Таблица 1
Характерные черты | Модели рынка | |||
Чистая конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия | |
Число фирм | Очень большое | Много | Несколько | Одна |
Типы продукта | Стандартизированный (однородный) | Дифференцированный | Стандартизированный дифференцированный | Уникальный, нет близких заменителей |
Контроль над ценой | Отсутствует | Присутствует, но незначительно | Ограничен взаимной зависимостью и значителен при тайном сговоре | Жесткий контроль |
Условия вступления в отрасль | Легкие | Сравнительно легкие | Существенные препятствия | Вступление блокировано |
Неценовая конкуренция | Отсутствует | Серьезная реклама, наличие торговых марок и знаков | Присутствует там, где рынок дифференцированных товаров | Реклама, связи с общественными организациями |
Примеры (для цивилизованных стран) | Сельское (фермерское) хозяйство | Розничная торговля, производство одежды, обуви, кондитерских изделий, сфера услуг | Производство автомобилей, сельскохозяйственной техники, бытовых приборов, стали | Местные предприятия общественного пользования, транспорт, водопровод, телефон |
Поведению фирмы в условиях совершенной конкуренции присущи следующие черты:
|
|
- любая фирма отрасли не в состоянии воздействовать на рыночную цену производимого отраслью товара;
- фирмы отрасли производят однородный товар, поэтому для покупателей безразлично, товар какой фирмы приобретать;
- отрасль является открытой для входа в нее и выхода любого количества фирм. Ни одна фирма отрасли не предпринимает какого- либо противодействия, как не существует и каких-либо законодательных ограничений этому процессу.
Поскольку в условиях совершенной конкуренции отдельная фирма не влияет на цену товара и реализует любое количество товара по неизменной цене, спрос на продукцию отдельной фирмы является абсолютно эластичным, а кривая спроса каждой фирмы горизонтальна. Кроме того, каждая дополнительно проданная единица товара будет добавлять к суммарной выручке фирмы одну и ту же величину предельной выручки, равную цене товара. Следовательно, для отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции кривые спроса, средней и предельной выручки совпадают и представляют одну и ту же горизонтальную линию, проведенную на уровне цены товара.
Функционируя на совершенно конкурентном рынке, фирма максимизирует прибыль при таком объеме продукции, при котором предельные издержки сравняются с ценой товара, устанавливаемой рынком независимо от действий фирмы. Данная прибыль (в размере заштрихованного прямоугольника на рис. 1) будет привлекать в отрасль новые фирмы. Это обусловит увеличение предложения и снижение цены товара, а, следовательно, и сокращение прибыли данной фирмы до уровня «нормальной прибыли» (на рис.1 кривая цены и предельного дохода сместится вниз на уровень P * и MR *). Оптимальный объем продукции данной фирмы также уменьшится.
|
|
Таким образом, в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде фирма будет максимизировать прибыль при условии равенства цены, средних и предельных издержек и предельного дохода, т. е. P=AC=MC=MR.
Эффективность совершенно конкурентных рынков заключается в установлении равновесной цены на низком уровне, приемлемом для покупателей.