Развитие мышления, речи и воображения школьников

Существуют разные позиции в отношении основных факторов и особенностей развития мышления и речи в младшем школьном возрасте. Мы будем базироваться на традициях отечественной психологической науки.

На развитие всех познавательных процессов младшего школьника решающее значение оказывает содержание ведущей деятельности возраста – учебной. Успешное выполнение этой деятельности невозможно без существенных качественных изменений мышления, которое может быть признано важнейшей, доминирующей психической функцией.

Что характерно для развития мышления ребенка? В младшем школьном возрасте продолжается начавшийся на предыдущем этапе (в дошкольном возрасте) переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Особенно это проявляется после двух лет обучения в начальной школе, когда ребенок проявляет умение анализировать тексты, выделять родовидовые отношения (классифицирует объекты), абстрактно рассуждать.

Однако нельзя сказать, что мы в полном объеме наблюдаем формально логические операции: рассуждать в гипотетическом плане младший школьник еще не может. Но в то же время, по мнению всемирно известного специалиста по проблемам познавательного развития ребенка Жана Пиаже, у младших школьников происходит существенный прогресс в развитии различных сторон мышления: консервации, классификации, сериации и др. Консервация – способность индивида видеть неизменное на фоне видимых или кажущихся перемен (это хорошо было проиллюстрировано в известном опыте, когда одинаковое количество воды переливали в разные по высоте сосуды; младшие школьники, в отличие от дошкольников замечают неизменность (консервацию) объема воды вне зависимости от формы сосуда). Классификация – способность ребенка объединять объекты в группы по заданному признаку. Сериация – способность ранжировать предметы по какому либо признаку (весу, величине, яркости и т. д.).

В конце младшего школьного возраста отчетливо проявляются индивидуальные различия мышления детей. Среди них можно условно выделить группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане; «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия; «художников» с ярким образным мышлением. Многим детям свойственно относительное равновесие между разными видами мышления.

Важнейшее значение для развития мышления и речи младшего школьника имеет усвоение в ходе обучения научных понятий. Если житейские понятия образуют нижний понятийный уровень, то научные – верхний, высший, который отличается осознанностью и произвольностью. Благодаря научным понятиям ребенок способен устанавливать соотношения между явлениями, делать обобщения, сравнивать предметы. Овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного или теоретического мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Во многом успешность формирования данного мышления зависит от типа обучения. Одним из наиболее эффективных подходов считаются теории развивающего обучения, созданным в отечественной науке (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков и практически реализованные в системе образования).

Развитие мышления и речи в младшем школьном возрасте взаимообусловлено. Благодаря усвоению новых понятий не только происходят качественные сдвиги в мышлении ребенка, но и богаче и содержательнее становится его речь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: