Описание процесса функционирования. Существуют системы, в которых невозможно обнаружить отказ без проведения специальных проверок,
Для предупреждения, обнаружения и устранения отказов в система предусматривается проведение только плановых профилактик, во время которых производится и аварийный ремонт, если система к этому моменту отказала.
Устанавливается следующая очередность проведения восстановительных работ. В начальный момент назначается проведение плановых восстановительных работ через определенное время. Если к назначенному моменту система не отказала, то проводится плановая профилактика. Если же к назначенному моменту система отказала, то вместо профилактики проводится аварийный ремонт. От момента появления, отказа до начала планового аварийно-профилактического ремонта система простаивает в неработоспособном состоянии. После окончания восстановительных работ планируется новый момент для проведения плановых восстановительных работ на следующем периоде эксплуатации системы, и весь процесс обслуживания повторяется.
Исходные данные и результаты. Необходимые исходные данные для расчета:
- функция распределения времени работы системы до отказа;
- плотность распределения времени работы системы до отказа
- интенсивность отказов системы;
- средняя длительность плановой профилактики;
- средняя длительность аварийного ремонта;
- потери за единицу времени при проведении плановой профилактики;
- потери за единицу времени при проведении аварийного ремонта
- потери за единицу времени при наличии в системе скрытого отказа
- прибыль, получаемая за единицу времени безотказной работы системы
- оперативное время работы системы, необходимое для выполнения задачи.
Аварийные ремонты отказавших элементов (подсистем) последовательной системы
Описание процесса функционирования. Рассматривается система, состоящая из m последовательно соединенных элементов, при отказе одного из которых наступает отказ всей системы. Будем предполагать, что появившийся отказ проявляется не мгновенно, а в среднем через время Тп независимо от номера отказавшего элемента. При обнаружении отказа i - го элемента проводится внеплановый аварийный ремонт (замена этого элемента на новый), средняя длительность которого равна ti (i=1,2,…m). Процесс функционирования и восстановления системы можно описать следующим образом.
Система (новая в нулевой момент времени) работает до отказа, далее от момента возникновения отказа до момента его выявления она находится в неработоспособном состоянии. В случайный момент выявления отказа начинается аварийный ремонт (замена) отказавшего элемента. После восстановления работоспособности система вновь функционирует до отказа, и весь процесс обслуживания повторяется. Предполагается, что при простое системы и замене отказавшего элемента работоспособные элементы отключаются, т. е. не ухудшают своих характеристик безотказности.
Отметим одну существенную особенность рассматриваемого правила обслуживания: в системе не предусматривается проведение восстановительных работ, полностью ее обновляющих.
Необходимые исходные данные для расчета:
- среднее время работы до отказа i-го элемента;
- средняя длительность проведения аварийного ремонта (замены) i -го элемента (i = 1, 2,..., m);
- среднее время простоя системы при скрытом отказе;
- потери за единицу времени при скрытом отказе;
- потери за единицу времени при замене i -го элемента после отказа;
- прибыль, получаемая за единицу времени безотказной работы системы.
Аварийные ремонты отказавших элементов (подсистем) и плановая профилактика всей последовательной системы
Рассматривается последовательная система, состоящая из т элементов (подсистем). Как и ранее, под элементом будем понимать некоторую часть системы, которая при ремонте может быть заменена как единое целое.
Предположим, что в системе возможно проведение плановых профилактик, полностью обновляющих систему, и внеплановых аварийных ремонтов элементов (замена отказавшего элемента на новый), причем индикация появившегося отказа происходит мгновенно.
Устанавливается следующий порядок проведения восстановительных работ. В начальный момент назначается проведение профилактики по достижении определенной заданной заранее наработки. (При эксплуатации системы, хотя и известна величина наработки, при которой должна проводиться профилактика, заранее неизвестен календарный момент, когда наработка достигнет заданной величины.) Если до момента проведения плановой профилактики происходит отказ системы, то проводится аварийный ремонт отказавшего элемента системы. Будем предполагать, что во время проведения аварийного ремонта система выключается, т. е. характеристики надежности элементов не ухудшаются и наработка системы не увеличивается. Так поступают до тех пор, пока наработка не достигнет заданной величины. В этот момент начинает проводиться плановая профилактика независимо от прочих факторов, включая число аварийных ремонтов за данный период. В результате проведения плановой профилактики система полностью обновляется. В момент окончания профилактики вновь назначается величина наработки систем на следующем периоде, по достижении которой необходимо, провести очередную плановую профилактику, и весь процесс обслуживания повторяется.
Необходимые исходные данные для расчета:
- функция распределения времени работы до отказа i- го элемента (подсистемы);
- среднее время работы до отказа i- го элемента;
- средняя длительность аварийного ремонта i- го элемента при его отказе;
- средняя длительность плановой профилактики Tп;
- потери за единицу времени при проведении аварийного ремонта i- го элемента
- потери за единицу времени при проведении плановой предупредительной профилактики;
- прибыль, получаемая за единицу времени безотказной работы системы;
- оперативное время работы системы, необходимое для выполнения задачи.
Некоторые закономерности влияния надежности машин
на эффективность их эксплуатации
Необходимость применения в инженерных расчетах зависимостей, учитывающих влияние надежности машин на эффективность их использования, обусловлена требованиями повышения уровня надежности и совершенствования системы технического обслуживания (ТО) и ремонта(Р).
Проблема совершенствования системы ТО и Р имеет целый ряд аспектов. Один из них - улучшение структуры нормативов и методов определения значений норм в их взаимосвязи, создание этим методических предпосылок для управления реализацией показателей надежности машин в процессе эксплуатации.
Прежде всего перечислим факторы, определявшие влияние свойства надежности машин на эффективность их использования, к определим связь этих факторов.
Агрегаты и системы машин следует рассматривать по их иерархической структурной схеме. Она должна содержать основные функциональные элементы (детали и сборочные единицы), включая элементы силовых и кинематических цепей, расположенных по уровням в порядке их подчиненности, и отражать связи между ними. Связи подразделяют на прямые и косвенные. Прямые соединяют сборочные единицы и детали в одно целое. Косвенные обеспечивают работоспособность изделия - смазки, охлаждающие жидкости, вспомогательные элементы.
Отказ прямых связей (условно на названных для удобства изложения последовательными системами) вызывает отказ объекта (машины). Устранение или предупреждение таких отказов отнесем к ремонтным воздействиям, осуществляемым в плановом порядке или по потребности» желательно о применением технической диагностики.
Отказ косвенных связей (условно названных параллельными системами) не вызывает непосредственно отказ объекта (машины), но приводит к ухудшению условий протекания рабочих процессов, что снимет ресурс сборочных единиц, эффективность функционирования машин, их агрегатов и механизмов.
Устранение или предупреждение отказов параллельных систем отнесем к техническому обслуживанию. Оно состоит из операций (например, замена картерных масел, выполнение контрольных и диагностических работ), объединяемых в виды ТО, выполняемые о установленной периодичностью. Совокупность видов составляет систему ТО, являющуюся составной частью системы ТО и Р.
Нормативы по устранению отказов в эксплуатации (текущий ремонт) являются второй частью системы ТО и Р. Эти части имеют между собой прямые и обратные связи, а содержащиеся вних нормативы определяют коэффициент технического использования - один из важнейших показателей надежности машин, а также деятельности технической службы эксплуатационных предприятий.
При определении показателей надежности сборочных единиц и систем, отказы которых не опасны для жизни людей, используется критерий эффективности. Это относится также к машинам и их агрегатам.
Важнейшими характеристиками эффективности использования машин массового и серийного изготовления, как и многих других технических изделий, являются их производительность и себестоимость в удельном исчислении на единицу продукции. Себестоимость зависит от стоимости изготовления (приобретения) и обеспечения работоспособного состояния, расхода эксплуатационных материалов.
Анализ позволил выявить следующие основные факторы влияния надежности машин на эффективность их использования:
1. Стоимость общего изнашивания, зависящая,
во-первых, от стоимости изготовления или приобретения машины без учета стоимости при списании (ликвидационная стоимость) и стоимости шин, если, конечно, они имеются в конструкции (колесный движитель),
во-вторых, от суммарной стоимости капитальных ремонтов, если они производятся за наработку, равную полному среднему ресурсу, т.е. ресурсу от начала эксплуатации объекта до списания.
2. Стоимость выполняемых с установленной периодичностью работ технического обслуживания.
3. Стоимость текущего ремонта (устранение отказов и неисправностей или их предупреждения).
4. Стоимость компенсации ущерба из-за простоев машины при устранении отказов и выполнении технического обслуживания.
5. Стоимость компенсации ущерба из-за неустранимого в эксплуатации изменения зазоров и лифтов в кинематических парах от их первоначального значения до предельно допустимого.
Таким образом, имеется пять факторов влияния надежности на производительность и стоимость эксплуатации машин. Что же касается учета их при математическом моделировании, то стоимость ущерба от простоев (четвертый фактор) целесообразно рассматривать совместно со стоимостями ремонта и технического обслуживания.