Философские школы Древней Греции

Идея о единстве и развитии окружающего мира, включая живую природу, была одной из центральных для многих философских школ античности. При этом часто исходили из материальности мира и многообразия его предметов и явлений. Само многообразие предметов и явлений рассматривалось как резуль­тат постепенного развития мира. Так например, в гилозоизме (учение о всеобщей одушевлённости материи. Термин введен в 1678г Кедвортом. Относились Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) существовали представления о наличии некой единой первичной формы всего многообразия жизненных проявлений.

При этом исключения не составлял и человек, предки которого якобы около 4 млн. лет назад перешли к коллективной деятельности. Возраст существования современных людей приравнивался на Земле к 1 млн. лет (что явно противоречило представлениям о его позднем сотворении). Широкое хождение имела и идея превращения одних существ в другие.

Именно в этот период формируется представление о душе как о самостоятельной сущности, включая идею множественности душ, появ­ляющихся в разных органах и определяющих их функции. Душа рассматривается как бессмертная («анимизм»). Особенностью жи­вых существ считалось наличие души, когда она покидает тело, по­следнее превращается в «мертвую» субстанцию.

Греков рассматривают как основателей рационального знания и науки (Воронцов, 1999, с.120). Среди них выделяется плеяда фило­софов и мыслителей (Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Демокрит и др.). До V в. до н.э. они пытались ответить на вопросы: что есть мир, жизнь и человек?

Предфилософская традиция: Орфей, Лин, Ферекид, Фалет, Эпименид, Акусилай, Семь мудрецов (Первый список мудрецов приведён в диалоге Платона «Протагор» - IV в. до н. э.):

  • Фалес Милетский
  • Питтак Митиленский
  • Биант Приенский
  • Солон из Афин
  • Клеобул Линдийский
  • Мисон Хенейский
  • Хилон из Спарты

Милетская школа: Фалес · Анаксимандр · Анаксимен

Пифагорейцы: Пифагор · Алкмеон · Филолай · Ксенофил · Архит

Элеаты: Ксенофан · Парменид · Зенон Элейский · Мелисс

Атомисты: Левкипп · Демокрит

Софисты: Протагор · Продик · Горгий · Гиппий · Критий · Коракс · Тисий

Вне школ: Гераклит · Анаксагор · Эмпедокл · Диоген Аполлонийский

Общим для этих школ было признание материальности и развития окружающего мира. Они расходились только в определении конкретного его первоначала — «апейрона» (беспредельного).

Анаксимандр (610 — 547/540 до н. э.) — древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Фалеса Милетского и учитель Анаксимена[1]. Автор первого греческого научного сочинения, написанного прозой («О природе», 547 до н. э.). Ввёл термин «закон», применив понятие общественной практики к природе и науке. Анаксимандру приписывают одну из первых формулировок закона сохранения материи («из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению»). Все происходит из 4-х начал: вода, земля, огонь, воздух. Живые существа и предметы неживой природы образуются по одним и тем же законам апейрона.

Небесные светила Анаксимандр считал не отдельными телами, а «окошками» в непрозрачных оболочках, скрывающих огонь. Земля имеет вид части колонны — цилиндра, диаметр основания которого в три раза превышает высоту: «из двух [плоских] поверхностей по одной ходим мы, а другая ей противоположна».

Земля парит в центре мира, ни на что не опираясь. Землю окружают исполинские трубчатые кольца-торы, наполненные огнём. В самом близком кольце, где огня немного, имеются небольшие отверстия — звёзды. Во втором кольце с более сильным огнём находится одно большое отверстие — Луна. Оно может частично или полностью перекрываться (так Анаксимандр объясняет смену лунных фаз и лунные затмения). В третьем, дальнем кольце, имеется самое большое отверстие, размером с Землю; сквозь него сияет самый сильный огонь — Солнце. Вселенную Анаксимандра замыкает небесный огонь. Таким образом, Анаксимандр полагал, что все небесные светила находятся на разном расстоянии от Земли.

Согласно представлению о том, что живое может возникнуть из неживого, Анаксимандр считал, что животные родились первоначально из влаги и земли, нагретых солнцем. Первые животные были покрыты чешуей, но, достигнув зрелости, они вышли на сушу, чешуя их лопнула, и, освободившись от нее, они начали вести свойственный каждому их них образ жизни. Все виды животных возникли независимо друг от Друга. Правда, в отношении человека Анаксимандр, по-видимому, уже допускал возможность его происхождения от организмов Другого вида.

Диоген Аполлонийский (499/498 до н. э, Афины — 428/427 до н. э.) — греческий философ, современник Анаксагора. В 420-е годы до н. э. жил и учил в Афинах. Несмотря на то, что Диоген жил в одно время с Сократом, официально он причисляется к досократической традиции.

Как и Анаксимен, Диоген считает первичной материей воздух. Свойствами воздуха, кроме того, он считает разум и мышление — качества, которые Анаксагор приписывал мировому разуму, нусу. Все вещи, по Диогену, являются продуктом различных превращений воздуха. Его учение подытоживает всю философию ионийской школы.

Углублению познаний в области живой природы способствовала в Древней Греции практика анатомирования трупов живо тных (Алкмеон Кротонский).

Алкмеон Кротонский (Alkmaion) — древнегреческий философ, живший в V в. до н. э. Возможно, был учеником Пифагора. Автор первого древнегреческого медицинского трактата. В отличие от принятых в то время представлений, Алкмеон помещал источник познания не в сердце, а в мозг, считая его органом мышления. Данный подход служит как бы основой последующих теорий ощущения. А.Кротонский, сравнивая животных и человека, подчеркивал как общее (наличие ощущений), так и специфическое (способность мыслить).

Опираясь на вскрытие животных и проводя наблюдения над заболеваниями и повреждениями мозга, он открыл главные нервы органов чувств (названные им, как и Аристотелем, «ходами» или «каналами»), их пути и окончания в мозговом центре.

В ряде сочинений Алкмеон писал о развитии зародыша в утробе матери.

Еще более обстоятельная теория происхождения живого была создана Эмпедоклом, с именем которого связывают первую догадку о том, что существуют ископаемые остатки вымерших организмов. Биологические воззрения Эмпедокла были тесно связаны с его философией. В отличие от Гераклита Эмпедокл считал, что мир слагается из 4-х корней ("стихий") мира (огонь, воздух, вода и земля), каждый из которых состоит из вечных частиц, способных вступать во взаимодействие друг с другом, и двух "сил" - Любви и Вражды, которые соединяют (Любовь) или разъединяют (Вражда) разрозненные частицы. Из этой борьбы возникают разные формы организмов. Эти две силы - двигатели всех процессов во Вселенной.

Возникновение живых существ Эмпедокл представлял себе так: Жизнь началась на нашей планете еще до того, как народилось Солнце. В ту дальнюю, досолнечную пору землю непрерывно орошали обильные дожди. Поверхность Земли превратилась в тинообразную массу. Из недр Земли, которая содержит внутренний огонь, наружу периодически прорывался огонь, который поднимал вверх комья тины, принимавшей различную форму. В этом взаимодействии земли, воды, воздуха и огня создавались сперва растения - предшественники и предтечи подлинных живых существ. А со временем стали появляться и сами эти животные формы. Но это были причудливые существа. По сути, это были даже не животные существа, которые мы знаем, а лишь их отдельные обрывки, части, органы. Эмпедокл рисует прямо-таки сюрреалистическую картину биогенеза: "Головы выходили без шеи, двигались руки без плеч, очи блуждали без лбов".

Но влекомые силой Любви, все эти органы, беспорядочно носясь в пространстве, как попало соединяясь друг с другом, образовывали самые различные уродливые создания, большинство из которых были нежизнеспособными и недолговечными. Велением Вражды всем несовершенным и неприспособленным формам суждено было со временем погибнуть. Остались лишь немногие целесообразно устроенные организмы, которые могли питаться и размножаться. Эти гармоничные целесообразные организмы стали размножаться половым пут ем и тем самым сохранились до наших дней.

При всей примитивности этой картины, нельзя не отметить в ней рациональных представлений, гениально предвосхищавших дарвиновскую идею естественного отбора. И у Эмпедокла и у Дарвина решающая роль принадлежит случаю и отрицается телеологизм - принцип целесообразной направленности органического развития. Несмотря на свою примитивность, первые исторические формы концепции самозарождения сыграли свою прогрессивную роль в борьбе с креационизмом.

Питание и рост живых организмов Эмпедокл объяснял стремлением частиц стихий соединиться с себе подобными.

Главную роль в организме, по его мнению, играет кровь. Чем больше в органе крови - тем он важнее. При умеренном охлаждении крови наступает сон, при сильном ее охлаждении - смерть.

Душа умирает вместе с телом.

Любопытно, что Эмпедокл, например, считал, что слух зависит от напора воздуха на ушной хрящ, который, словно колокольчик, колеблется под напором воздуха.

Гераклит Эфесский (р. около 544—540 до н. э. — г. смерти неизвестен) Первоначалом сущего Г. считал огонь, стихию, которая представлялась древним грекам наиболее тонкой, лёгкой и подвижной; путём сгущения из огня появляются все вещи и путём разрежения в него возвращаются. Этот мировой огонь "мерами вспыхивает и потухает", причём мир, по Гераклиту, не создан никем из богов или людей. Диалектика у Г. — концепция непрерывного изменения, становления, которое мыслится в пределах материального космоса и в основном является круговоротом веществ, стихий — огня, воздуха, воды и земли.

Как бы ни возникли предметы и тела окружающего мира, они находятся в постоянном изменении, как результат борьбы и необхо­димости. При этом тела расходятся и сходятся, из различий образуется прекраснейшая гармония и все возникает через борьбу (Гераклит). Этот «мировой мудрец» природу считал своим учителем и жизнь рассматривал в вечном движении, в постоянном разложении и обновлении; одно и то же, изменяясь, снова становится тем же. Изменения в природе и живом мире не целенаправленны, а случай­ны и обусловлены противоположностью. Основой движения Герак­лит считал огонь, из него возникает остальное благодаря столкнове­нию противоположностей. Добро и зло «едино» и из их борьбы возникает гармония мира. При всей привлекательности подобных утверждений они еще далеки от идей эволюции окружающего мира. Живые существа — представители античной («эллинской») школы — продолжали рассматривать как образованные независимо друг от друга.

Дальнейшим углублением представлений о материи служат идеи атомистов (Левкипп, Анаксагор и Демокрит), которые свойст­ва каждого тела выводили из соответствующих невидимых час­тиц— «гомойомер». Первоначальные организмы, возникшие соеди­нением гомойомер неба и земли, приобретают способность размножаться (Анаксагор).

Демокрит (Абдеры

, ок. 460 до н. э. — ок. 370 до н. э.) — древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии. В своем атомистическом учении рождение любой вещи связывал с соединением атомов, а смерть — с разъединени­ем. В природе вечны и неизменны только атомы. По его мнению, разнообразие тел обусловлено разнообразием тех комбинаций, в которые вступают атомы. Величина и форма атомов, их число и расположение он считал подлинным источником разнообразия тел (В.В.Лункевич); «ничто не происходит случайно, все совершается по необходимости». Точно так же и живые существа возникают на определенном этапе развития Земли. При насыщении ее влагой и илом под действием тепла солнечного света возникают пузыри (оболочка), внутри которых — и первые животные. Различия со­единяющихся между собой атомов определяют специфику развивающихся из них животных. В вопросе о формировании эмбриона Демокрит допускал равноправное участие мужского и женского начал. В понимании же наследственности придерживался взгля­дов, близких гипотезе пангенезиса — о выделении семени всем телом и участием частиц всех органов. При этом могут родиться нередко уроды, в результате неправильного сращения разных на­чал (семени).

Сокра́т (ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э., там же) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Сократ создает крупную философскую школу. Девиз Сократа — «познай самого себя». Он отдавал предпочтение научному методу, четкости определений и терминов в противовес туманным излечениям прежних натурфилософов.

У Сократа учился Платон (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля., который в своих изысканиях, не следуя девизу учителя, пытался все объяснить умозрительно. Идеи Платона, названного Цицероном «богом философии», оказались явно противоположными взглядам Демокрита. Платон — искатель абсолютной истины рассматривал окружающий мир (совокупность вещей) как трудно постижимый разумом. Мир идеи для него — ос­нова материального мира. В диалоге «Тимей» появление жизни на Земле у него совпадает по времени с возникновением человека. Не­кий «вид сущности бесформенный» у Платона выступает основой и вместилищем всего; из него Творец («демиург») и создает «тело мира», где главенствует «мир идей», куда «...создатель вложил ра­зум в душу, а душу вселил в тело». Так, якобы вещественный мир превращается в «живое существо» с разумом и душою.

Творец создал человека с бессмертной душой как наиболее со­вершенное существо по своему образу и подобию, а все остальные существа возникают как его модификации. Платон высказал мысль о мозге как о высшем органе, где находится бессмертная часть души

Линия Демокрита в дальнейшем была продолжена в трудах Гиппократа, (около 460 года до н. э., остров Кос — между 377 и 356 годами до н. э., Ларисса) — вошедшего в историю как «отец медицины». Гиппократ, опираясь на свои наблюдения и философское образование, пытался изгнать из медицины религию и мистику.

Фактически ничего не известно о самом этом челове­ке, кроме того, что он родился и жил на ос­трове Кос близ Ионийского побережья. На этом острове был храм Асклепия, греческо­го бога медицины, наиболее близкий эквива­лент сегодняшней медицинской школы; быть допущенным в него и стать священником значило нечто вроде получения современной медицинской степени. Наибольшей заслугой Гиппократа перед биологией было сведение роли Асклепия к чисто почетной позиции. В представлениях Гиппократа не существует бога, покровительствующего медицине.

Для Гиппократа здоровое тело — это тело, все органы и системы которого работают хорошо и гармонично, в то время как больное тело — такое, где гармония отсутствует. Задачей врача было внимательно наблюдать за порядком, чтобы подметить изъяны в работе организма, а затем предпринять соответствующие действия, чтобы эти изъяны скорректировать. Соответствующие действия не сводятся к молитвам или жертвоприношениям, изгнанию демонов или умилостивлению бо­гов. Они состоят главным образом в предоставлении пациенту возможности отдыхать, надзирая за тем, чтобы он содержался в чистоте, дышал свежим воздухом и ел про­стую, здоровую пищу. Любая форма излишества была связана с нарушением баланса в работе тела в том или ином отношении, так что требовалась умеренность во всем. Задача врача, по воззрениям Гиппократа, заключалась в том, чтобы дать естественный ход событиям, ибо тело имеет самокорректирующие устройства, которые могут использоваться для любой возможности работать. Приняв в расчет ограниченность познаний того времени в области медицины, эту точку зрения можно смело признать великолепной.

Гиппократ основал медицинскую школу, которая пережила столетия после его времени.

Последователи этой школы помещали его почетное имя на своих трудах, так что сей­час невозможно сказать, какая из книг при­надлежит самому Гиппократу. Например, Клятва Гиппократа, которая до сих пор ци­тируется при медицинских выпускных экза­менах в момент получения медицинской сте­пени, вероятно, написана не им самим, а составлена спустя около шести столетий пос­ле его смерти. При этом самому Гиппократу приписывают одну из старейших работ, посвященную болезни эпилепсии. И это отлич­ный пример проявления рационализма в био­логии. Эпилепсия — это болезнь (пока не изученная всецело), основные проявления которой — расстройство функции мозга, при котором нарушен нормальный контроль моз­га над телом. При ее легких формах больной может неправильно интерпретировать смысл своих впечатлений и поэтому страдать гал­люцинациями. При более осложненной фор­ме мускулы внезапно выходят из-под конт­роля; эпилептик падает на землю и кричит, тело его спазматически двигается, иногда нанося себе жестокий вред. Эпилептические припадки продолжаются не очень долго, но нужно один раз увидеть это ужасное зрели­ще, чтобы понять серьезность заболевания. Случайные зрители, которые не понимают сложности нервной системы, находят легкое объяснение ужасному впечатлению: человек движется не по собственной воле, а потому, что некая сверхъестественная сила захвати­ла контроль над его телом. Эпилептик одер­жим, и болезнь является «святой», потому что в ее течение вовлечены сверхъестествен­ные сущности.

В книге «О святой болезни», написанной около 400 г. до н. э., возможно самим Гиппократом, эта точка зрения резко критикуется. Гиппократ утверждает, что бессмысленно в общем случае приписывать болезням божественные причины и нет разумных поводов считать эпилепсию исключением. Эпилепсия, подобно другим болезням, имеет естественные причины и рациональное лечение. Если же причина неизвестна и лечение неопределенно, все-таки не следует изменять принципам. Вся современная наука подтверждает эту точку зрения, и, если некто настаивает на том, чтобы отыскать одну дату, одного человека и одну книгу, зна­менующую начало биологии, этот человек может в таком случае указать дату 400 г. до н. э., человека Гиппократа и книгу «О святой болезни».

Таким образом, в медицине Гипократ заложил основы учения о 4-х жидкостях тела (кровь, слизь, желтая и черная желчь), в результате разных соотношений которых появляются все животные. Гиппократ сделал многое для развития анатомии, вскрывая различных животных. У него не было единого мнения на функции отдельных органов. Предпочтение он отдавал мозгу как органу умственной деятельности, описал нервы органов чувств и их вхождение в головной мозг. В заслуги ему следует ставить и стремление создать теоретическую основу медицины (восставая против фантазии), опираясь на наблюдения. В понимании пола и наследственности он придерживался взглядов Демокрита. Гиппократ предвосхитил идею преформизма (Дж.Нидхэм), указывая на участие всех частей в формировании нового организма и одновременное их возникновение.

Вершиной античной биологии явились труды Аристотеля. В рамках его универсальной теологической картины мира энтелехия как активно формирующая сила определяла направление трансформации пассивной материи.

Аристотель был уроженцем Северной Греции и наставником Александра Великого. Лучшие дни Аристотеля наступили, однако, в его средние годы, когда он основал знаменитый Лицей в Афинах и преподавал там. Аристо­тель был самым многосторонним и совершен­ным из греческих философов. Он писал почти обо всех предметах, от физики до ли­тературы, от политики до биологии. В по­здние времена стали более прочих известны его труды по физике, имеющие дело главным образом со структурой и функционировани­ем неодушевленной Вселенной; именно они, как показывают события нашего времени, почти полностью неверны. И все-таки именно биология, и в частности изучение морских созданий, была его первой и самой дорогой интеллектуальной любовью.

Биологические книги Аристотеля оказались лучшими из всех его научных работ, авторитетны они и в наше время. Аристотель внимательно и аккуратно описывал внешний вид и привыч­ные действия созданий (это было первым этапом естественной истории). В свой труд он включает около пятисот сортов или видов животных и указывает различия между ними. Этот список сам по себе тривиален, но Аристотель пошел дальше. Он признал, что различные животные могут быть сгруппированы в категории и что эта систематизация не обязательно будет устроена просто и легко.

Например, легко разделить наземных животных на четырехногих творений (зверей), летающих пернатых творений (птиц) и остающихся разнообразных червей («vermin» — от латинского слова «червь»). Морские творения можно разделить огульно по признаку «еды». Сделав это, однако, не всегда легко сказать, какой категории может соответствовать отдельное создание.

Тщательные наблюдения за дельфином, выполненные Аристотелем, например, совершенно прояснили, что, хотя он рыбообразное творение, но если судить по внешнему виду и по поведению, то он совершенно нерыбообразное во многих важных отношениях. Дельфин имеет легкие и дышит воздухом; в отличие от рыбы он может утонуть, если держать его погруженным в воду. Дельфин теплокровный, а не холоднокровный, как обыкновенная рыба. Более важно, что он рождается, чтобы питаться молоком, а перед рождением питается через плаценту. Во всех этих отно­шениях дельфин подобен волосатым теплокровным животным суши — зверям. Эти подобия, как казалось Аристотелю, были существенны, чтобы сгруппировать китообразных (китов, дельфинов и морских свиней) скорее вместе со зверями полей, чем с рыбами морей. В этом Аристотель был на две тысячи лет впереди ученых своего времени, продолжавших в античный период и Средневековье группировать китообразных вместе с рыбами. Аристотель был вполне современен и в своем делении чешуйчатых рыб на две группы: рыб с костным скелетом и рыб, подобных акулам, с хрящевым скелетом. Это тоже соответствовало современной точке зрения.

В группировании видов животных и сравнении их с оставшимися во Вселенной отточенный ум Аристотеля не мог не систематизировать материал в порядке увеличения его сложности. Он видел природу развивающейся постепенными этапами вплоть до человека, который стоит (как это естественно думать для человека) на вершине творения. Таким образом, можно разделить Вселенную на четыре царства: неодушевленный мир почвы, моря и воздуха; мир растений над ним; мир животных, находящийся выше, и мир человека на вершине. Неодушевленный мир существует; мир растений не только существует, но и размножается; мир животных не только существует и размножается, но движется; и человек не только существует, размножается и движется, он может делать из наблюдений вы­воды. Более того, внутри каждого мира есть дальнейшие подразделения. Растения могут быть разделены на простые и более сложные; животные — на тех, которые имеют красную кровь, и тех, которые ее не имеют; животные без красной крови включают в свой состав в порядке возрастающей сложности губок, моллюсков, насекомых, рако­образных и осьминогов (по Аристотелю). Животные с красной кровью находятся выше на шкале и включают рыб, рептилий, птиц и зверей. Аристотель знал, что на «лестнице жизни» нет резких ступеней, так что невозможно точно сказать, в какую группу может попасть конкретная порода. Поэтому очень простые растения, как кажется, едва ли могут обладать какими-либо атрибутами жизни. Простейшие животные (губки, например) могут быть подобны растениям и так далее. Аристотель нигде не показывает и намеков на предположение, что одна из форм жизни может медленно превратиться в другую; что творение, расположенное выше на лестнице, может подняться с более низкого места еще выше на ступень. Это концепция, в которой хранится ключ к современной теории эволюции, а Аристотель не был эволюционистом. Однако подготовка «лестницы жизни» неминуемо побуждает к тренировке мышления. Она, в свою очередь, ведет к эволюционной концепции, а Аристотель был основателем зоологии (изучения животных). В сочинениях Аристотеля нашли своё дальнейшее развитие представления об иерархии вещей, были отображены наблюдения автора о постепенном переходе в природе из неживого в живое, что оказало огромное влияние на последующие теории развития.

Насколько мы можем предположить, судя по его сохранившимся трудам, он, скорее всего, пренебрегал растениями, однако после смерти Аристотеля руководство его школой перешло к его ученику Теофрасту (372 — 287 гг. до н. э.), который заполнил место, освобожденное его учителем.

Теофраст основал ботанику (науку о растениях), и в его труде «Исследования о растениях» тщательно описаны 500 видов растений, содержатся сведения о классификации, использовании, строении и размножении, способах прорастания семян растений. При описа­нии растений он ввел также ботанические понятия, как плод, околоплодник и сердцевина, различал способы их размножения. Отличал злаки и бобовые по семядолям, корням и стеблям, а также мужские и женские растения у финиковой пальмы (нередко отнеся их даже к разным видам). Считал, что «дерево самца» отличается наличием цветочной пыли, попадающей на соцветия «дерева сам­ки». Он пытался выделить фитогеографические зоны. Из более тонких его наблюдений следует упомянуть описания явлений возрастной мозаики листьев (плющ), роли листьев в питании расте­ний, изменения формы листьев и корней со старением деревьев (тополь, клещевина), различий долговечности растений в разных условиях произрастания, дикорастущих и культурных, движений растений (мимоза и лазающие формы), расщепление вегетативно размножаемых растений при переводе на семенное возобновление (плодовые, виноград и др.) и проявления материнских признаков при вегетативном воспроизведении, полярности органообразова-ния, рудиментов и переразвитых частей тела у растений. Так, на примере отрезков побега ивы и винограда он предостерегал от неудач при посадке их морфологически верхними концами. Он выступает против возможностей самопроизвольного возникновения сложных растений.

В той же работе Теофраста содержатся другие сведения о расте­ниях (листопад, созревание плодов, опыление и т.д.), которые характеризуют его как оригинального исследователя-экспериментатора, сумевшего критически обобщить и существенно дополнить наблюдения предшественников над растениями. Он прожил более 100 лет и весьма плодотворно изучал особенности жизнедеятельности растений, что следует ставить ему в заслугу с учетом слабого интереса к данному вопросу со стороны древних натурфилософов.

На смену греческой мысли после смерти А.Македонского (323 г. до н.э.) приходит расцвет Рима и упрочение династии Птолемеев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: