Тема 1.2 Формы (источники) права

1. ФОРМА (ИСТОЧНИК) ПРАВА. ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРАВОВЫЕ ОБЫЧАИ И ИХ ВИДЫ.

Как целостное явление социальной действительности право имеет определённые формы своего внешнего выражения. Отражая особенности структуры содержания, они представляют собой способы организации права вовне.

Для обозначения этого явления в юридической литературе используются как тождественные понятия «форма права» и «источники права». Но существует ещё категория «правовая форма». Это создаёт терминологические трудности, возникает проблема разграничения указанных понятий, уточнения их смыслового содержания.

Правовая форма отражает всю правовую реальность. Это понятие используется для обозначения связи права с иными социальными процессами.

Категория «форма права» отражает всю юридическую реальность, складывающуюся в обществе, все её элементы, опосредующие экономические, политические, хозяйственные, культурные и иные фактические отношения.

Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не совпадают.

«Форма права» показывает, как содержание права организовано и выражено вовне.

«Источник права» показывает истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и форму выражения.

Так, юридическими источниками рабовладельческого права были различные религиозные правила, обычаи, решения судебных органов, распоряжения должностных лиц.

Юридическими источниками феодального общества были:

1) «кулачное право» сильного;

2) возродившиеся нормы обычного права: Русская правда; Салическая правда (VIII-IX вв.) – салические франки жили у устья Рейна (король Хлодвиг); Рипуарская правда (VI-VIII вв.) – рипуарские франки жили южнее Рейна;

3) религиозные правила: каноническое право (церковное); Коран;

4) судебная практика, прецеденты, труды крупных ученых-юристов.

Юридическими источниками буржуазного общества были:

судебная практика, религиозные нормы, обычаи; но постепенно, в связи с укреплением государственных начал в управлении обществом, в качестве основной формы права был установлен нормативно-правовой акт (законодательство).

В самом обобщенном смысле слово источник означает то, что дает начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь. Например, солнце-источник тепла.

Правовые нормы имеют строго определенные формы своего выражения и существования, называемые источниками (формами) права.

Источник права – это специальный правовой термин, который обозначает способ, внешнюю форму воплощения и закрепления юридических норм.

Он представляет единственное место нахождения юридических норм, некое вместилище, откуда люди черпают общеобязательные правила поведения.

Иначе говоря, источником права являются официальные действующие государственные документы (законы, указы), в которых закрепляются правовые нормы.

Законы, постановления, указы являются результатом правотворческой деятельности.

Правотворческая деятельность – это форма деятельности компетентных органов государства, в ходе которой устанавливаются нормы права посредством издания, изменения или отмены правовых актов.

Государство не создает право. Оно лишь выражает его, способствует реализации правовых норм. Под воздействием множества политических, экономических, культурных и иных факторов общество само формирует и создает право, а государство только завершает этот процесс.

Значение правотворческой деятельности чрезвычайно велико, потому что от качества законодательного акта, от того, насколько полно в нем отражены объективные потребности развития общества, зависит возможность его точного и неуклонного соблюдения.

В правовых системах разных государств на протяжении истории сложилось несколько разновидностей источников права, основные из них:

Правовой обычай – это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате длительного повторения людьми определённых действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма.

Обычай- традиционно установившиеся правила общественного поведения.

Традиция- то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи).

Следует отметить, что государство признаёт не все обычаи, а только те, что отвечают интересам общества на определённом этапе его развития. Обычай был исторически первым источником права. Вобрав в себя религиозные, моральные и иные культурные ценности народа, он передавался им из поколения в поколение. Обычное право господствовало только на ранних этапах развития правовых систем («Русская Правда», законы Драконта в Афинах, законы XII Таблиц в Древнем Риме).

Существуют страны, в которых роль обычаев еще велика: это развивающиеся страны Азии.

В РФ правовой обычай признаётся источником права: в гражданском праве – обычаи делового оборота, в международном праве – консульские уставы.

Так, ст. 5 ГК РФ признает в качестве источника гражданского права обычай делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Пример: срок, в течении которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения – сроками, обычно принятыми в порту погрузки.

Религиозные тексты – это священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. Этот источник применяется, в первую очередь, в мусульманском праве (Коран - собрание поучений и заповедей Аллаха {речь бога к Мухаммеду}, Сунна {сборник преданий о жизни пророка Мухаммеда}- жизнеописание пророка Мухаммеда).

Юридический прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение. С его помощью может быть подтвержден или объяснен какой-либо аналогичный факт или обстоятельство.

Прецедентное право сложилось в Англии, где роль суда всегда была высокой. Главным условием действия системы прецедентов является наличие источников информации о прецедентах, то есть судебных отчетов, которые начали собирать с конца XIII века в «Ежегодниках».

С 1870 г. издаются «Судебные отчеты», где в полуофициальном порядке публикуются решения высших судов, на которые обычно и ссылаются как на прецеденты в последующих судебных постановлениях.

Прецедентное право впоследствии распространилось на большинство англоязычных стран (США, Канада, Австралия).

Например, если за кражу компьютера судом был наложен штраф определённого размера, то в случае рассмотрения судом дела о краже точно такого компьютера и при условии, что обстоятельства последующего дела совпадают с обстоятельствами дела предыдущего, суд назначит преступнику точно такое же наказание.

В результате действия прецедентов сложилась ситуация, которую английский правовед профессор А.Л. Гудхарт охарактеризовал так: «Английский судья – раб прошлого и деспот будущего, он связан решениями своих предшественников и связывает поколения судей, которые будут ему наследовать».

Элементы юридического прецедента имеют место в российской правовой системе, что связано с деятельностью Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов, руководящие разъяснения которых кладутся в основу решений конкретных юридических споров всеми нижестоящими судебными органами.

В российской системе права судебный прецедент источником права не признаётся и при рассмотрении уголовных или гражданских дел российские суды на него опираться не могут.

Прецедент может быть как судебным, так и административным. Он предоставляет судье или должностному лицу возможность личного усмотрения, поскольку при отсутствии полной аналогии жизненных ситуаций именно эти люди обладают правом оценивать степень аналогичности рассматриваемых обстоятельств.

В условиях реформирования политической и экономической систем в России, когда существенно расширяются полномочия субъектов Федерации, хозяйственных предприятий и отдельных граждан, оптимальной формой учета многообразного спектра интересов становится не властный приказ из центра, а договор. Поэтому следующим источником права принято считать нормативный договор.

Нормативный договор – это соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является одним из основных источников международного права.

Любой договор с нормативным содержанием имеет следующие свойства:

1) содержит норму общего характера;

2) добровольность заключения;

3) общность интереса;

4) равенство сторон;

5) согласие участников по всем существенным аспектам договора;

6) эквивалентность и возмездность;

7) взаимная ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств;

8) правовое обеспечение.

В отличие от договоров-сделок нормативный договор не носит персонифицированного, индивидуально-разового характера, его содержание составляют правила поведения общего характера – нормы.

В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).

Доктринальные тексты (правовая доктрина) - это мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например Ульпиана) зачастую составляли основу решения юридических дел.

Также, например, кодекс императора Юстиниана лег в основу Гражданского кодекса Наполеона Бонапарта 1804 г., а последний послужил образцом гражданских кодексов большинства современных европейских стран.

Судьи в англоязычных странах нередко основывают свои решения на трудах английских ученых.

В мусульманских странах созданные в XII-XIV в. труды арабских юристов, знатоков ислама (иджма) имеют официальное юридическое значение.

В российском праве правовая доктрина источником права не признаётся.

Нормативно-правовой акт (НПА) – это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума (референдум – всенародное голосование), устанавливающий, изменяющий либо отменяющий нормы права.

Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет.


 
 


2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ИХ ПРИЗНАКИ. ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ.

Как уже было сказано, нормативно-правовые акты издаются только компетентными органами с соблюдением установленного порядка.

Их следует отличать от иных формально схожих актов - не правовых: уставы политических партий, акты общественно-политических движений, инструкции по пользованию электронной техникой, бытовыми приборами.

Это отличие выражается в следующих признаках нормативно-правового акта:

1) НПА исходят от государства, выражают государственную волю. Они являются результатом правотворческой деятельности компетентных, т.е. уполномоченных на то законом, государственных органов. Принимать такого рода акты могут и негосударственные организации (акционерные общества, профсоюзы), но лишь с ведома государства;

2) содержит нормы права. Если представить нормативно-правовой акт в виде танкера, корпус которого разделен на отдельные резервуары (статьи), то содержанием каждого резервуара будет являться находящаяся внутри нефть (норма права).

3) имеет строго определенную документально-письменную форму (закон, указ, постановление). Это официальные акты-документы, имеющие установленные символы и реквизиты;

4) принимается компетентными органами в особом порядке;

5) их реализация обеспечивается комплексом мер государственного воздействия (экономическими, организационными, принудительными);

6) следует знать, что нормативно-правовые акты обладают определённой юридической силой.

Юридическая сила – это степень подчинённости данного нормативно-правового акта другим нормативно-правовым актам.

В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты бывают следующих видов:

Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом законодательном порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы характеризуются следующими признаками:

A. Принимаются только высшими представительными (законодательными) органами государственной власти – Федеральным Собранием Российской Федерации или парламентами субъектов Российской Федерации, в особом порядке, предусмотренным Конституцией РФ, конституцией или уставом субъекта РФ (из всех субъектов РФ только республики имеют право на собственную конституцию) и регламентом соответствующего парламента.

B. Регулируют наиболее значимые сферы общественных отношений.

C. Обладают высшей юридической силой: любой иной правовой акт, изданный не на основании и не во исполнение закона, отменяется в установленном порядке.

D. Имеют особую структуру, состоят из определенного набора элементов, называемых реквизитами.

Основными реквизитами законодательного акта являются:

- название органа, принявшего закон;

- название закона;

- номер и дата принятия закона;

- преамбула (вступительная часть, в которой указываются мотивы, цели и задачи принятия закона);

- нормативно-правовое содержание закона;

- указание на вступление закона в юридическую силу и отмену иных нормативно-правовых актов, ранее регулировавших данные общественные отношения;

- подпись соответствующего должностного лица (для законов Российской Федерации – Президента РФ).

Каждый закон состоит из отдельных утверждений – статей. В статье могут содержаться либо одна, либо несколько норм права. Статьи имеют порядковый номер.

Статья может быть разделена на части, а части иногда делятся на пункты и абзацы.

Виды законов:

а) Основные:

Конституция – это единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Федеральные конституционные законы – это те законы, принятие которых предусмотрено Конституцией РФ в особом, усложнённом порядке (законы о порядке деятельности Правительства РФ, судебной системе, Конституционном суде, чрезвычайном положении, режиме военного положения и т.д.; всего их 14).

б) Текущие законы – это акты текущего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, социальной жизни общества (закон о бюджете, который действует в течение определённого года).

Разновидности текущих законов:

А. Органические (кодифицированные) законы – это юридически цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определённую сферу общественной жизни.

К таким законам могут быть отнесены кодексы по различным отраслям законодательства.

Кодекс (лат. Codex – книга, пень) - это единый нормативно-правовой акт, систематизирующий законодательство какой-либо отрасли права (Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Семейный кодекс РФ).

Кодекс является результатом сложной правотворческой деятельности, в ходе которой создается единый логически цельный, внутренне согласованный нормативно-правовой акт.

В. Чрезвычайные (исключительные) законы – это законы, которые принимаются при чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.

Совокупность всех действующих законов называют законодательством РФ.

Итак, законы регулируют только важнейшие, основополагающие общественные отношения. Однако в обществе постоянно возникает множество других отношений, которые также нуждаются в правовой регламентации. И сами законы носят наиболее общий характер, требуют своего развития и конкретизации. Этими обстоятельствами обусловлена потребность в издании другого вида нормативно-правовых актов – подзаконных.

Подзаконный акт – это акт правотворчества, который основан на законе и не противоречит ему (Указы Президента РФ, Постановления Правительства, ведомственные акты-приказы и инструкции министерств и ведомств, акты местных органов исполнительной власти).

Наряду с перечисленными выше существуют и подзаконные акты, издаваемые внутри отдельных организаций.

Для правильного применения правовых норм необходимо уметь точно определить действие нормативно-правового акта, содержащего эти нормы, во времени, в пространстве и по кругу лиц.

2. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ.

Действие нормативно-правового акта во времени начинается с момента его вступления в законную силу.

Нормативно-правовой акт вступает в силу либо со времени его принятия, либо с того времени, которое указано в самом акте.

Если в нормативно-правовом акте момент начала его действия не определён, то он вступает в силу по истечении определённого срока после опубликования. Акты Президента публикуются в журнале «Собрание законодательства Российской Федерации».

Действие нормативно-правового акта прекращается в следующих случаях:

1) по истечении срока действия акта (самоотмена);

2) в случае указания государственного органа об отмене акта;

3) в случае принятия нового акта по тем же вопросам тем же вышестоящим государственным органом.

Большинство законов РФ не имеют обратной силы, т.е. не распространяются на правоотношения, которые возникли до вступления его в юридическую силу. Исключение составляют уголовные законы: они могут иметь обратную силу, если устраняют наказуемость деяния или смягчают наказание.

Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания.

Нормативно-правовой акт может действовать в пространстве на всей территории государства, на определённой части страны, за пределами государства.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов.

Существует общее правило, в соответствии с которым нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранцев и лиц без гражданства).

Но из этого правила есть исключения:

1. Действующее уголовное законодательство РФ распространяется не только на лиц, находящихся на территории России, но и на ее граждан за границей.

2. Некоторые акты могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (Конституция РФ, УК РФ). Другие нормативно-правовые акты могут иметь ограниченную значимость и адресовываться лишь конкретной категории лиц (студентам, пенсионерам, военнослужащим, лицам, проживающим в районах крайнего Севера.)

3. Иностранцам не предоставляется право избирать и быть избранными в государственные органы, обязанность службы в Вооруженных Силах РФ.

Представители иностранных государств (главы государств и правительств, дипломатический персонал посольств) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности).

Экстерриториальность-это порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц.

Вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, совершенные на территории РФ, решается дипломатическим путем.

Такие лица чаще всего объявляются персоной нон грата (non grata), т.е. нежелательной персоной, и высылаются за пределы страны.

Таким образом, несмотря на многообразие и своеобразие адресатов нормативно-правовых актов, для всех них в России в соответствии с Конституцией РФ признается и гарантируется весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: