По многим анатомическим и физиологическим признакам имеется значительное сходство между человеком и обезьяной. Это объясняется тем, что человека и обезьяна имеют общего предка – дриопитека (древесную обезьяну). Физическое формирование человека происходило на протяжении длительного времени (примерно 1 миллиона лет). Древнейшим предком человека является питекантроп – обезьяночеловек. По сравнению с обезьяной он уже обладал мозгом с большим весом – 800 – 900 г, в то время как наибольший вес мозга обезьяны 600 г. Питекантропы имели иное строение конечностей, что было обусловлено переходом к прямохождению и началом изготовления орудий труда.
Следующую ступень физического развития человека характеризует неандерталец (останки были найдены в 19 веке в Германии в долине Неандерталь). Неандертальцы жили 300 – 100 тыс. лет назад. Его рост примерно составлял 160 – 170 см, не вполне выпрямленное положение тела, но в меньшей степени чем у питекантропа выступали лоб и надглазные дуди.
Более высокую ступень физического развития человека, имеющего строение, характерное для современного типа людей, представлял кроманьонец. Свое название он получил от местности во Франции – Кро-Маньон, где впервые в 1886 году были найдены его останки. Кроманьонец имел прямую походку, четкий подбородочный выступ, высокий прямой лоб, обычные для современного человека надбровные дуги. Кроманьонец появился примерно 25 тысяч лет назад.
|
|
Вертикальное положение тела оказалось существенной предпосылкой для развития мозга человека, расширяло его кругозор, приводило к дифференциации передних и задних конечностей. Освобождение передних конечностей от выполнения только функции опоры и передвижения создавало возможность использовать их для захвата предметов, манипулирования ими. Манипуляция предметами приводила к формированию мелких, скоординированных движений, что совершенствовало центры мозга, которые управляли подобными движениями. Рассматривание предмета с различных сторон, восприятие таких свойств как форма, вес, характер поверхности, степень твердости, формировали различные органы чувств и соответствующие им участки мозга.
Стадный образ жизни обезьян предполагал совместную жизнедеятельность, в процессе которой дифференцировались обязанности между отдельными представителями стада. Совместная деятельность при дифференциации обязанностей порождала необходимость общения. Необходимость общения формировала систему сигналов, послужившую основой для зарождения членораздельной человеческой речи. Зарождение и развитие речи приводило к совершенствованию голосового аппарата, к усложнению и развитию сложнейшей речевой системы мозга, которую И. П. Павлов назвал второй сигнальной системой. Вторая сигнальная система стала мощным средством самоуправления и саморегуляции человека. Восприятие приобрело такие качества, как предметность, константность, осмысленность, структурность; внимание стало произвольным, память – логической, мышление словесным и абстрактным.
|
|
Значительным изобретением человечества, оказавшим влияние на развитие людей стали знаковые системы. Появление буквенной символики привело к возможности записи, хранения и воспроизведения информации. Благодаря языку человек стал носителем общественного сознания. Если вникнуть в этимологию слова «сознание». Ведь со-знание – это совместное знание. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к «совместному знанию», и только благодаря этому формируется его индивидуальное сознание.
Итак, вертикальное положение тела, стадный образ жизни – все это биологические предпосылки возникновения сознания. Решающим условием, благодаря которому возникло сознание человека, явился труд. Именно изготовление орудий труда и является показателем появления разумного человека (homo sapiens).
Таким образом, ускоренному психическому развитию людей способствовали три основные достижения человечества: изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры и возникновение языка и речи. С помощью орудий труда человек получил возможность воздействовать на природу и глубже ее познавать. Первые такие орудия – топор, нож, молоток – одновременно служили и той и другой цели. Человек изготавливал предметы домашнего обихода и изучал свойства мира, не данные непосредственно органам чувств. Совершенствование орудий и выполняемых с их помощью трудовых операций вело к преобразованию и улучшению функций руки, благодаря чему она превратилась со временем в самое тонкое и точное из всех орудий трудовой деятельности. На примере руки учился познавать действительность глаз человека, она же способствовала развитию мышления и создавала основные творения человеческого духа.
Создаваемые людьми предметы материальной и духовной культуры не пропадали бесследно, а передавались и воспроизводились из поколения в поколение, совершенствуясь. Новому поколению людей не было необходимости изобретать их заново, достаточно было обучиться пользоваться ими с помощью других людей, уже умеющих это делать. Из этого следует, что кроме пищевой, оборонительной, половой и других имеющих чисто биологический характер, у человека зарождается потребность в ориентировочно-поисковой деятельности. Эта потребность знаменует собой зарождение познавательного отношения к действительности, которое характерно для человека и принципиально отличает его от животного мира. Следовательно, человека от животных отличает способность рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем.
!!! Таким образом, главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. В результате психика человека не только освобождается от тех черт, которые характерны для психики животных, но и начинает в большей степени подчиняться законам общественно-исторического развития, а не только и не столько законам биологического развития.
СОЗНАНИЕ – это высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий человеку как социальному существу.
Сознание является термином, трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, ощущения, восприятия, настроения, воображение и самосознание. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как «Я» и т.д. В общем смысле сознание означает состояние бодрствования и ответную реакцию на окружающий мир в противоположность состояниям сна или комы. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, они считают, что это понятие слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.
|
|
В научной литературе встречаются различные определения понятия «сознание». Давайте, их сравним:
Сознание – понимание. Осознать – понять. Без сознания – без понимания. Самосознание – понимание себя.
Сознание – способность идеального воспроизведения действительности.
Сознание – с т. з. материального мира – мера проявления Я в мире.
Сознание – высшая, свойственная только человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения.
Сознание – состояние человека в здравом уме.
Сознание – способность адекватно отражать явления действительности.
Сознание – свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.
Сознание – способность к рефлексии.
Сознание – мысли и идеи человека, в их восприятии и ощущении, которые он способен изложить на языке.
Сознание – высшая функция мозга, заключающаяся в обобщённом и целенаправленном отражении действительности.
Сознание – элемент памяти, имеющий «ссылку» на себя.
Сознание – способность «видеть» себя со стороны.
Сознание – поиск конечной истины любыми доступными для индивида способами, либо понимание отсутствия смысла в этом поиске.
|
|
Сознание – противостояние рефлексу
Сознание – результат работы человеческого мозга, величина не материальная, а духовная
Сознание – ощущение человеком себя как личности и своего места во вселенной, мире и обществе.
Основные пути научного решения проблемы о природе психики человека наметил Л.С. Выготский. Он разработал культурно-историческую теорию развития психики человека и показал, что у человека возникает особый вид психических функций, названный им «высшими психическими функциями» (произвольное внимание, произвольная память, логическое мышление и т.д.), которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции составляют высший уровень развития психики человека, обобщенно называемый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействий и благодаря им. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я».
Рассмотрим основные психологические характеристики сознания.
1. Активность – указывает на то, что при сознательном отражении действительности человек выступает в качестве активного, а не пассивного начала, что выражается в выделении наиболее значимого, в способности определять приоритеты своей деятельности и поведения.
2. Интенциональность – сознание человека всегда направлено на какой-либо объект. Благодаря этому свойству сознания человек различает субъект и объект, то есть то, что принадлежит «Я» человека и его «не Я».
3. Рефлексивность – способность человека направлять сознание на свой внутренний мир и вследствие этого познавать себя, сравнивать себя с опытом других людей, вставать на место других.
4. Мотивационно-ценностная природа – сознательное отражение действительности человеком пристрастно. Пристрастность определяется доминирующими мотивами и личными ценностями конкретного человека.
5. Уровень ясности – степень осознания человеком отражаемых в данный момент объектов.
Понятие сознания употребляется в психологии в смысле, отвечающем приведенным выше его характеристикам. Человек, у которого сохранено ясное сознание, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом уже имеющихся у него знаний и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и к обстановке деятельности и на основе всех этих данных управляет своим поведением.
Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).
- бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы. Бытийное сознание направлено на внешний мир.
- рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл. Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком, – это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия. Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и значение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.
Функции сознания:
1) отражательная,
2) порождающая (творчески-креативная),
3) регулятивно-оценочная,
4) рефлексивная функция.