Церковные школы в Западной Европе

(* В развитом средневековье (X-XIII вв.) в Западноевропейских странах зародились две системы образования: религиозная и рыцарская, позже появилась светская. *)

Большое значение в жизни западноевропейских стран имела католическая церковь. Она держала все образование в своих руках. В средневековых монастырях переписывались книги для нужд богослужения, готовились переписчики, создавались библиотеки и школы.

Раньше всего оформились монастырские школы. В некоторых монастырях были внутренние и внешние школы: в первых учились мальчики, которых родители отдавали в монашество, и жили они в монастырях; во внешних школах – дети жителей данного церковного прихода (мирян).

В центрах церковного управления постепенно из епископских общежитий, куда отдавали детей для обучения, развились соборные, или кафедральные школы (школы при кафедре епископа). Эти школы в ряде мест делились на внутренние школы, при которых жили учащиеся, и внешние школы для детей мирян (во внешних монастырских и кафедральных школах, как правило, учились дети дворян, реже – именитых горожан).

Монастырские и соборные школы, как правило, имели особые помещения, предназначенные для учения; определенные сроки обучения не устанавливались. Учителя были духовные лица, получившие навыки обучающей работы.

При церквях в приходах открывались приходские школы, которые организовывались в каком-либо церковном помещении или на квартире того служителя культа, который брал на себя обучение детей. Обучали учеников чтению молитв на латинском языке и церковному пению, реже учили письму, зачастую смысла читаемого ученики не понимали.

В приходской школе учение продолжалось несколько лет; наряду с детьми учились и юноши, даже взрослые люди, решившие постичь «книжную мудрость». В начальной стадии обучения учитель читал материал на непонятном учащимся латинском языке, а они повторяли его вслух; там, где ученики владели письмом, они записывали урок на навощенной дощечке, а затем, выучив наизусть, стирали. Каждый учащийся вызывался к доске и должен был повторять заученное без запинки.

Курс обучения в монастырских и соборных школах постепенно стал расширяться, в него включались грамматика, риторика и диалектика (задатки религиозной философии), а в некоторых обучали еще и арифметике, геометрии, астрономии и музыке. Таким образом, в части монастырских и соборных школ давалось повышенное образование. Его содержание составляла «сеть свободных искусств», преподавалось богословие, которое считалось венцом наук.

Основная масса народа образования в школах не получала, дети воспитывались родителями в повседневном труде. В семьях и мастерских ремесленников сложилась система ремесленного ученичества.

2.4. Воспитание светских феодалов.

(* НЕ было школ для образования сыновей рыцарей, знатных феодалов.

Содержание рыцарского воспитания составляли «семь рыцарских добродетелей»:

Езда верхом;

Плавание;

Владение копьем, мечом и щитом;

Фехтование;

Охота;

Игра в шахматы;

Умение слагать и петь стихи. *)

По-другому воспитывались сыновья рыцарей – «господа земли и крестьян», у которых вырабатывали военно-физические умения, крепостническую мораль и благочестие, учили вести себя в «высшем обществе».

Содержание рыцарского воспитания составляли «семь рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение копьем, мечом и щитом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи.

Игра в шахматы рассматривалась как средство воспитания настойчивости и способности правильно ориентироваться. Умение слагать и петь стихи нужно было для того, чтобы блистать в высшем обществе, прославлять военные подвиги и служить «даме сердца». Чтение и письмо не были обязательными для рыцарского сословия (графов, герцогов), многие феодалы в период раннего средневековья были неграмотными. Религиозные «истины» обычно сообщались детям рыцарей каким-либо «духовным отцом», чаще всего капелланом замка.

До 7 лет старшие сыновья феодалов оставались в своей семье; с 7 лет они направлялись в замок к вышестоящему феодалу (сюзерену), где выполняли обязанности пажа при жене сюзерена. С 14 лет, с вручением меча, которое совершалось в торжественной обстановке, до 21 года юноша состоял оруженосцем сюзерена, обучаясь ездить верхом, умению владеть оружием. Он сопровождал сюзерена в походах и на охоте, участвовал в рыцарских турнирах и т.п. По достижению 21 года он на особой церемонии посвящался в рыцари.

Младшие сыновья светских феодалов оставались дома, упражнялись в «рыцарских добродетелях» и обучались у капеллана замка религии, реже – чтению, письму; некоторые из них направлялись ко двору епископа и готовились занять высшие церковные должности.

Девушки знатного происхождения (дочери светских феодалов и других богатых людей) получали хорошее образование при женских монастырях, проходили особый курс обучения, в который входили проза, поэзия, классические языки, пение и др. Они готовились стать светскими дамами.

2.5. Светское образование. Возникновение средневековых университетов. Цеховые, гильдейские, городские школы. В XII веке при соборах и монастырях стали появляться университеты. Они основывались на принципах автономии и самоуправления. Ректора в этих университетах не назначали, а выбирали. Университеты имели свой суд, которым присуждались ученые степени и т.д. Каждый университет вырабатывал свой устав, по которому организовывалась его жизнь. В XII веке возникли университеты в Италии, Париже, Оксфорде, Кембридже, в XIV веке – в Праге, Варшаве, Кракове.

Средневековый университет, как правило, имел 4 факультета: артистический (подготовительный), выполняющий роль общеобразовательной школы, где изучались «семь свободных искусств». По окончании университета выпускники получали степень бакалавра, а защитившиеся перед членами факультета – «магистра искусств». Далее можно было продолжить образование на богословском, юридическом, медицинском факультетах, где срок обучения составлял также 6-7 лет (как и на подготовительном) и заканчивался защитой работы на ученую степень доктора наук.

Студент проходил курс в строго определенном порядке: слушал лекции, участвовал в диспутах. Юноша, приходя в 13-14-летнем возрасте заниматься в университете, в течение нескольких лет находился под попечением одного профессора, а потом посещал занятия других профессоров. Право быть представленным к экзамену студент получал, прослушав определенное количество лекций и приняв участие в диспутах.

Существовали университеты за счет церкви, взносов за обучение студентов и различных пожертвований. Эти средневековые учебные учреждения обычно не были зависимы от городских властей: как студенты, так и сами университеты отличались мобильностью, подвижностью. Не поладив с властями или оказавшись в полосе войны, университеты перебирались из одного города в другой.

Университеты постепенно становились центрами средневековой науки, но она находилась еще в «пеленках» богословия и только начинала освобождаться от них. В период средневековья получила развитие схоластика, стремившаяся примирить, сблизить науку и богословие, светские знания и христианскую веру, ставшая универсальной философией и теологией в XI и XV вв.

Схоластика развивала формально-логическое мышление. Одним из ее видных представителей являлся Фома Аквинский (XIII в.), труды которого были главными источниками при изучении богословия в школе. Со временем схоластика превратилась в формальную бессодержательную «науку» словопрения, однако на протяжении долгих веков она господствовала в обучении.

Ученые мужи – схоласты вели бесконечные диспуты по теме, например, «снег белый или черный?», «Огонь – горячий или холодный?» и др., тратя на них недели и доходя до ссор и даже драк.

В XIII – XV веках самим населением, а также городскими властями стали создаваться школы цеховые (для детей ремесленников), гильдейские (для детей купцов), объединившиеся впоследствии в городские. Обучение в первых двух шло на родном языке, в городских – еще и на латинском. Кроме чтения, письма, счета, давались знания профессионального характера (при мастерских ремесленников) Появились подобные заведения и для девочек.

2.6. Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения. В европейской культуре постепенно складывается новый взгляд на мир и человека, отличающийся от средневекового религиозно-догматического. Прогрессивные мыслители провозгласили в этот период идеи гуманизма, в соответствии с которыми человека признали высшей ценностью на Земле. Началась эпоха, названная Возрождением, что означало восстановление утраченных ценностей античного мира, новое «прочтение» античных достижений в науках и искусстве.

Это время великих изобретений и открытий, развития культуры, науки, образования (начало книгопечатания, открытие Америки, морского пути в Индию, появление романского и готического стилей в архитектуре, непревзойденные шедевры живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, поэзия Петрарки и Данте и т.д.).

Возникнув в Италии, идеи Возрождения проникают вначале во Францию, затем в другие западноевропейские страны. Педагоги-просветители, гуманисты эпохи Возрождения подвергли критике пороки воспитания и определили новый гуманный принцип воспитания. Среди них наиболее известен в истории педагогики Витторино да Фельтре (XVв.).

Учебно-воспитательное учреждение, названное «Дом радости», которым руководил этот педагог, стремилось развить «ум, тело и сердце». Главными предметами программы были классические языки (латинский, греческий), литература. Изучались логика, математика, живопись, музыка. Воспитанники много упражнялись физически (верховая езда, бег, борьба, военизированные игры). Мальчики и девочки обучались совместно, что было нововведением для этого времени. Телесных наказаний не было, порядок поддерживался с помощью надзора и личного примера воспитателей. Большое внимание уделялось религиозному воспитанию. В школе занимались 80 воспитанников. Это были дети аристократов и одаренные дети.

Как гуманист и человек, внесший свой вклад в развитие идей обучения и воспитания, известен Франсуа Рабле (1494-1553 гг.) – французский писатель. В своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» он критикует воспитание того времени (отказ от физических и умственных нагрузок порождают лень, болезнь, скуку) и представляет идеал гуманистического воспитания, заключающегося в заботе о подготовке к жизни сильного физически, образованного и хорошо воспитанного человека.

Философ, мыслитель Эразм Роттердамский (1469-1536 гг.) жил в Голландии, в Париже, в Англии. В своем сатирическом произведении «Похвала Глупости» высмеивал невежество, тщеславие, лицемерие. Провозгласив природное равенство людей, он в своих философских сочинениях, которые носили педагогический характер, заявил о необходимости развития активности и врожденных способностей ребенка через трудовую деятельность, призывал учитывать силы и возможности детей в процессе обучения, заинтересовывать их учением.

Как прогрессивный мыслитель и автор гуманных идей обучения и воспитания известен в истории педагогики Томазо Кампанелла (1568-1639 гг.) – итальянский философ, создавший трактат-утопию «Город Солнца» (1602 г.), где изображен образец общества, основанного на равенстве. В трактате описаны те педагогические принципы, на которых должно строиться гуманное воспитание: изучение наук, истории, традиций и обычаев народа; занятия искусством, ремеслами, общественно-полезным трудом; физическое развитие путем занятий гимнастикой, бегом, играми.

(* Утопия – место, которого нет *)

Не менее известен представитель гуманных идей обучения и воспитания в том времени - Томас Мор (1478-1535 гг.), английский мыслитель, давший в своем труде «Остров Утопия» или «Золотая книжка столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516) представления о счастливом устройстве человеческого общества. В книге были изложены взгляды автора и на воспитание и обучение. Первостепенной задачей автор считал воспитание высокой нравственности, в духе той морали, которая отвечает интересам общества и каждого человека. Скромность, добродетель, трудолюбие, доброта – те нравственные черты, которые отличают гармонию развитого человека. Государственные школы признаны развивать в учениках духовные силы, предоставив возможность заниматься науками, искусствами, соединив обучение с трудом. Обучать нужно на родном языке, обучать нужно всех: и мальчиков, и девочек.

Итак, главными идеями педагогов-гуманистов эпохи Возрождения явились забота о гармоничном развитии ребенка (* Гармоничность личностного развития предполагает создание условий для разносторонности развития личности ребенка, которая обобщенно представляется как: развитие разума и интеллекта, нравственности, физ.воспитание. Гармоничность этого развития определяется тем, что эти 3 стороны развиваются одновременно, не преобладаю друг над другом. *), основанном на его активности, стремлении к нравственному, физическому, умственному совершенствованию детей; любовь к детям, отказ от физических наказаний, приобщение к труду, создание уч.заведений, в которых догматическое схолостическое обучение уступает место образование, обусл.развитие естесственно-научных знаний.

Контрольные вопросы и задания:

1. Почему в эпоху раннего средневековья преобладающими школами были церковные?

2. В чем особенности светского образования и воспитания в эпоху феодализма?

3. С чем связаны изменения характера образования и воспитания в эпоху развитого средневековья? В чем проявлялись эти изменения?

4. Каковы основные идеи о совершенствовании обучения и воспитания высказывались мыслителями, философами и педагогами эпохи Возрождения? Докажите актуальность этих идей для современной школы.

Литература:

1. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики: Учеб. пособ. для вузов / А.Н. джуринский. – М.: Издат. группа «Форуса – Инфра – М», 1988. – 272 с.

2. Константинов, Н.А. История педагогики: Учеб. для студ. пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаев. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с.

3. Латышина, Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие / Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2002. – 603 с.

4. Пискунов, Л.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Л.И. Пискунов: составитель и автор вводных статей А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1971.

5. Сегянюк Г.В. Гiсторыя педагогiкi / Г.В. Сегянюк. – Мазыр, 2000. – 432с.

6. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – С.89 – 164.

7. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1988. – Ч.1 – Гл.4. – С.60 - 183.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: