Практическое занятие 1. Тема: Педагогика как наука. Цели высшего профессионального образования

Практические задания:

Задание 1. Составьте схему, отражающую основные категории педагогики высшей школы с содержательным определением каждой категории.

Педагогическая теория- система педагогических знаний, которая описывает и объясняет элементы реальной педагогической деятельности в вузе Педагогическая концепция- система критических взглядов на реальную вузовскую действительность и соответствующего поиска Педагогическая идея – новое направление мысли, отражающее те или иные отношения или связи в вузовской действительности Педагогическая закономерность -объективно повторяемая последовательность явлений Педагогические принципы -система требований и положений педагогики, выполнение которых обеспечивает продуктивность учебно-воспитательного процесса
Образование – процесс и результат усвоения систематических знаний, умений и навыков Воспитание – процесс становления, обогащения и совершенствования субъективно- личностного и духовного мира человека. Учебно-воспитательный процесс- образовательная деятельность в ВУЗе, которая обеспечивает возможность получения ЗУН, что содействует формированию образованной и воспитанной личности Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования акт. познавательной деятельности студентов по овладению ЗУН.
Цель воспитания – воспитание всесторонне развитой личности т.е. студента. Содержание воспитания – система ЗУН, способов деятельности, отношений, качеств и черт личности, которыми должны овладеть студенты в соответствии с целями и задачами. Задачи воспитания: - гуманистическая направленность личности -формирование устойчивых учебно-познавательных интересов

Задание 2. Разработайте структурно-логическую схему отображающую взаимосвязь объекта, предмета и задач педагогики высшей школы, определив их содержательно.

Задание 3. Проанализировав цели высшего профессионального образования, выдвигаемые В.П. Беспалько, А.А. Вербицким, Г.П. Щедровицким и опираясь на основные документы Украины, вычлените основные цели современного высшего профессионального образования и изобразите их таксономию схематически с указанием методологических подходов и уровней.

Национальная доктрина развития образования в Украине (утверждена Указом Президента Украины 17 апреля 2002, № 327/2002) - государственный документ, который определяет систему концептуальных идей и взглядов на страте егию и главные направления развития образования в первой четверти XXI ст.Цель государственной политики в области образования заключается в создании условий для развития личности и творческой самореализации каждого гражданина Украины, воспитания поколения людей, которые будут эффективно работать ты и учиться в течение жизни, сохранять и приумножать ценности национальной культуры и гражданского общества, развивать и укреплять независимое, демократическое и правовое государство как неотъемлемую ст адов европейского и мирового сообщества.Приоритетные направления государственной политики в области образования:

его личностная ориентация;

- формирование национальных и общечеловеческих ценностей;

- создание для граждан равных возможностей для получения образования;

- постоянное повышение качества, обновление содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса;

- развитие системы непрерывного образования и обучения в течение жизни;

- пропаганда здорового образа жизни;

- расширение русскоязычного образовательного пространства;

- обеспечение образовательных потребностей национальных меньшинств;

- обеспечение экономических и образовательных гарантий для профессиональной самореализации педагогических, научно-педагогических работников, повышения их социального статуса;

- внедрение образовательных инноваций, информационных технологий;

- создание индустрии современных средств обучения и воспитания, полное обеспечение ими учебных заведений;

- создание рынка образовательных услуг и его научно-методическое обеспечение;

- интеграция украинского образования в европейское и мировое образовательное пространство

В Национальной доктрине раскрыто обязанность государства по обеспечению основных направлений деятельности образовательных учреждений, отмечена национальном характере образования и воспитания, равных возможностях для получения качественного образования, намечены пути обеспечения непрерывности образования, обучения в течение жизни, подчеркнута необходимость применения информационных технологий в образовании Четко сформулированы требования к современному управления образованием, к экономике образования, указано на необходимость сочетания образования и науки, подготовки педагогических и научно-педагогических кадров, которые были бы способны обеспечивать социальные гарантии участникам образовательного процесса В доктрине определены стратегические задачи образовательной отрасли в сфере международного сотрудничества. В последнем разделе Национальной доктрины прогнозируют ожидаемые результаты: \"Реализация Национальной доктрины обеспечит переход к новому типу гуманистически инновационного образования, что будет способствовать существенно м росту интеллектуального, культурного, духовно-нравственного потенциала личности и общества В результате этого произойдут мощные позитивные изменения в системе материального производства и духовного возрождения, в структуре политических отношений, быту и культуре. Вырастут самостоятельность и самодостаточность личности, ее творческая активность, укрепит демократические основы гражданского общества и ускорит его развитие, Активизируются процессы национальной самоидентификации личности, повысится ее гражданский авторитет, а также статус гражданина Украины в международной социокультурной среде \"

На основе этих принципов разработаны основы концепции высшего образования:

- соответствие общественным потребностям, которые изменяются;

- переход от жестких, унифицированных схем к разнообразию форм собственности, источников финансирования обучения и научных исследований, организационных структур;

- багатовариантность учебно-методической работы: самостоятельное определение вузами форм и методов учебного процесса, внедрение прогрессивных педагогических технологий и различных форм контроля знаний студентов, использование ускоренного обучения по индивидуальным учебным планами;

- демократизация управления высшим образованием: расширение прав и полномочий высших учебных заведений, совершенствование их структуры, разработка правил и проведения приема студентов, решения кадровых вопросов, организация производственной и коммерческой деятельности, международное сотрудничество;

- единство системы высшего образования: сочетание демократизации управления с едиными государственными требованиями, с внедрением единых образовательных стандартов с едиными критериями оценки деятельности высших учебных с заведений и определение их статуса;

- интеграция образования и науки, активизация научных подразделений, сотрудничество с НАН Украины и отраслевыми академиями наук;

- совершенствование формирования контингента студентов Поиск, поддержание и стимулирование развития одаренных детей, подростков, юношества, дифференцированное обучение одаренных студентов;

- формирование механизма распределения и социальной защиты выпускников, разработки соответствующей нормативной базы, в том числе ответственности сторон за невыполнение своих обязанностей;

- усиление воспитательной работы, разработка концепции воспитания студенческой молодежи; строгое соблюдение закона о светском характере государственного образования;

- дальнейшая интеграция украинской высшей школы и науки в европейское и мировое образовательное и научное пространство, сотрудничество с международными, региональными и национальными фондами, налаживание взаимодействия взаимовыгодных связей с зарубежными партнерами, поощрения иностранных инвесторов к участию в развитии высшего образования и науки в Украине. Указанные концептуальные положения документально отражено в Законе Украины \"Об образовании\", Национальной доктрине развития образования в Украине, Законе Украины \"О высшем образовании\", нормативных документах Министерства образования и науки Украины.

Задание 4. Изучив проблему моделирования личности специалиста на основе компетентностного подхода, изобразите схематически образовательный процесс, организованный на основе компетентностного подхода с указанием компетенций необходимых для специалиста Вашего профиля.

  1. Понимание и интерпретация ситуации, условий; постановка цели занятия по истории:
· Создание ситуации «успеха» для осознания обучающимися успешности овладения предыдущим способом деятельности и осуществления педагогической диагностики; · Создание ситуации затруднения в действенном плане (задача-«ловушка», требующая иного способа решения, но внешне похожая на предыдущие, только что успешно решённые), что вызывает удивление, интерес (почему не получилось?); · Организация рефлексии применения предыдущего способа: проверка правильности применения предыдущего способа, фиксация, что ошибки в способе нет; · Анализ изменившихся условий задачи по истории (обнаружение и фиксация границ применения предыдущего способа действий); · Постановка проблемного вопроса, учебной задачи обучающимися (как действовать в новой ситуации, что для этого требуется получить, освоить?).


Задание 5. Проанализируйте графическую модель личности специалиста и охарактеризуйте содержательно личность специалиста как субъекта профессиональной деятельности согласно специализации Вашего профиля.

Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества. В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально важным качествам он относит также и способности. От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность педагогической деятельности. Важным профессионально-педагогическим качеством является логическое мышление. Логическое мышление отражает сформированность логических приемов мышления как совокупности действий, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, классификации понятий, нахождение логических отношений. Доминантными качествами в профессионально-педагогической деятельности (Р.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко) являются активность личности, целеустремленность, уравновешенность, желание работать со школьниками, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, педагогический гуманизм, эрудиция, педагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм. Кроме того, сюда следует включить такие качества, как требовательность, ответственность, коммуникабельность. В профессиограмму педагога входит и такое качество, как педагогический артистизм, которое выражается в способности воплощать мысли и переживания в образе, поведении, слове, богатстве личностных проявлений педагога. Изучение деятельности артистичных педагогов показало, что им, как правило, свойственны принятие себя как личности, склонность осознавать себя носителями позитивных, социально делаемых характеристик, уверенность в себе и значимости своего дела, высокая степень совпадения личных и профессиональных интересов, желание постоянно совершенствоваться, высокий уровень направленности на деятельность.К педагогически важным качествам относятся также целеустремленность - умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических целей и уравновешенность - способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях. Педагог должен обладать обаянием, т.е. соединять в себе сплав духовности, привлекательности и вкуса. Внешний вид педагога должен быть эстетически выразительным. И прическа, и костюм, и украшения в одежде педагога должны способствовать формированию личности обучающегося. Во всем должно быть соблюдено чувство меры. Гуманизм подразумевает стремление и умение оказать квалифицированную педагогическую помощь обучающимся в их личностном развитии. Оно подразумевает отношение к человеку как высшей ценности на земле и выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Душевная чуткость в характере педагога позволяет ему чувствовать состояние обучающихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Естественное состояние преподавателя - профессиональное беспокойство за настоящее и будущее своих воспитанников. Он осознает свою личную ответственность за судьбу подрастающего поколения. Преподаватель должен обладать педагогическим оптимизмом, верить в творческие возможности каждого обучающегося. Нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в педагогическом процессе, помогает преподавателю чувство юмора. Веселый педагог обучает лучше угрюмого, т.к. в его арсенале - шутка, прибаутка, пословица, удачный афоризм, дружеская подковырка, улыбка, что создает в группе дружеский эмоциональный фон. Личность современного преподавателя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать. Эрудированный педагог должен быть носителем высокой личной культуры, т.к. он всегда является наглядным образцом для обучающихся.
Профессионально значимые качества личности педагога истории как характеристики интеллектуальной и эмоционально-волевой сторон жизни, существенно влияют на результат профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога.
Психофизиологические свойства личности В эту подструктуру личности педагога включаются свойства, характеризующие особенности психофизиологической сущности личности педагога, которые зависят от особенностей типа высшей нервной деятельности, темперамента, индивидуальных черт характера, способности к саморегуляции, от своеобразия процессов возбуждения и торможения. К таким свойствам относятся зрительно-двигательная координация, глазомер, нейротизм, экстраверсия, реактивность, энергетизм, способность образно мыслить, внимание, наблюдательность, интуиция, владение мимикой и пантомимикой.Высокая эмоциональность проявляется в ярко выраженной демонстрации эмоций, суждений, понимании и проявляемом сочувствии к переживаниям учащихся. Развитое образное ощущение мира дает возможность педагогу создавать образ ситуации, задачи, легко придумывать знаки и символы явлений, без труда соединять, казалось бы, несоединимые вещи. Кроме того, одним из педагогически значимых индивидуально-психологических свойств является ригидность, проявляющаяся как привязанность к однотипным способам действия и восприятия или относительная неспособность изменить действие или отношение, когда этого требуют объективные условия. Педагогически значимым является такое свойство, как эмоциональная устойчивость. Данное свойство характеризует степень противостояния личности стрессам, психическому напряжению, пессимистическому настроению, раздражительности. Постоянное психическое напряжение отрицательно сказывается на продуктивности педагогической деятельности. Большое значение имеет внимание. Умение контролировать внимание, переключать его по своей воле необходимо педагогу. Важно уметь не только концентрировать внимание на объектах, но и распределять внимание между двумя или несколькими плоскостями, держать в поле внимания всех обучающихся, реагировать на признаки утомления, непонимания, а также следить за своим поведением.С понятием внимания тесно связано понятие наблюдательности. Педагогическая наблюдательность - это прежде всего способность проникать во внутренний мир человека, стремление понять и эмоционально пережить происходящее, проявление интереса к окружающей действительности. Глазомер и зрительно-двигательная координация особенно важны для педагога профессионального обучения, которому приходится работать с измерительными приборами, станками, промышленным оборудованием, аппаратами, автомобилями и т.д., где нужны точность и четкость движений, четкая координация движений, быстрота реакции. Интеграция также играет важную роль в педагогической деятельности. В педагогической действительности многообразие и неповторимость ситуации, очень большое число факторов, влияющих на результат, неполнота и приблизительность информации, которой располагает педагог, ограниченность времени для поиска и принятия решения делают подчас точный расчет просто невозможным, и интуитивное предвосхищение результатов оказывается в этих условиях даже точнее логических выкладок. Интуиция, своеобразное педагогическое чутье с успехом заменяют опытному преподавателю логические рассуждения, позволяют с ходу увидеть правильное решение. Интуиция помогает педагогу находить нужные приемы в самом процессе педагогической деятельности и ведет к способности прогнозировать результаты деятельности. Мимика, пантомимика, умение пользоваться выразительными средствами (речью, жестами) в деятельности педагога должны присутствовать, от этого во многом зависит успешность педагогической деятельности. Умение пользоваться выразительными средствами во многом зависит от психофизиологических особенностей личности. Педагогу нужно помнить, что интеллект оттачивается интеллектом, характер воспитывается характером, личность формируется личностью.Профессиональная позиция педагога определяется отношением к педагогической профессии, к обучающимся, к характеру труда; установками, ожиданиями и готовностью к профессиональному развитию и профессиональному самосовершенствованию, профессиональному росту. К качествам, характеризующим профессионально-педагогическую направленность, относятся также педагогический долг и ответственность. Педагогический долг педагога заключается в бескорыстном исполнении своих профессиональных обязанностей, в оказании помощи взрослым и детям в пределах своих возможностей и компетенции. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность. Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило справедливости педагога, уровня его нравственности и воспитанности. На первом курсе среди профессионально важных качеств педагога студенты, в первую очередь, называют именно справедливость. Основу познавательной направленности составляют духовные интересы и потребности. Одним из главных факторов познавательного интереса является любовь к преподаваемому предмету. Педагог должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, а главное - хорошо знать ту науку, которую преподает. Знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Он должен быть в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки. Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности педагога выступает культура научно-педагогического исследования. Необходимым условием профессионального становления является непрерывность педагогического самообразования. У педагога должна постоянно присутствовать потребность в знаниях. Это неотъемлемый компонент педагогического труда.Направленность личности Ученые (Э.Ф. Зеер, В.А. Сластенин) в личности педагога выделяют социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность. Составляющими социально-нравственной направленности выступают социальные потребности, чувство общественного долга, моральные и ценностные ориентации, гражданская ответственность, идейная убежденность, профессиональная позиция, социальная активность, надежность. К социальным потребностям (согласно типологии потребностей А. Маслоу) относят потребности в общении, привязанности, любви, дружбе и т.п. Общение в педагогической деятельности выступает основополагающим компонентом. В связи с этим коммуникативные умения характеризуют деятельность педагога. Одним из мотивов выбора педагогической профессии является разнообразие общественных связей (с родителями, учащимися, учителями и др.). В основе социальной активности педагога лежит идейная убежденность, которая считается наиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности педагога. Высокая профессиональная ответственность является отличительной особенностью педагогической профессии. Педагог-гражданин верен своему народу, он не замыкается в узком кругу личных забот, его жизнь непрерывно связана с тем микрорайоном, где он живет и работает. Ценностные ориентации выступают внутренним регулятором деятельности педагога, определяющим его отношение к окружающему миру и себе. В качестве преобладающих ценностей человека выступают экзистенциальные ценности (любовь, свобода, совесть, вера, ответственность), которые органически связаны с нравственными ценностями (добро, благородство, отзывчивость, бескорыстие). Важное место в системе ценностей занимают патриотические (патриотизм, национальное достоинство, гражданственность и др.) и эстетические ценности. Кроме того, в качестве ценностных ориентации могут выступать такие показатели, как смысл труда, заработная плата, квалификация, карьера и др.Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей являются: социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствование профессиональной позиции педагога, педагогический долг и ответственность, педагогическая справедливость, педагогическое призвание. В них отражается отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку. Основу профессиональной направленности составляет интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу. Педагогическое призвание формируется в процессе накопления теоретических знаний и практического опыта будущим педагогом. Основу педагогического призвания составляет любовь к людям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность. Взаимоотношения с обучающимися, их родителями и коллегами педагог должен строить, полагаясь на чувство такта. Педагогический такт - это мера педагогически целесообразного взаимодействия учителя с учащимся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Проявление уважения формирует у обучающегося чувство собственного достоинства. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога и его профессионального мастерства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: