Совокупный спрос и совокупное предложение
Совокупный спрос (АD ) – это реальный объем национального производства, который может быть куплен при данном уровне цен и при прочих равных условиях.
В структуре совокупного спроса выделяют:
1) спрос на потребление (С);
2) спрос на частные внутренние инвестиции (I);
3) спрос на товары и услуги со стороны государства (государственные закупки) (G);
4) спрос на чистый экспорт во всех секторах экономики (Xn).
АD = С +I + G + Xn
Графически функция совокупного спроса представлена на рис.4.
Рис. 4 Кривая совокупного спроса |
График показывает, что на макроуровне выполняется закон спроса: при повышении общего уровня цен (Р1®Р2), количество благ, запрашиваемое покупателями, снижается (Q1®Q2), и наоборот.
Отрицательный наклон кривой AD объясняется тремя важнейшими эффектами в рыночной экономике: эффектом процентной ставки; эффектом реального богатства; эффектом импортных закупок. Эти три эффекта также являются ценовыми факторами совокупного спроса.
- эффект процентной ставки выражается в том, что с ростом цен растет спрос на деньги; при неизменном предложении денег растет ставка процента. Таким образом, сокращается объем инвестиций в экономику, а значит, снижается и объем совокупного спроса;
- эффект богатства (эффект реальных кассовых остатков) означает уменьшение реальной стоимости богатства, вызванное ростом уровня цен, что приводит к сокращению потребления и, следовательно, совокупного спроса;
- эффект импортных закупок заключается в том, что рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт приводит к сокращению экспорта. Следовательно, сокращается совокупный спрос в национальной экономике.
Изменение величины совокупного спроса под влиянием ценовых факторов можно проиллюстрировать движением по кривой совокупного спроса.
Влияние неценовых факторов, так же, как и в микроэкономике, приводит к изменению функции совокупного спроса (сдвигу кривой вправо или влево, рис.5).
Рис. 5 Изменение совокупного спроса |
Неценовыми факторами совокупного спроса выступают факторы, оказывающие влияние на составляющие совокупного спроса:
1. Изменение потребительских расходов:
а) изменение благосостояния потребителей;
б) ожидание потребителей;
в) задолженность потребителей;
г) налоги.
2. Изменение в инвестиционных расходах:
а) изменение процентных ставок (это не эффект процентной ставки, который происходит в результате изменения уровня цен). Эти изменения могут быть вызваны, например, изменениями объема денежной массы в стране;
б) ожидаемая прибыль от инвестиций (ожидаемая прибыль увеличивается ® спрос на инвестиционные товары увеличивается);
в) налоги с предприятий (налоги растут ® спрос уменьшается);
г) изменение технологий;
д) наличие излишних производственных мощностей (мощности высвобождаются ® спрос падает);
3. Изменение в государственных расходах (государственные расходы увеличиваются ® совокупный спрос растет)
4. Изменение в расходах на чистый экспорт:
а) изменение национальных доходов других стран;
б) изменение валютных курсов.