Кризисы профессионального развития психолога
Основные этапы профессионализации личности
Общая характеристика профессионального развития личности
Тема 5. Профессиональное развитие психолога
В отечественной и зарубежной научной литературе, посвященной рассмотрению профессионального развития человека, подчеркивается, что данный процесс тесно связан с социализацией личности, предполагающей освоение человеком новых социальных ролей и формирование качеств и способностей, необходимых для выполнения общественных функций. Их взаимосвязь заключается в том, что в ходе профессионализации человек осваивает важнейшую, с точки зрения интересов общества, социальную роль - профессию, обладающую определенным статусом и престижностью. Ее освоение происходит в основном в рамках тех же институтов, в которых приобретаются и совершенствуются важнейшие социальные качества человека (школа, вуз, профессиональное сообщество и т.д.). Кроме того, этапы социализации по времени и содержанию зачастую совпадают с этапами профессионализации.
|
|
Профессиональное развитие - неотъемлемая часть жизнедеятельности человека, реализующейся в системе условий и факторов, предопределяющих наличие или отсутствие возможностей для удовлетворения потребностей человека и формирования качеств, нужных не только для конкретной профессиональной деятельности, но и предопределяющих возможность самостоятельного планирования своей жизни (“жизненный сценарий личности”) и саморегуляции собственных действий, направленных на его осуществление.
Для каждого конкретного человека его профессия выступает в качестве определенной социально зафиксированной сферы приложения своих трудовых действий, которая, с одной стороны, способствует его самореализации, а с другой стороны - обеспечивает средствами к существованию. Профессия - исторически возникшая форма деятельности, необходимая обществу, для выполнения которой человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.
Профессионализм - совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности. В этом смысле профессионализм рассматривается как психологическая составляющая того, что должно быть сформировано и развито в ходе профессионализации.
Индивидуальная характеристика степени соответствия специалиста профессиональным требованиям называется профессиональной компетентностью. Основным показателем компетентности выступает характер результатов труда. Исследователи различают следующие виды компетентности:
|
|
- специальная компетентность как владение средствами и способами профессиональной деятельности и способность к их дальнейшему совершенствованию;
- социальная компетентность как готовность и способность к сотрудничеству с другими лицами, вовлеченными в трудовой процесс на основе общепринятых норм профессионального общения;
- индивидуальная компетентность как способность к самореализации и развитию своей профессиональной индивидуальности.
Продолжая общую линию возрастного развития, профессиональное развитие тесно связано и опирается на общее психическое развитие человека. Ему присущи основные черты и закономерности возрастного развития: неравномерность, необратимость изменений, наличие и преемственность качественных психологических новообразований, сензитивность, наличие критических периодов, пластичность и компенсаторность, а также определенная вариативность как отсутствие жестко предопределенной линии или варианта развития.
Рассматриваемая с точки зрения профессионального развития устойчивая взаимосвязь факторов социальной среды и индивидуально-личностных факторов представляет собой социальную ситуацию профессионального развития (ССПР). Именно в рамках ССПР происходит развитие структуры профессионального сознания, появление психических новообразований как результат разрешения комплекса противоречий (противоречия человека с социальной действительностью, противоречия в сфере взаимоотношений с другими людьми, внутренние рефлексивные противоречия). Динамика социальных ситуаций профессионального развития служит объективным основанием для выделения различных стадий (или этапов) профессионального развития человека.