Тема 10. Государственные закупки и механизм их реализации

Лекция 10.1. Содержание государственных закупок

Тема 10. Государственные закупки и механизм их реализации

Вопросы лекции:

o 1. Система государственных закупок: общие положения.

o 2. Законодательство о государственных закупках.

o 3. Общая структура связей при государственных закупках.

  1. Система государственных закупок: общие положения

o В ряде стран (в т.ч. в России и Беларуси) первоочередные потребности государства и его административно-территориальных единиц ежегодно устанавливаются в законодательном порядке и признаются государственными нуждами.

o Основой обеспечения государственных нужд выступает государственный заказ на поставку (закупку) товаров, работ и услуг.

o Государственный заказ - заявка государства на приобретение определенной продукции для покрытия конкретных нужд общества, которая представляет собой конкретный перечень товаров, работ и услуг, закупающихся конкретным органом государственной власти.

Госзаказ

o обеспечивает закупку продукции для жизнеобеспечения страны, ее безопасности, реализации региональных, республиканских и межгосударственных целевых программ, развития регионов;

o является важнейшим инструментом государственного регулирования, позволяющим активно влиять на экономику, воздействовать на спрос, оживлять и расширять производство.

Особенность государственного заказа

o закупки в рамках госзаказа оплачиваются за счет средств, аккумулированных в соответствующих бюджетах и внебюджетных фондах.

Развитие госзаказа способствовало появлению в конце XX в. совершенно новой отрасли знаний - прокьюремента.

o Прокьюремент - совокупность практических методов и приемов, позволяющих максимально обеспечить интересы покупателя в товарах, работах и услугах при проведении закупочной кампании.

Главная цель прокьюремента:

o наиболее эффективное удовлетворение объективных потребностей организации в товарах, работах и услугах.

Эффективное удовлетворение означает, что потребности должны удовлетворяться в максимально полном объеме и в приемлемый срок, с лучшим из возможных соотношений цены и качества.

Принципы прокьюремента:

o открытость и прозрачность;

o равенство и справедливость;

o эффективность;

o экономичность;

o подотчетность и ответственность;

o конкурентность.

Основные цели формирования систем госзакупок:

o наиболее полное удовлетворение общественных потребностей при минимальных затратах общественных средств;

o препятствие коррупции;

o поддержка отечественных товаропроизводителей или некоторых их категорий.

Процессы системы госзакупок:

o определение перечня потребностей в товарах, работах и услугах;

o порядок формирования заказов за счет общественных средств (номенклатура, объемы, примерная стоимость);

o порядок размещения заказов;

o порядок заключения контрактов и договоров;

o порядок финансирования заказа и заключенных контрактов;

o контроль осуществления госзакупок;

o исполнение обязательств по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

Субъекты системы госзакупок:

o госзаказчики, формирующие и размещающие госзаказ на поставку продукции, заключающие контракты и получающие продукцию;

o непосредственные потребители товаров, работ и услуг;

o поставщики продукции, участвующие в процедурах размещения гозакупок, заключающие контракты на поставку продукции и поставляющие ее;

o координатор, уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий планирование, координацию, контроль и методическое руководство процессом формирования и размещения госзаказа;

o специализированные организации, привлекаемые заказчиком для выполнения отдельных функций;

o другие органы государственной власти, как исполнительной, так и законодательной.

Заказчики:

o министерства,

o ведомства,

o другие органы власти.

В условиях децентрализованной системы управления при перераспределении прав, ответственности и финансов в пользу низшего звена управленческой структуры в качестве заказчиков могут выступать самые разные организации:

o органы управления;

o государственные предприятия и организации;

o казенные государственные предприятия, наделенные полномочиями госзаказчиков;

o организации, предприятия - непосредственные потребители закупаемых за счет государственных средств товаров, работ и услуг.

Поставщики:

o организации и предприятия всех форм собственности, производящие и поставляющие товары, выполняющие работы и оказывающие услуги,

o физические лица.

Участники могут быть как отечественными, так и иностранными.

Другие субъекты системы государственных заказов:

o организации, осуществляющие координацию и контроль деятельности государственных заказчиков в вопросах формирования и размещения госзаказа.

o Кроме функции контроля координатор может участвовать в формировании государственного заказа и предложений по его финансированию; совершенствовании правовой базы; формировании принципов размещения госзаказа. Координатор также осуществляет методическую поддержку и юридическую защиту участников.

Организационный центр в системе государственных заказов:

o министерства,

o ведомства,

o другие органы исполнительной власти, ответственные за контроль и координацию деятельности государственных заказчиков.

  1. Законодательство о государственных закупках

Государственные закупки регламентируются национальным законодательством, включающем:

o соглашения;

o кодексы: Гражданский кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь «Об административных нарушениях»;

o законы Республики Беларусь;

o декреты Президента Республики Беларусь;

o Указы Президента Республики Беларусь;

o Постановления Совета Министров и других министерств и ведомств Республики Беларусь.

o Основу действующего законодательства Республики Беларусь об обеспечении государственных нужд составляют нормы Гражданского кодекса (ГК) - § 4. - Поставка товаров для государственных нужд, статья 495:

o определяют понятие госнужд «как определяемые в установленном порядке потребности Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц, обеспечиваемые, как правило, за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования»;

o регулируют вопросы, связанные с заключением и исполнением контрактных обязательств;

отражают принципы торгов по продаже имущества.

Этапы процесса госзакупки:

o формирование заказов на поставки, работы, услуги;

o размещение заказов и заключение контрактов;

o исполнение контрактных обязательств.

Каждый из этапов регулируется собственным законодательством.

3. Общая структура связей при государственных закупках

Особенности структуры связей по закупкам продукции для государственных нужд

Выделяют:

o одноуровневые;

o двухуровневые договорные связи.

Порядок формирования одноуровневых связей:

o В качестве заказчиков определяются организации Правительством Республики Беларусь, а в регионах - облисполкомами. Порядок выбора поставщиков основан на методологии применения комиссий.

o Принятие поставщиком заказа на поставку носит добровольный характер. Заключение государственного контракта является обязательным для поставщика при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением государственного контракта.

o После размещения заказа государственный заказчик разрабатывает проект государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд и направляет его поставщику. Поставщик (при согласии) подписывает его, и между сторонами возникает обязательство по поставке товаров для государственных нужд. Эта схема применяется, когда заказчиками выступают организации, сами использующие товар, например унитарные или казенные предприятия.

o В случаях, когда товар закупается для других лиц, предусматривается выдача заказчиком, заключившим контракт, отгрузочной разнарядки поставщику с указанием в ней наименований и адресов получателей, количества и ассортимента причитающихся им товаров. Товар отгружается согласно разнарядке, но стоимость его оплачивается заказчиком, которому выделены средства из соответствующего бюджета.

Порядок формирования двухуровневых связей:

o В заключенном государственном контракте может быть установлено, что поставка будет производиться не самому заказчику, а определяемому заказчиком покупателю. В этом случае заказчик выдает поставщику и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику.

o В силу заключенного контракта и полученного от заказчика извещения о прикреплении поставщик обязан в 30-дневный срок заключить с покупателем договор на поставку для государственных нужд.

o В названных случаях первое обязательство оформляется контрактом между заказчиком и поставщиком.

o Второе обязательство создают выдача заказчиком на основе контракта извещения о прикреплении покупателя к поставщику и заключение договора между покупателем и поставщиком.

o В результате возникают два различных обязательства, в которых совпадает только поставщик. При помощи такой схемы достигается ресурсное обеспечение соответствующей государственной программы.

o Заказчик сам определяет более предпочтительную структуру договорных связей. Он исходит из целей сохранения за собой контроля за реальной поставкой товаров, выступает гарантом по оплате их стоимости.

o Таким способом, нередко осуществляется поставка закупленных для государственных нужд продовольствия, медицинской продукции и иного имущества в войсковые части, военные госпитали и другим потребителям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: