античности философами и тол­кователями текстов Аристотеля как синоним слова «филосо­фия». Для античности вообще характерно понимание филосо­фии как матери всех наук. Философией древние греки называли всю сумму теоретического знания, противопоставляя его мифу с одной стороны, и обыденному знанию - с другой.

В Средние века философия выступала служанкой богосло­вия и схоластики, она выполняла функцию дополнительного инструмента в бо­гословских спорах. В эпоху Возрождения происходит эманси­пация философии от теологии. Мыслители этого времени, так же как и древние греки, любое теоретическое знание называли философ­ским. Новое время определило философию как науку наук, объединив этим понятием не только теоретическое, но и неко­торые виды эмпирического знания. Так, знаменитый английский философ и государственный деятель Нового времени Ф. Бэкон относил к сфере философии естественную теологию, естественную фило­софию и учение о человеке, а основоположник европейской философской классики Р. Декарт уподоблял философию дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а вет­ви - все остальные науки. Несмотря на различие позиций, об­щим для всех философов XVII века остается соотнесение филосо­фии с познающим разумом.

Расширительное понимание предмета философии и отожде­ствление ее со всем комплексом научного знания сохраняется и на протяжении XVIII века. Во второй половине XVIII - начале XIX века происходит постепенное осмысление того факта, что если философия и представляет собой науку, то это должна быть универсальная наука, наука о всеобщем. В XIX веке фило­софское знание как знание о всеобщем начинают противопос­тавлять конкретно-научному знанию о частном. Так, великий немецкий философ – диалектик Г.Гегель называет философию царицей наук. Философия для него есть наука о всеобщем, существующем в сфере чистого мышления, или наука о разуме, постигающем самого себя. Основоположник немецкой классической философии И. Кант опреде­ляет предмет философского исследования следующим образом: трансцендентальный разум и его границы. Философия, по его мнению, должна стать учением о последних целях человеческого разума.

В XX веке проявилось большое разнообразие трактовок предме­та философского исследования. Так, неокантианцы рассматри­вают философию как науку о ценностях. Сохраняя понимание философии как науки о всеобщем, неокантианцы обнаружи­вают это всеобщее не в сфере познания, а в сфере ценностей. Марксизм определяет философию как науку о всеобщих зако­нах природы, общества и мышления. Экзистенциализм понима­ет философию как размышление о человеческом существовании. Позитивизм вообще отказывает ей в собственном предмете. В прежнем виде философия рассматривается позитивистами как бессмысленная наука, в новом же облике она должна стать «с лужанкой» наук, методологией научного познания.

Заключая сказанное, следует подчеркнуть, что при всем разнообразии определений предмета философии сохраняется одна ее важная специфическая особенность: философия представляет собой рациональное знаниe о всеобщем. Однако всеобщность в ней понимается по–разному в зависимости от решения основного вопроса философии – о соотношении материи и сознания.

Философские системы, будучи рефлексией над основания­ми культуры, всегда несут на себе отпечаток времени от эпохи к эпохе. Тем не менее, во всех философских суждениях сохраняется общее, что позволяет идентифицировать их как философские. Как отмечалось выше, философские проблемы всегда сфокуси­рованы на человеке. Философию не интересует мир сам по себе, а только мир в контексте человеческой жизнедеятельнос­ти. Наиболее адекватно и кратко круг философских проблем очертил И. Кант, сведя их к четырем вопросам:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я смею надеяться?

Эти три вопроса объединяются в четвертом:

• Что такое человек?

И. Кант как великий философ первым из мыслителей Нового времени осознал антропоцентрический характер философского зна­ния, тем самым существенно обогатил философию как науку о всеобщем.

В марксизме определяющая мировоззренческая постановка философской проблемы «человек - мир» сводится прежде всего к пониманию противоположнос­тей «сознание - материя». Основным философским вопросом марксисты считают вопрос об отношении материи и сознания и о первичности материи. Таким образом, марксизм обращает внимание лишь на одну из возможных групп философских вопросов и придает им решающее значение в определении предмета и сущности философского знания.

Филосо­фия является рефлексией над основаниями любой человеческой деятельности и осознанием возможных перспектив этой дея­тельности. Но поскольку на мировоззренческие вопросы нельзя дать окончательного ответа, то философские проблемы на каждом новом историческом этапе осмысляются по-иному. Так, вопрос о строении и происхождении мира появился уже в античной философии. Но вряд ли утверждение, что первоначалом мира является одна из природных стихий, удовлетворявшее древних греков, будет убедительным для современного человека. Или же интерпретация свободы как познанной необходимости у голландского мыслителя Б. Спи­нозы остается единственно возможной после размышлений о свободе Ф. Ницше в его философии воли или Ж.П. Сартра в его философии существования?

Как известно, в общем смысле метод определяется как система практи­ческих или мыслительных приемов и правил, следование кото­рым ведет к достижению желаемого результата. Философский же метод является совокупностью только мыслительных приемов и правил. Основными особенностями метода в философии яв­ляются комплексность и релятивность.

Релятивность означает, что метод напрямую зависит от тех предпосылок, с которых начинается философское рассужде­ние. Эти предпосылки не всегда могут быть явными и осознан­ными. Можно сказать, что в философии точные определения и формулировки - результат размышления, а не его начало.

Философские категории и принципы имеют всеобщий и фундаментальный характер. Так, например, в физике могут выясняться причины процессов и явлений, а в философии ста­вится вопрос о причине самой причинности; в истории изуча­ются конкретные исторические события и факты, а философия занимается проблемой смысла истории вообще. Поскольку фи­лософские категории предельно общие, сложно найти им окон­чательное и адекватное определение. Поэтому предпо­сылки философского размышления могут оставаться неявными достаточно длительное время и выясняются только после того, как изменяются границы возможного исторического опыта.

Таким образом, философский метод, принципиально зави­сит от предпосылок, из которых исходит философ. Кроме того, философский метод всегда обусловлен особенностями предметa исследования, той совокупности связей, которые выделяются во всеобъемлющей системе «человек - мир». В современной философии одновременно сосуществуют несколько методов. Основными являются диалектический, феноменологический, герменевтический, структуралистский, антропологический. Часто в рамках одного философского исследования используются од­новременно несколько методов.

Комплексность метода предполагает одновременное ис­пользование целого ряда приемов, которые реализуются в лю­бом философском исследовании независимо от того, каких исходных предпосылок придерживается тот или другой мыслитель и какой предмет он рассматривает. Основными приемами, входящими в структуру любого философского метода, являются рефлек­сия - обращение мышления к собственным исходным предпо­сылкам; универсализация - выявление всеобщих форм бытия и мышления; тотализация - целостный охват отношений в сис­теме «человек - мир». Кроме того, философский метод пред­полагает, такие универсальные приемы, как анализ и синтез. Анализ понимается как мысленное разложение целого до ис­ходных составляющих, синтез - как мысленное восхождение от глубинных, исходных оснований к новой целостности, объе­динение в единое целое отдельных сторон предмета. Анализ и синтез, как правило, не применяются в отрыве друг от друга, поскольку только их единство позволяет прояснить существен­ные связи действительности. В философии используется также абстрагирование - мыслительный прием отвлечения от несу­щественных свойств и отношений объекта или явления и со­средоточения внимания на существенных. Еще одним универсальным приемом познания в философии выступает идеализация - мысленная процедура образования абстрактных объектов, не существующих в действительности. Такие идеальные объекты опосредованно выражают реальные связи и отношения, суще­ствующие в действительности. Они представляют собой пре­дельные случаи этих связей и отношений и служат средством их анализа.

2. Философия и мировоззрение. Функции философии

Большое значение в философской рефлексии предельных оснований культуры имеют такие функции философии, как мировоззренческая, синтетическая, критическая и методологическая. Основной функцией философии является мировоззренческая. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия ос­мысливает предельные основания культуры, задавая систему координат повседневной деятельности человека. По­этому философию иногда называют самосознанием культуры.

Из мировоззренческой функции следует синтетическая. Философия является квинтэссенцией основных идей и ценнос­тей той или иной исторической эпохи, объединяя в единое смысловое целое различные формы культуры. Философия представляет собой такую форму духовной культуры, которая выступает интегратором всех других форм.

Еще одной важной функцией философии является крити­ческая. Осуществляя рефлексию над предельными основания­ми культуры, философия подвергает сомнению идеи и смыслы, утратившие современность и актуальность. Можно сказать, что культурный прогресс возможен только потому, что чело­век способен ставить под сомнение устоявшиеся правила и заг­лядывать за пределы привычных знаний.

Критичность является основой движения философской мысли. Философия вообще началась как сомнение в достовер­ности предлагаемого мифом знания о мире. Вопрос «что та­кое бытие?» невозможен для обыденного сознания. Разрыв обыденного и философского знания в античной философии выра­зился в противопоставлении достоверного знания - «эпистемы» и мнения - иллюзорного, хотя и общепринятого, знания - «доксы». Принципиально критический характер философии отмечали мыслители разных эпох: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Д. Юм, И. Кант. Все они считали, что философствовать - значит со­мневаться.

Наиболее развернутую теорию, в которой проясняется кри­тический характер философии, предложил в Новое время Р. Декарт. Принцип методологического сомнения он положил в основу любого размышления. Без сомнения мышление не мо­жет начаться. Единственным несомненным для человека фак­том является факт его собственного мышления. Таким обра­зом, способность мыслить становится гарантом существования индивида. Начав с принципа методологического сомнения, Р. Декарт пришел к формулировке своего известного положе­ния Cogito ergo sum (Мыслю, следовательно, существую).

Методологическая функция философии заключается в оп­ределении общих правил и принципов научной деятельности. Наука не может самостоятельно отрефлексировать собственные предпосылки, функцию «стороннего», осмысляющего взгляда выполняет философия. В рамках философии намечаются новые перспективы научного знания и формируются стандарты научности. Кроме того, философия представляет науке ло­гическую и гносеологическую базу, необходимую для обеспе­чения единства исследований как в рамках одной научной дис­циплины, так и в сфере междисциплинарных исследований.

В современной культуре философия отошла на второй план, перестала быть тем родом деятельности, который оценивается как необходимый, актуальный, престижный. Для нас стало привычным, что философствование и его результаты имеют частный характер. Тем не менее, как невозможна полноценная личная жизнь без осмысления ее целей и смысла, так невозможна и полноценная жизнь культуры без философии. Отойдя на второй план, философия продолжает выполнять свою работу. Эта работа становится заметной и востребованной в случае конфликтных ситуаций, когда необходимо принимать новые решения и предпринимать невиданные прежде шаги.

3. Место и роль философии в культуре

Для определения места философии в системе культуры и установления ее соотношения с другими формами духовной культуры необходимо охарактеризовать культуру как способ и результат человеческой деятельности с точки зрения ее оснований. В понятии «культура» фиксируется отличие способов жизнедеятельности человека от функционирования животных. Культура – это именно то, что отличает человека от животных. Культура является воплощением человеческих стремлений, переживаний и достижений, а также провалов и разочарований. Создавая новые культурные ценности и смыслы, человек преодолевает свою социальную и природную ограниченность. В этом заключается адекватный способ культурного существования человека как личности, т.е. его творчество.

Фундамент культуры как феномена составляют:

§ знания, сформулированные в понятиях и зафиксированные в языке;

§ ценности, удовлетворяющие потребности людей, определяющие их интересы.

Философия представляет собой одновременно и знания, и ценности, поэтому ее часто называют рефлексией над основаниями духовной культуры, квинтэссенцией самосознания исторической эпохи. Философия имеет дело с постоянно меняющейся объективной реальностью, формирует общезначимые и непреходящие смыслы в этой реальности, в рациональной форме транслируя их будущим поколениям. Ядро философии составляют экзистенциальные или смысложизненные ценности: добро и зло, истина и заблуждение, красота и уродство, свобода и зависимость, жизнь и смерть, смысл и цель жизни и т.д. В рамках философии обсуждаются и другие проблемы, однако она акцентирует свое внимание на группе экзистенциальных ценностей, которые и определяют мировоззренческую природу философского знания в культуре.

Философия все свои проблемы черпает из действительности. Но при этом философское мышление всегда стремится преодолеть уже познанное, определенное, стремится заглянуть за пределы известного в культуре. Философия существует на границе возможного и невозможного, раздвигая пределы научного и жизненного опыта в ту или иную конкретную эпоху. Поэтому все философские вопросы выходят за пределы эмпирического мира, отождествляемого обычно с совокупностью простых фактов.

Философское знание не является знанием о фактах. Философия размышляет не о самой по себе природной или социальной реальности, а о ее отражении в других культурных формах: мифологии, науке, религии, искусстве, праве, политике, морали. Поэтому философию невозможно напрямую соотнести с обыденной, эмпирической реальностью.

Философию часто неверно представляют как абстрактное знание, игнорируя ее ценностную природу в культуре. Поэтому представ­ления об абстрактности философского знания порождают в обыденном сознании упрек в его бесполезности. Недаром симво­лом философа являлся медведь, сосущий лапу. Обосновано ли по­добное отношение к философии как форме в универсуме духовной культуры? И если нет, то каковы аргу­менты в ее защиту?

В основном претензии к философии сводятся к следую­щему:

§ философия не имеет собственных реальных проблем;

§ философские выводы бездоказательны.

Очевидно, что первая претензия связана с трудностями окончательного и точного определения предмета философско­го знания, а вторая порождается тем, что философские утверж­дения не имеют опытного подтверждения. Тем не менее, каж­дый человек рано или поздно задается вопросами, которые называют философскими: возможно ли бессмертие? каков смысл человеческой жизни? как возможна свобода? что такое истина, красота? и т.п. Каждый человек, осуществляя свой жиз­ненный выбор, так или иначе отвечает на эти вопросы. Но все­гда ли ответы можно назвать философскими?

Философская деятельность, так же как деятельность экономиста, юриста, математика, инженера и т.д. требует определенных знаний, умений и навыков, прежде всего навыков ясного и логичного мышле­ния. Философия представляет собой систему развернутых ответов на мировоззренческие вопросы, которые актуализируются той или иной эпохой. Однако фило­софия - это не все мировоззрение, а лишь одна из его форм в духовной культуре.

С точки зрения особенностей функционирования в мировоз­зрении выделяют два уровня: рационально-теоретический и жизненно-практический. Философия представляет собой раци­онально-теоретическую форму мировоззрения, которую следу­ет отличать от так называемой «жизненной философии», здраво­го смысла, соотносимого с жизненно-практическим уровнем. Философия - та форма духовной культуры, в которой взгля­ды человека на мир и место в этом мире представлены в рацио­нальной форме, в виде теорий, понятий, умозаключений. Если жизненно-практический уровень мировоззрения формируется стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека и принципиально не критичен, то рационально-теоретический уровень в мировоззрении создается сознательно, как резуль­тат особой профессиональной духовной деятельности.

Характеристика «рациональный» принципиально важна для понимания природы философского знания. Дело в том, что в культуре существуют и другие мировоззренческие системы, функционирующие в виде доктрин, теорий, однако не соответствующие критерию рациональности. Это, прежде всего, рели­гия и мифология. В отличие от этих внерациональных форм, философия выносит на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения. Философские вопросы всегда форму­лируются в точных понятиях и суждениях. Такими же явны­ми и строгими являются философские ответы.

Здесь важно отметить, что так называемая «жизненная философия» часто конфликтует с теми культурными ценностями и положениями, которые вырабатываются философией. Это обусловлено тем, что философия, находясь на переднем крае человеческой мысли, всегда опережает свое вре­мя. Взгляд философии на мир и человека гораздо шире, чем точ­ка зрения здравого смысла. Кстати, слово «философия» впервые было использовано древнегреческим мыслителем Пифагором как раз для обозначения того типа знания, которое поднялось над по­вседневным опытом и обыденным сознанием. Буквальный пе­ревод слова «философия» означает «любовь к мудрости».

С точки зрения содержания в структуре мировоззрения в духовной культуре раз­личают следующие компоненты:

· миропонимание;

· мировосприятие;

· мироотношение;

Миропонимание, или картина мира, - это интеллектуаль­ная составляющая мировоззрения. Когда говорят о мировоз­зренческих парадигмах, стилях мышления имеют в виду именно данный компонент мировоззрения. Содержание миропонимания определяется в зависимости от того, говорим мы о концепту­альном, теоретическом или жизненно-практическом уровне мировоззрения. Миропонимание на уровне обыденного созна­ния или здравого смысла основывается на повседневных эмпирических знаниях и порой оказывается неадекватным. Ми­ропонимание на теоретическом уровне представлено научны­ми, философскими, религиозными идеями в духовной жизни.

Мировосприятие - это эмоционально-чувственная состав­ляющая мировоззрения. Содержание мировосприятия определяют эмоциональные предпочтения, верования, психологические представления человека о мире и своем месте в нем.

На основе миропонимания и мировосприятия формируется третий компонент мировоззрения в духовной культуре - мироотношение. Мироотношение, или концепция практических действий, - это сово­купность ценностных установок человека, его убеждений, оп­ределяющих позицию по тем или иным жизненно важным вопросам, его готовность к определенному типу действий и способам достижения целей в своей жизнедеятельности.

Основной проблемой любого мировоззрения является воп­рос об отношении человека к миру. Эта тема становится стержнем и философии, вокруг которого формируется разверну­тая система других вопросов. Исходная точка ми­ровоззрения неотделима от особенностей человеческого созна­ния и существования. Дело в том, что для человека весь мир расколот на две неравные части: собственное «я» и все осталь­ное - «не-я». К сфере «не-я» относятся природа и культура, социальные группы (враждебные или, напротив, друже­ственные), собственное тело и даже само человеческое «я», когда оно выступает объектом саморефлексии. Отношение «человек - мир» обнаруживается в любой философской проблеме, поэтому можно утверждать, что философия ориентирована на человека. Любой философский вопрос рассматривается сквозь призму человеческого отношения к нему. Философию не интересуют природа сама по себе или культу­ра, «очищенная» от человека, или функции и возможности его сознания и тела. Ее интересует отношение человека и мира, человека и человека, человека и его природных или культурных воплощений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: