Совокупный спрос. Совокупный спрос и совокупное предложение

Совокупный спрос и совокупное предложение

Совокупный спрос (АD ) – это реальный объем национального производства, который может быть куплен при данном уровне цен и при прочих равных условиях.

В структуре совокупного спроса выделяют:

1) спрос на потребление (С);

2) спрос на частные внутренние инвестиции (I);

3) спрос на товары и услуги со стороны государства (государственные закупки) (G);

4) спрос на чистый экспорт во всех секторах экономики (Xn).

АD = С +I + G + Xn

Графически функция совокупного спроса представлена на рис.4.

Рис. 4 Кривая совокупного спроса

График показывает, что на макроуровне выполняется закон спроса: при повышении общего уровня цен (Р1®Р2), количество благ, запрашиваемое покупателями, снижается (Q1®Q2), и наоборот.

Отрицательный наклон кривой AD объясняется тремя важнейшими эффектами в рыночной экономике: эффектом процентной ставки; эффектом реального богатства; эффектом импортных закупок. Эти три эффекта также являются ценовыми факторами совокупного спроса.

- эффект процентной ставки выражается в том, что с ростом цен растет спрос на деньги; при неизменном предложении денег растет ставка процента. Таким образом, сокращается объем инвестиций в экономику, а значит, снижается и объем совокупного спроса;

- эффект богатства (эффект реальных кассовых остатков) означает уменьшение реальной стоимости богатства, вызванное ростом уровня цен, что приводит к сокращению потребления и, следовательно, совокупного спроса;

- эффект импортных закупок заключается в том, что рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт приводит к сокращению экспорта. Следовательно, сокращается совокупный спрос в национальной экономике.

Изменение величины совокупного спроса под влиянием ценовых факторов можно проиллюстрировать движением по кривой совокупного спроса.

Влияние неценовых факторов, так же, как и в микроэкономике, приводит к изменению функции совокупного спроса (сдвигу кривой вправо или влево, рис.5).

Рис. 5 Изменение совокупного спроса

Неценовыми факторами совокупного спроса выступают факторы, оказывающие влияние на составляющие совокупного спроса:

1. Изменение потребительских расходов:

а) изменение благосостояния потребителей;

б) ожидание потребителей;

в) задолженность потребителей;

г) налоги.

2. Изменение в инвестиционных расходах:

а) изменение процентных ставок (это не эффект процентной ставки, который происходит в результате изменения уровня цен). Эти изменения могут быть вызваны, например, изменениями объема денежной массы в стране;

б) ожидаемая прибыль от инвестиций (ожидаемая прибыль увеличивается ® спрос на инвестиционные товары увеличивается);

в) налоги с предприятий (налоги растут ® спрос уменьшается);

г) изменение технологий;

д) наличие излишних производственных мощностей (мощности высвобождаются ® спрос падает);

3. Изменение в государственных расходах (государственные расходы увеличиваются ® совокупный спрос растет)

4. Изменение в расходах на чистый экспорт:

а) изменение национальных доходов других стран;

б) изменение валютных курсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: