Основные концепции правопонимания

РАЗДЕЛ 1 ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВА

Фонд конспектов лекций по дисциплине

Измеряется статистически, путём испытания множества приборов, или вычисляется методами теории надёжности

«Основы права»

для студентов специальности 260204

«Технология бродильных производств и виноделие»

Курс лекций

ТЕМА 1.1 ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1. ПОНЯТИЕ НОРМЫ. ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМИ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ.

Норма (от лат. «norma») – это образец, правило поведения. Применительно к общественным отношениям нормы приобретают социальный характер. Они становятся образцами, правилами поведения, которые упорядочивают отношения между людьми, общественными объединениями и иными организациями в обществе.

Все созданные людьми правила можно условно разделить на две группы:

1) технические нормы: правила, выполнение которых помогает человеку безвредно использовать в своей деятельности достижения науки, работать с естественными и искусственными объектами.

2) социальные нормы – общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей.

Все существующие социальные нормы можно классифицировать по трём основаниям:

1. По сфере регулирования общественных отношений:

v нормы права – общеобязательные правила поведения людей, установленные и охраняемые государством;

v нормы морали - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве;

v нормы обычаев – это правила поведения, сложившиеся в результате длительного повторения людьми определённых действий, закрепившиеся как устойчивые нормы;

v нормы традиций – это исторически сложившиеся и передающиеся по наследству общественные правила, связанные с поддержанием семейных, национальных и иных устоев;

v политические нормы – это общие правила поведения, регулирующие отношения между классами, социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти, способом организации и деятельности государства;

v экономические нормы – представляют правила поведения, регулирующие общественные отношения, связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ;

v нормы общественных организаций (корпоративные) – правила поведения, регулирующие общественные отношения различных общественных организаций между их членами;

v нормы этикета – правила поведения, в которых проявляется отношение человека к другим людям;

v религиозные нормы – правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленных церковью.

2. По способу образования:

v стихийно образованные (нормы обрядов, традиций, морали);

v образовавшиеся в результате сознательной деятельности людей (нормы права).

3. По способу закрепления: письменные, устные.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что правовые нормы являются самым распространенным видом социальных норм. С их помощью в современном обществе регулируются все наиболее значимые общественные отношения – экономические, политические, социально-культурные.

2. ПРИЗНАКИ ПРАВА. ФУНКЦИИ ПРАВОВЫХ НОРМ. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОПОНИМАНИЯ.

На заре человеческой цивилизации, с появлением избыточного продукта, частной собственности, других факторов, характерных для цивилизации, возникла насущная потребность в особом универсальном регуляторе, более сильном, чем имевшиеся социальные нормы. Таким нормативным регулятором стало право.

Право – это система общеобязательных норм поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.

Признаки права:

1.Общеобязательность: право является единственной системой общественных норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определённого государства.

2. Формальная определённость: правовые нормы является не просто идеями и мыслями, а представляют строгую реальность, воплощённую в правовых актах.

3. Обеспеченность исполнения принудительной силой государства: если предписания не исполняются добровольно, государство принимает необходимые меры для их воплощения.

4. Многократность применения.

5. Справедливость содержания юридических норм. «Право есть искусство добра и справедливости».

6. Системность: вес правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, они вытекают друг из друга, образуя целостную систему, называемую системой законодательства.

Право призвано быть стабилизирующим фактором общественного развития.

В соответствии со своим предназначением правовые нормы выполняют в обществе следующие функции:

1. Регулятивная: способность воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами

2. Охранительная: способность охранять положительные, общественно полезные и вытеснять вредные отношения

3. Гуманистическая: право смягчает возникающие в обществе социальные противоречия и конфликты

4. Воспитательная: подготовка подрастающего поколения к восприятию существующих в обществе ценностей и идеалов

5. Идеологическая: право способствует формированию в общественном сознании представлений о необходимых и желательных принципах и правилах поведения.

­ Естественно-правовая. Естественное право – набор социально-правовых притязаний общества, обращенный к государству и основанный на идее существования неотчуждаемых прав человека.

Смысл концепции состоит в том, что естественные права человека - ориентир или критерий для оценки правового содержания определенного закона. Даная теория сформировалась в 17-18 вв.Основоположник - Гуго Гроций. Последователи: Руссо, Дидро, Радищев.

Признаки естественно-правовой теории:

· Утверждение о существовании вечных, неотчуждаемых прав человека;

· Различие права и закона;

· Учет идей развивающегося естественного права.

– Историческая школа права. Начало 19 в. Основатели: Гуго, Пухта. Право не создается законодателем, а образуется и развивается стихийно, независимо от государства. Главный источник права - обычай. А законно то, что что ранее установилось и существует.

– Социологическая школа права. Конец 19 века. Основоположники: Муромцев, Йеринг. Основа - тезис о свободе судейского смотрения. Под правом понималось предвидение того, что сделает суд.

Положительные моменты: ориентация на учет реальных процессов, их изучение на основе конкретно социологических методов.

Недостаток: возникает опасность размывания понятия права.

– Психологическая школа права. Начало 20 в. Основатель Лев Иосифович Петражицкий. Он сосредоточил свое внимание на психологической стороне формирования правомерного поведения, полагал, что природа явления права заключается в области переживаний и чувств, а не в области разума. Такое право он называет интуитивным. Интуитивное право определяет психологическое отношение субъекта к объекту права.

Достоинство: единственная теория, которая обращает внимание на психологическую сторону права.

Недостаток: нельзя весь сложный механизм формирования правового поведения сводить исключительно к эмоциональной сфере. Должны учитываться юридические и обще-социальные факторы.

– Марксистско-ленинская теория. 19-20 вв. Основоположники: Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин.

Основные черты:

· Обусловленность природы права как надстроечного явления экономической сферы жизни общества;

· Объяснение происхождения права расколом общества на классы;

· Отрицание принципа разделения властей;

· Идея отмирания классов вместе с отмиранием права;

· Недооценка роли права;

3. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ПРАВОВЫХ НОРМ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВОВЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ.

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими социальными нормами. В некоторых странах нормы права, морали, религиозные нормы могут даже совпадать между собой (запрет убийства, кражи).

Наиболее тесную взаимосвязь право имеет с моралью. С точки зрения современной системы ценностей, право должно соответствовать основным требованиям морали. Реализация правовых норм, их исполнение во многом обусловлено тем, насколько люди считают данные нормы справедливыми. В то же время некоторые нормы права (уголовные) непосредственно закрепляют в законе нормы моральные, подкрепляя их юридическими санкциями (например, запрещение лжесвидетельства).

В правовых нормах невозможно закрепить все без исключения требования морали. Связано это с тем, что нормы морали распространяют своё влияние на более широкую сферу отношений, чем ту, которая регулируется правом: они регулируют многие отношения, которые не подлежат правовому регулированию.

Соотношение права с нормами обычаев различно и зависит от того, как к последним относится государство. К некоторым из обычаев государство относится безразлично (например, к обычаю делать подарки на день рождения), с другими оно при помощи правовых норм борется, ограничивает сферу их действия либо запрещает (например, обычай многоженства запрещен нормами семейного права). С одной стороны, некоторые обычаи могут наделяться государством правовой санкцией и принимать форму правовых обычаев. Правовые обычаи фиксируются в юридических документах либо «молчаливо» признаются государством. В последнем случае они нигде не записываются, но всеми неукоснительно соблюдаются и обеспечиваются принудительной силой государства или органов местного самоуправления.

С другой стороны, правовые нормы, которые действительно выражают интересы населения и обеспечивают удовлетворение его потребностей, со временем входят в привычку и приобретают устойчивость, характерную для обычаев.

Степень взаимодействия правовых и религиозных норм зависит от правовой системы конкретной страны: в некоторых правовых системах эта связь тесна, что ученые-юристы называют их религиозными правовыми системами. В таких странах религиозные нормы обеспечиваются принудительной силой государства и фактически превращаются в нормы права. Существуют страны, в которых религиозные нормы действуют наряду с правовыми, дополняя последние и регулируя те вопросы, которые не охватываются правом (например, брачно-семейные отношения). Нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Например, Конституция РФ создаёт правовую основу для деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать любую религию. Религиозным объединениям может придаваться статус юридического лица, они вправе иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения.

Таким образом, право не является единственным регулятором общественных отношений. Однако, устанавливая права и обязанности конкретных лиц и организаций, именно право вносит определённый порядок в общество и государство, создаёт предпосылки для их активности и эффективности, играет важную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра и гуманности. В этом заключается ценность права для общества. Для отдельной личности ценность права состоит в том, что оно способствует сознанию условий для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы человека, ограждает индивида от произвола со стороны государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: