Различные типы грузов имеют свои особенности при перевозках. Мелкопартионные перевозки (почтовых, коммунальных, многих торговых грузов) выполняются в большинстве своем по сборным или развозочным маршрутам/На заезд в каждый пункт маршрута по нормативам отводится дополнительное время - 9 минут, не считая затрат собственно на погрузочно-разгрузочные работы. Характер работы предполагает невозможность высокого коэффициента использования грузоподъемности (исключая начальный участок работы развозочного маршрута или конечный участок сборного), но коэффициент использования пробега близок к единице.
Основными задачами при организации мелкопартионных перевозок являются уменьшение общего пробега автомобилей за счет рациональной группировки пунктов, обслуживаемых за один маршрут; нахождение оптимальной последовательности объезда пунктов на маршруте; рациональный выбор начального пункта маршрута.
На перевозке почтовых или коммунальных грузов и большей части продовольственных товаров постоянного спроса (молоко и молокопродукты, хлебобулочные изделия) автомобили работают ежедневно по одним и тем же маршрутам, перевозя груз примерно постоянной номенклатуры и количества. Повысить эффективность перевозок в этом случае может разработка рациональных схем укладки груза в кузове транспортного средства.
|
|
В связи с тем, что автомобиль заезжает в несколько пунктов на маршруте, важное значение для сокращения простоев транспорта имеет предельно возможная регламентация действий водителя и сопровождающего персонала. Современные ВЭН-технологии (технологии доставки мелкопартионных грузов по развозочным маршрутам в торговые точки) имеют пооперационные процедуры действий торгового представителя и водителя-ассистента.
Перевозки промышленных грузов являются элементом материально-технического снабжения предприятия. Идеальной является доставка комплектующих, материалов, заготовок непосредственно к рабочим местам, минуя промежуточное складирование.
Главной особенностью строительного производства является стационарный, территориально закрепленный характер конечной продукции и подвижный характер самого производства. Строительные объекты, даже при использовании типовых проектов, имеют индивидуальный характер. Перевозки строительных ресурсов имеют сезонный характер- в зависимости от их типа. Зимой возрастают перевозки навалочных грузов (связано с поддержанием в исправном состоянии подъездных путей в карьерах и на строительных объектах, особенно в случаях высокого уровня грунтовых вод). Летом возрастают перевозки товарного бетона, растворов и особенно асфальта. Очень высок процент использования специализированного подвижного состава, особенно на перевозке железобетонных конструкций.
|
|
Перевозки сельскохозяйственных грузов имеют следующие особенности: сезонность перевозок (особенно для продукции растениеводства); повторность перевозок и большое количество перегрузочных операций (по зерну - 2,5); малая плотность грузов; особые биологические и физико-химические свойства грузов (чувствительность к колебаниям температуры, дозревание, испарение влаги, повреждаемость при статических и динамических нагрузках). При уборке урожая для транспорта характерны тяжелые дорожные условия.
Торговые грузы отличаются большой номенклатурой- более нескольких тысяч наименований. Различают продовольственные и промышленные товары; товары, доставляемые в упаковке и без упаковки; бакалейные товары могут быть расфасованы в мелкую упаковку или перевозиться в ящиках, бочках или мешках.
Для перевозок торговых грузов характерна сезонность, особенно для продовольственных товаров во время заготовки овощей и фруктов. Высокая повторность приводит к увеличению стоимости транспортных и погрузочно-разгрузочных работ. На погрузочно-разгрузочных операциях очень высока доля ручного труда, как ни в каких других видах перевозок. Многократные перегрузки товаров приводят к повреждению их упаковки, нарушениям сохранности, увеличению вероятности хищений.