double arrow

Предпосылки возникновения философии Возрождения и ее характерные черты

Термин Возрождение или Ренессанс был введен Джузеппе Вазари, известным итальянским живописцем, архитектором и историком искусства, для обозначения переходной эпохи между Средневековьем и Новым Временем. Хотя идея обращенная к античности сложилась еще в позднем средневеко­вье, деятели Возрождения не думали о слепом подражании античности, а считали себя продолжателями искусственно прерванной античной истории.

Широко распространена трактовка Возрождения (особенно с 18 в.) как начало эпохи гуманизма и стремление человека к свободе от тех ограниче­ний, которые на него наложила средневековая церковь. Возрождение отделя­лось от Средневековья тем, что в течении этой эпохи происходит постепен­ное освобождение наук и искусства от опеки богословия, зарождается национальная литература и модифицируется христианская этика.

Но Возрождение отличается и от Нового времени. Несмотря на самостоятельность в сфере наук и искусства, культура этого времени не может обойтись без авторитетов, без мировоззренческой опоры в прошлом. Такой опорой и выступила Античность.

Античность для новой эпохи являлась образцом, идеалом прекрасной жизни, прекрасных чувств и прекрасного искусства. Из-за переходного периода в исторической культуре трудно ограничить эпоху Возрождения определенными хронологическими рамками. Иногда это время определяют так: от Данте до Микеланджело. Оно охватывает прибли­зительно 2.5-3 века. От раннего гуманизма 14 века до натурфилософии кон­ца 16 начала 17 века.

Эта эпоха началась в Италии в ее городах государства, в чем-то аналогично полисам Древней Греции. Затем переносится во Фран­цию и другие страны севера Европы. В 15-16 веках Возрождение распро­странилось на север страны, территориально близкие к Италии, но сущест­вующие в более суровых климатических условиях.

В конце 16 начала 17 века Возрождение достигает Германии, Англии, Нидерландов. Особенностью се­верного Возрождения было сильное влияние прогрессивных достижений итальянской гуманистической культуры.

Эпоха Возрождения - эпоха воз­никновения нового искусства, первых шагов современного естествознания, становление национального государства, возникновение новых политических и социальных концепций, и появление социалистических утопий. И хотя эта эпоха не оставила великих философских систем, но зато обосновала идею доверия естественному человеческому разуму и заложила основу философ­скому, свободной от религии, мировоззрению.

Эпоха Возрождения - период синтеза философии, искусства и науки. И поэтому она создает определенные предпосылки возникновения:

- экономические - кризис феодализма, развития ремесла и торговли, усиления городов, превращения их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимо от феодалов и церк­ви. Растущее влияние утверждавшегося капиталистического строя, движущая сила которого - частная собственность на общественное создание культуры и мораль общества;

- социальные - наличие городского населения в среде которого формировалась светская культура с ее духом свободы и раскрепощенности индивида;

- политические - укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти, появление первых парламентов;

- географические - великие географические открытия Колумба, Васко де Гама, Марка Поло, Магеллана, которые принципиально изменили географию. Кругосветные путешествия Магеллана опровергали ан­тичное средневековое представление о том, что Земля является плоской, доказав что существует шар. Цивилизацию средних веков называли морской, поскольку она развивалась вокруг двух морей Средиземноморского и Балтийского; Возрождение открыло новую эпоху - океанскую. Два богатых континента Западного полушария были откры­ты для освоения старым светом. Таким образом, эпоха Возрождения совпала с открытием нового света и повторным открытием Антично­сти;

- научно-технические - бурное развитие науки (естествознания) и значительного рост ее авторитета. Научно-технические открытия, изобретения огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микро­скопа и телескопа, а также открытия в области медицины и астроно­мии. В 16-17 веках произошла революция в астрономии, изменившая космологию. На смену представления о том, что центром мира явля­ется Земля (геоцентризм), пришли представления о центральном положении солнца (гелиоцентризм) Николай Коперник, Галилео Галилей, и даже о том, что во Вселенной нет никакого центра (ацентризм) Джордано Бруно. В работах Иогана Кеплера и Галилео Галилей получил обоснованный экспериментальный метод, ставший основой новой науки.

- духовные предпосылки - отставание от жизни, кризис церкви и схоластической (церковной) философии. Изобретение книгопечата­ния привело к увеличению уровня образованности в Европе в целом. Языком эпохи становится латынь. Сюда же относится влияние пере­довой античной мысли, в которой имело место обращение к теме чело­века, как к уникальному явлению космоса, призванному к особой со­зидательной миссии.

Характерные черты:

- антропоцентризм и гуманизм - преобладание интереса к человеку, вера в его безупречные возможности и достоинства, в его духовный и физический потенциал, стремление умень­шить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;

- антицерковная и антисхоластическая направленность - оппозиционность к церкви и церковной идеологии, т. е. отрицание не самой религии и Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также критика застывшей догматически обслуживающей интересы церкви философии – схоластики;

- принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружаю­щего мира. Шарообразности, а не плоскости Земли, ее вращение вокруг Солнца, а не наоборот;

- большой интерес к социальным проблемам общества и государства. Создание политических учений, основанных на жизненной практике и предлагающих утилитарно-прогматические решения проблем управления обще­ства. В сфере социально политических воззрений Возрождения особое место занимает утопизм, предлагающий человечеству идеальные модели современного общества (Томас Мор и Томмазо Кампанела) Широкое распространение идеи социального равенства и теории естественных прав человека;

- торжество индивидуализма - эта эпоха создала тип культурного индивидуализма, который имеет общече­ловеческое значение. Гуманистический индивидуализм ориентирован не на практическую, экономическую деятельность, а на духовную культу­ру. Сущность его заключается в концепции индивидуального совершенство­вания личности, путем приобщении к культуре. Цель человеческой жизни усматривается теперь в творчестве, в служении людям и обществу, а не толь­ко в служении Богу;

- жизнеутверждающий и оптимистический характер эпохи, а также ярко выраженная эстетическая художественная направленность. Человек творец начинает рассматриваться как соавтор бога-творца. Отсюда и стремление изобразить человека как воплощение духовно и физически гармоничного. Неслучайно символом эпохи Возрождения является Леонардо Да Винчи, представляющий собой идеал всесторонне развитой личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: