В хозяйственных системах используются два различных способа координации деятельности: спонтанный (стихийный) порядок и иерархия. Спонтанный (стихийный) порядок предполагает согласование действий через рынок, когда информация, необходимая предпринимателям, передается путем ценовых сигналов. Иерархия – это система приказов, идущих сверху от руководителя к непосредственному исполнителю. В реальном мире одновременно существуют и спонтанный порядок, и иерархия.
Фирма представляет собой целостную слаженную иерархическую систему. Фирма (firm)– это экономический субъект (организация), который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию. Рынок и фирма отличаются тем, что:
· рынок предполагает обособление средств производства, фирма – их концентрацию;
· в условиях рынка преобладают косвенные методы контроля, на фирме – прямые;
|
|
· рынок исключает диктат, основывается на экономических стимулах, фирма – наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления.
Функции фирмы:
1) ресурсная – концентрация и использование разнообразных ресурсов;
2) организационная - организация определенного вида производства;
3) сбытовая – осуществление сбытовой деятельности;
4) получение прибыли и несение риска
5) творческая функция и накопление опыта
Основные цели фирмы:
1) максимизация экономической прибыли;
2) максимизация продаж;
3) завоевание престижа фирмы на рынке;
4) ограничение проникновения других фирм на данный рынок.
Основные принципы организации фирм:
1) иерархический принцип организации экономической деятельности;
2) принцип концентрации средств производства;
3) использование прямых методов контроля;
4) единоначалие.
Деятельность фирмы проходит в рамках нескольких ограничений:
· технологические ограничения в виде производственной функции ограничивают набор альтернатив, с которыми сталкивается фирма;
· финансовые ограничения определяются стоимостью факторов производства;
· ограничения спроса, зависящие от емкости рынка, количества действующих фирм-конкурентов;
· государственное регулирование в виде налогов, субсидий, квотирования, лицензирования, административных запретов и т.д.;
· общество в целом регулирует деятельность фирм (экологическое движение, защита прав потребителей, борьба с коррупцией, разработка норм этики бизнеса и т.д.);
· время - стратегические и инвестиционные планы и тактические приемы эффективны только тогда, когда принимаются и осуществляются в нужное время и с необходимой длительностью.