Современные процессы регионального развития объективно свидетельствуют о том, что решение сложных управленческих задач невозможное без комплексного исследования регионов и разработки оптимальных стратегий управления на средне и долгосрочную перспективу.
Организационной формой такого исследования есть инновационная модель комплексной региональной программы,
ее базовые идеи, которые объединенные и реализованные с помощью специальных организационных принципов, способные в довольно короткий срок решить проблемы информационного дефицита и повысить качество управленческого выбора за счет системного подхода к решению имеющихся проблем.
Эти идеи являются такими:
- любое качественное решение в управлении региональным развитием требует учета большого объема информации, поскольку экономические, социальные, политические, духовные, экологические процессы на практике тесно взаимосвязанные. Через это частичные решения предопределяют новые проблемы;
- эффективный подход к решению управленческих задач невозможен без продуманной комплексной аналитической информации и прогнозирования развития ситуации под действием конкретных факторов. Итак, экспертная оценка состояния узловых проблем может включать выявления факторов и тенденций развития;
- ситуационно-факторный и системно-диагностический анализ развития региона дает возможность обосновать оптимальную стратегию управленческой деятельности. Итак, анализ развития региона ориентированный на выявление «точек роста» и иерархии проблем, которые определяют баланс целей и возможностей в принятии управленческих решений.
Стратегия управления региональным развитием строится с учетом результатов много аспектного анализа состояния региона и его основных подсистем.
На первом аналитическом этапе исследования - обнаруживаются основные характеристики объекта, факторы влияния и взаимодействия в развития конкретных процессов, потом выясняются тенденции развития и определяются условия, за которые он будет оптимальной.
Для эффективного управления необходимо прежде всего получить комплексную и глубокую оценку состояния конкретного региона.
Нужно знать точный экономический и социальный диагноз, чтобы не нарушить имеющегося баланса стабильности и поддержать новые начинания.
Важно выяснить сильные стороны не только экономики, а и социальной структуры, по возможности лучшее знать слабые места, поскольку именно там будет осуществляться основная проверка потенциала власти.
Исследовательская работа по оценке социально-экономического развития региона ведется преимущественно за пятью основными направлениями:
· морфологический анализ региона: географическое положение, экологическая и географическая регионализация, поселковая и экономико-инфраструктурная карта региона;
· анализ производственного потенциала региона: развитие промышленности и АПК, транспорта, связи, торговли и обслуживание, финансовой системы, республиканской, областной и муниципальной собственности, внешнеэкономических связей;
· разработка компьютерной макромодели экономики региона: сведение в систему имеющихся данных экономического мониторинга, создание систем балансовых уравнений на основе расчета коэффициентов корреляции для региона, которые дают возможность постоянно пополнять оперативную базу данных и моделировать развитие хозяйственного комплекса и экономики региона;
· комплексный анализ населения: социально-демографические характеристики, занятость, межэтнические отношения, политическая структура, уровень жизни, качество развития социальной сферы, состояние общественной мысли (установка, оценка, ценности и ожидание населения);
· анализ информационных процессов: характер связей государственных структур управления и население региона, качество информирования население о деятельности региональных и местных администраций, способы и эффективность распространения информации в структурах самой администрации, роль печати в формировании общественной мысли и обеспечения взаимодействия граждан и политической власти.
Это дает возможность получить системную картину состояния и тенденций развития региона, а также обнаружить основные (проблемные) линии связи между развитием разных процессов.
Соответственно общим целям и задач исследования необходимо получить на первом этапе информацию высокой управленческой ценности.
На основе этой информации надо разработать оптимальную стратегию деятельности региональной администрации. С этой целью к работе привлекают экспертов-аналитиков, способных системно и глубоко изучать фактические данные о развитии тех или других конкретных процессов.
Перед ними ставятся определенные задачи по любым из основных направлений анализа:
- оценить фактические данные и основные показатели, которые было проанализировано; определить факторы, которые влияют на развитие процессов (состояний) изучение;
- обнаружить тенденции развития, опираясь на выделении доминантных факторов;
- рассмотреть связь явлений изучение с другими социальными и экономическими процессами;
- сформулировать выводы относительно возможностей и механизма управленческого регулирования.
Такой подход к собиранию и обработки информации дает возможность предоставить ей тематического и логически сравнительного вида.