Экономическая природа фирмы

В хозяйственных системах используются два различных способа координации деятельности: спонтанный (стихийный) порядок и иерархия. Спонтанный (стихийный) порядок предполагает согласование действий через рынок, когда информация, необходимая предпринимателям, передается путем ценовых сигналов. Иерархия – это система приказов, идущих сверху от руководителя к непосредственному исполнителю. В реальном мире одновременно существуют и спонтанный порядок, и иерархия.

Фирма представляет собой целостную слаженную иерархическую систему. Фирма (firm)– это экономический субъект (организация), который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию. Рынок и фирма отличаются тем, что:

· рынок предполагает обособление средств производства, фирма – их концентрацию;

· в условиях рынка преобладают косвенные методы контроля, на фирме – прямые;

· рынок исключает диктат, основывается на экономических стимулах, фирма – наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления.

Функции фирмы:

1) ресурсная – концентрация и использование разнообразных ресурсов;

2) организационная - организация определенного вида производства;

3) сбытовая – осуществление сбытовой деятельности;

4) получение прибыли и несение риска

5) творческая функция и накопление опыта

Основные цели фирмы:

1) максимизация экономической прибыли;

2) максимизация продаж;

3) завоевание престижа фирмы на рынке;

4) ограничение проникновения других фирм на данный рынок.

Основные принципы организации фирм:

1) иерархический принцип организации экономической деятельности;

2) принцип концентрации средств производства;

3) использование прямых методов контроля;

4) единоначалие.

Деятельность фирмы проходит в рамках нескольких ограничений:

· технологические ограничения в виде производственной функции ограничивают набор альтернатив, с которыми сталкивается фирма;

· финансовые ограничения определяются стоимостью факторов производства;

· ограничения спроса, зависящие от емкости рынка, количества действующих фирм-конкурентов;

· государственное регулирование в виде налогов, субсидий, квотирования, лицензирования, административных запретов и т.д.;

· общество в целом регулирует деятельность фирм (экологическое движение, защита прав потребителей, борьба с коррупцией, разработка норм этики бизнеса и т.д.);

· время - стратегические и инвестиционные планы и тактические приемы эффективны только тогда, когда принимаются и осуществляются в нужное время и с необходимой длительностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: